Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ознакомить учащихся с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, формировать умения проверять изучаемые орфограммы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

3 КЛАСС

Выполнил:

учитель начальных классов

Тетюшкина Е.С.

САРАНСК 2018


УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС: 3

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Педагогические
цели

Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, формирование умения проверять изучаемые орфограммы

Тип урока

Урок постановки и решения учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании
правил правописания, подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в слове, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы

Личностные
результаты

Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом
решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Непроизносимые согласные в корне слова»; морфема, проверочное слово; орфографический словарь

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сравни написание и произношение. URL: school-collection.edu.ru

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые умения

(формируемые УУД)

1

3

4

5

 I. Организацион-

ный момент.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка   к усвоению изученного материала.
Приветствует учащихся, проверяет готов- ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, под рукой!

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок русского языка?

- Я очень рада, что некоторые из вас пришли на урок с весёлым, приподнятым настроением, а другие настроены поработать серьёзно. Главное, нет грустных.

-Мне бы хотелось, чтоб и сейчас, и, особенно, после урока на ваших лицах светились радостные улыбки, говорящие о том, что урок прошёл не зря.

-А сейчас открываем тетради, записываем число и классная работа. Не забывайте следить за своей тетрадью, она должна лежать под наклоном , и за своей осанкой.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Дети сигнализируют

карточками с изображением

настроения.

Дети открывают тетради, записывают число и классная работа. Следят за своей тетрадью и осанкой.

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Проверка
домашнего
задания.

– Прочитайте предложения.
Назовите слова с пропущенными буквами, объясните свой выбор написания

Читают предложения из домашнего упражнения. Объясняют орфограммы.

Также может быть проведена выборочная проверка домашней работы

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

III. Актуализация знаний.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.

У..кий, оши...ка, к..пал, ча..ка, см..треть, зу..ки, з..лёный, в..рить, тетра..ка, к..рмушка, д..л..ко, тра..ка, кре..кий, лягу..ка.

- Проверьте, так ли вы выполнили работу.

- Оцените свою работу.

Дети работают в тетрадях, затем один ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы ,

объясняет орфограммы, устно подбирая проверочные слова.

Сравнивают свою работу с эталоном и выставляют себе оценку на полях тетради карандашом.

Пр. – применяют изученные ранее правила правописания.

        


Продолжение табл.

1

3

4

5

IV.Самоопределение к деятельности.

 (Создание
проблемной
ситуации)

– Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.

Из карманов у Аркашки

Вечно сыплются … (бумажки).

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

                                   (Хлеб.)

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой … (щетки).

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

                                   (Сердце.)

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Ёж.)

– Нет ли среди этих слов лишнего? (Сердце.) ---Почему это слово лишнее? (В нем нет изученных ранее орфограмм-парные согласн.)

– Какая орфограмма в слове «сердце»? Пока сложно ответить на этот вопрос.

Слушают загадки,
записывают отгадки,

находят в словах-отгадках орфограммы, обозначают их
и объясняют условия выбора.

На обратной стороне доски задание выполняет один ученик. После завершения
работы он открывает доску и объясняет орфограммы. Дети сверяют свои записи с записями на доске.

Решают проблемную ситуацию.

Понимают недостаточность имеющихся знаний.

Пр. – применяют изученные ранее правила правописания.

П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно.

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи


Продолжение табл.

1

3

4

5

– Сколько звуков и сколько букв в этом слове?

– Почему звуков меньше чем букв?
(Один звук не произносится -звук д )

-Какой это звук, гласный или согласный?

-А в какой части слова находится этот звук?

(В корне слова).

– Звук, который не произносится, называется непроизносимым.

-Сформулируйте тему урока.

Именно о словах с таким звуком (словах с непроизносимым согласным) мы с вами будем сегодня говорить.

Выясняют значение термина «непроизносимые согласные»

1.Непроизносимые согласные в корне слова.

2.Правописание слов с непро-

износимым согласным звуком

в корне.

Читают тему урока по учебнику с.117.

V. Постановка учебной задачи

– Тему урока вы определили.
-Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на уроке

Слушают учителя, предлагают свои
формулировки цели деятельности
на уроке.

Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем

VI. Работа по теме урока.

 

1)Наблюдение
над произношением и написанием слов с непроизносимым согласным

(учебник,
упр. 223- устно).

– Прочитайте слова с непроизносимыми согласными в корне (учебник, с.117 упр.223).

– Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв?

– Какие звуки не произносятся?

(Пишется слово праздник, а мы говорим празник, звук  д  не произносится и т.д.)

– Ознакомьтесь с теоретическим
материалом о непроизносимом согласном.

-Послушайте информацию с электронного приложения к учебнику (Анимация: под цифрами 1,2,3).

(Или прочитать сведения о непроизносимом согласном в учебнике (с. 117).

Выполняют упр. 223 учебника, производят устный частичный фонетический разбор слова; знакомятся с теоретическим материалом
учебника, с электронного приложения к учебнику,  извлекают необходимую информацию и, опираясь на неё, отвечают на вопросы учителя.

Пр. – применяют знание
фонетического материала при использовании правил правописания.

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их


Продолжение табл.

