04. Рабочая программа «Русский язык» для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены ФГОС НОО.
Программа разработана с учётом возможностей, предоставляемых учебно-методическим комплектом по русскому языку (Прописи (в 4 частях) 1 класс. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова Издательство «Просвещение»; Русский язык. 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Издательство «Просвещение»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx | 105.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Русский язык. 1 класс»
для 1 класса
на 2019-2020 учебный год
2019 г.
1. Пояснительная записка.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Основными целями программы «Русский язык» образовательной области «Филология» являются:
- познавательная (первичное ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
- социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи как показателя общей культуры человека);
- формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- Данная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач области «Филология» первого года обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение обучающимися умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять письменные тексты из 2-3 предложений с опорой на вопросы, серию сюжетных картин под руководством учителя;
- приобретение учащимися первичных навыков работы с информацией(умение вести запись, работать со справочными материалами учебника, словарями)
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, орфографии, грамматике русского языка;
- воспитание нравственных и этических чувств;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены ФГОС НОО.
Рабочая образовательная программа « Русский язык» для 1 класса составлена на основании и в соответствие следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования науки России от 06.10.2009 г. № 373. (далее – ФГОС НОО).
- Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Учебный план МБОУ "Куломзинская СШ" .
Программа разработана с учётом возможностей, предоставляемых учебно-методическим комплектом по русскому языку (Прописи (в 4 частях) 1 класс. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова Издательство «Просвещение»; Русский язык. 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Издательство «Просвещение»).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс русского языка изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 675 часов. Рабочая образовательная программа «Русский язык» для 1 класса рассчитана на один год (165 часов, 5 уроков в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены ФГОС НОО и является первым шагом реализации основных идей ФГОС НОО.
Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка, русского родного языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, а также системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности, образ хорошего ученика;
- положительное отношение к урокам русского языка;
- соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
- развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование учебных мотивов, интереса к новому ;
- формирование умения выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, во временных творческих группах;
- развитие эмпатии;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;
- умение понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывание своих предположений относительно способов решения учебной задачи;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценка совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- умение различать способ и результат действий.
Познавательные:
- умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентация в учебнике (на форзацах, титулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- умение понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работа с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимание текста, опираясь на содержащуюся в нем информацию, нахождение необходимых фактов, сведений и другой информации;
- преобразование информации, полученной из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- способность понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- умение составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализ изучаемых фактов языка с выделением их отличительных признаков, осуществление синтеза как составление целого из частей (под руководством учителя);
- сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- способность подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и т.д.;
- умение проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
- способность слушать собеседника и понимать речь других;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- способность принимать участие в диалоге, участие в работе парами и группами;
- умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- способность признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
- оценка собственного поведения и поведения окружающих, использование в общении правил вежливости.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
- Представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме учебной программы);
- практическое умение работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета русский язык.
В результате работы в добукварный период (подготовительный) первоклассники научатся:
- различать понятия «речь устная» и «речь письменная»;
- определять разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная);
- составлять предложения в форме схемы и пиктограммы;
- определять на слух количество предложений в высказывании;
- выделять из речи предложения (вычленение 1 предложения из нескольких);
- вычленять речевые единицы: предложение, слово, слог;
- делить слова на слоги;
- различать звук и букву(буква как знак звука).
- позиционному способу обозначения звуков буквами;
- различать гласные и согласные звуки (артикуляционное различие гласных и согласных звуков;
- выделять в слове слог-слияние;
- обозначать гласный звук на схеме;
- определять ударный гласный звук;
- держать ручку, находить рабочую строчку;
- штриховать с помощью трафарета;
- обводить предметы по контуру;
- писать элементы букв: короткие и длинные прямые линии, короткие и длинные наклонные прямые, прямые линии с закруглением внизу и вверху, прямые линии с петлей внизу и вверху овалы разной величины,
- соблюдать наклон, высоту, интервалы между элементами.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в «Прописях», первой учебной тетради;
- называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе в «Прописях»:
- рассказывать, как правильно обращаться с учебной тетрадью: бережно раскрывать, страницы переворачивать, не загибать их и т.д.
- отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей).
- понимать устную речь;
- отвечать на вопросы полным предложением;
- наблюдать над речевыми средствами: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения, интонационная выразительность .
В результате работы в букварный период первоклассники научатся:
- производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком;
- наблюдать над особенностями произнесения гласного и согласного звуков, определять гласные и согласные звуки;
- характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу;
- определять место нового звука в слове и на «ленте букв»;
- приводить примеры слов с новым звуком в начале, середине, конце слова;
- различать твердые и мягкие звуки, парные, непарные;
- обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях;
- узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы, соотносить звук и букву, его обозначающую.
- читать отдельные слова со слоговыми пометами и без (орфографическое чтение);
- читать предложения с изученными буквами и тексты;
- отличать восклицательную и невосклицательную интонацию;
- делить слова на слоги с опорой на гласный звук;
- находить границы предложений;
- соблюдать в устной речи и интонацию конца предложения и обозначать конец предложения в письменной речи;
- воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил (орфоэпическое чтение);
- сравнивать два вида чтения;
- наблюдать употребление заглавной буквы в именах;
- наблюдать буквосочетания чу-щу, ча-ща, жи-ши и правильно их писать ;
- наблюдать написание Ь и Ъ, писать слова с Ь и Ъ;
- объяснять обозначение йотированных согласных в начале слога двумя звуками;
- писать заглавные и строчные буквы русского алфавита в соответствии с образцом;
- писать соединения букв;
- писать слова и предложения с изученными буквами;
- без ошибок списывать с печатного и письменного текста;
- писать слова и предложения с изученными буквами под диктовку;
- обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения –соответствующими знаками препинания;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- составлять рассказ по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составлять связный рассказ по этой картинке;
- объяснять смысл пословиц и поговорок;
- моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв.
В результате работы в послебукварный период первоклассники научатся:
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стал, конь, ёлка;
- различать слово и слог, определять количество слогов в слове;
- , делить слова на слоги;
- слушать текст в чтении учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- писать слова и предложения с изученными буквами;
- безошибочно списывать с печатного текста;
- писать под диктовку слова и предложения (до 20 слов) с изученными правилами.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рисовать словесные картины.
- рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке;
В результате работы над темой «Наша речь» первоклассники научатся:
- оперировать понятиями «речь» и «язык»;
- различать устную и письменную речь;
Учащиеся получат возможность научиться:
- работать с учебником «Русский язык», понимать значение слов «абзац», «упражнение», находить упражнения в учебнике, правила;
- работать со словарём, определять лексическое значение слова.
В результате работы над темой «Текст, предложение, диалог» первоклассники научатся:
- отличать текст от предложения;
- выделять предложения из речи;
- правильно оформлять предложения на письме;
Учащиеся получат возможность научиться:
- приёмам запоминания правил русского языка;
- устанавливать связь слов в предложении;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию (мелодика, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- записывать диалоги.
В результате работы над темой «Слова, слова, слова» первоклассники научатся:
- наблюдать и выделять, называть слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов;
- классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу «вежливых» слов (слова- прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарности);
- определять однозначные и многозначные слова;
- наблюдать, определять слова, близкие и противоположные по значению.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять значение слова или уточнять с помощью толкового словаря учебника;
- толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
- красиво и правильно писать;
- вслушиваться в слово, наблюдать их звучание, писать, контролируя себя, диктуя себе по слогам
- на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
В результате работы над темой «Слово и слог. Ударение» первоклассники научатся:
- выделять слоги в слове;
- переносить часть слова с одной строки на другую по слогам;
- обозначать ударение в словах;
- произносить слова правильно
Учащиеся получат возможность научиться:
- работать с орфографическим словарём.
В результате работы над темой «Звуки и буквы» первоклассники научатся:
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно обозначать звуки буквами в письменной речи;
- писать слова в алфавитном порядке;
- давать качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- писать двусложные слова с безударной гласной, находить проверочные слова;
- различать согласный звук й и гласный звук и, правильно писать слова со звуком й;
- различать непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’]‚ [щ’]‚ находить их в слове, правильно произносить и обозначать их буквами на письме;
- определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
- различать Ь-показатель мягкости согласных и Ь-разделительного, правильно писать слова и Ь;
- определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
- различать Ь и Ъ знаки, писать правильно слова с разделительными знаками;
- отличать глухой согласный звук от звонкого звука;
- обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, подбирать проверочные слова (односложные и двусложные слова);
- отличать шипящие согласные звуки;
- на практическом уровне писать верно буквосочетания чк, чн, чт, буквосочетания жи-ши, ча-ша, чу-щу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- запоминать и писать правильно слова с непроверяемой безударной гласной;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определен орфоэпическим словарем в учебнике).
- .
В результате работы над темой «Повторение» первоклассники научатся:
- делать выводы и обобщать изученный учебный материал.
3. Содержание учебного курса.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Обучение грамоте состоит из следующих периодов:
Добукварного периода (подготовительного), букварного, послебукварного периода обучения грамоте.
Добукварный период (13 часов) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача-приобщение к учебной деятельности и, приучение к требованиям школы.
Введение в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируется первоначальные представления о предложении, развиваются фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры.
Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких). На этом этапе строится работа по развитию мелкой моторики руки, знакомство с тетрадью, основными элементами написания букв русского алфавита.
Букварный период (81 часов) охватывает изучение сначала первых пяти гласных букв (а, о, у, и, ы), согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв их обозначающих; знакомство с гласными буквами, обозначающими два звука, с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении письму, усвоении его механизма.
Послебукварный период (16 часов) – повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
Русский язык (55 часов).
Виды речевой деятельности:
Содержание курса русского языка имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе и почти на каждом уроке. Такая структура программы обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, актуализация последовательности событий. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление звуковых моделей слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение различных моделей слов. Подбор слов к определенной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Говорение (культура речевого общения). Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для выполнения коммуникативной задачи. Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Построение плана собственного высказывания. Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и вне учебного общения.
Письмо. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Письмо слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, точки, вопросительного и восклицательного знака. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова, различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложений в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
Раздельное написание слов. Обозначение гласных после шипящих (ча-ща; чу-щу; жи-ши). Прописная буква в начале предложения и в именах собственных. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении и его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов
Работа с информацией. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Проектная деятельность. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
№ | Тема | Коли- чество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Добукварный период. | 12 | Урок, викторина. | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Знакомство с учебником. Усвоение приемов работы с учебником. Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разными функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая,художественная).Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Вычленение предложений из речи. Составление предложений по схемам, счет слов в предложении, деление слов на слоги, выделение ударного слога. Наблюдение и различие гласных и согласных звуков. Обведение графических элементов, предметов по контуру, штриховка, не выходя за контур. Слого-звуковой анализ слов по выбору учителя. Письмо элементы строчных и заглавных букв, соблюдая наклон, высоту и интервал между ними, не выходя за рабочую строку. Работа в группе и в паре. |
