Подготовка к ВПР по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (4 класс)
Работа для подкотовки к ВПР по русскому языку, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpr_rus_yaz.docx | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
- Укажи главные члены предложения.Звонкие ручейки заполонили садовые дорожки.
- 1)звонкие ручейки
- 2)ручейки заполонили
- 3)дорожки заполонили
- 4)садовые дорожки
2. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?
Гордые лебеди расправляют белоснежные крылья.
- 1)гордые лебеди
- 2)лебеди расправляют
- 3)крылья расправляют
- 4)белоснежные крылья
3.В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Могучие львы обитают в жарких странах. Хозяин обнаружил у дверей крошечного котёнка.
4. Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.
Глухой стеной окружили нас тёмные ели.
- 1)глагол
- 2)местоимение
- 3)имя прилагательное
- 4)предлог
5. Укажите глагол 2 спряжения, который употреблён в форме 2 лица единственного числа будущего времени.
- 1)носишься
- 2)посмотришь
- 3)лепите
- 4)размышляешь
6. Укажи НЕВЕРНОЕ утверждение.
- 1)решать – 1-е спряжение
- 2)верить – 2-е спряжение
- 3)лететь – 1-е спряжение
- 4)терпеть − 2-е спряжение
7. каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного (с) муравьём.
- 1)1-е скл., ед. ч., Т. п.
- 2)2-е скл., ед. ч., П. п.
- 3)2-е скл., ед. ч., Т. п.
- 4)3-е скл., ед. ч., Т. п.
8. Укажи имя существительное в творительном падеже.
- 1) (гуляли) в роще
- 2) (спрятались) под берёзу
- 3) (бежала) по тропинке
- 4)(кружила) над сосной
9. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки глагола?
- 1)защитить – неопред. ф., наст.вр.
- 2)защитил – прош. вр., ед. ч., 3-е л.
- 3)защитит – буд. вр., ед. ч., 3-е л.
- 4)защитят – наст. вр., мн. ч., 3-е л.
10. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки прилагательного из данного ниже предложения?
Весной тополёк покрылся зелёными листочками.
- 1)мн. ч., П. п.
- 2)мн. ч., Т. п.
- 3)ед. ч., м. р., Т. п.
- 4)мн. ч., м. р., П. п.
11. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?
- 1)попросит – наст. вр., ед. ч., 3-е л.
- 2)попросят – буд. вр., мн. ч., 3-е л.
- 3)попросить – наст. вр., неопред. ф
- 4)попросил – прош. вр., ед. ч., 3-е л.
18. Укажите слово БЕЗ ПРИСТАВКИ.
- 1)проситься
- 2)сжевать
- 3)сшить
- 4)промчаться
19. Укажи слово, состав которого соответствует схеме:
- 1)игрушка
- 2)заботливый
- 3)загородный
- 4)успешный
21.В данном ниже ряду слов найди слово (слова), в котором (которых) буква «е» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «смех». Выпиши это слово (эти слова).
Объезд, шмель, конверт, поешь.
22. В данном ряду слов найди слово (слова), в котором (которых) буква «ё» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «клён». Выпиши это слово (эти слова).
Ведёт, подъём, поёт, звёзды.
23. Укажите слово, в котором есть непарный звонкий согласный звук.
- 1)багаж
- 2)пощада
- 3)пчела
- 4)купцы
24. В каком ряду даны только глухие согласные звуки?
- 1)[с], [ч’], [л]
- 2)[ж], [ш], [ф]
- 3)[х], [ц], [д]
- 4)[п], [к], [с]
25. Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков.
- 1)ёлка
- 2)льют
- 3)взять
- 4)поют
26.Как ты понимаешь значение выражения «работать не покладая рук»? Запиши своё объяснение, продолжив начатое предложение. Составьизапиши предложение, включив в него это выражение.
27. Как ты понимаешь значение выражения «пальчики оближешь»? Запиши своё объяснение, продолжив начатое предложение. Составьизапиши предложение, включив в него это выражение.
