Качественные прилагательные.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Новая тема с ууд и планируемыми результатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvennye_imena_prilagatelnye.doc | 423.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по русскому языку
«Качественные имена прилагательные»
3 класс
Цели: создать условия для понимания и различения имён прилагательных по значению.
Задачи: закрепить знания об именах прилагательных, изучить качественные имена прилагательные, развивать умение сравнивать группы слов, делать самостоятельно выводы; воспитывать любовь к родному языку.
Задачи урока:
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в группах
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Ход урока:
I.Организационное начало урока. Мобилизующий этап (1 мин.)
1.Ребята, прочитайте девиз нашего урока: «Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать»
- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? ( Сам)
- А можно ли заставить кого – то учиться? ( Нет он должен сам этого захотеть).
Я уверена, что вы хотите учиться. И вполне возможно, что вы встретите на своем пути различные препятствия и трудности. Но именно преодолевая их, человек постигает азбуку мудрости, накапливает сокровища знаний, становится мудрее. Желаю вам на этом уроке многому научиться и получить хорошие отметки.
- Ребята, сегодня вы будете сами себя оценивать. Для этого я раздала вам оценочные листы. Давайте их рассмотрим.
2. Совершенствование навыка каллиграфии.
- Угадай слово:
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену величаво
Идет красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу…( в е с н а)
Откройте тетрадь, запишите дату – двадцатое апреля. На следующей строке – классная работа.
- Какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Отгадка в нашей загадке начинается с буквы В…. весна. Это будет буква «вэ» заглавная и строчная. (1 мин.)
3. Сколько частей речи в русском языке?(10) имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия и глаголы.
предлоги, союзы и частицы. К особому разряду слов относят междометия. Давайте проверим.
Давайте мы с вами посмотрим на схему «Части речи» и заполним её.
- На какие группы они делятся? Самостоятельные и служебные. Назовите группу самостоятельных частей речи? Служебных?
Оцените в оценочном листе.
4. - О какой части речи мы будем сегодня говорить? Угадайте - отгадав
загадку:
Да это имя прилагательное. Молодцы!
Несколько уроков мы уже работали с именем прилагательным и знаем о нём многое, а сегодня сделаем ещё одно открытие.
Перед вами корзина. На стикерах вы должны записать всё что вы уже знаете об имени прилагательном, обсудите со своим соседом и напишите что – нибудь одно. ВРЕМЕНИ 1 МИНУТА. ПРИКРЕПЛЯЕМ НА КОРЗИНУ. Ответы детей могут быть такими:
а. (Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы? какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? Чьи?
б. имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
в. А во множественном числе не определяется род имён прилагательных.
г. ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в туже форму, что и имена существительные, от которых они зависят.
д. В предложении имена прилагательные чаще всего являются определением и сказуемым…..
Вот какая у нас красивая и богатая знаниями корзина.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии ( 5 – 6 мин.)
- Какую часть речи мы изучаем? Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени прилагательном?
*- Предлагаю игру «Словесное лукошко».
Прочитайте быстро слова и найдите лишние. Какие это части речи?
Голубой, весёлый, ручеёк, тёплое, весеннее, солнце, маленький, подснежник, капель, верный, быстрый,
Назовите лишние слова.
- А как вы думаете, почему сюда попали имена существительные? (Они взаимосвязаны или согласуются с прилагательными). Запишите в тетрадь любые 2-3 прилагательных. Как называются прилагательные, которые вы записали?
III.Сообщение темы и цели урока. Этап усвоения новых знаний
- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, на какие разряды по значению делятся имена прилагательные? (Качественные, относительные и притяжательные).
- Значит, имена прилагательные не все одинаковые. Они делятся на три разряда.
- Посмотрите внимательно и скажите, с какими прилагательными мы сегодня будем работать, кто догадался? (Качественные)
Дети формулируют тему урока и ставят перед собой задачи, которые они должны решить на уроке. Определите, какие цели и задачи мы должны поставить перед собой.
- сегодня мы будем учиться выделять среди всех имён прилагательных качественные имена прилагательные.
- будем изучать признак …. (каких?) качественных прилагательных;
- учиться образовывать форму …. (каких?) качественных прилагательных;
- находить и использовать в тексте ….качественные прилагательные
- Посмотрите на рисунок, что вы видите на нём? Назовите прилагательное. (жираф высокий, повыше, самый высокий). Можно ли сравнить эти прилагательные? (Да)
- А на этом слайде? (яблоко красное, яблоко более красное). Назовите прилагательное.
- собака (большая, очень большая)
- Что мы сейчас делали с именами прилагательными? (Сравнивали их)
- Так вот, ребята, если мы смогли это сделать - сравнить, значит перед нами качественные прилагательные.
- Скажите, может кто – то обратил внимание на то, какие слова нам помогали сравнивать эти предметы? (более, менее, самый, самая)
- Значит, мы можем эти слова называть помощниками, и мы можем подставить их к качественным именам прилагательным? (да)
- Ребята, значит, признак предмета может проявляться в большей или меньшей степени?
