Непроизносимые согласные
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования знаний о способах проверки слов с непроизносимыми согласными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neproiznosimye_soglasnye.zip | 323.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 1 имени А.С. Пушкина города Томска
Методическая разработка урока
Урок русского языка в 3 классе
Непроизносимые согласные
(система Л.В. Занкова)
Подготовила: Бондарь Елена Александровна,
учитель начальных классов
Томск – 2018
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: создание условий для формирования знаний о способах проверки слов с непроизносимыми согласными.
1. Образовательный аспект: способствовать формированию понятия непроизносимые согласные.
2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умений находить слова с непроизносимыми согласными.
3. Воспитательный аспект: создать условия для общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы.
Методы: проблемно – поисковый, словесный, практический, наглядный.
Оборудование: учебник А.В.Полякова «Русский язык», 3 класс; ПК, интерактивная доска.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Ход урока
- Организационный момент.
Общая готовность учащихся к уроку.
Концентрация внимания учащихся.
- Минутка чистописания.
Написание сочетаний: стн, здн, рдц, лнц, сн, вств.
- Словарно-орфографическая работа.
а) Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим быть здоровым, крепким, могучим, как дерево, дуб. (слайд 2)
б) Пословицы. Игра «Найдите пару». (слайд 3)
- Солнце ничем не закрыть, а правду ничем не затмить.
- Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
- Ленивому и в будни праздник.
в) Загадки. (слайды 4-7)
(Используется приём анимированной сорбонки)
- День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот звук. (Сердце)
- Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница)
- Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
- Раскинут ковёр.
Рассыпан горох:
Ни ковра не поднять,
Ни гороха собрать. (Звёздное небо)
- Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Какая орфограмма в слове солнце, сердце, лестница, звёздное небо?
О чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? (Ответы учеников).
V. Определение темы и цели урока.
Сегодня мы будем говорить о непроизносимых согласных.
Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока.
- Цели:
1. Какие согласные считаются непроизносимыми?
2. Как проверяются непроизносимые согласные?
VI. Открытия детьми «нового знания».
Весёлые рифмы (слайд 9-10)
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…
Чтобы знать, как писать.
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
VII. Осознание и осмысление учебной информации.
- Фронтальная работа. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные. (слайды 11-12)
- «Мороз и со…нце.
День чудес…ный!
Ещё ты дремлешь, друг прелес…ный».
- «Три девицы под окном
Пряли поз…но вечерком…»
«Здра…ствуй, князь ты мой прекрас…ный!
Что ты тих, как день ненас…ный?...
Динамическая пауза.
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять, десять –
Веселятся все.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
Работа с правилом (стр. 115).
- Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные (работа в парах). (слайды 13-14)
(Ответ появится по щелчку)
- Погода (ненастье)
- Полёт (звезда)
- Поступок (честь)
- Улыбка (радость)
- Жизнь (счастье)
- Воин (доблесть)
- Спишите, заменяя слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной. (слайды 15-16)
(Ответ появится по щелчку)
- Печальный рассказ – …
- Знаменитый писатель – …
- Красивая девочка – …
- Весёлое торжество – …
VIII. Закрепление учебного материала.
Работа по учебнику (упр. 229, 230, 235, 236, 239, 240, 243 – по выбору).
IX. Дифференцированная работа.
А сейчас предлагаю вам поупражняемся по нашей теме.
- Вставьте пропущенные буквы. (слайды 17-18)
- Ужас…ный
- Мес…ность
- Тес…ный
- Уча…ствовать
- Шес…надцать
- Грус…ный
- Вкус…ный
- Чудес…ный
- Здра…ствуй
- Сер…це
- Ненас…ный
- Чес…ный
- Трос…ник
- Небес…ный
- Замени каждое словосочетание одним словом с непроизносимой согласной. (слайды 19-20)
(Ответ появится по щелчку)
- Оказывать честь –
- Принимать участие –
- Испытывать чувства –
- Осуществлять власть –
- Издавать свист –
- Издавать хруст –
- Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.
(Ответ появится по щелчку)
- … часов не наблюдают.
- …нечес…ному не товарищ.
- Тайна, …троим, уже не тайна.
- Рукам работа, а душе…
- …встанешь – мало сделаешь.
- Грамматическая арифметика.
(Используется приём анимированной сорбонки)
- В+ куст – т + но – о + ый (вкусный)
- Бинт – б + е + ре + си – и + н + дым – дм + й (интересный)
- П + ре + кран – н + сон – о + ый (прекрасный)
- Чудо – о + ест – т +но – о + ый (чудесный)
- Груз – з + сто – о + нота – ота + ый (грустный)
- Поза – а + дно – о + ий (поздний)
5. Из данных предложений составьте рассказ.
Напишите предложения в нужном порядке.
Подберите к выделенным словам проверочные.
- Недалеко от ручья паслись телята.
Опасный враг убежал.
Резкий свист напугал волка.
Вдруг из леса выбежал волк.
Теленку угрожала опасность.
Один теленок подошел к ручью.
У пастуха сильно забилось сердце.
Он громко свистнул.
6. Выпишите слова с непроизносимыми согласными.
Ужас..ный, сер..це, яс..ный, прекрас..ный, ярос..ный, опас..ный, праз..ничный, здра..ствуй.
( Ответ появится по щелчке)
9.Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Подберите к прилагательным первого столбика подходящие по смыслу существительные из второго столбика.
( По щелчку левая часть соединяется с правой)
прекрас..ная опас..ный извес..ный чудес..ная интерес..ный вкус..ный ус..ный доблес..ный | ра..каз обе.. п..года счет п..сатель воин картина путь |
X. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке я (получил (а) знания, самоопределился)…
2. Мне удалось на этом уроке (выразить свое мнение, дополнить, изменить)…
3. На этом уроке мне понравилось (в своей работе, в работе учителя)…
4. В дальнейшем мне бы хотелось…
Список литературы:
1. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Тригон, 1997.
3. Тикунова Л.И. Дидактический материал по русскому языку. Издательский дом Дрофа, 2000.
4. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. М.: Издательство Аквариум, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс
На уроке систематизируюся знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется умение выполнять алгоритм действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Урок русского языка по теме " Слова с непроизносимыми согласными и слова , в которых непроизносимых согласных нет".
Урок в 3 классе УМК " Школа России"...
Презентация к уроку " Слова с непроизносимыми согласными и слова, в которых непроизносимых согласных нет".
Презентация к уроку....
Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"
Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...