2. | Букварный период. | 81 | Урок, практическая работа. | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Диалоговая беседа. Определение учебной задачи урока под руководством учителя. Упражнение в правильной посадке, расположении тетради-прописи на рабочем месте. Применение гигиенических правил письма. Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в строчных и прописных буквах. Повторение правильных названий элементов букв. Сравнение печатной и письменной буквы. Письмо букв в соответствии с образцом. Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнение написанных букв с образцом. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Правильная запись имен собственных. Чтение предложений, их анализ, определение интонации, обозначая на письме границы предложения. Обводить и писать изученные буквы самостоятельно. Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Списывать с письменного и печатного образца предложений. Работа в паре: анализ работы товарища и оценка её по критериям, данным учителем |
3. | Послебуквар-ный период. | 16 | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Диалоговая беседа. Составление предложений из слов.Упражнение в употреблении заглавной буквы в начале предложения, прописных букв. Подборка проверочных слов к двусложным словам, в которых встречается буква, обозначающая звонкие и глухие согласные звуки в слабой позиции. Решение учебной задачи под руководством учителя. Поиск в тексте слов, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делать?», «Что сделать?», «Какой?», «Какая?», «Какое?». Работа с памяткой «Алфавит» в учебнике. Упражнение в правописании ЖИ-ШИ, письмо слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН- ЧК. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке Оценка своей деятельности по шкале самооценки. | |
4. | Русский язык, русский родной язык. Наша речь. | 2 | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Диалоговая беседа. Упражнение в различии устной и письменной речи. Усвоение словаря: язык и русский язык. В совместной деятельности с учителем высказывания учащихся о значении языка и речи в жизни человека. | |
5. | Русский язык, русский родной язык. Текст, предложение, диалог. | 4 | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Диалоговая беседа. Выполнение упражнений, отличие текста от предложения, выделение предложения из речи, правильное оформление предложения на письме, наблюдение над повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями по интонации. Подбор заголовка текста, составление текста из деформированных предложений, составление небольших текстов по рисунку, составление предложения по заданной схеме. Распознавание диалога в письменной речи, сравнение текста повествовательного характера и диалога, запись диалога. Работа в паре: чтение по ролям диалогов из текста, составление диалогов по заданной теме и проигрывание их. Работа со словарём: весело, воробей, ворона. | |
6. | Русский язык, русский родной язык. Слова, слова, слова… | 4 | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Диалоговая беседа. Выполнение упражнений. Определение количества слов в предложении; вычленение слов из предложения; упражнение в различие предметов (действий, признаков) и слов, называющих предметы (признаки предметов, действия предметов); классификация и объединение слов по значению в тематические группы. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам. Упражнения в развитии речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Работа со словарём: девочка, дежурный, деревня, карандаш, класс, корова. Усвоение информации о назначении словарей, поиск информации. | |
7. | Русский язык, русский родной язык. Слово и слог. Ударение. | 7 | Упражнения в различии слов и слогов, определении количества в слове слогов, конструировании слов из слогов. Наблюдение над слоговой структурой различных слов. Анализ модели слов. Подборка примеров слов с заданным количеством слогов. Упражнение в переносе слов с одной строки на другую. Наблюдение над изменением значения слова в зависимости от ударения. Конструирование простых слогоударных моделей слов. Упражнения в произношении и оценке слова в соответствии с нормами литературного произношения. Работа со словарём: сорока, собака. Устное сочинение (по опорным словам, с опорой на картину). | |
8. | Русский язык, русский родной язык. Звуки и буквы. | 38 | Наблюдение и выделение различий гласных и согласных звуков. Упражнение в правильном обозначении звуков буквами в письменной речи. Наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта, звуковой анализ слова и характеристика звуков. Сопоставление звукового и буквенного обозначения слова. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. Соотнесение количества звуков и букв в таких словах как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснение причины расхождения количества звуков и букв в слове. Упражнение в отличии слов русского языка от слов иностранного происхождения, запоминание написания слов с буквой Э в начале. Нахождение в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Знакомство с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Письмо двусложных слов под диктовку с безударным гласным и объяснение их правописание. Определение «работы» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Наблюдение над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определение способа переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). Упражнение в различие согласного звука [й’] и гласного звука [и] и переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка). Подборка примеров слов с мягким знаком (ь). Усвоение способов переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Подборка проверочных слов для правильного обозначения звонких и глухих согласных звуков на письме путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); письмо двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце. Письмо слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Списывание с печатного текста, письмо под диктовку. Упражнение в развитие речи. Запоминание написания непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса Работа с орфографическим словарём. | |
9. | Русский язык, русский родной язык. Повторение. | 0 | Учащийся научится применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание. |
4. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Планируемая дата проведения | Дата корректиров-ки |
Добукварный период (12 часов). | |||
История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма. | |||
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. Прямые, наклонные и вертикальные линии. | |||
Слово и предложение. Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов. | |||
Слово и предложение. Строка и межстрочное пространство. Письмо прямых наклонных линий. Рисование бордюров. | |||
Предложение состоит из слов. Составление предложений в форме схемы и пиктограммы. Письмо прямых наклонных линий, линий с закруглением внизу. | |||
Слово и слог. Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху. | |||
Ударение. Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. | |||
Звуки в окружающем мире и в речи. Гласные и согласные звуки речи. Письмо наклонных прямых с закруглениями сверху и внизу. | |||
Звуки в окружающем мире и в речи. Гласные и согласные звуки речи. Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу. | |||
Звуки гласные и согласные. Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху. | |||
Слог-слияние. Как образуется слог? Деление слов на слоги. Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий. | |||
Развитие речи: составление предложений и связного текста с опорой на картинки и схемы. Обобщение темы: письмо изученных элементов. | |||
Букварный период (81 часов) | |||
Гласный звук а, буквы А, а. Слова, обозначающие предметы. Чтение схем двусложных слов. Строчная письменная буква а. | |||
Гласный звук о, буквы О, о. Слова, обозначающие предметы. Строчная и заглавная буквы о, О. | |||
Гласный звук и, буквы И, и. Слова, называющие предметы. Строчная буква и. | |||
Гласный звук ы, буква ы. Наблюдение над единственным и множественным числом. Строчная буква ы. | |||
Гласный звук у, буквы У,у. Строчная буква у, У-заглавная. | |||
Написание заглавной буквы в именах и фамилиях людей. Предложение. Заглавная буква А. | |||
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Личные местоимения. Строчная буква н. | |||
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Личные местоимения. Заглавная буква Н. Письмо слова и предложения. | |||
Согласные звуки с, с’, буквы С, с. Родственные слова. Строчная и заглавная буквы с, С. | |||
Согласные звуки с, с’, буквы С, с. Родственные слова. Строчная и заглавная буквы с, С. | |||
Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Сельскохозяйственные работы осенью. Многозначность слова. Составление предложений. Строчная буква к. | |||
Заглавные буквы И и У, повторение написания изученных букв а, о, и, ы, у, н. Составление предложений, деление слов на слоги. | |||
Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Сельскохозяйственные работы осенью. Составление предложений. Заглавная буква К | |||
Согласные звуки т, т′, буквы Т, т. Деревья и кусты. Соотношение текста и картинок. Строчная буква т. | |||
Согласные звуки т, т′, буквы Т, т. Деревья и кусты. Заглавная буква Т. | |||
Повторение написания изученных букв. Письмо предложений. Деформированное предложение. У- заглавная. | |||
Согласные звуки л, л′, буквы Л, л. Строчная буква л. | |||
Согласные звуки л, л′, буквы Л, л. Заглавная буква Л. | |||
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Строчная буква р. | |||
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Заглавная буква Р. | |||
Написание слов и предложений с изученными буквами. | |||
Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Строчная буква в. | |||
Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Заглавная буква В. | |||
Гласные буквы Е, е. Буква е- обозначает мягкость согласных. | |||
Гласные буквы Е, е. Буква е- обозначает мягкость согласных. Заглавная буква Е. | |||
Повторение написания слов и предложений с изученными буквами. | |||
Гласные буквы Е, е. Повторение написания слов и предложений с изученными буквами. | |||
Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Слова, называющие действия. Строчная буква п. | |||
Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Слова, называющие действия. Заглавная буква П. | |||
Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Строчная буква м. | |||
Закрепление написания изученных букв. | |||
Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Заглавная буква М. | |||
Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Строчная буква з. | |||
Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Заглавная буква З. | |||
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Строчная буква б. | |||
Закрепление написания изученных букв в словах и предложениях. | |||
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Заглавная буква Б. | |||
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Строчная буква д. | |||
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Заглавная буква Д. | |||
Гласные буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Я. Буква я обозначает два звука. | |||
В библиотеке. Заглавная буква в кличках животных. Закрепление написания изученных букв в словах и предложениях. | |||
Гласные буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Я. Буква я обозначает мягкость согласного звука. | |||
Гласные буквы Я, я. Закрепление. Большая буква в географических названиях. | |||
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Строчная и заглавная буквы Г, г. | |||
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | |||
Закрепление. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Большая буква в предложении. Повторение. | |||
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Буквосочетания ча, чу. | |||
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Буквосочетания ча, чу. Заглавная буква в именах собственных. | |||
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | |||
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Единственное и множественное число. | |||
Закрепление. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, я. Упражнения вида мал-мял, мил-мыл. | |||
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Строчная ш. Слова, называющие признаки предметов. | |||
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. Заглавная Ш в именах и начале предложения. | |||
Закрепление. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Буквосочетание ши. | |||
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Строчная ж. | |||
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Заглавная Ж. | |||
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Жи-ши. | |||
Гласные буквы Ё, ё. Обозначение мягкости согласных звуков. Буква ё в начале слога и в середине. Строчная буква ё. Упражнение в словообразовании. | |||
Гласные буквы Ё, ё. Обозначение мягкости согласных звуков. Буква ё в начале слога. Заглавная буква Ё. | |||
Звук j’, буквы Й, й. | |||
Закрепление. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Обозначение мягкости согласных буквами ё, е, я. Жи-ши. | |||
Звук j’, буквы Й, й. | |||
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | |||
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | |||
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Закрепление. | |||
Обучение списыванию с печатного текста. Письмо предложений с изученными буквами. Гласные буквы Ю, ю. | |||
Гласные буквы Ю, ю. Строчная ю. | |||
Гласные буквы Ю, ю. Строчная ю. Обозначение мягкости согласных звуков буквой ю. Заглавная буква Ю. | |||
Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Строчная ц. | |||
Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Заглавная буква Ц. | |||
Гласный звук э, буквы Э, э. | |||
Гласный звук э, буквы Э, э. | |||
Письмо слов и предложений с изученными буквами. | |||
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. строчная щ. | |||
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквосочетание ща-ча. | |||
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. | |||
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. Строчная ф. | |||
Письмо слов и предложений с изученными буквами. | |||
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. Закрепление. | |||
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | |||
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Русский алфавит. | |||
Послебукварный период (16 часов). | |||
Работа в тетради. Наблюдение над разлиновкой. Обучение списыванию предложений и текстов из 2-3 предложений с печатного листа. | |||
Алфавит. Звуки и буквы. | |||
Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание с печатного текста. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
Оформление предложений в тексте. | |||
Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? | |||
Слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать? | |||
Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? | |||
Правописание безударных гласных в корне слова. | |||
Ь-знак разделительный и показатель мягкости согласных. | |||
Правописание жи – ши. | |||
Правописание ча – ща, чу – щу. | |||
Правописание чк – чн, щн. | |||
Заглавная буква в именах собственных, | |||
Проверочное списывание. Заглавная буква в именах собственных. | |||
Обучение письму под диктовку. | |||
Обобщение темы. Работа над ошибками. | |||
Русский язык (55 часов): Наша речь- 2 часа. | |||
Язык и речь, их значение в жизни людей. | |||
Русский язык — родной язык русского народа. | |||
Текст, предложение, диалог-4 часа. | |||
Текст. | |||
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | |||
Текст и предложение. Правила записи предложения. Знаки в конце предложения. | |||
Диалог. | |||
Слова, слова,слова - 4 ч. | |||
Слово. Роль слов в речи. | |||