1

3

4

5

Чтение сведений о непроизносимом согласном (с. 117)

2). Наблюдение над особенностями произношения непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах
(учебник,
упр. 225). Работа с правилом в учебнике

– Когда в корне может быть непроизносимый согласный звук? (Когда в слове встречаются сразу 3 или 4 согласных звука вместе).

-Почему он назван непроизносимым? (Потому что мы его не произносим).

- Как проверить написание слов с непроизносимым согласным звуком в корне? (Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо).

– Найдите упр. 225. Внимательно прочитайте задание упражнения. Ответьте на вопросы:

-В словах какого столбика есть непроизносимый согласный звук? ( В словах 2 столбика).

– В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма?( В корне слова).

-Слова какого столбика будут проверочными для слов с непроизносимым согласным звуком?

(Слова 1 столбика).

-Почему? (Потому что в этих словах согласный звук произносится отчётливо).

– Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму и выделите корень.

Проверка.

Читают задание упражнения, отвечают на вопросы.

Письменно выполняют задание в тетради. Один ученик выполняет у доски.  Делают попытки сформулировать
правило написания непроизносимого
согласного. Сверяют свои формулировки с правилом в учебнике.

существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Р – выполняют действия по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в учебнике.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Пр. – владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые согласные и умеют применять орфографическое
правило.

П – составляют простейшие инструкции при решении лингвистической задачи.

Р – учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа
решения.

VII.Физкульт –минутка.

А теперь, ребята, встали!

И на месте зашагали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

VIII. Продолжение работы по теме урока.

1). Работа
по учебнику
(правило с. 119)

2). Формирование умения
соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в прове-
ряемом и проверочном словах .

Задание из  электронного приложения к учебнику.

3) Выполнение заданий в рабочей тетради (с.62 №156).

-А теперь продолжаем работать по теме урока.

-В русском языке есть слова, в корне которых нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.

-Как быть в таких случаях?

-Давайте прочитаем правило в учебнике на с.119 (один ученик читает вслух).

-Как убедиться, что в словах нет непроизносимого согласного звука?

(Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный).

-Давайте закрепим полученные сведения  и выполним очень интересное задание из  электронного приложения к учебнику.

Поможем братьям лосям спуститься на землю,  правильно  выполнив задание (распределим мешочки по корзинам). Только с вашей помощью они смогут это сделать.

Разделите слова на 2 группы:1) слова, где пропущено буквосочетание СН (то есть нет непроизносимого согласного звука;

2) слова, где  пропущено буквосочетание СТН (имеется непроизносимый согласный звук);

Правильно подбирайте проверочные слова.

МЕ______ЫЙ

ОПА____ЫЙ

НЕНА____ЫЙ

ИНТЕРЕ_____ЫЙ

ЧУДЕ_______ЫЙ

ДОБЛЕ______ЫЙ

ВКУ_____ЫЙ

ТРО_____ИК

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать в этом упражнение?

(К каждому слову подобрать и записать однокоренное имя прилагательное. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук).

Проверка.

Дети затрудняются ответить.

Понимают недостаточность имеющихся знаний

Читают правило в учебнике с.119.

Устно выполняют задание.

Читают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют
выбор написания.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Пр. – владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания.

Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные

действия в  громкоречевой и умственной форме.

П – ориентируются
на возможность решения отдельных лингвистических задач.

Р – учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа
решения; оценивают свои достижения, осознают способы преодоления
трудностей.


Окончание табл.

        

1

3

4

5

IХ. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке.

-А сейчас проведём игру «Поймай своё слово» и проверим сами себя как  усвоили тему урока.

Вариант 1 записывает слова, в которых пишется непроизносимый согласный звук.

Вариант 2  записывает слова, в которых не пишется непроизносимый согласный звук.

Ненастный, ужасный, известный, солнце, интересный, сердце, прекрасный, ясный, местный.

 (Проверка)

Молодцы!

– Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

-ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ

 с помощью сигнальных карточек:

красный цвет – вы поняли тему урока, правильно выполняли задания, активно работали на уроке;

синий цвет – вы поняли тему урока, но немного сомневались при выполнении заданий, допустили небольшие ошибки. Значит, нам есть ещё над чем поработать на следующем уроке.

Записывают слова в тетрадь по вариантам, объясняют свой выбор слов.

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока.

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Х. Подведение итогов урока.

- Как проверить написание слов с непроизносимым согласным в корне слова?

(Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо).

- Молодцы! Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх.

-А теперь после напряжённой работы, покажите какое у вас настроение.

-Я рада, что и к концу урока у вас хорошее настроение. Значит, урок прошёл не зря.

   Завершается урок.

   Он пошёл ребятам впрок.

   Постарались всё понять.

   Учились знания открывать.

   Ответы полные давали

   И на уроке не зевали.

-Спасибо всем за урок.

Повторяют правило написания непроизносимого
согласного в корне слова.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

ХI. Домашнее задание.

-Запишите домашнее задание:

(учебник с. 119 упр. 227)

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи.

Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроверяемыми согласными в корне"

Данный урок напрвлен на закрепление работы над словами с непроверяемыми согласными в корне слова. В ход урока включены разные методы работы с учащимися: работа по учебнику, самостоятельная работа, кол...

Урок русского языка в 3 классе Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Урок русского языка в 3 классе Правописание непроизносимых согласных в корне слова...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...