28. В каком предложении необходимо поставить запятую (знаки препинания не расставлены)?
- 1)Пчёлы спешат к душистым липам и запасаются сладким нектаром.
- 2)Из-за тучи выглянул луч солнца и макушка сосны заискрилась розовым светом.
- 3)Cиние лужи отражают облака и чуть поблёскивают под лучами заходящего солнца.
- 4)Поднимается с цветка тяжёлый шмель и неспешно перебирается на соседний.
29. В словах какого ряда пропущена буква Е?
- 1)поч..нить, стр..коза, (на) (крупной) ягод..
- 2)см..ялся, г..мнаст, (в) оттепел..
- 3)в..черний, ф..гура, (на) (спелой) малин..
- 4)л..гко, в..рёвка, (в) (приятном) запах..
30. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- 1)(с) борщ..м, кош..лка, щ..лкать
- 2)храбрец..в, (над) этаж..м, ш..в
- 3)прич..ска, молодц..в, (с) падеж..м
- 4)ш..пот, кирпич..м, щ..чки
31. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь?
- 1)прилеч.., боевая мощ.., утомлят..ся
- 2)хорош.., гореч.., обижает..ся
- 3)(до) новых встреч.., пострич.., молчиш..
- 4)напеваеш.., свеж.., (с) крыш..
32. В словах какого ряда все выделенные буквы являются орфограммами?
- 1)кроТ, лЕто
- 2)краН, трАвяной
- 3)обеД, мОрозный
- 4)холМ, стрЕла
33. В каком ряду во всех окончаниях глаголов пропущена буква А (Я)?
- 1)(они) закрас..т, (они) увид..т
- 2)(они) поглад..т, (они) пожале..т
- 3)(они) серд..тся, (они) ла..т
- 4)(они) заброс..т, (они) бор..тся
34. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е?
- 1)расп…сание, ж…лание, (по) лужайк…
- 2)нач…ртить, тел…визор, (в) журнал…
- 3)л…нейный, р…шение, (у) калитк…
- 4)св…тлячок, г…роизм, (у) сирен…
35. В каком предложении необходимо поставить запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
- 1)В середине марта снег ещё лежал сугробами в лесах и тенистых оврагах.
- 2)Ветер доносит свежий июньский запах разнотравья и речной прохлады.
- 3)Внезапно чёрная туча обрушилась на голубое поле льна холодным ливнем.
- 4)Туча поднималась серо-синей стеной медленно поглощала чистую синеву неба.
12.
(1)Обычай поддерживать неугасимый огонь один из самых древних на Земле. (2)Тысячи лет назад люди не умели добывать огонь. (3)Они искали его и берегли, как сокровище. (4)Если бы он погас, другого негде было бы достать.
(5)Первобытный человек был смелым существом. (6)Ему часто приходилось вступать в бой и с огромным мамонтом, и с могучим пещерным медведем. (7)Нашлись и храбрецы, которые не побоялись приблизиться к угасающему огню. (8)Они схватили горящий сук и внесли его в своё жилище. (9)Эти удивительные, смелые люди приручили огонь, как приручают диких зверей. (10)ИзобретениеЭ́дисона, который сделал первую электрическую лампочку, ничто по сравнению с изобретением этих покрытых шерстью, длинноруких, косолапых людей. (11)Не будь огня, мы и сейчас мало чем отличались бы от обезьян.
(12)Научившись добывать огонь, человек мог не бояться его потерять. (13)Но ещё долго в храмах горели неугасимые светильники. (14)Они напоминали о том времени, когда огонь не умели добывать, когда он был редкой и драгоценной находкой.
(По М. Ильину)
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
13.
(1)Сидели мы как-то в столовой. (2)Вдруг видим – с балкона Барсик, наш ручной барсук, в комнату входит, еле-еле идёт. (3)Мы так и ахнули: кто же его так искусал, изранил?! (4)Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.
(5)Папа из-за стола вскочил, побежал в кабинет за бинтом, за ватой, а мама на кухню поспешила за тёплой водой.
