Урок русского языка во 2 классе «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект открытого урока по русскомуязыку во 2классе. Тема урока: "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkiy.docx | 154.44 КБ |
russkiy_yazyk_shipyashchie.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 классе
ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ»
Цели и задачи урока:
- закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш].
- учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.
- упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И.
- развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
- закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.
- воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ
- научатся относить объекты к известным понятиям
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности:
Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок. Пусть этот урок принесет с собой радость общения. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения. Теперь тихонечко садитесь.
Ребята, у нас с вами хорошее настроение, мы с вами улыбаемся друг другу. Посмотрите, какой красивый у нас класс! В честь какого праздника у нас в классе так красиво? Какой праздник к нам приближается?
Ученик: К нам приближается Новый год.
Учитель: А кто приходит на новогодний праздник?
Ученик: На новогодний праздник обычно приходит Дед Мороз.
Учитель: Верно. Дед Мороз, конечно, до нас еще не добрался, пока еще рано приходить к нам в гости, но он уже собирается к нам. Ребята, мне очень хочется, чтобы когда Дед Мороз пришел к нам, то увидел как мы умеем красиво и грамотно писать.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
Учитель: Сегодня, на минутке чистописания, мы будем прописывать букву Ж и букву Ша. Возьмите правильно в руки ручки. Покажите как вы их правильно держите. Вспомните правильное написание этих букв. Давайте пропишем букву Ж в воздухе. Теперь пропишем букву Ша в воздухе. Теперь пропишите эти буквы у себя в тетрадях.
Ученики прописывают буквы в тетрадях (число и Классная работа написаны заранее на доске и в тетрадях)
Ребята, к этим буквам мы обязательно ещё вернёмся.
Ребята, а ещё мне хочется, чтобы когда Дед Мороз пришёл к нам в гости, мы бы показали какие мы вежливые. А какие вежливые слова знаете вы?
Ученик: Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания и т.д.
Учитель: Молодцы! Вы помните все слова, о которых мы с вами там много говорили на наших уроках.
ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА: На слайде №2
- здравствуйте
- до свидания
- спасибо
- пожалуйста
- извините
Сегодня будем учиться употреблять новое слово, которым пользуются, если кого- то обидели или когда - то поступили неправильно.
Послушайте стихотворение А. Кузнецова «Поссорились!»
Выходят 2 ученицы:
Мы поссорились с подругой,
И уселись по углам,
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Что произошло с девочками? (Поссорились)
Из – за чего произошла ссора? (Из – за игрушки)
Хорошо им было друг без друга? (Девочкам было скучно)
Что посоветуете девочкам? (Помириться)
А как это сделать? (Предположения детей)
Запомните, извиняться нужно, глядя в глаза тому, кого обидели.
Как бы вы извинились? (Ответы учащихся)
(продолжение стихотворения)
Я пойду и помирюсь!
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
Итак, добавляем в речевой этикет слово: ИЗВИНИ.
Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитать значение этого слова. Кстати, кто мне напомнит в каком порядке располагаются слова в словаре?
Ученик: Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.
Ученик читает по словарю значение слова ИЗВИНИТЬ
Выражение сожаления по поводу причиняемого беспокойства, неудобства
Учитель: Ребята, давайте запишем новое словарное слово ИЗВИНИ в тетради, как обычно целую строчку (3 раза). Сколько слогов в этом слове? (3) На какой слог падает ударение? (на третий) СЛАЙД №3
Учитель: Ребята, у Дед Мороза есть помощник – Снеговик (на доске картинка со снеговиком). Чтобы мы сильно не скучали, пока ждем наступление Нового года, Дед мороз попросил своего помощника нас развлекать. Снеговик приготовил вам загадки:
Есть копытный великан.
Шея, как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. (Жираф)
Учитель открывает картинку на доске
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. (Мыши)
Учитель открывает картинку на доске
Они на ласточек похожи,
А в небе очень даже схожи.
Я правду говорю, скажи!
Есть – ласточки, а есть - … (Стрижи)
Учитель открывает картинку на доске
Кто живёт в морях холодных
Среди айсбергов огромных?
У них усы, как ёршики,
Не боятся стужи ... (Моржики)
Учитель открывает картинку на доске
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка,
В клубок свернуться может.
Конечно, это… (Ёжик)
Учитель открывает картинку на доске
Учитель: Ребята, какие вы молодцы! Отгадали все загадки Снеговика.
А какие звуки вы услышали в словах- отгадках чаще, чем другие? [ж], [ш]
Учитель: Дайте характеристику этим звукам. НА ДОСКЕ [ж], [ш]
Ученик: Звук [ж]- согласный, звонкий, всегда только твердый, парный.
Звук [ш] – согласный, глухой, всегда только твердый, парный.
Учитель: А еще, ребята, когда мы произносим эти звуки, то мы как будто шипим. Поэтому, эти звуки так и называют – шипящие. К шипящим звукам относятся: ж, ш, ч, щ. Это надо запомнить.
Ребята, а чем отличаются звуки [ж], [ш] от букв Ж, Ша?
Ученик: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Учитель: Ребята, на последней картинке мы видим ежа. Дайте, пожалуйста, характеристику слову ЁЖ. Сколько здесь букв и звуков.
Ученик: В слове ёж 2 буквы, но 3 звука, т.к. буква Ё в начале слова даёт 2 звука.
Учитель: Ребята, напомните, какие буквы могут обозначать 2 звука?
Ученик: Буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука?
Учитель: Верно, а в каких случаях?
Ученик: В начале слова, после гласной буквы, после ь или ъ.
Учитель: Приведите примеры.
Ученик: В начале слова: яблоко, ель, юла, ёж.
После гласной буквы: маяк, заяц
После ь или ъ: семья, варенье, подъезд.
Учитель: Ребята, Снеговик приготовил для нас не только загадки, но и задания. Он спрашивает как будет звучать слово ЁЖ во множественном числе? (ежи) (Слайд 4)
На экране: ЁЖ-ЕЖИ, МЫШЬ-МЫШИ, КАМЫШ-КАМЫШИ, УЖ-УЖИ, СТРИЖ-СТРИЖИ.
Учитель: Ребята, какая общая орфограмма есть в этих словах?
Ученик: В словах есть сочетания жи – ши
Учитель: Кто из вас помнит как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ?
Ученик: Сочетания жи – ши пишем только через и.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Кто сможет определить тему нашего урока?
Ученик: Мы будем говорить о буквосочетаниях жи – ши.
Учитель: Давайте проверим! Читаем тему урока на доске.
Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ
(Учитель открывает на доске тему урока)
Учитель: Ребята, это новая тема?
Ученик: Нет
Учитель: Почему?
Ученик: Мы её уже изучали
Учитель: Когда?
Ученик: В первом классе.
Учитель: Для чего же сейчас мы вновь обращаемся к данной теме?
Ученик: Чтобы вспомнить правильное написание в сочетаниях жи-ши.
Учитель: Ребята, какую цель мы перед собой поставим? Что нам надо вспомнить?
Ученик: Надо вспомнить как пишутся сочетания жи – ши
Учитель: Кто из вас сможет сформулировать правило?
Ученик: Жи-ши пиши с буквой И.
Учитель: Молодцы! Вы абсолютно правы.
А теперь через запятую запишите эти слова-отгадки, вставляя пропущенные буквы. (Ученики записывают в тетради слова, 1 ученик маркером вставляет пропущенные буквы на доске)
А теперь следующее задание от Снеговика. Давайте поработаем по учебникам. Прочитайте задание в упражнении 160.
Ученик: Спиши. Подчеркни букву, которая написана после ж и ш.
Учитель: Ребята, записываем в тетрадях упражнение 160. Работаем по рядам. Первый ряд списывает первую группу слов, второй ряд – вторую группу, третий ряд – третью группу слов. Списываем слова, подчеркиваем простым карандашом по линейке знакомые нам орфограммы.
(Выполняют задание)
Учитель: Ребята, какая же буква стоит после Ж и после Ш? (Буква И)
С заданием вы справились. Меняемся тетрадями с соседями по парте и проверяем нет ли ошибок у вашего соседа по парте. Если ошибок у соседа нет, поставьте ему на полях +. Возвращаем себе тетради. Поднимите руку те из вас, кто заработал +. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Ребята, Дед Мороз попросил Снеговика хорошенько подготовиться к его приходу. А Снеговик ответственно подходит ко всем его заданиям. И Снеговик решил вспомнить с вами танец маленьких утят. Встаём.
Физкультминутка (Танец маленьких утят) Слайд 5
Учитель: Ребята, отдохнули, потанцевали и получили очередное задание от Снеговика. Работа по карточкам. Разбейтесь на группы.
