Непроизносимые согласные
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Бондарь Елена Александровна

Цель урока: создание условий  для формирования знаний о способах проверки слов с непроизносимыми согласными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon neproiznosimye_soglasnye.zip323.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 1 имени А.С. Пушкина города Томска

Методическая разработка урока

Урок русского языка в 3 классе

Непроизносимые согласные

(система Л.В. Занкова)

Подготовила: Бондарь Елена Александровна,
учитель начальных классов

 

Томск – 2018

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создание условий  для формирования знаний о способах проверки слов с непроизносимыми согласными.

1. Образовательный аспект: способствовать формированию понятия непроизносимые согласные.

2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умений находить слова с непроизносимыми согласными.

3. Воспитательный аспект: создать условия для общения через организацию парной, групповой и  фронтальной работы.

Методы: проблемно – поисковый, словесный, практический, наглядный.

Оборудование: учебник А.В.Полякова «Русский язык», 3 класс; ПК, интерактивная доска.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Общая готовность учащихся к уроку.

Концентрация внимания учащихся.

  1. Минутка чистописания.

Написание сочетаний: стн, здн, рдц, лнц, сн, вств.

  1.  Словарно-орфографическая работа.

а) Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим быть здоровым, крепким, могучим, как дерево, дуб. (слайд 2)

б) Пословицы.  Игра  «Найдите пару».   (слайд 3)

  • Солнце ничем не закрыть, а правду ничем не затмить.
  • Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
  • Ленивому и в будни праздник.

в) Загадки.  (слайды 4-7)

(Используется приём анимированной сорбонки)

  • День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот звук. (Сердце)

  • Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене –

Найдётся сразу дело мне. (Лестница)

  • Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

  • Раскинут ковёр.

Рассыпан горох:

Ни ковра не поднять,

Ни гороха собрать. (Звёздное небо)

  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Какая орфограмма в слове солнце, сердце, лестница, звёздное небо?

О чём  пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? (Ответы учеников).

V.      Определение  темы и цели урока.

Сегодня мы будем говорить о непроизносимых согласных.

Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока.

  • Цели:

1. Какие согласные считаются непроизносимыми?

2. Как проверяются непроизносимые согласные?

VI.    Открытия детьми «нового знания».

Весёлые рифмы (слайд 9-10)

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,                                                

И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать.

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

VII.    Осознание и осмысление  учебной информации.

  • Фронтальная работа. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные. (слайды 11-12)

  • «Мороз и со…нце.

День чудес…ный!

Ещё ты дремлешь, друг прелес…ный».

  • «Три девицы под окном

Пряли поз…но вечерком…»

«Здра…ствуй, князь ты мой прекрас…ный!

Что ты тих, как день ненас…ный?...

Динамическая пауза.

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

Работа с правилом (стр. 115).

  • Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные (работа в парах).  (слайды 13-14)

  (Ответ появится по щелчку)

  • Погода (ненастье)
  • Полёт (звезда)
  • Поступок (честь)
  • Улыбка (радость)
  • Жизнь (счастье)  
  • Воин (доблесть)

  • Спишите, заменяя слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.  (слайды 15-16)

(Ответ появится по щелчку)

  • Печальный рассказ – …
  • Знаменитый писатель – …
  • Красивая девочка – …
  • Весёлое торжество – …

VIII.     Закрепление учебного материала.

Работа  по учебнику (упр. 229, 230, 235, 236, 239, 240, 243 – по выбору).

IX.    Дифференцированная работа.

А сейчас предлагаю вам поупражняемся по нашей теме.

  1. Вставьте пропущенные буквы. (слайды 17-18)

  • Ужас…ный
  • Мес…ность  
  • Тес…ный
  • Уча…ствовать
  • Шес…надцать
  • Грус…ный
  • Вкус…ный
  • Чудес…ный
  • Здра…ствуй
  • Сер…це
  • Ненас…ный
  • Чес…ный
  • Трос…ник
  • Небес…ный

  1. Замени каждое словосочетание одним словом с непроизносимой согласной. (слайды 19-20)

 (Ответ появится по щелчку)

  • Оказывать честь –
  • Принимать участие –
  • Испытывать чувства –
  • Осуществлять власть –
  • Издавать свист –
  • Издавать хруст –

  1. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.

(Ответ появится по щелчку)

  • … часов не наблюдают.
  • …нечес…ному не  товарищ.
  • Тайна, …троим, уже не тайна.
  • Рукам работа, а душе…
  • …встанешь – мало сделаешь.

  1. Грамматическая арифметика.

(Используется приём анимированной сорбонки)

  • В+ куст – т + но – о + ый (вкусный)
  • Бинт – б + е  + ре + си – и + н + дым – дм + й  (интересный)
  • П + ре + кран – н + сон – о + ый (прекрасный)
  • Чудо – о + ест – т +но – о + ый (чудесный)
  • Груз – з + сто – о + нота – ота + ый (грустный)
  • Поза – а + дно – о + ий (поздний)

 5.     Из данных предложений составьте рассказ.
       Напишите предложения в нужном порядке.
       Подберите к выделенным словам проверочные.

  • Недалеко от ручья паслись телята.

Опасный враг убежал.

Резкий свист напугал волка.

Вдруг из леса выбежал волк.

Теленку угрожала опасность.

Один теленок подошел к ручью.

У пастуха сильно забилось сердце.

Он громко свистнул.

 

6.   Выпишите слова с непроизносимыми согласными.

Ужас..ный, сер..це, яс..ный, прекрас..ный, ярос..ный, опас..ный, праз..ничный, здра..ствуй.

( Ответ появится по  щелчке)

9.Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Подберите к прилагательным первого столбика подходящие по смыслу существительные из второго столбика.

 ( По щелчку левая часть соединяется с правой)

прекрас..ная

опас..ный

извес..ный

чудес..ная

интерес..ный

вкус..ный

ус..ный

доблес..ный 

ра..каз

обе..

п..года

счет

п..сатель

воин

картина

путь

X. Рефлексия.

1. Сегодня на уроке я (получил (а) знания, самоопределился)…

2. Мне удалось на этом уроке (выразить свое мнение, дополнить, изменить)…

3. На этом уроке мне понравилось (в своей работе, в работе учителя)…

4. В дальнейшем мне бы хотелось…

Список литературы:

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.

        2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Тригон, 1997.

        3. Тикунова Л.И. Дидактический материал по русскому языку. Издательский дом Дрофа, 2000.

        4. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. М.: Издательство Аквариум, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...