(6)Взяли мы барсучонка на руки. (7)А он – такой умница – и не сопротивляется, понимает, что ему зла не сделают, только тихонечко стонет.(8)Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать. (9)Провёл по грудке, глядит на вату, а на ней что-то густое, красное, на кровь не похоже. (10)Мама тоже на вату взглянула да как вскочит! (11)Побежала на балкон, кричит оттуда: «Ах, негодник, всё варенье разлил, весь пол в сладком!»
(12)Тут мы и вспомнили, что мама ещё утром варенье сварила и миску на пол балкона остудить поставила. (13)Вот Барсик и полакомился, да, видно, перестарался, даже раздулся весь и ходить не может, бедняга. (14)Долго потом мама этот случай никак забыть не могла, сердилась, что труды её даром пропали. (15)Случай с вареньем приучил всех нас ничего не класть на пол, когда в доме питомец.
(по Г.К.Скребицкому)
В каком предложении содержится основная мысль текста?
- 1)в предложении 7
- 2)в предложении 11
- 3)в предложении 14
- 4)в предложении 15
14.
(1)Обычно в дневные часы на середину поляны, где возвышался дуб, заяц забегал редко. (2)Однако на этот раз его сбила с толку туманная хмурь – поленился сторонкой обежать. (3)За осиновой корой прямиком направился – через поляну. (4)И до середины поляны ещё не допрыгал, как страшно зашумело над головой, – коршун! (5)Едва успел заяц на спину броситься;закричал тонко, ударил навстречу врагу сильными задними лапами. (6)Пух, перья полетели… (7)Не ждал такого отпора коршун, взмыл вверх, а косой тем временем вскочил и помчался к лесу. (8)Лишь несколько скачков сделал, а птица опять вниз летит – в атаку идёт. (9)Заяц снова на спину повалился, визжит и сечёт перед собой коготками. (10)Ничего у коршуна не выходит. (11)Пока он отлетит да развернётся, косой всё ближе и ближе к лесу, так и ушёл в гущину. (12)Сел недовольный коршун на верхушку дуба, озирается сердито, ищет, на ком бы зло сорвать. (13)Обидно ему: от зайца попало. (14)А старый дуб доволен: косой жив остался. (15)Вот ведь как, значит, – если надо, заяц-то вовсе не трус!
(по В. Спице)
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
15.
(1)Всего сто лет назад Москва была двух-трёхэтажной. (2)Горожане толпами ходили к первому пятиэтажному дому. (3)Десятиэтажное здание, построенное в 1913 году, потрясло воображение москвичей. (4)Но в целом Москва оставалась малоэтажным городом, поэтому, когда начали строить высотные дома – высотки, это стало настоящим событием.
(5)В 1947 году Москва отмечала юбилей – 800 лет со дня основания. (6)В этот праздник и заложили первые камни в основания восьми высотных зданий – по числу столетий, которые прожил город. (7)Однако сейчас нашу столицу украшают семь высоток, одно здание так и не было построено. (8)Строительство таких зданий очень сложное и дорогое дело. (9)Высотные здания в Нью-Йорке построены на твёрдом грунте – на скалах. (10)А под Москвой – непрочные глина, песок и подземные реки, которые размывают почву. (11)Московские строители специально замораживали землю. (12)Это делали для того, чтобы фундамент высоток был надёжным.
(13)Все семь высоток – уникальные сооружения, украшенные статуями, редкими породами камня. (14)Пышные, монументальные московские высотки – один из символов столицы России.
(По Н. и В. Волковым)
Как ты понимаешь значение слова «столица»? Запиши своё объяснение.
16.
(1)Однажды на гастролях, при разгрузке поезда с животными, слон Бэби чего-то испугался и наотрез отказался выходить из вагона. (2)Служитель цирка Николай гладил Бэби, чесал его за ухом, совал ему в рот морковь – ничего не помогало. (3)Николай вышел из терпения и стал колоть слона шилом и тянуть за ухо крючком. (4)Бэби ревел от боли, мотал головой, но не двигался. (5)К Николаю прибежали ещё восемь служителей с вилами и дубинками. (6)Они стали бить бедного Бэби, но слон не сделал ни шагу.
