Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка разработан по программе "Планета знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 32.47 КБ |
krossvordy.pptx | 367.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ОРФОГРАММЫ
В КОРНЕ
Цели деятельности учителя: учить работать по памятке; совершенствовать умения находить слова из словаря, однокоренные слова, подбирать проверочные слова.
Планируемые результаты: личностные: проявляют чувство гордости за родной язык и стремятся освоить его лексическое богатство; метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные – научатся работать по памятке, ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные: научатся применять правила правописания, определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Сегодня будем решать орфографические задачи по выбору букв в слове.
II. Актуализация знаний.
– Решите кроссворд. Подберите к данным именам прилагательным антонимы с парными согласными в корне и прочтёте в выделенном столбике ключевое слово:
1. Прочный. 2. Смелый. 3. Твёрдый. 4. Широкий. 5. Высокий. 6. Горький. 7. Далёкий.
Ответы: 1. Хрупкий. 2. Робкий. 3. Мягкий. 4. Узкий. 5. Низкий 6. Сладкий. 7. Близкий.
Ключевое слово: признак.
– О каком правиле рассказывается в стихотворении?
И ужаСНо, и опаСНо!
Букву Т писать напраСНо!
Но извесТно, как прелесТно
Букву Т писать умесТно!
Не чудеСНо, не прекраСНо,
А ужаСНо и опаСНо
Букву Т писать напраСНо.
– Объясните правила записи слов «измороСь» и «измороЗь».
Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.
Утро, что ты нам пошлёшь?
Буквы просто всё решили:
С в конце – и будет дождь,
З в конце – и ляжет иней.
А. Лугарёв
II. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунки в упражнении 4. Запишите названия предметов, решая орфографические задачи.
– Какие проверочные слова докажут правильность написания слов? (Трубка – труба, солнце – солнечный, лодка – лодочка.) Почему для рисунка с трубками возможна запись одного слова? (Слово «трубка» – многозначное.)
– Составьте и запишите предложение о каком-либо предмете. Подчеркните изученные орфограммы. (На небе ярко светит солнце.)
Физминутка
– Прочитайте текст в упражнении 5, определите его тему. (Разная роль хвостов у животных.) Как можно озаглавить текст? (Хвосты.)
– Рассмотрите рисунки в упражнении 11. В каком значении можно употребить слово «хвост»? (Хвост самолёта, хвост из волос – причёска, хвост очереди – последний.)
– Послушайте стихотворение Ю. Коринца:
Есть хвост Хвостом корова
У падающих звёзд, Бьёт слепней,
У семян бывает хвост, Когда они кусаются.
У птиц, Для скорпионов
У самолёта – Хвост важней:
Он нужен для полёта. Они хвостом сражаются!
– О каких хвостах рассказал автор?
– Найдите орфограммы в корнях слов в упражнении 6. Распределите слова на две группы.
Проверяемые орфограммы | Непроверяемые орфограммы | ||
мосты осенний областной ненастный канавка шутка | столовая участвовать медовый зимовать письмо | поздно лёгкий тополиный морж рябина просьба | праздник чувство рюкзак вокзал каникулы ветер |
– Составьте 3–4 сочетания слов.
– Решите кроссворд «Парные звонкие и глухие согласные».
Вопросы по горизонтали:
2. Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт:
Летит – воет,
Упадёт – землю роет.
4. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит,
По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.
7. Комовато, ноздревато,
И черно, и бело,
И всем людям мило.
8. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.
9. В уголке живёт, пряжу прядёт –
Тоньше его пряжи не найдёшь в продаже.
10. Голова на ножке, в голове горошки.
11. После стирки у простынки
Он разгладил все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь.
Вопросы по вертикали:
1. Мать-отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду.
3. Маленький, горбатенький,
Всё поле обскакал и нигде не отдыхал,
Ночь пролежал да опять поскакал
И весь хлеб повалял.
4. Маленький черпачок, красненький колпачок –
Три раз в день берётся и опять на место кладётся.
5. Круглый-круглый, сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный-красный он внутри.
6. Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось – само на землю свалилось.
Ответы:
По горизонтали: 2. Жук. 4. Лягушка. 7. Хлеб. 8. Сноп. 9. Паук. 10. Мак. 11. Утюг.
По вертикали: 1. Кукушка. 3. Серп. 4. Ложка. 5. Арбуз. 6. Снег.
– В каких словах парный согласный проверяется путём изменения формы слова, а в каких – путём подбора родственного слова?
III. Рефлексия деятельности.
– Назовите правила записи слов.
– Как проверить парные согласные в корне?
Домашнее задание: упражнение 7 (учебник, с. 24).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Прочный. 2. Смелый. 3. Твёрдый. 4 . Широкий. 5. Высокий. 6. Горький. 7 . Далёкий. х р у п к и й р о б к и й м я г к и й у з к и й н и з к и й с л а д к и й б л и з к и й
Проверяемые орфограммы Непроверяемые орфограммы м о сты о сенний облас т ной ненас т ный кана в ка ш у т ка мор ж р я бина про с ьба ст о ловая учас т вовать м е довый з и мовать п и сьмо поз д но лё г кий т о полиный пра зд ник чу в ство рю к зак во к зал к а никулы вет е р
ж у к л я г у шк а х л е б с н о п п а у к м а к у т ю г к к ш к с р о ж а р б з с е
Закончи предложение по выбору: - Я узнал … - Мне было … - Теперь я знаю … Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс
Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....
Презентация к уроку по теме "Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"
Данный урок- презентация" Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова" представлен в интересной форме, который даёт возможность каждому учащемуся проверить ...
Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова
Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова, развивать умение распознавать в словах пров...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».
Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.
Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который мотивирует деятельность уч...
Самостоятельная работа на карточке по теме: "Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова" для 2 класса
1.Минумка чистописания.2. Вставить непроверяемые гласные в словарные слова.3. Вставить в слова проверяемые гласные буквы, подобрать и написать проверочное слово, обозначить орфограмму....
Конспект открытого урока во 2 классе УМК "Школа России" Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Составитель учитель начальной школы Платунова Мария Александровна
Конспект открытого урока во 2 классе УМК "Школа России" "Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова."...