Развитие речи учащихся на уроках русского языка посредством написания сочинений по наблюдениям и по картинам (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации. В выступлении раскрыта система работы над развитием речи учащихся на уроках русского языка, показаны интересные приёмы и методы из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов | 345.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Любенко Марина Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» ИГОСК
Развитие речи учащихся на уроках русского языка посредством написания сочинений по наблюдениям
и по картинам
Из всех…знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизненной деятельности
является, конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке.
В.И. Чернышев
Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации.
Сочинение занимает важное место в системе развития речи младших школьников и является высшей формой проявления творческих способностей каждого ребенка. Учителю данный вид работы позволяет определить уровень развития речи ребенка. Но для ученика, особенно на начальной стадии обучения, данная работа является сложной, так как ребенок пытается создать свой оригинальный текст. Следовательно, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.
Сочинение - вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания (словарь-справочник под ред.Т. А. Ладыженской)
Обращаясь к новому стандарту образования, мы понимаем, что главной целью обучения русскому языку в начальных классах является научить ребенка пользоваться языком в различных ситуациях общения.
Таким образом, по окончанию начальной школы учащиеся научатся распознавать: текст и его виды, определять тему и главную мысль, находить опорные слова.
А так же учащиеся получат возможность научиться:
- работать с текстом, делить текст на части, выделять опорные слова, озаглавливать текст;
- писать изложение по коллективно составленному плану;
- писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;
- отвечать на поставленные вопросы к тексту, ориентироваться в смысловом содержании текста;
- определить тему и идею (основную мысль) произведения; соотносить смысл и заглавие произведения;
- следить за ходом повествования и соблюдать последовательность событий при изложении; составлять план текста;
- выражать свое отношение к прочитанному, давать оценку персонажам произведения, объяснять мотивы их поступков, находить аналогичные примеры в реальных жизненных ситуациях;
- творчески осмысливать содержание прочитанного, создавая тексты собственного сочинения.
Как показывает практика, написание сочинения часто вызывает у младших школьников трудности, а порой и негативное отношение. Это объясняется тем, что отсутствие самых элементарных практических приемов в выполнении данной работы порождает нежелание выражать свои мысли и чувства. Большинство детских сочинений страдают однообразием языковых средств, невыразительностью языка, отсутствием эмоциональной окрашенности, скудным словарным запасом. Дети легко и свободно могут выражать свои чувства в устной речи. А вот письменная речь требует от них выполнения определенных правил, которые порой затеняют творческий порыв ребенка.
Одной из важнейших задач обучения в начальной школе является обогащение речи школьников, а также повышение ее образности. Поставленную задачу помогают решать такие виды работ, как изложение и сочинение.
Изложение выступает неким трамплином, способствующим развитию понимания учеником темы текста, его основной мысли, состава микротем, их последовательности, особенностей использования языковых средств и т.д., а затем воспроизведение авторского замысла.
Прежде чем приступить к написанию изложения или сочинения, следует позаботиться о создании определенной ситуации общения, включения каждого ученика в творческую деятельность, создание им благоприятных условий и ситуации успеха. Только такая деятельность обеспечивает осознанное понимание содержания текста, предполагает дифференцированный подход, системность, формирует речевые умения; уровень сложности соответствует возможностям учащихся; закрепляются орфографические навыки, обогащается грамматический строй речи, развивается словарный запас и т.д.
Сочинения можно классифицировать по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям). На это стоит обращать особое внимание, так как классификация сочинений позволяет понимать учебные задачи и правильно выбирать методические средства.
Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения. Учащемуся предстоит спланировать содержание будущей работы, создать высказывания, связанные одной темой, изложить их по порядку, а главное – написать грамотно.
Обучение написанию сочинений проходит в определенной системе, начиная с 1 класса. Для этого не требуется проводить специальных уроков. Сочинение - составная часть каждого урока. Поэтому на начальном этапе вводится система упражнений, которые выполняются под руководством учителя. Такие как:
- Составление предложений, объединенных темой;
- Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок.
- Устные ответы на вопросы, объединенные темой;
- Составление предложений по сюжетным картинкам
- Устные рассказы по прочитанному.
- Работа со словарями (сначала с помощью учителя, потом самостоятельно).
Все первое полугодие 1 класса учащиеся записывают слова, вставляют пропущенные буквы и дополняют текст предложениями. На данном этапе первоклассники приобретают необходимые умения для дальнейшей работы над сочинением.
Особое внимание уделяется составлению устных рассказов, небольших по объему, простых по содержанию. Именно они занимают важное место в подготовительной работе. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно, учатся пользоваться планом (картинный план), правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт.
Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются. Проводится коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества вводятся в виде небольших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах.
Некоторые упражнения можно предлагать в игровой форме. Например, предложить сочинить сказку по сюжетной картинке.
Младшие школьники активно принимают в этом участие и ситуация успеха обеспечивается каждому ребенку.
Игра «Магнит»
Обсуждаем, что означает слово «магнит»? (притягивать, присоединять)
Записываем ключевое слово-магнит. Представьте, что это слово превратилось в магнит. Какие слова он может притянуть?
Простое, но довольно полезное упражнение, направленное на выявление тематических связей слов и формирование смыслового поля для будущего высказывания. Сначала учащимся предлагаются простые слова, со временем задание усложняется. Данное упражнение основано на технологии развития критического мышления у младших школьников.
В результате - увеличивается словарный запас школьников, а слова из пассивного словаря переходят в активный. Изменяется и скорость мышления, так как хорошо читающие дети быстрее подбирают нужные слова, а остальные тянутся за ними.
