Турнир "Загадки слов"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Турнир «Загадки слов», 2 класс
Учитель начальных классов Сандова В.В.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами начинаем большой турнир «Загадки слов». Продолжится он до конца года. Это мероприятие первое в цикле мероприятий «Части речи». А тему его вы определите позже, самостоятельно.
- Цель нашей конкурсной программы, чтобы каждый из вас смог проявить свою смекалку, сообразительность, приобрёл новые знания, расширил свой кругозор.
- Команды будут соревноваться между собой, и набирать определённое количество баллов за каждый конкурс. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победителем.
2.Вводное слово
- « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» - сказал когда-то Константин Паустовский. И с этим нельзя не согласиться. Однако богатства эти доступны лишь тому человеку, который умеет бережно и аккуратно обращаться со Словом.
-Попытайтесь же сегодня это сделать.
3. Представление жюри.
4. Представление команд.
Каждая команда представляет своё название, девиз и объявляет капитана. ДРУЗЬЯ (не имей сто рублей, а имей сто друзей)
СМЕЛЫЕ (нам не страшен серый волк)
СТОЙКИЕ (один за всех, и все за одного)
Команды занимают свои места за столами. Вспомните правила работы в команде.
5.Конкурсная программа:
Первый конкурс: «Орфографическая разминка»
- на листке каждый из вас должен написать те слова, которые я буду диктовать. жюри будет оценивать правильность и аккуратность написания букв и соединений. Капитан сдаёт все работы жюри. В какую группу можно объединить всё написанные слова? Существительные. Ваша задача сегодня в ходе игры составить кластер на тему Имя существительное.
Второй конкурс: «Найди букву»
На доске
Иду по тр.пинке.
У самой с.сны
С.неет подснежник-
Фонарик в.сны.
Сигналит, что скоро
В з.лёный наряд
Оденется лес
И п.ля зашумят.
2 человека от команда по очереди попробуют вставить нужную букву-это 1 балл и объяснить её написание-2 балла, если самостоятельно и 1 балл, при помои команды. Найдите лишние слова. Почему? Образуйте от этих прилагательных существительные.
Третий конкурс: «Назови одним словом»
Вместо словосочетаний надо назвать одно слово, которое характеризует человека. Отвечать команды по очереди.
Болтливый человек-болтун
Ленивый человек-ленивец
Мудрый человек-мудрец
Добрый человек-добряк
Умелый человек – умелец
Богатый человек – богач
Грубый человек – грубиян
Сильный человек – силач
Весёлый человек - весельчак
- Первое, что мы знаем о существительном Самостоятельная часть речи. Начните составление кластера. Клей, фломастер.
--А сейчас мы пойдём в гости к Существительному. Только нам всем в одном домике будет тесновато. Нам понадобится два теремка.
Игра «Кто и что?»
/Дети танцуют под музыку по кругу. У каждого играющего в руках музыкальная игрушка: бубен, гармошка, петушок, уточка, погремушка, дудочка и т.д. Музыка смолкает- дети должны подбежать к своему теремку- в зависимости от игрушки.
Теремки в ходе игры перемещаются./
- Что вспомнили о существительном? Продолжите заполнять кластер. Не забывайте об этом.
Третий конкурс: «Наборщик»
-Устали, ребятки?
Давайте поиграем в прятки.
Я спрячусь- вы меня ищите.
Да хорошенечко смотрите.
Игра «Прятки»
/На столе рассыпаны капельки. На них написаны слова. Дети выбирают только имена существительные. Зачитывают и объясняют почему?/
1 команда. Парта, высокий, мороз, оттепель, девочка, идёт, круглый, ручка, поёт, пишет, тетрадь, зелёный, сидит, молчит, снег, ворона, любовь.
1 команда. Стол, высокий, весна, гроза, мама, идёт, круглый, карандаш, поёт, пишет, портфель, зелёный, сидит, молчит, дождь, воробей, ложь.
1 команда. Стена, высокий, лето, метель, сын, идёт, круглый, пенал, поёт, пишет, учебник, зелёный, сидит, молчит, ночь, сорока, дружба.
-Наверно что-то её вспомнили про существительное, не забывайте про кластер.
Четвёртый конкурс: «Грамматическая арифметика».
- Командам даётся 2 минуты на обдумывание. За каждый правильный ответ 1 балл.
Малина-лина+зама-зи=
КВА + РАК – АК + ТИРА = (квартира)
ЧЕРЁП – П + МУХА = (черёмуха)
Дерево-рево+вода-да+тучка-ту=
На какие вопросы отвечают эти слова? Поселите их в домики. А теперь дайте название домикам. Одушевлённые и неодушевлённые. Заполните кластер.
Пятый конкурс: «Вставь пропущенное слово».
-Вставь пропущенные имена существительные (листы командам)
кошка ______________, мальчик ______________, река ________________, собака ______________, город _______________, страна _____________.
- Какие существительные помогают найти города, улицы, реки, озера, выбрать книгу. Какие это существительные? Чем они отличаются от нарицательных имён существительных? Не забывайте про кластер.
Разминка «Ребусы»
Шестой конкурс: «Сто слов из одного»
- Из букв слова секундомер Слайд составьте как можно больше новых слов.
- Командам даётся 3 минуты, после чего они поочерёдно зачитывают слова.
- Побеждает та команда, которая назовёт последнее слово. Жюри следит, чтобы слова не повторялись и были понятны и со смыслом, а не инопланетные.
(1место - 3балла, 2 - 2б., 3 - 1б.)
Секундомер
ДОМ НОМЕР МУСОР РОМ
СУК СУКНО СОМ КОН
КУРС МОРЕ УРОК СОР
СЕНО РУНО УМ МОР
ДНО КОМ УКОР СОН СУРОК РОК УС
СОК КОНУС
-А я составила вот какие слова. Ваша задача, назвать эти слова во множественном числе.
-Какие выводы может сделать команда? Что её появится в вашем кластере?
Седьмой конкурс: «Конкурс капитанов»
- Капитаны вытягивают по 5 вопросов. За каждый полный ответ - 2 балла.
1) Что такое имя существительное?
2) На какие вопросы отвечают имена существительные?
3) Что обозначают имена существительные?
4) Какие собственные имена могут принадлежать и мальчику и девочке? (Саша, Женя, Валя).
5) Какие существительные отвечают на вопрос что? А какие на вопрос кто?
6) Как пишутся имена людей, клички животных?
7) Объясни какие это имена существительные: весна, директор, соревнование, мама.
8) Как изменяются имена существительные?
9) Измени по числам: девочка-….., компьютер-……, ученики-….., пеналы-….
10) Назови существительные: предметы-…, живые существа-…, явления природы-…, чувства людей-…
11) Назови имена собственные?
12) Почему эти слова написаны с большой буквы? Маша, Петров, Москва, Африк, Сосьва.
Защита кластеров
Запасной Восьмой конкурс: «Составь пословицу»
- «Без пословицы не проживёшь» - считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее бала бы наша речь без пословиц и поговорок. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет – украсит вашу речь, сделает её ярче.
- В нашем задании половинки пословиц перепутались, найди их и соедини стрелочкой.
- Командам даётся 3 минуты на обдумывание. За каждую правильно составленную пословицу - 1 балл.
Мир строит, а война разрушает
Поспешишь- людей насмешишь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Волков бояться в лес не ходить
Старый друг лучше новых двух
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
6.Подведение итогов. Награждение грамотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...