Урок русского языка во 2 классе по теме "Синонимы" (УМК "Школа 21 века")
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Гусак Юлия Георгиевна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Синонимы", презентация к уроку и приложение. ("Школа 21 века")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 б классе

 

Ф.И.О. учителя: Гусак Юлия Георгиевна

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Программа: «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Синонимы в тексте»

Цель урока: создать условия для развития умения  распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи, использовать синонимы для составления текста.

Задачи урока:

 Образовательные:

- создать условия для моделирования ситуаций, описанных в тексте;

- создать условия для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- создать условия для формирования умения находить синонимы в тексте;

- создать условия для формирования умения подбирать синонимы к словам, использовать их при редактировании текста;

- создать условия для осуществления самоконтроля при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения и проверки.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать грамотную связную речь.

Воспитательные:

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

-проявление интереса к новому содержанию занятия;

- проявление любознательности к изучаемому материалу;

-формирование умения высказывать самые простые правила.

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

- умение определять основную мысль текста;

- умение на основе анализа делать выводы;

- умение устанавливать аналогии;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные  УУД:

-  умение определять цель деятельности на уроке;

- умение определять успешность выполнения своего задания с помощью учителя;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

- умение осуществлять  личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Знания:

- правила о синонимах;

- существенных признаков синонимов.

Умения:

-отличать синонимы по их характерным признакам;

-находить синонимы в тексте;

- подбирать синонимы к словам;

 - «редактировать» текст, отдельные предложения.

 

Тип урока: урок закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Формы работы: коллективная, парная

Материально-техническое оснащение урока:

 

  1. для учителя – классная доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; интерактивное пособие «Русский язык, 2 класс», учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2017г

  1. для каждого учащегося: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2017, карточки для групповой работы №1, карточка для индивидуальной работы № 2, информационная справка.

Этапы

урока

Цель этапа

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Создание положительного эмоционального фона

- К нам пришли гости на урок, давайте обернемся и поприветствуем их кивком головы, а соседу по парте улыбнемся.

 - Проверьте, все ли готово у вас к уроку?

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Улыбаются, поворачиваются, кивают гостям головой

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. 2

 2.Актуализация знаний

(подводящий диалог).

Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

 Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Назовите орфограммы.

 

(работа с интерактивным заданием «Укажи соответствие»)

- На доске два столбика слов, укажите соответствие, соединив их между собой.

- Как мы можем назвать эти слова? (Синонимы)

- А что такое синонимы? Зачем они нужны?

Если вы думали так же, поставьте себе 1 балл карандашом на полях.

- Откройте учебник на с.55. Прочитайте тему урока. 

Дети работают с интерактивным заданием, устно устанавливают соответствие. Один ученик работает у доски.

 

Развитие орфографической зоркости. Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы.

5

3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы.

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какой будет цель урока?

(Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию).

 Проявлять интерес к новому содержанию,

 понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.

 

2

Формирование умения анализировать, делать выводы

- Мы выяснили, что нам известно о синонимах.

А тема урока: синонимы в тексте.

- Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Назовите номера верных утверждений.

( слайд 2)

1. Текст, состоит из нескольких предложений.

2. Заголовок не связан с текстом.

3. Текст имеет начало.

4. Предложения в тексте не связаны по смыслу.

Назовите номера верных утверждений.

Вы согласны? Покажите сигналом. Поставьте себе балл.

- Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно использовать их в речи.

Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность ответа одноклассника.

2

4.Изучение нового учебного материала.

а) работа с учебником, упр. 1 (ученик на доске, весь класс самостоятельно)

а) работа с учебником, упр. 2

 Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

 Решать проблему с помощью выбранного метода.

 - Работаем по учебнику.

Упр. 1.

Читаем задание: (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы).

 - Составьте порядок выполнения упражнения.

Каплет, брызжет,

Хлещет, льёт.

Дождь на улице идёт.

