Тексты с заданиями по русскому языку 1-4 классы
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Лазукина Юлия Александровна

Тексты с заданиями по русскому языку

1-4 классы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тексты с заданиями по русскому языку

1-4 классы

Гласные и согласные звуки

Задание 1

Списать. В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Наш сад

В саду тишина. Малыши спят. На столе игрушки. Тут мишки и машины. Чижи и стрижи. Зайчата и жираф. 

Задание 2

На столе игрушки и альбомы.

В предложении  подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.

Работа с текстом

 Задание 1

Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.

Добрая берёза

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы по тексту

Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

 Задание 2

 Составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.
Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.
Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.
Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.
Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.

 Задание 3

Составьте и запишите три предложения о весне:

1) повествовательное, с однородными членами;
2) вопросительное;
3) побудительное, с однородными членами.

СОСТАВ СЛОВА. 

Задание

  1. Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:

Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.

2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах.

ПАРНЫЕ И  НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ 

Задание 1

  1. Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:

Честь – честный, грусть - …, место - …, звезда - …, радость - …, капуста - …, счастье - …, сердце - …, солнце - …прелесть - …

  1. Спиши, вставь буквы:

   Серое небо , ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.

Задание 2

  1. Спиши ,вставь пропущенные буквы:

Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.

  1. Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:

     В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.

    У нас в школе тоже много традиций…..

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.

Задание 1

Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

№1

стёклышко, застеклили – ст…кло

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

следом, следы – насл…дил

№2

бобовый, боб – б…бы

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

ночлег, ноченька – н…чевать

стойка, стоять – пост…ять

тянут, тянучка – пот…нули

Задание 2

  1. Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
  1. Незначительный по величине,
  2. Неглубокий
  3. ничтожный:

Мелк.. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.

Задание 3

  1. Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:

Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.

  1. Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.

   Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.

    Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Задание 1

  1. К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.

Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.

  1. Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:

Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.

Задание 2

  1. Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные, меняя, если надо, порядок слов:

Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.

  1. Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):

       Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не     бывает!

     Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…

ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Задание 1

  1. Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:

Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.

  1. Спиши, определи падеж выделенных существительных:

    Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте или в колхозе. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.

 Задание 2

  1. Спиши, над существительными поставь падеж.

    У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.

  1. Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.

   Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).

СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Задание 1

  1. Просклоняй существительные:

    Дерево, улица

  1. Спиши, определи склонение выделенных существительных:

   Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Своя земля и в горсти мила. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Ложь человека не красит. На мышку и кошка зверь. 

Задание 2

Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:

     Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.

Задание 3

Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:

          Издревле город Валдай славится своим мастерством. Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником. Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностью этого красивейшего края.

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

 ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Задание 1

  1. Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

Нет без леса России, без снегов и озёр,

Нет без сумерек синих и без розовых зорь.

Нет России без луга, где от маков светло,

Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.

  1. Спиши, записывая слова в скобках во множественном числе.

      На птицеферме вывели новую породу (курица). На горизонте показалась флотилия парусных (судно). В (дно) горшков для цветов нужны отверстия.

Задание 2

  1. Спиши, найди существительные множественного числа родительного падежа, выдели окончание:

        На безлюдный простор побелевших полей

        Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.

        Словно рад он чему, - и на ветках берёз,

        Как алмазы, горят капли сдержанных слёз.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц…, в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось

Имя прилагательное.

Задание 1

1. Образуйте от имён существительных имена прилагательные.

 Храбрость - …, силач - …, доброта - …, ловкость - …, старик - …, весна - …

2. Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания.

 Книга (маленький), путь (долгое), дорога (дальнее), пальто (новый), урок (последнее), утро (зимняя).

 3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

 На зимней одежде, над синим морем, в новом платье, по зимней дороге, без вкусного мёда, жёлтым листом.

Задание 2

1. Замените выделенные слова именами прилагательными. Определите род и число имён прилагательных.

 Платок из шёлка, погода осенью, следы зверей, листья из золота, каша из риса, тигр в полоску.

2. Подберите антонимы к именам прилагательным.

 Над прост… задачей - …, светл… ночью - …, поздн… осенью - …, над нов… книгой -… , за ближн… деревней - …, за высок… деревом - … .

 3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

 Под мягким одеялом, на соседнем поле, в дремучем лесу, красивыми картинами, к родной сестре, чёрного коня.

Задание 3

Спишите текст.

1.  В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «какое?»

2. Запишите словосочетания, поставьте вопросы к прилагательным.

Шар (...?) большой, подстилка (...?) мягкая, гнездо (...?) уютное, ветры (...?) ледяные. 

Задание 3

Выпишите    из    текста    пять     словосочетаний    существительных    с прилагательными. Определите число, род, падеж прилагательных.

Как белка зимует.

     Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

     В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.

    Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.

Задание 3

Спишите текст. 

1.  Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.

Свернётся, пушистый, уютно, гнездо, мягкая, клубочком, несёт, утихла, тихие.

2. В последнем предложении подчеркните прилагательные волнистой линией.

3.  Запишите словосочетания, дописывая окончания прилагательных.

Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холоди... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.

Как белка зимует.

           Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

     В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.

    Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.

 ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Задание 1

Спишите текст.

1. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.

2. Выпишите из перечисленных слов местоимения. Вы, под, я, они, как, около, ты, тут.

3.  Запишите местоимения, укажите их лицо, число и падеж. Рядом запишите эти местоимения в именительном падеже.

Образец: у него (3 л., ед.ч., р.п.).

У него, к ней, с вами, о тебе, у них, для меня, от тебя, за вас, к ним, у неё, к нему.

Родная земля.

         Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

Глагол

Задание 1

1. В третьем предложении подчеркните глагол.

2.   Спишите словосочетания. Поставьте к глаголам вопросы, запишите их в скобках.

Жизнь (...?) сохраняется, весна (...?) наступит, морозы (...?) погубили, ты (...?) увидишь.

Жизнь под снегом.

        Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее. Почему же сохраняется жизнь и при таких условиях? Дело в том, что снег - плохой проводник тепла. Вот почему земля под снегом сохраняет свое тепло. Под этим покрывалом зимой и спит рожь. Зеленые ростки ее не замерзают. Наступит весна и поднимется температура воздуха. Ростки ржи тотчас начнут тянуться кверху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

Тексты для списывания по русскому языку во 2 классе

Тексты для списывания по русскому языку во  2 классе...

Тексты для списывания по русскому языку в 1 классе

Тексты для списывания по русскому языку в  1 классе...

"Синонимы в тексте". Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века».

Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература)  2 класс. УМК "Начальная школа XXI века». "Синонимы в тексте"...

Тексты с заданием по русскому языку в 1 классе

Тексты с заданием по русскому языку в 1 классе...

Индивидуальное задание по русскому языку для 3 класса из цикла «Проверь себя» по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание».

Карточки на повторение и обобщение изученного материала по русскому языку (3 класс) «Школа России»...

Разноуровневые задания по русскому языку для 4 класса (списывание текста).

Разноуровневые задания по русскому языку для 4 класса. Списывание текста....