Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Школа России
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по предмету Русский язык/Родной язык русский. На изучение учебного предмета «русский язык/родной языкрусский»отводится соответственно 3,5 часа в неделю (119 часов в год) / 0,5 часа в неделю (17 часов в год). Всего рассчитана на 136 ч. в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk.yaz_.docx | 70.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету Русский язык/Родной язык русский
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- ООП НОО лицея;
- авторской программы Русский язык: программа: 1-4 классы и ориентирована на преподавание по учебнику Русский язык. 4 класс. В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 6-е изд. М.: Просвещение, 2016 год.
На изучение учебного предмета «русский язык/родной языкрусский»отводится соответственно 3,5 часа в неделю (119 часов в год) / 0,5 часа в неделю (17 часов в год). Всего рассчитана на 136 ч. в год.
Цели:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые предметные результаты.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
- оформлять результаты исследовательской работы;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
- пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
- различать звуки и буквы;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко - буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять (устно и письменно) звуко - буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко - буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- понимать этимологию мотивированных слов-названий;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
- выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
- иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
- понимать роль союзов и частицы не в речи;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
- различать родовые и личные окончания глагола;
- наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- находить в предложении обращение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Контрольные работы
1 четв | 2 четв. | 3 четв | 4 четв | всего | |
Контрольный диктант | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изложение | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Сочинение | 1 | 3 | 3 | 2 | 9 |
Контрольное списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Содержание программы
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136 ч)
повторение (10 ч, в том числе 1час на родной язык русский)
предложение (6 ч, в том числе 1час на родной язык русский)
слово в языке и речи (17ч, в том числе 2часа на родной язык русский)
части речи (89 ч, в том числе 11часов на родной язык русский)
повторение изученного за год (14 ч, в том числе 2часа на родной язык русский)
Повторение (10ч)
Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).Предложение и словосочетание (6ч)
Предложение (6 ч).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (17ч)
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова (3 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (5ч)
Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звукобуквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Морфологические признаки частей речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Части речи (89 ч)
Имя существительное (30 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (25 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (27 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (14 ч)
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Календарно - тематическое планирование
Рус яз | Род яз | Тема урока | Количество часов | Дата план. | Дата факт. | |
1четверть (32 часа) Раздел 1 Повторение (10 ч) | ||||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 | 02.09 | |||
2 | Язык и речь. Формула вежливости. | 1 | 03.09 | |||
3 | Текст и его план. | 1 | 04.09 | |||
1 | Обучающее изложение. | 1 | 06.09 | |||
4 | Анализ изложения. Типы текстов. | 1 | 09.09 | |||
5 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 10.09 | |||
6 | Диалог. Обращение | 1 | 11.09 | |||
7 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 13.09 | |||
8 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение». | 1 | 16.09 | |||
9 | Словосочетание. | 1 | 17.09 | |||
Раздел 2 Предложение (6 ч) | ||||||
10 | Однородные члены предложения. | 1 | 18.09 | |||
11 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 20.09 | |||
2 | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | 1 | 23.09 | |||
12 | Наши проекты. | 1 | 24.09 | |||
13 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 | 25.09 | |||
14 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | 27.09 | |||
Раздел 3 Слово в языке и речи (17 ч) | ||||||
15 | Контрольный диктант №2 по теме « Предложение». | 1 | 30.09 | |||
16 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 01.10 | |||
17 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | 02.10 | |||
18 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | 04.10 | |||
19 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 | 07.10 | |||
20 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 | 8.10 | |||
21 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | 9.10 | |||
22 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | 11.10 | |||
23 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 | 14.10 | |||
3 | Обучающее изложение | 1 | 15.10 | |||
24 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | 16.10 | |||
25 | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | 1 | 18.10 | |||
26 | Имя числительное. Глагол. | 1 | 21.10 | |||
27 | Наречие как часть речи. | 1 | 22.10 | |||
28 | Правописание наречий. | 1 | 23.10 | |||
29 | Контрольный диктант№3 по теме «Части речи» | 1 | 25.10 | |||
2 четверть (31 час) | ||||||
4 | Сочинение – отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 | 05.11 | |||
Раздел 4 Имя существительное (30 ч) | ||||||
30 | Распознавание падежей имен существительных. | 1 | 06.11 | |||
31 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имён существительных. | 1 | 08.11 | |||
32 | Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. | 1 | 11.11 | |||
33 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 1 | 12.11 | |||
34 | Три склонения имен существительных (общее представление). 1 – е склонение имен существительных. | 1 | 13.11 | |||
5 | Сочинение по картине А, А. Пластова «Первый снег». | 1 | 15.11 | |||
35 | 2 – е склонение имен существительных. | 1 | 18.11 | |||
36 | Упражнение в распознавании имён существительных 2 – го склонения. | 1 | 19.11 | |||