(7)В это время разыскали меня, я тотчас прибежал на выручку Бэби. (8)Обучая слона, я всегда старался действовать лаской, а не побоями. (9)Подойдя к вагону, я ласково позвал слона, он узнал знакомый голос и начал медленно выходить на перрон. (10)Я приблизился к Бэби, стал гладить его и дал ему сладкий апельсин. (11)Бэби подержал апельсин во рту и с ворчаньем выпустил воздух из хобота. (12)Мой голос и ласка успокоили животное, и слон пошёл за мной по пятам, как собака.
(13)Так я лаской добился того, чего не смогли добиться девять человек, вооружённых вилами и дубинками.
(по В. Дурову)
В каком предложении содержится слово со значением «помощь, подмога»?
- 1)в предложении 3
- 2)в предложении 7
- 3)в предложении 12
- 4)в предложении 13
17.
(1)В 1931 году в Москве строили метро. (2)Строители вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую землю. (3)Мягкая почва, а не возьмёшь никак: вода кругом сочится, ручьями бежит. (4)Что делать?
(5)Стали думать, как тоннель вести, предлагали разные способы. (6)Выходило или дорого, или ненадёжно, а рисковать нельзя: под землёй люди, машины. (7)Помогли строителям шахтёры: они уже раньше проводили тоннели в таком опасном грунте. (8)Заморозили подземное болото с помощью холодильных машин, и оно стало совсем твёрдым. (9)А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. (10)Когда земля оттаяла, вода уже не смогла просочиться в тоннель. (11)Так впервые мороз помог московским метростроевцам.
(12)С тех пор этим способом пользовались много раз. (13)Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде, нынешнем Петербурге. (14)В тех местах почва болотистая, много подземной воды, но испытанный способ не подвёл. (15)Теперь в Петербурге прекрасное метро!
(По М. Садовскому)
Замени слово «просочиться» (из предложения 10) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).
В предложении 14найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
18. Укажите слово БЕЗ ПРИСТАВКИ.
- 1)проситься
- 2)сжевать
- 3)сшить
- 4)промчаться
19. Укажи слово, состав которого соответствует схеме:
- 1)игрушка
- 2)заботливый
- 3)загородный
- 4)успешный
20.
(1)В 1931 году в Москве строили метро. (2)Строители вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую землю. (3)Мягкая почва, а не возьмёшь никак: вода кругом сочится, ручьями бежит. (4)Что делать?
(5)Стали думать, как тоннель вести, предлагали разные способы. (6)Выходило или дорого, или ненадёжно, а рисковать нельзя: под землёй люди, машины. (7)Помогли строителям шахтёры: они уже раньше проводили тоннели в таком опасном грунте. (8)Заморозили подземное болото с помощью холодильных машин, и оно стало совсем твёрдым. (9)А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. (10)Когда земля оттаяла, вода уже не смогла просочиться в тоннель. (11)Так впервые мороз помог московским метростроевцам.
(12)С тех пор этим способом пользовались много раз. (13)Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде, нынешнем Петербурге. (14)В тех местах почва болотистая, много подземной воды, но испытанный способ не подвёл. (15)Теперь в Петербурге прекрасное метро!
(По М. Садовскому)
Каким способом строители смогли вырыть тоннель в мягкой почве? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
- 1)Строители дождались, пока почва подсохнет.
- 2)Строителям помогли шахтёры, заморозили почву холодильными машинами.
- 3)Строители были вынуждены дожидаться заморозков, чтоб вырыть тоннель.
- 4)Строители вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее.
21.
В данном ниже ряду слов найди слово (слова), в котором (которых) буква «е» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «смех». Выпиши это слово (эти слова).
Объезд, шмель, конверт, поешь.
22. В данном ряду слов найди слово (слова), в котором (которых) буква «ё» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «клён». Выпиши это слово (эти слова).
