Однородные члены предложения. Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

На уроке учились распознавать однородные члены предложения, определять по существенным признакам принадлежность однородных членов к той или иной группе. Учились ставить знаки препинания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4  классе

« Однородные члены предложения»

                 Литвиненко Надежда Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории                                            

                  Тема: «  Однородные члены предложения»

     Цель урока:

  • Формирование умения выделять и характеризовать однородные члены предложения. 

Задачи: 

  • Создать условия для распознавания однородных членов предложения.
  • Содействовать умению определять по существенным признакам принадлежность  однородных членов предложения  к той или иной группе,  постановке знаков препинания.
  •  Способствовать развитию  фонематического слуха и связной речи, логического мышления и внимания.

    Планируемые результаты:    

 Личностные:        

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
  •  осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат

 Предметные результаты:

  • распознавать предложения с однородными  членами, находить их в тексте;
  • составлять предложения с однородными          членами без союзов и с союзами и, а, но;
  •  объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;
  • расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Метапредметные результаты: 

Познавательные универсальные учебные действия: 

  • - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
  • - обобщать, делать выводы

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • - принимать и сохранять учебную задачу
  • -оценивать правильность выполнения задания
  • - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
  • - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми

 Оборудование:  карточки, проектор

                                           Ход урока

1. Организационный момент.

-  Улыбнитесь  гостям, друг другу, подарите улыбки мне.

Ведь улыбка располагает к приятному общению. И с хорошим настроением начинаем наш урок.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

2.  Актуализация знаний

А) Словарная работа

(Учитель читает наизусть) слайд 1.

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.»

             (И.Бунин.)

- Каким временем года восхищался в своем стихотворении И.Бунин?

-Но осень прекрасна не только тем, что деревья обрели  пестрые яркие платья.

-   Как вы понимаете пословицу: « Сентябрь холоден, да сыт»? ( В сентябре убирают урожай)

- Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму.

  Отгадайте загадки. ( Уч-ся отгадывают, записывают отгадки, ставят ударение)

а) Красная девица

    Сидит в темнице,

    А коса на улице.

             ( Морковь)

б)  Был ребенок-

     Не знал пеленок,

     Стал стариком –

     Сто пеленок на нем.

            ( капуста)

в)  Без окон, без дверей

     Полна горница людей.

             (огурец)

г) Пусть невзрачен он на вид

    И в земле сырой сидит.

    Все равно он знаменит –

    Все довольны, каждый сыт.

           ( картофель)

д) Долго он зеленым был,

     Набирался долго сил,

Но как только покраснел,

Я сорвал его и съел.

     ( помидор)

-Что объединяет эти слова? ( Словарные слова, имена существительные, овощи)

          -Взаимопроверка. Откройте учебник и проверьте.

Б) - Составьте предложение, используя словарные слова  картофель, капуста, морковь

- ( Запись предложения на доске и в тетрадях, синтаксический разбор предложения) – Объясните значение слова - фермеры

-  Фермеры отправляют с полей в городские магазины картофель, морковь, капусту.

- Характеристика предложения.

- Что интересного вы заметили ? (однородные второстепенные члены предложения)

3. Сообщение темы урока и задач урока.

- Кто назовет тему сегодняшнего урока?

Что должны знать? Что должны уметь?( слайд 2)

 4. Работа по теме урока.

А)  Повторение правил постановки знаков препинания  при однородных членах предложения

- Назовите признаки однородных членов:

  1. однородные члены предложения отвечают на один и тот же  вопрос,
  2. относятся к одному и тому же слову,
  3. являются одним членом предложения,
  4. выражены одной и той же частью речи,

произносятся с перечислительной интонацией.

Б)  Как связаны между собой однородные члены предложения?

( Связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но)

- Повторим правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

(  Схемы на магнитной доске. Я  показываю схему, а уч-ся наизусть читают правило  (слайд 3)

  • Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.                      О  , О , О

  • Если же вдруг появился союз,

То запятая тогда- лишний груз!                              О и  О

  • Если союз к нам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым!                                  и О , и  О

  • А перед союзами «а» , «но»

Долгих сомнений быть не должно,

И не думай впустую –

Ставь скорее запятую                                                 О , а  О

О , но  О

В)   Первичное закрепление ( Устная работа .)

-. Я читаю предложение, а вы показываете  соответствующую схему

1)  В саду созрели сливы, яблоки, груши.

- Назовите однородные члены. Каким членом предложения они являются?

2) Яркая осенняя листва лежит на дорожках и тропинках.

3) Осень покрыла березы желтизной, а листья осины разрумянила.

4)Дети искали грибы, но не нашли.

5) Потянулись на юг косяки журавлей, гусей и уток.  ( Есть такая схема?  Кто составит?)    О, О и О

5)   Включение в систему знаний и повторения.

А)   Работа в парах. ( карточка № 1 на столе и слайд 4 )

Вы должны исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами. Исправленный текст запишите в тетрадь, подчеркните однородные члены, обведите союзы

Осень.