Что могут называть слова? Слова-названия предметов и явлений. Одушевленные и неодушевленные предметы. | |||
Слова-названия признаков предметов. Слова-названия действий предметов. | |||
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. | |||
Слово и слог. Ударение. 7 часов. | |||
Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | |||
Деление слов на слоги. Слова с непроверяемым написанием. | |||
Перенос слов. Правила переноса слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | |||
Перенос слов. Правила переноса слов. | |||
Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. | |||
Ударение. Зависимость значения слова от ударения. Знакомство с орфоэпическим словарём. | |||
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. Запись сказки по вопросам. | |||
Звуки и буквы – 38 часов. | |||
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | |||
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. Развитие речи: наблюдение над изобразительными возможностями языка. | |||
Звуки и буквы. Развитие речи: наблюдение над изобразительными возможностями языка. | |||
Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | |||
Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. | |||
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). | |||
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | |||
Гласные звуки. Слова с буквой э. Развитие речи: составление развёрнутого ответа на вопрос. | |||
Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | |||
Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. | |||
Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. | |||
Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | |||
Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | |||
Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). | |||
Согласные звуки Слова с удвоенными согласными. | |||
Согласные звуки Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Обучение изложению маленького текста с опорой на вопросы под руководством учителя. | |||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | |||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | |||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. | |||
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | |||
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | |||
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Развитие речи: восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | |||
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | |||
Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. | |||
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. | |||
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». | |||
Развитие речи. Выполнение текстовых заданий. Определение темы и главной мысли, подбор заголовка. | |||
Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект «Скороговорки». | |||
Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. Развитие речи: наблюдение над изобразительными возможностями языка | |||
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | |||
Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки». | |||
Шипящие согласные звуки. Работа над ошибками. | |||
Заглавная буква в именах собственных. | |||
Заглавная буква в в именах собственных. | |||
Повторение -4 часа. | |||
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). | |||
Повторение. Подготовка к комплексной итоговой работе. | |||
Комплексная итоговая работа. | |||
Занимательный русский язык. |
5. Учебно-методическое обеспечение.
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
Прописи. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. в 4 ч. | 1 класс. | В.Г.Горецкий , Н.А.Федосова | – М. : Просвещение | 2019 | |
Поурочные разработки по обучению грамоте. | 1 класс. | О.Е.Жиренко, А.А.Обухова | .-М.: Просвещение | 2015. | |
Читалочка . Дидактическое пособие для учащихся. | 1 класс. | А.В.Абрамов М.И.Самойлов | М. : Просвещение | 2018 | |
Тренажёр по чистописанию. Добукварный и букварный период. | 1 класс. | О.Е.Жиренко, Т.М.Лукина | М. : Вако. | 2018 | |
Тесты по обучению грамоте. В 2-ч частях. К учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука» 1 класс. В 2-ч частях. | 1 класс | О.Н.Крылова | М.: Издательство «Экзамен» | 2018. | |
Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. | 1 класс. | В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, | М. : «Просвещение» | 2018. | |
Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (Школа России). | 1 класс | И.О.Дмитриева | М. : Вако. | 2014 | |
8. | Контрольные работы по русскому языку К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык 1 класс». | 1 класс | О.Н.Крылова | М.: Издательство «Экзамен» | 2019. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Русский язык 1 класс
По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа Русский язык. 1 класс.
Уроки русского языка проводятся после уроков обучения грамоте и письма....
Рабочая программа "Русский язык, 2 класс"
Данная программа и тематическое планирование по предмету "Русский язык" предназначены для обучения учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова...
Рабочая программа Русский язык 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);- п...
Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку ...
рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович), 2016-17 уч. год...