Открытый урок по русскому языку на тему« Что такое родственные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока. | Открытие нового знания |
Класс. | 2 |
Тема | « Что такое родственные слова?» |
Образовательная программа, автор. | «Школа России» В. П. Канакина, В . Г. Горецкий |
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе. | Раздел «Слова, слова, слова…» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык 2 класс "Что такое родственные слова?" | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку 2 класс
1 | Тип урока. | Открытие нового знания | |
2 | Класс. | 2 | |
3 | Тема | « Что такое родственные слова?» | |
4 | Образовательная программа, автор. | «Школа России» В. П. Канакина, В . Г. Горецкий | |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе. | Раздел «Слова, слова, слова…» | |
6 | Формируемые УУД | Личностные | Имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе. |
Регулятивные | Умеет планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнера, корректировать свою деятельность. | ||
Познавательные | Способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником. | ||
Коммуникативные | Могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. | ||
7 | Цель: | 1)Предметные умения: учить формировать способ определения родственных слов 2)Метапредметные умения: выполнять учебные действия (нахождение родственных слов) в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Уметь использовать знаково - символические средства ( выделять корень). Устанавливает причинно- следственные связи. Строить монологическое высказывание. | |
Задачи урока: | |||
1.образовательные | Познакомить с понятием « родственные слова». | ||
2. развивающие | Развивать умение доказывать являются ли данные слова родственными. | ||
3. воспитательные | Формировать учебно- познавательный интерес к изучению родственных слов и способам определения родственных слов. | ||
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основной дидактический метод Частные методы и приемы | |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Элементы проблемного, диалогического, обучения. | |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | Самооценка, взаимооценка , оценка учителя | |
11 | Средства | Учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | |
12 | Планируемые результаты | ||
Личностные | учебно- познавательный интерес к изучению родственных слов и способам определения родственных слов. | ||
Предметные | Знать понятие родственные слова, уметь находить родственные слова и доказывать являются ли данные слова родственными. | ||
Метапредметные | выполнять учебные действия (нахождение родственных слов) в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Уметь использовать знаково - символические средства ( выделять корень). Устанавливает причинно- следственные связи. Строить монологическое высказывание. |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа |
1.Этап мотивации ( самоопределения) к учебной деятельности. | Здравствуйте ребята! Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | Здравствуйте! | 1 мин |
2.Этап актуализация и фиксирования и индивидуального затруднения в пробном действий | 1.Минутка чистописания. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. Назовите буквы: Я, Ю, И, Е, Г, А. какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эту букву, заглавную и строчную Г г. - Пишите красиво! - Ребята, поменяйтесь тетрадями. Посмотрите записи друг у друга, самую красивую букву, которая получилась у вашего соседа. 2. Подбор синонимов. - подберите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова. 1)Лес- 2)Горе- 3)Мороз- 4)Хотеть- - Итак, какие слова мы называем синонимами? | Учащиеся записывают следующие слова: Бор, беда, стужа, желать. Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. | 5- 7минут Слайд 1 Слайд 2 |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | 1. Грамматическая задача. - Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница. Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”. - Ребята, кого мы называем родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. – Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? - Кого же можно здесь назвать родственниками? - Среди слов, оказывается, тоже есть родственники. - Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? | - Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию. - Ребята доказывают. Гуся, гусыню, гусят - Что такое родственные слова? | 5-7 минут |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | ЦЕЛЬ- определение вместе с детьми. | 4 минут | |
5. Этап реализации построенного проекта. | Упражнение 77,+ теория - Откройте учебники на странице 58. - Прочитайте текст упражнения 77. -Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет? - А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова. - Какая общая часть в этих словах? – Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? -Какие слова записали? Почему? | Читает ученик с хорошим навыком чтения. Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята -гус Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение. | 7 минут |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Упражнение 78, 79 - В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так: Упражнение 79 с. 59 | -Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб. | 4 минут |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Упражнение 80 - мама, сын, дедушка, тетя они не являются родственными словами, т. к. они не близкие по значению и нет общей части. | Дедушка-дед, деда, дедуля Тетя- тетушка Мама- мамочка, мамуля. | 4-5 минут |
8.Этап включения в систему знаний и повторения. | - Вам даны карточки: 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. - В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова. - Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -. Упражнение 82. Прочитайте . Все ли слова в каждой строчке можно назвать родственными? Почему? Запишите только родственные слова. Выделите в них общую часть знаком «корень». |
1. лететь 2. горевать 3. сырость | 4 мин Слайд 3 |
9.Рефлексия учебной деятельности | -Продолжите фразы Теперь я знаю… Теперь я умею… Мне было интересно… На уроке хорошо работали… Самым трудным было… Спасибо всем за работу. | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме "Что такое родственные слова?" 2 класс Школа России
урок по программе "Школа России" 2 класс....
открытый урок русского языка по теме "Что такое родственные слова?"
Конспект русского языка по теме "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России", 2 класс....
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова"
Научить оучающихся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи....
открытый урок по русскому языку по теме: что такое многозначные и однозначные слова.
Открытый урок по русскому языку по теме: "Что такое многозначные и однозначные слова"....
Открытый урок по русскому языку на тему "Что такое части речи»?" (2 класс, УМК "Школа России")
Ниже представлен конспект и презентация к уроку "Что такое части речи?"Данный конспект предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа России"."....