Турнир "Загадки слов"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Сандова Виктория Владиславовна

Мероприятие проведено во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_zagadki_slov.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир «Загадки слов», 2 класс

Учитель начальных классов Сандова В.В.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами начинаем большой турнир «Загадки слов». Продолжится он до конца года. Это мероприятие первое в цикле мероприятий «Части речи». А тему его вы определите позже, самостоятельно.

- Цель нашей конкурсной программы, чтобы каждый из вас смог проявить свою смекалку, сообразительность, приобрёл новые знания, расширил свой кругозор.

- Команды будут соревноваться между собой, и набирать определённое количество баллов за каждый конкурс. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победителем.

2.Вводное слово

- « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» - сказал когда-то Константин Паустовский. И с этим нельзя не согласиться. Однако богатства эти доступны лишь тому человеку, который умеет бережно и аккуратно обращаться со Словом.

-Попытайтесь же сегодня это сделать.

3. Представление жюри.

4. Представление команд.

Каждая команда представляет своё название, девиз и объявляет капитана. ДРУЗЬЯ (не имей сто рублей, а имей сто друзей)

СМЕЛЫЕ (нам не страшен серый волк)

СТОЙКИЕ (один за всех, и все за одного)

Команды занимают свои места за столами. Вспомните правила работы в команде.

5.Конкурсная программа:

Первый конкурс: «Орфографическая разминка»

- на листке каждый из вас должен написать те слова, которые я буду диктовать. жюри будет оценивать правильность и аккуратность написания букв и соединений. Капитан сдаёт все работы жюри. В какую группу можно объединить всё написанные слова? Существительные. Ваша задача сегодня в ходе игры составить кластер на тему Имя существительное.

Второй конкурс: «Найди букву»

На доске

Иду по тр.пинке.

У самой с.сны

С.неет подснежник-

Фонарик в.сны.

Сигналит, что скоро

В з.лёный наряд

Оденется лес

И п.ля зашумят.

2 человека от команда по очереди попробуют вставить нужную букву-это 1 балл и объяснить её написание-2 балла, если самостоятельно и 1 балл, при помои команды. Найдите лишние слова. Почему? Образуйте от этих прилагательных существительные.

Третий конкурс: «Назови одним словом»

Вместо словосочетаний надо назвать одно слово, которое характеризует человека. Отвечать команды по очереди.

Болтливый человек-болтун

Ленивый человек-ленивец

Мудрый человек-мудрец

Добрый человек-добряк

Умелый человек – умелец

Богатый человек – богач

Грубый человек – грубиян

Сильный человек – силач

Весёлый человек - весельчак

 

- Первое, что мы знаем о существительном Самостоятельная часть речи. Начните составление кластера. Клей, фломастер.

--А сейчас мы пойдём в гости к Существительному. Только нам всем в одном домике будет тесновато. Нам понадобится два теремка.

                                                 Игра «Кто и что?»

/Дети танцуют под музыку по кругу. У каждого играющего в руках музыкальная игрушка: бубен, гармошка, петушок, уточка, погремушка, дудочка и т.д. Музыка смолкает- дети должны подбежать к своему теремку- в зависимости от игрушки.

Теремки в ходе игры перемещаются./

                                                                                                                                                                   

- Что вспомнили о существительном? Продолжите заполнять кластер. Не забывайте об этом.

Третий конкурс: «Наборщик»

-Устали, ребятки?

Давайте поиграем в прятки.

 Я спрячусь- вы меня ищите.

 Да хорошенечко смотрите.

                                              Игра «Прятки»

/На столе рассыпаны капельки. На них написаны слова. Дети выбирают только имена существительные. Зачитывают и объясняют почему?/

1 команда. Парта, высокий, мороз, оттепель, девочка, идёт, круглый, ручка, поёт, пишет, тетрадь, зелёный, сидит, молчит, снег, ворона, любовь.

1 команда. Стол, высокий, весна, гроза, мама, идёт, круглый, карандаш, поёт, пишет, портфель, зелёный, сидит, молчит, дождь, воробей, ложь.

1 команда. Стена, высокий, лето, метель, сын, идёт, круглый, пенал, поёт, пишет, учебник, зелёный, сидит, молчит, ночь, сорока, дружба.

-Наверно что-то её вспомнили про существительное, не забывайте про кластер.

Четвёртый конкурс: «Грамматическая арифметика».

- Командам даётся 2 минуты на обдумывание. За каждый правильный ответ 1 балл.

Малина-лина+зама-зи=

КВА + РАК – АК + ТИРА = (квартира)

ЧЕРЁП – П + МУХА = (черёмуха)

Дерево-рево+вода-да+тучка-ту=

На какие вопросы отвечают эти слова? Поселите их в домики. А теперь дайте название домикам. Одушевлённые и неодушевлённые. Заполните кластер.

Пятый конкурс: «Вставь пропущенное слово».

-Вставь пропущенные имена существительные (листы командам)

кошка ______________, мальчик ______________, река ________________, собака ______________, город _______________, страна _____________.

- Какие существительные помогают найти города, улицы, реки, озера, выбрать книгу. Какие это существительные? Чем они отличаются от нарицательных имён существительных? Не забывайте про кластер.

Разминка «Ребусы»

Шестой конкурс: «Сто слов из одного»

- Из букв слова секундомер  Слайд составьте как можно больше новых слов.

- Командам даётся 3 минуты, после чего они поочерёдно зачитывают слова.

- Побеждает та команда, которая назовёт последнее слово. Жюри следит, чтобы слова не повторялись и были понятны и со смыслом, а не инопланетные.

(1место - 3балла, 2 - 2б., 3 - 1б.)

Секундомер

ДОМ         НОМЕР        МУСОР        РОМ

СУК         СУКНО         СОМ         КОН

КУРС         МОРЕ        УРОК        СОР

СЕНО        РУНО         УМ        МОР

ДНО        КОМ        УКОР        СОН           СУРОК        РОК        УС

СОК        КОНУС            

-А я составила вот какие слова. Ваша задача, назвать эти слова во множественном числе.

-Какие выводы может сделать команда? Что её появится в вашем кластере?

Седьмой конкурс: «Конкурс капитанов»

- Капитаны вытягивают по 5 вопросов. За каждый полный ответ - 2 балла.

1) Что такое имя существительное?

2) На какие вопросы отвечают имена существительные?

3) Что обозначают имена существительные?

4) Какие собственные имена могут принадлежать и мальчику и девочке? (Саша, Женя, Валя).

5) Какие существительные отвечают на вопрос что? А какие на вопрос кто?

6) Как пишутся имена людей, клички животных?

7) Объясни какие это имена существительные: весна, директор, соревнование, мама.

8) Как изменяются имена существительные?

9) Измени по числам: девочка-….., компьютер-……, ученики-….., пеналы-….

10) Назови существительные: предметы-…, живые существа-…, явления природы-…, чувства людей-…

11) Назови имена собственные?

12) Почему эти слова написаны с большой буквы? Маша, Петров, Москва, Африк, Сосьва.

Защита кластеров

Запасной Восьмой конкурс: «Составь пословицу»

- «Без пословицы не проживёшь» - считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее бала бы наша речь без пословиц и поговорок. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет – украсит вашу речь, сделает её ярче.

- В нашем задании половинки пословиц перепутались, найди их и соедини стрелочкой.

- Командам даётся 3 минуты на обдумывание. За каждую правильно составленную пословицу - 1 балл.

Мир строит, а война разрушает

Поспешишь- людей насмешишь

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Волков бояться в лес не ходить

Старый друг лучше новых двух

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

6.Подведение итогов. Награждение грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....