Творческие задания на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс)

Воронина Наталья Владимировна

Творческие задания на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие задания на уроках русского языка

для 3-4 классов

Задание 1

Цель выполнения: сформировать умение строить высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Задание: продолжи начало предложения.

Был ясный холодный день, снег  ….

Маша села на санки и ….

Неожиданно санки перевернулись, но мальчики ….

        Задание 2        

Цель выполнения: сформировать умение извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей, обосновывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, сотрудничать.

Задание: прочитай устойчивые выражения и объясни значение этих выражений своему соседу по парте. Найди выражения, близкие и противоположные по смыслу, объясни свой выбор. Совпадает ли твоё объяснение с объяснением соседа по парте?

ни свет ни заря                не за горами

        как снег на голову                 рукой подать

за тридевять земель                 во весь дух

Задание 3

Цель выполнения: сформировать умение строить высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Задание: подумайте, какие предложения или словосочетания можно составить, используя эти сравнительные обороты. Объясни.

(...)         ,        как лиса.

(...)         ,        как солнышко.

(...)         ,        как ёжик.

(...)         ,        как заяц.

(...)         ,        как ослик.

Задание 4

Цель выполнения: сформировать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения коммуникативной задачи.

Задание: прочитай значение слова и узнай это слово. Проверь написание этих слов по орфографическому словарю.

1._______ – последний месяц лета. 2. _______ – маленькая птичка с коричневато-серым оперением. 3. ____________ – лиственное дерево с белой корой. 4. .________ – тот, кто учит детей в школе. 5. _________ – плод яблони. 6. ________ – маленький зверек и с иголками на теле.

Задание 5

Цель выполнения: сформировать умение выражать свои мысли в устной форме, строить доказательную речь, вступать в диалог со сверстниками и учителем.

Задание: подумай, как ты сможешь ответить на эти вопросы. Запиши полученный текст ответа.

Можно ли долететь до Марса? Почему?

Как себя вести, если на тебя напали инопланетяне? Объясни это своему другу.

Как учиться в школе, если вдруг исчезли все книги и учебники? Объясни это учителю.

Задание 6

Цель выполнения: сформировать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, отвечать на вопросы.

Задание: каждому из вас нужно ответить на вопросы одноклассников, сформулируйте ответ:

Мне купили велосипед, и что с ним делать…

Я занимаюсь необычным видом спорта…

Я видел на улице слона. Что это может быть?

Мне  приснилась  моя новая подруга. Что бы это значило?

Задание 7

Цель выполнения: сформировать умение работать в паре, выражать мысли в устной форме, соблюдая синтаксические и пунктуационные нормы русского языка.

Задание: вам нужно составить загадки на тему «Овощи и фрукты», потом вы  прочитаете составленные загадки соседу по парте. Составление загадки считается правильным, если она была отгадана твоим соседом по парте.

Задание 8

Цель выполнения: сформировать умение выражать свои мысли в устной форме, понимать речь других, сотрудничество.

Задание: попробуй составить необычный рассказ, все слова которого начинались бы на одну букву (например: Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж).

Задание 9

Цель выполнения: сформировать умение работать в паре, выражать мысли в устной форме, соблюдая синтаксические и пунктуационные нормы русского языка.

Задание: работая в паре, составь рассказ, который характеризовал бы предметы одного цвета (например, зеленое яблоко, зеленый мяч, зеленый огурец, зеленое платье, зеленая шляпа).

Задание 10

Цель выполнения: сформировать умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения конкретных коммуникативных задач, отвечать на вопросы.

Задание: прочитай вопросы, составь предложение как ответ на каждый поставленный вопрос. При этом дать ответ нужно, сохранив вопрос.

Образец выполнения: Почему нельзя разорять птичьих гнезд? – Нельзя разорять птичьи гнезда, потому что птицам негде будет жить, и они погибнут.

Когда начинается теплое лето?

Зачем птицы улетают осенью в теплые края?

Почему нужно писать без ошибок?

Почему нельзя разрушать муравейники в лесу?

Задание 11

Цель выполнения: сформировать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными коммуникативными задачами.

Задание: подготовь сообщение о том, где ты живёшь. В этом тебе могут помочь вопросы: В какой области ты живёшь? В каком районе? В каком городе (деревне, посёлке)? На какой улице? Есть ли в вашей местности река (озеро, море) и горы? Как они называются? За что вы любите свою малую родину?

Таким образом, использование на уроках русского языка описанных видов творческих заданий в сочетании с традиционными упражнениями способствует активизации коммуникативных умений учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Практические задания для повышения творческой активности на уроках русского языка

Данная подборка практических заданий позволит развивать речь, делать ее наиболее грамотной, знакомить с устным народным творчеством. Можно использовать вначале урока на этапе актуализации знаний. Данн...

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

Доклад на ШМО «Развитие письменной речи у обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР) на основе применения творческих заданий на уроках русского языка и коррекционн

        Развитие письменной  речи младших школьников с ОВЗ (ЗПР)  - проблема, которая всегда  волновала учителей, методистов.Учитывая психологические особенно...

Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...

Доклад «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и чтения для учащихся с ОВЗ »

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной  цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать...