Тема "Что такое антонимы?" 2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка на тему "Что такое антонимы? УМК "Школа России 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»
Тема учебного курса: «Синонимы и антонимы» (3 ч.)
Тема: Что такое антонимы? (2 урок в теме учебного курса)
Тип урока: урок «открытия нового знания» ( с применением технологии деятельностного метода).
Цель урока: Способствовать формированию понятия об антонимах; научить использовать антонимы в речи, определять лексическое значение слов
Задачи урока:
- Образовательные: совместно с обучающимися открыть новые знания, научиться подбирать антонимы к словам, пользоваться словарем антонимов.
- Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, внимание, память, умение работать с текстом; формировать умение работать в паре.
- Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку; воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки.
Ожидаемые образовательные результаты:
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Метапредметные: пользоваться словарями разных типов( толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму).
Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слов; наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Планируемые УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;
Регулятивные УУД: определение и формулирование цели деятельности на уроке; планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривание последовательность действий на уроке; высказывание своего предположения ( верного) на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Программно- методическое обеспечение урока
Оборудование к уроку:
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Учебные принадлежности
Дидактический материал:
- Презентация к уроку
- Раздаточный материал: светофоры, конверты с заданиями для работы в парах .
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова.- М.: Планета, 2012.
2. Кульневич С.В. Современный урок.-Вролгоград: Учитель, 2005.
3.Рабочие программы..Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России».
4.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса часть 1. М.: Просвещение, 2018 г.
5.Синякова В.А. Русский язык: методическое пособие : 2 класс /– М. : Москва- «ВАКО», 2016г.
6. Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов русского языка – Москва:Изд.АСТ, 2017г.
.
Интернет
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru
2.Сеть творческих учителей, сообщество pedsovet.su › ... › Начальные классы › Русский язык
Цифровые образовательные ресурсы
1.Интерактивный тренажер
Используемые образовательные технологии:
- Личностно- ориентированная технология
- Технология деятельностного обучения
- Технология проблемно- диалогического обучения
- Технология критического мышления
- Информационно-коммуникативная технология
- Технология дифференцированного обучения
- Игровая технология
- Здоровьесберегающая технология
- Технология оценивания
Формы работы на уроке
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Работа в парах
- Коллективная
Методы обучения, применяемые на уроке:
1.По характеру познавательной деятельности:
- Наглядный
- Частично-поисковый
- Деятельностный
2. По источнику знаний:
- Словесный
- Практический
3.Методы постановки учебной задачи:
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог
- Подводящий к теме диалог
- Метод создания ситуации успеха
Ход урока:
Этапы урока | Применяемые технологии, формы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание урока |
I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин). Цель:Включение в учебную деятельность. | Показывает свое настроение, проверяют готовность учащихся к уроку, мотивирует их к учебной деятельности. | Показывают определенный цвет светофора , организуют рабочее место. | Учитель: - Добрый день ребята! На столах у вас светофоры, выберите тот цвет которому соответствует ваше настроение. Учитель: - Как много хорошего настроения. Спасибо! - А вот мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! На ваших столах лежат оценочные карты.( приложение №1) . Прошу вас оценить свою готовность к уроку. Нарисуйте зеленый круг если вы готовы к уроку. Желтый – если вы испытывайте затруднение и не готовы к уроку. Красный – если вы не настроены на урок. | |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности(10 мин). Цель:Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. | Технологии: -личностно-ориентированная -ИКТ Формы работы: -фронтальная -коллективная Методы: -наглядный -частично-поисковый -практический | Создает эмоциональный настрой. Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать. Формулирует задание. Контролирует выполнение задания, создает ситуацию успеха, мотивируя учащихся к дальнейшей работе. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | -Делают самомассаж рук. -Записывают в тетрадь число и классная работа. -Отгадывают загадки и записывают отгадки (словарные слова) в тетрадь. -Взаимопроверка. Сверка с образцом на экране. Взаимооценка) -Повторяют, закрепляют изученную тему синонимы, находят пары – слова синонимы. - Работают с оставшейся парой слов радость – грусть, выясняют в чем затруднение. -Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод о ранее изученной и новой теме. У детей возникает затруднение, т.к. данная группа слов ранее не изучена. Высказывают свое мнение, обосновывают ответы. | -Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками. - Прежде чем начнем писать, давайте помассируем пальчики (самомассаж рук) -Запишите в тетради число и классная работа. -А сейчас мы с вами повторим словарные слова. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки и записать отгадки. (Пишут словарные слова береза, яблоко, лопата, осина, дорога, быстро, скоро). - Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов у вашего соседа (сверка с образцом на экране) - Поставьте оценку вашему соседу ( зеленый кружок – если все правильно, желтый – если есть 1-2 ошибки, красный – если 3 ошибки и больше) - Прочитайте последние два слова (быстро, скоро) и скажите какие это слова. - Правильно, это слова синонимы. -Расскажите правило, что мы называем синонимами? - Теперь я попрошу вас найти пары слов, данные на доске (прощай- до свидания, трудиться – работать, смелый - храбрый, друг – товарищ) - Остались слова радость – грусть. Можем ли мы их отнести к словам-синонимам? (Нет) -Почему? (у них противоположные значения) -Как называются такие слова? Мы их изучали? (Нет) -Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке? (ответы детей) -Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – желтый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг. |
III. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (12 мин). Цель:Построение детьми нового способа действий и формирования способности к его выполнению. | Технологии: -технология деятельностного обучения Форма работы: -фронтальная Методы: -наглядный -частично-поисковый -деятельностный, практический -метод создания ситуации успеха . | -Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. -Организует фиксирование индивидуального затруднения. -Организует составление совместного плана действий. -Реализует план выхода из затруднения | -Работа с учебником: читают тему урока, пробуют сформулировать правило. -Слушают стихотворение М.Лукашкиной, отвечают на вопросы, записывают пару слов-антонимов в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы. - Делают гимнастику для глаз. - Работают с текстом упр. 71 на стр 54, высказывают свое мнение по содержанию текста. -Знакомятся со словарем антонимов. | -Ребята, откройте учебник на стр 54 и прочитайте тему урока (Что такое антонимы?) - Кто уже может ответить на этот вопрос? (Слова, противоположные по значению называются антонимами) -Слово антоним от греческих слов анти –«против» и онима –«имя» -Ребята, а теперь посмотрите на экран и послушайте стихотворение (Приложение2) -Вам понравилось стихотворение? - Чем интересны пары слов в стихотворении? (Пары слов имеют противоположное лексическое значение) - Как называются такие слова? (Антонимы) - Запишем последнюю пару слов в тетрадь. -Какие это слова? (Словарные) -Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить. - Ребята, немного отдохнем, проведем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз «Бабочка» - Приложение3) -Продолжаем работать. Найдите упражнение 71 на стр.54, прочитайте текст. -Почему муравей загрустил? (За всю жизнь не сможет увидеть конца моря) -Объясните, что и кого сравнил по величине Муравей? (Себя и море) -Как называются слова большой и маленький? (Антонимы) - Прочитайте правило на стр 54. -Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка» (Показываю словари) - В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на стр. 142. Откройте и ознакомьтесь с ним. -Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – зеленый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг. |
IV.Физкультминутка (2 мин). Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил. | Игровая технология | Проводит игру-физкультминутку. | Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость. | Игра «Наоборот» (Приложение 4) |
V.Первичное закрепление. (10 мин) Цель:Усвоение нового способа действий | Технологии: -технология дифференцированного обучения -личностно- ориентированная технология -игровая Форма работы: -индивидуальная -фронтальная Методы: -практический -словесный -частично-поисковый | Организует работу в парах Организует динамическую игру. | Работают в парах. -Находят пары слов антонимов в словаре, записывают в тетрадь. -Самопроверка, самооценка. -Играют в динамическую игру «Цепочка», закрепляют полученные знания. | -Ребята, теперь поработаем в парах. У вас на партах лежат конверты с заданиями. Вам нужно найти пары антонимы данных слов при помощи словаря в учебнике и записать их по образцу (Образец на экране). - Теперь проверим по эталону (Образец на экране) -Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – зеленый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Цепочка». Я бросаю мяч и называю слово. Ученик, который ловит мяч, должен назвать антоним моего слова и дальше бросает мяч однокласснику, называя свое слово. |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель:Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний (5 мин). | Технологии: -игровая технология -технология оценивания Формы работы: -фронтальная -индивидуальная Методы: -наглядный -словесный | Совместно с учащимися подводит итог урока. | - Называют поставленную цель в начале урока и достигнуты ли были они. Называют основные позиции нового материала и как они усвоили его (что получилось, что не получилось и почему) - Играют в игру « Верю –не верю». Показывают карточки с ответами -Оценивают уровень усвоения нового учебного материала с помощью «Светофора успеха». | -Наш урок подходит к концу. -Ребята, что нового вы узнали на уроке? -Какую цель ставили? (узнать что такое антонимы, научиться находить слова-антонимы в тексте, пользоваться во внешней речи) -Цели достигли? -Для кого это было открытие? -Какой сложный вид работы выполняли? -Поиграем с вами в игру стратегию « Верю – не верю». Если вы согласны –поднимаете зеленый смайлик, если нет –красный. *Антонимы – это близкие по значению слова. * Антонимы – это противоположные по лексическому значению слова. *Слова с противоположным значением можно найти в толковом словаре. * Слово «анти» означает «против» *Слова разговаривать и беседовать – это синонимы. - Молодцы ребята. -Оцените свою работу на уроке: Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы усвоили новый материал, вам все осталось понятным поставьте – зеленый круг. Если у вас остались вопросы – желтый круг. Если вы не поняли новую тему– красный круг. Попрошу вас подсчитать ваши круги в оценочных картах. Если у вас 4 зеленых круга – ваша оценка за урок- «Высокий уровень», если 3 зеленых круга – оценка «Хорошо», если у вас оказалось 2 зеленых круга оценка – «Средний уровень (удовлетворительно)»- значит надо еще немного поработать над новой темой. -А сейчас мы с вами украсим дерево успеха нашими ладошками. Если на уроке вы чувствовали себя комфортно, все у вас получилось выполнить, приклеем к дереву зеленую ладошку-листочек, если у вас возникли какие то трудности на уроке- желтую ладошку, а если новая тема была совсем непонятной для вас и нужно еще поработать над ней – красную ладошку. -Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за урок. |
VI1 Домашнее задание Стр 55 упр 72 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | - Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Стр 55 упр .72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
"Кто такие насекомые?" Окружающий мир, 1 класс, "Школа России".
План учебного занятия в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?" На уроке используется УМК "Школа России"....
Иформационная карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Что такое этика?" УМК "Школа России"
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Что такое этика?"...
Тест по теме "Что такое экономика" 2 класс. "Школа России"
Тест проводим после прохождения темы "Что такое экономика"...
разработка урока русского языка по теме "Что такое родственные слова?" 2 класс Школа России
урок по программе "Школа России" 2 класс....
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...
Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя: Формиров...