Ведёт, подъём, поёт, звёзды.
23. Укажите слово, в котором есть непарный звонкий согласный звук.
- 1)багаж
- 2)пощада
- 3)пчела
- 4)купцы
24. В каком ряду даны только глухие согласные звуки?
- 1)[с], [ч’], [л]
- 2)[ж], [ш], [ф]
- 3)[х], [ц], [д]
- 4)[п], [к], [с]
25. Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков.
- 1)ёлка
- 2)льют
- 3)взять
- 4)поют
26.Как ты понимаешь значение выражения «работать не покладая рук»? Запиши своё объяснение, продолжив начатое предложение. Составьизапиши предложение, включив в него это выражение.
27. Как ты понимаешь значение выражения «пальчики оближешь»? Запиши своё объяснение, продолжив начатое предложение. Составьизапиши предложение, включив в него это выражение.
28. В каком предложении необходимо поставить запятую (знаки препинания не расставлены)?
- 1)Пчёлы спешат к душистым липам и запасаются сладким нектаром.
- 2)Из-за тучи выглянул луч солнца и макушка сосны заискрилась розовым светом.
- 3)Cиние лужи отражают облака и чуть поблёскивают под лучами заходящего солнца.
- 4)Поднимается с цветка тяжёлый шмель и неспешно перебирается на соседний.
29. В словах какого ряда пропущена буква Е?
- 1)поч..нить, стр..коза, (на) (крупной) ягод..
- 2)см..ялся, г..мнаст, (в) оттепел..
- 3)в..черний, ф..гура, (на) (спелой) малин..
- 4)л..гко, в..рёвка, (в) (приятном) запах..
30. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- 1)(с) борщ..м, кош..лка, щ..лкать
- 2)храбрец..в, (над) этаж..м, ш..в
- 3)прич..ска, молодц..в, (с) падеж..м
- 4)ш..пот, кирпич..м, щ..чки
31. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь?
- 1)прилеч.., боевая мощ.., утомлят..ся
- 2)хорош.., гореч.., обижает..ся
- 3)(до) новых встреч.., пострич.., молчиш..
- 4)напеваеш.., свеж.., (с) крыш..
32. В словах какого ряда все выделенные буквы являются орфограммами?
- 1)кроТ, лЕто
- 2)краН, трАвяной
- 3)обеД, мОрозный
- 4)холМ, стрЕла
33. В каком ряду во всех окончаниях глаголов пропущена буква А (Я)?
- 1)(они) закрас..т, (они) увид..т
- 2)(они) поглад..т, (они) пожале..т
- 3)(они) серд..тся, (они) ла..т
- 4)(они) заброс..т, (они) бор..тся
34. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е?
- 1)расп…сание, ж…лание, (по) лужайк…
- 2)нач…ртить, тел…визор, (в) журнал…
- 3)л…нейный, р…шение, (у) калитк…
- 4)св…тлячок, г…роизм, (у) сирен…
35. В каком предложении необходимо поставить запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
- 1)В середине марта снег ещё лежал сугробами в лесах и тенистых оврагах.
- 2)Ветер доносит свежий июньский запах разнотравья и речной прохлады.
- 3)Внезапно чёрная туча обрушилась на голубое поле льна холодным ливнем.
- 4)Туча поднималась серо-синей стеной медленно поглощала чистую синеву неба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к мониторингам по русскому языку в 3 классах
Материал для подготовки учащихся 3 классов к тестовым работам во втором полугодии 3 класса...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку во 2 классе
Нестандартные задания по русскому языку при подготовке к олимпиаде (отборочный тур)....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку.
Задания повышенной сложности по русскому языку подобраны таким образом, что охватывает весь курс русского языка в начальной школе....
Подготовка к тестированию по русскому языку
тесты по русскому языку...
Упражнения для подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 4 класса
Данный курс рачитан на 12 занятий....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 2 класса....
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать умения и навыки, применять их на практике, поэтому так важно уже в начальной школ...