Группа 1
- Измените слово ХОРОШО так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? ____________________ (хороший)
- Поставьте слово КАРАНДАШ во множественное число _____________ ( карандаши)
- Допишите предложение
Идёт снег. С неба падают красивые _______________ (снежинки)
- У машины на колесах есть __________________ (шины)
Группа 2 Подберите антонимы с сочетаниями жи-ши. Что такое антонимы? (Слова, противоположные по смыслу)
- Завтрак - ______________ (ужин)
- Узкий - _________________ (широкий)
- Маленькие - _____________(большие)
- Свои - ____________________ (чужие)
Группа 3 Подберите синонимы с сочетаниями жи-ши
- Дети - ___________________ (малыши)
- Колючий комочек - ______________ (ёжик)
- Автомобиль - ____________________(машина)
- Колючки у розы - ________________(шипы)
Группа 4
Соедини слоги так, чтобы получились слова
ши | жи |
гру | ка |
лу | на |
шиш | ши |
Получились слова:_________________________________________________
Группа 5
Выберите и выпишите слова с изученными орфограммами: пушинка, мышата, вышивка, ежата, тишина, шатёр, лужица, пешеход.
_______________________________________________________________
(пушинка, вышивка, тишина, лужица)
Группа 6
Выпишите из текста слова с изученными орфограммами:
Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим, в снег – бежим,
Уж такой у нас режим.
_________________________________________________________________
(лежим, бежим, режим)
Проверка
Учитель: Ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.
Наш Снеговик решил проверить, усвоили ли вы тему. Он передал мне записку, в которой я вижу слова. Я буду диктовать вам эти слова, а вы будете записывать только те, в которых встречается орфограмма жи-ши.
Тишина, высота, пушинка, стужа, шиповник, крыжовник, снежинка.
Учитель: Давайте проверим, какие слова вы выписали (Тишина, пушинка, шиповник, снежинка). Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +. Слайд 6
Молодцы! Снеговику очень понравилось слово снежинка. Давайте поработаем в парах. Я предлагаю вам составить диалог с соседом по парте, используя слово снежинка.
Ученики составляют свои диалоги.
Учитель: Мне очень понравились ваши диалоги. А теперь я предлагаю записать в тетрадь предложение Слайд 7
В воздухе закружились первые снежинки. (записывают в тетради) Учитель: Ребята, подчеркните сочетание жи-ши в словах.
Проверяем. В каких словах вам встретилось сочетание жи-ши (закружились, снежинки). Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях +.
А теперь самостоятельно подчеркните грамматическую основу в этом предложении.
Проверяем. Назовите грамматическую основу в этом предложении. (Снежинки закружились). Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях ещё один +.
Что такое грамматическая основа? (Это подлежащее и сказуемое).
Ребята, вы молодцы! У вас всё получилось.
Рефлексия
Ребята, на уроке труда мы с вами делали шишки из цветной бумаги. Я просила их принести сегодня на урок. Если вам понравился сегодняшний урок и вам всё было понятно, поднимите зеленую шишку. Если вы испытали трудности на уроке, что-то вам показалось сложным, поднимите желтую шишку. Если вам было очень трудно на уроке, поднимите красную шишку.
Я очень рада, что вам понравился наш урок. Всем большое спасибо!
Но это еще не всё. Дед Мороз уже на пути к нам. К его приходу мы должны нарядить ёлочку. Сейчас по очереди вы подойдете к нашей ёлке и украсите её, повесив одну свою шишку любого цвета.
Посмотрите, какая красивая ёлочка у нас получилась. Ну теперь мы ко встрече Деда Мороза готовы. Будем ждать его в гости. Всем большое спасибо за урок.
Дом. задание: Упр. 166 стр.87
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗДРАВСТВУЙТЕ ДО СВИДАНИЯ СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА
ИЗВ И НИ
ЁЖ – МЫШЬ – КАМЫШ – УЖ – СТРИЖ – ЕЖИ МЫШИ КАМЫШИ УЖИ СТРИЖИ
ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ
ТИШИНА ПУШИНКА ШИПОВНИК СНЕЖИНКА
В воздухе закружились первые снежинки.
ВСЁ БЫЛО ПОНЯТНО ИСПЫТЫВАЛ ТРУДНОСТИ БЫЛО ОЧЕНЬ ТРУДНО
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...
Урок русского языка в 1 классе «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ» УМК "Перспектива"
Урок разработан в технологии разноуровневого обучения...
Урок русского языка 2 класс «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн».
урок в соответствии с ФГОС...
презентация к уроку русского языка 1 класс "Шипящие согласные звуки"
В работе отражено содержание урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки"...
Урок русского языка в 1 классе УМК «Перспектива» ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ»
Урок русского языка в 1 классе УМК " Перспектива" Тема урока:" Шипящие согласные. Правописание жи-ши,ча-ща,чу-щу."...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ"
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ". Цели и задачи: закрепить представления обучающихся о твердых согласных звуках [ж],[ш]; учит...