37 | 3 – е склонение имен существительных. | 1 | 20.11 | |||
38 | Упражнение в распознавании имён существительных 3 – го склонения. | 1 | 22.11 | |||
6 | Обучающее изложение. | 1 | 25.11 | |||
39 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных1,2,3 – го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | 26.11 | |||
40 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 27.11 | |||
41 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | 1 | 29.11 | |||
42 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 | 02.12 | |||
43 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | 03.12 | |||
44 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 | 04.12 | |||
45 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | 06.12 | |||
46 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 09.12 | |||
7 | Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница» | 1 | 10.12 | |||
47 | Контрольный диктант№4 по теме «Правописание безударных падежные окончания имен существительных в единственном числе». | 1 | 11.12 | |||
48 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | 13.12 | |||
49 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 1 | 16.12 | |||
50 | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | 17.12 | |||
51 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | 18.12 | |||
52 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | 20.12 | |||
8 | Обучающее изложение. | 1 | 23.12 | |||
53 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 | 24.12 | |||
54 | Контрольный диктант за I полугодие. | 1 | 25.12 | |||
55 | Анализ контрольного диктанта. Наши проекты. | 1 | 27.12 | |||
Раздел 5 Имя прилагательное (25 ч)3 четверть (40 часов) | ||||||
56 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 13.01 | |||
57 | Род и число имен прилагательных. | 1 | 14.01 | |||
58 | Описание игрушки. | 1 | 15.01 | |||
59 | Склонение имен прилагательных. | 1 | 17.01 | |||
9 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». | 1 | 20.01 | |||
60 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | 21.01 | |||
61 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | 1 | 22.01 | |||
62 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | 24.01 | |||
63 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 | 27.01 | |||
64 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 1 | 28.01 | |||
65 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. | 1 | 29.01 | |||
66 | Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 | 31.01 | |||
67 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | 03.02 | |||
68 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | 04.02 | |||
69 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | 05.02 | |||
10 | Изложение описательного текста. | 1 | 07. 02 | |||
70 | Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | 10.02 | |||
71 | Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости». | 1 | 11.02 | |||
72 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 | 12.02 | |||
73 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 | 14.02 | |||
74 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 | 17.02 | |||
75 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 18.02 | |||
11 | Сочинение – отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | 19.02 | |||
76 | Контрольный диктант№6 по теме «Имя прилагательное» | 1 | 21.02 | |||
77 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | 24.02 | |||
Раздел 6 Местоимение (7 ч) | ||||||
78 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | 1 | 25.02 | |||
79 | Изменение личных местоимений 1 - го, 2 -го лица по падежам. | 1 | 26.02 | |||
80 | Изменение личных местоимений 3 -го лица по падежам. | 1 | 28.02 | |||
81 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | 02.03 | |||
12 | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 | 03.03 | |||
82 | Контрольный диктант№7 по теме «Местоимение» | 1 | 04.03 | |||
83 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | 06.03 | |||
Раздел 7 Глагол (27 ч) | ||||||
84 | Роль глаголов в языке. | 1 | 09.03 | |||
85 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 10.03 | |||
86 | Неопределенная форма глагола. | 1 | 11.03 | |||
87 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 13.03 | |||
13 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 | 16.03 | |||
88 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. | 1 | 17.03 | |||
89 | Спряжение глаголов. | 1 | 18.03 | |||
90 | 2 - е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | 20.03 | |||
4 четверть (33 часа) | ||||||
14 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | 01.04 | |||
91 | I иII спряжение глаголов настоящего времени. | 1 | 03.04 | |||
92 | I иII спряжение глаголов будущего времени. | 1 | 06.04 | |||
93 | Наши проекты. | 1 | 07.04 | |||
94 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 08.04 | |||
95 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 10.04 | |||
96 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 13.04 | |||
97 | Возвратные глаголы. | 1 | 14.04 | |||
98 | Правописание – тся и –ться в возвратных глаголах. | 1 | 15.04 | |||
99 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | 1 | 17.04 | |||
100 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | 20.04 | |||
15 | Изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 | 21.04 | |||
101 | Контрольный диктант№8 по теме «Глагол» | 1 | 22.04 | |||
102 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | 24.04 | |||
103 | Всероссийская проверочная работа. | 1 | 25.04 | |||
104 | Обобщение по теме глагол. | 1 | 27.04 | |||
105 | Обобщение по теме глагол. | 1 | 28.04 | |||
106 | Проверка знаний по теме «Глагол». | 1 | 01.05 | |||
107 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение. | 1 | 04.05 | |||
Раздел 8 Повторение (14 ч) | ||||||
108 | Язык. Речь. Текст. | 1 | 05.05 | |||
109 | Предложение и словосочетание. | 1 | 06.05 | |||
110 | Предложение и словосочетание. | 1 | 08.05 | |||
111 | Лексическое значение слова. | 1 | 11.05 | |||
16 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь»». | 1 | 12.05 | |||
112 | Состав слова. | 1 | 13.05 | |||
113 | Состав слова. | 1 | 14.05 | |||
114 | Части речи. | 1 | 15.05 | |||
17 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 | 18.05 | |||
115 | Анализ изложения. Части речи. | 1 | 19.05 | |||
116 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 20.05 | |||
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | 21.05 | |||
118 | Звуки и буквы. | 1 | 22.05 | |||
119 | Игра «По галактике Частей речи». | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....