(Е. Колтай)

Самопроверка. (слайд 3)

Покажите сигналом, как вы выполнили задание: правильно – лайк, выписали не все синонимы – качающийся лайк. У кого твердый лайк – 1 балл себе на поля.

- Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют?

1. Чтобы не было повторов.

2. Объясняет (толкует) значение слова - идёт.

Упр. 2.

- Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Покажите сигналом, правильно ли … определил жанр. Если вы правильно определили жанр – 1 балл.

Какую особенность вы заметили в этом стихотворении?

- Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил, слово спят синонимами?

- Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено?

- Сравните стихотворения 1 упражнения и 2 упражнения. Что вы можете о них сказать?

Читают задание.

Составляют порядок выполнения задания:

1.Читаю текст.

2.Нахожу синонимы.

3.Выписываю их в тетрадь.

Показывают сигналом правильность ответа одноклассника.

Высказывания ребят.

В упр.1 много синонимов, а в упр.2 автор не использовал синонимы.

Проявлять интерес к новому содержанию занятия,

 понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

5

5

Физминутка для глаз «Восьмерка в воздухе»  

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых

 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Затем вертикальную. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. 1

5.Первичное закрепление

а) Работа по учебнику (упражнение 3).

б) Работа в парах по карточке №1.

в)Формулировка вывода.

Решать самостоятельно творческие задачи.

Закреплять способ их решения.

Установление коммуникации

В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор?  

Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют.

Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора.

- Обратимся к упражнению 3 нашего учебника.

Прочитайте задание и текст упражнения.

- Вы заметили, о каких словах забыл Миша?

- Подберите синонимы к слову бежать и отредактируйте текст.

Работаем в парах. Редактируем на карточке 1. Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и заменить его синонимом.

Первые 5 пар, которые раньше всех выполнят задание, получат 1 балл. Готовность покажите сигналом.

 - Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения?

- Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной.

Высказывания детей.

Дети работают самостоятельно в парах. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Формулируют вывод.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

2

5

 

г)Самостоятельная работа по карточкам № 2

 

 

 - Посмотрите на слова, которые размещены на доске.  

Труд, плакать, работа, рыдать, смелый, храбрый.

- На сколько групп, можно разбить эти слова? Докажите.

- Перед вами лежит карточка №2, распределите эти слова на 3 грамматические группы.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

труд

работа

смелый

храбрый

рыдать

плакать

- Что вы можете сказать о каждой группе? Слова – синонимы. Если правильно распределили 1 балл.

- Дополните эти группы словами-синонимами, пользуясь информационной справкой (на парте).  Первые трое получат дополнительный балл, если максимально заполнят таблицу.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

труд

работа

дело

занятие

деятельность

смелый

храбрый

отважный

мужественный

героический

рыдать

плакать

реветь

хныкать

всхлипывать

- Какой вывод, мы можем сделать выполнив это задание.

- Синонимы, близкие по смыслу слова, относятся к одной части речи.

Устно отвечают.

Самостоятельно работают.  

 

Самостоятельно работают на карточках (если осталось время, записывают)

Синонимы, близкие по смыслу слова, относятся к одной части речи.

7

6.Подведение итогов урока.

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений.

- Давайте подведём итоги.

Чему мы учились на уроке?

Вы работали самостоятельно, в парах.

Какое задание оказалось для вас самым трудным?

А какое  самым лёгким?

Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания?

- Находить синонимы, редактировать (исправлять) текст, предложения.

- Когда что-то сочиняем сами, чтобы не было повторов.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

1

7.Самооценка своей работы. Домашнее задание.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке.

У кого 6  - 7  баллов – это «5»,

5 - 4 – это «4».  

 А сейчас откройте дневники,  запишем домашнее задание. Посмотрите внимательно на свою карточку самооценки.

-Те, кто получил тройки и четверки:

 – Уч. стр. 58, упр. 5.

Ребята, у которых пятерки, записывают:

 – Уч. стр. 58, упр. 6.

Вы молодцы, спасибо за урок!

 

Ребята поднимают руку.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы"  2 класс...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...