- Давайте сравним наши ответы с авторским на стр. 111 вашего учебника. (СЛАЙД: С.111 с правилом)
- Посмотрите, какие главные слова выделены в нашем правиле, давайте прочтём хором.
- Значит, какие слова – помощники мы можем подставить к качественным именам прилагательным?
- Прочтите приведённые примеры (под правилом) (мягкий-мягче…)
- НО! НЕЛЬЗЯ сказать: самый каменный, более железный, вишнёвейший! Значит, это – не качественные прилагательные!
- Выполним упр. 1 стр. 111 (+ СЛАЙД) у. 2, у.3.с.112.
- Посмотрите, под цифрой 1 сравнивается один и тот же признак, мы можем сравнить прилагательное ГУСТОЙ? (да – лес густой)
(лес) густой – гуще – самый густой. Значит, какие эти прилагательные? (качественные)
- А под цифрой 2? (Лес) берёзовый – еловый – сосновый. Сравнивается один и тот же признак? – НЕТ! (Нельзя сказать: самый берёзовый или менее берёзовый, более сосновый или еловый). ЗНАЧИТ ЭТИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ!!!
- Поработайте в паре, попробуйте определить под цифрой 3. Качественные или не качественные это имена прилагательные? (да) Будем их выписывать? (да)
- Найдите, ребята, под какой цифрой у нас ещё качественные прилагательные? (5)
- Какие слова – помощники нам помогали определять качественные прилагательные? Кто сделает вывод? Дети делают вывод.
- Физминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
IV. Систематизация знаний. Закрепление материала.
- *Игра «Самый внимательный». Качественные прилагательные - хлопок в ладоши, не качественные – приседаем. Не забывайте про слова – помощники! ОЦЕНИВАЕМ
Светлый - хлопаем, молодые - хлопаем, тополиный - приседаем, львиный - приседаем, нарядный - хлопок.
2. Следующее препятствие…
- *игра “Лови ошибку”.
Ребята, у вас на партах лежат карточки. Работая в паре, проверьте верно ли подчеркнули качественные прилагательные?
Зеленый, тонкий, берёзовый, любимый, птичий, деревянный
- А в это время один из вас поработает у доски. Нужно из данных слов выбрать качественные прилагательные. Кто желает?…
- Аргументируй свой ответ. Какие слова не подошли? Берёзовый, птичий, деревянный. Почему(оцениваем)
3. Работа в группе – *"Мозгодром"*Заполни пропуски в словах.
Был … день. Дул … ветер. По … небу плыли … облака.
Погода была ... . И настроение было … .
Посмотрим на нашу замечательную корзинуи проверим несколько ответов согласны или нет. Я думаю, что вы очень хорошо знаете изученные темы по прилагательному.
- Итог урока. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке и в этом нам поможет дерево успеха :
зелёный листочек – мне было интересно, желтый листочек – мне было трудно, красный листочек – я ничего не понял.
-Что вам понравилось?
- С каким разрядом прилагательных мы познакомились сегодня? (Качественным)
- Какие слова являются помощниками качественных прилагательных?
- Ребята, вы всё правильно сказали, а на следующем уроке вы узнаете, как ещё могут изменяться имена прилагательные.
- А сейчас давайте подведём итог нашего урока.
- Выставление оценок.
— Ребята, сегодня активно отвечали на уроке: ФИО……………. Я им ставлю ____, а у остальных ребят я проверю задания, которые они выполняли на уроке, и поставлю им оценку. Выставление отметок с оценочными листами.
Фамилия имя ________________________________ | ||
Этапы урока | баллы | Оцени себя |
1. «Словесное лукошко» (работа в паре) | 2 | |
2. УПР. 1.СТР.111 (работа в паре) | 3 | |
3. упр.2. СТР.111 – 112( В ПАРЕ) | 2 | |
4. ИГРА «Самый внимательный». | 2 | |
5. «Лови ошибку» (работа в паре). | 3 | |
6. Найди лишнее (работа в группе). | 2 | |
ИТОГ УРОКА |
14 б. – 5. 10 – 13 б. – 4. 7 б. и меньше - 3
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".
Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию....
Презентация Качественные прилагательные 2-й класс автор Ешмекова И.Г.
Данная презентация, на мой взгляд, является удобным средством отработки и закрепления прилагательных, которые часто встречаются во втором классе в течение учебного года. С этой презентацией удобно раб...
Конспект урока Качественные прилагательные во 2-ом классе учебник Enjoy English Биболетова М.З. и др.
Основными задачами данного урока считаю:- Необходимость активизировать у учащихся употребление лексики по теме урока.- Совершенствование навыков устной речи учащихся. Необходимо научить их умению сост...
Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.
Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных"
Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных" Начальная школа 21 века.Работа над образованием и правописанием краткой формы качественных прилагательных...
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ...
урок русского языка 3 класс УМК Школа 21 века "Качественные прилагательные"
В уроке представлены разные формы работы, помогающие научить детей отличать качественные прилагательные от других форм....