     Наступила осень.  Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.

Потянулись к югу вереницы гусей. Потянулись к югу вереницы уток.

Б)  Проверка . ( Читают )

6)       Физминутка

7)   Самостоятельная работа    ( слайд 5, карточка № 2)

- Расставьте знаки препинания

Дождик капал моросил

Припускал стучал косил

Ливнем лил стеной стоял

Барабанил травы мял.

(Самопроверка) ( слайд 6)

8)  Игра « Ловушка» (слайд 7) Устно

- Назовите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

В октябре березы, и орешник стали золотыми.

Листья осины не желтеют, а краснеют.

День выдался ясный но холодный.

Проверка. - Кто быстрее?

9) Тест « Билетик на выход» (карточка № 3) слайд 8

1.    Члены предложения называются однородными, если:

а) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения

б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения

в) пишутся с одной и той же орфограммой

2.  Как связаны между собой однородные члены предложения?

    а) не связаны

    б) предлогами

    в) интонацией перечисления и союзами

3. Найдите предложение с однородными членами:

   а) Ласточка питается мухами, комарами, мошками.

   б) Цапли живут на болоте.

   в) И потянулись на юг косяки журавлей.

4)  Укажите предложение, где знаки препинания расставлены правильно:

а) Работа была трудная, но интересная.

б) Березы, и клены покрыла осень лимонной желтизной.

в) Листья шуршат, скребутся лопочут.

(  Самопроверка.   Слайд 9)

- Встаньте, у кого все правильно. Похлопаем в ладошки.

10. Домашнее задание

С.54 упр.101

11. Рефлексия. ( наклеиваем на магнитную доску)

   - Соберем    осенний ковер. У  вас на столах зеленые, желтые и красные листочки. Если вам все было понятно , возьмите в руки зеленые листочки, если еще есть вопросы по теме, возьмите желтые листочки, а , если вы испытываете трудности , красные листочки.

Дополнительно

                 Упражнение « Найди пару» ( карточка)

 Мала пчела,                 а загрызет.

Лесом шел,                   а попал в Рязань.

Мороз невелик,            а товарища выручай.

Ехал в Казань,              но и та работает.

Совесть без зубов,       а стоять не велит.

Сам погибай,                а дров не видел.

                                                               

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе по теме: « Однородные члены предложения». Литвиненко Н . В . , учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка»

Слайд 3

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: ЧТО ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: Признаки однородных членов предложения Находить в тексте однородные члены предложения. Правильно расставлять знаки препинания. Употреблять в своей речи.

Слайд 4

Знаки препинания при однородных членах предложения. О , О , О … О и О . и О , и О . О , а О (может употребляться союз но)

Слайд 5

Текст Наступила осень. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели. Потянулись к югу вереницы гусей. Потянулись к югу вереницы уток.

Слайд 6

Расставить знаки препинания Дождик капал моросил Припускал стучал косил Ливнем лил стеной стоял Барабанил травы мял

Слайд 7

Расставить знаки препинания Дождик капал, моросил, Припускал, стучал, косил, Ливнем лил, стеной стоял, Барабанил, травы мял.

Слайд 8

Игра «Ловушка» Найдите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания. В октябре берёзы, и орешник стали золотыми. Листья осины не желтеют, а краснеют. День выдался ясный но холодный.

Слайд 9

1. Члены предложения называются однородными, если: а) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения в) пишутся с одной и той же орфограммой 2. Как связаны между собой однородные члены предложения? а) не связаны б) предлогами в) интонацией перечисления и союзами 3. Найдите предложения с однородными членами: а) Ласточка питается мухами, комарами, мошками. б) Цапли живут на болоте. в) И потянулись на юг косяки журавлей. 4. Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно. а) Работа была трудная, но интересная. б) Весной расцветают подснежники, тюльпаны, и ландыши. в) В роще птицы свистят, поют щебечут.

Слайд 10

1. Члены предложения называются однородными, если: б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения 2. Как связаны между собой однородные члены предложения? в) интонацией перечисления и союзами 3. Найдите предложения с однородными членами: а) Ласточка питается мухами, комарами, мошками. 4. Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно. а) Работа была трудная, но интересная.

Слайд 11

Домашнее задание. Упражнение 101

Слайд 12

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение." Русский язык 4 класс. Зеленина, Хохлова.

Презентация по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение" составлена в соответствии с материалом учебника " Русский язык 4 класс" Зелениной, Хохловой, а также содержит музыкальную физкультмин...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...

Урок русского языка. 4 класс. "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения"

Программа "Школа России". Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2013., с.134-137...

"Глагол в предложении" Урок русского языка 4 класс УМК "Начальная школа XXI век

Урок содержит алгоритм нахождения главных чоенов предложения, знакомит учащихся с типом связи в словосочетаниях - управлением, содержит практические залдния по поиску слоовсочетаний в предложении по т...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Простое и сложное предложения. Урок русского языка. 3 класс

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России". "Простое и сложное предложения"...