Начинается игра. Учителем объявляется главный герой игры (предмет разговора) - лиса. Обязательно показывается картинка. Задаются вопросы:
- Кто это? (Лиса)
- Как можно лису назвать ласково? (Лисонька)
Слова лиса и лисонька записываются как заглавие таблицы.
2. Учащимся предлагается вспоминать все, что они знают о лисе, постараться подобрать слова, которые помогут рассказать что-то важное и интересное о жизни этого животного, их особенностях, повадках.
3. Задаются вопросы: Кто такая лиса?
- Это животное, растение или какой-то неживой предмет? (Животное) Понадобится нам слово животное, чтобы объяснить, кто такая лиса? (Да, понадобится). Запишем это слово в таблицу.
- Животных на свете много. Какое именно животное лиса? Это насекомое, рыба. Птица или зверек? (Зверек) Запишем это слово в таблицу.
- Где живет это животное. Слово живет так же понадобится, чтобы что-то рассказать о лисе? Запишем слово в таблицу.
- А где живут лисицы? (В лесах, зоопарках). Запишем эти слова лес, зоопарк.
- Как называется лисий дом?(Нора). Запишем также слово нора.
- Какой этот зверек по размеру? (Средний). Запишем слово средний.
- А вам нравится этот зверек? (Нравится)
- За что он вам нравится? (Он красивый) Запишем слово нравиться, красивый.
- А можно сказать о лисоньке, что она очень красивая? Включаем в таблицу слово очень.
- Вспомните, как выглядит лиса? Что покрывает ее тело? После дополнения и уточнения ответов детей в таблице фиксируются слова тело, шерсть, шерстка, мех, а также слово покрывать.
- А теперь вопрос звучит иначе: что носит лиса зимой и летом? Во что она одета? (В шубку) Запишем слово шубка.
- Представьте себе шубку лисы. Какая она? В таблицу включаются слова пушистый, пышный, рыженький.
- А чем еще интересна лиса? Какай у нее хвост? Какие глазки? В таблицу вносятся слова хвостик, глазки, ушки.
- Змеи ползают, птицы летают, рыбы плавают. А как передвигаются лисы? (Бегают, ходят)
- Если лиса животное, значит, она что-то ест, чем-то кормится, чем-то питается. Нужны нам слова: есть, питаться, кормиться, чтобы рассказать о лисах? (Данные слова вносятся в таблицу)
- Какой корм добывает лиса, чем она питается? (Фиксируются слова земляника, черника, вишня, виноград, мыши, зайцы, птицы)
- Выводят ли лисы детенышей? Как называются их детеныши? (В таблицу вносятся слова: выводят, детеныши, лисята)
- А какие лисята? Как они выглядят? (Они слепые, маленькие, хорошенькие, забавные и т. д.) Слова вносятся в таблицу.
Данную таблицу учащиеся используют в выполнении речевых заданий, таких как: составление словосочетаний, предложений, текстов в устной и письменной форме.
Карточки Крыловой О.Н по обучению грамоте – неплохое подспорье для развития связной речи первоклассников. Есть задания такого характера, как «составь предложение», «раздели текст на предложения» и т.п.
Электронное приложение к учебнику «Азбука» Горецкого В.Г. активно используется мною на уроках обучения грамоте. В разделе «Работаем с речью» есть упражнения «Составляем рассказ», «Смотрим мультфильм»
Рассказ по опорным словам
Цель: формировать умение излагать свои мысли в определенном порядке, объединенные темой.
Рыбалка.
Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы.
За грибами.
Ребята, грибы, подберезовик, подосиновик, маслята, росли, грибной суп.
В лесу.
Утро, облака, ветерок, дерево, поляна, ребята, ягоды, дождь, заяц, встреча.
Рассказ по картинкам и вопросам
Цель: излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов:
Ранняя весна.
- Какое время года наступило? (весна)
- Какое небо ранней весной? (голубое, чистое)
- Каким стал снег? (потемнел, осел)
- Где подтаял? (у стволов деревьев)
- Что появилось на дорогах? (ручейки)
Зима.
- Какое время года наступило? (зима)
- Чем покрыта земля? (снегом)
- Кто зимой голодает? (птицы)
- Что сделали для птиц? (кормушка)
- Какие птицы прилетают в столовую? (воробьи, синички)
Рассказ по вопросам
Цель: формировать умение находить для выражения своих мыслей точные и выразительные средства.
Со второго полугодия на написание сочинения уже отводятся целые уроки, с обсуждением и редактированием текстов. Это самый благоприятный период в подготовке и написании первых сочинений.
За первый год обучения учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, а это и есть опыт работы над сочинением.
Во 2 классе включаются следующие виды работ:
- небольшие сюжетные рассказы с элементами описания
- сочинения по наблюдениям (сочинения – описания)
- сочинения по картинам художников
План работы над сочинением включает в себя:
- Сообщение темы и задач предстоящего сочинения.
-Подготовительная беседа.
-Коллективное составление плана.
-Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения.
-Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
-Запись учащимися составленного рассказа.
-Самопроверка.
-Проверка учителем. Анализ сочинений.
План работы над сочинением по картине включает в себя:
-Рассказ о художнике и истории создания картины.
-Беседа по картине.
-Словарно-стилистическая работа.
-Составление плана сочинения.
-Составление устного высказывания по картине.
-Написание сочинения.
-Самопроверка. Проверка учителем.
- Анализ творческих работ.
Во 2 классе дети знакомятся с терминами: монолог, диалог, реплика, тема текста, главная мысль текста, части текста (начало, основная часть, концовка)
Здесь знакомлю детей с тремя китами – помощниками при написании сочинений. Они напоминают, что в сочинении нужно соблюдать 3 части. Размер китов подсказывает, какая часть больше по объёму.
Очень важно к каждой творческой работе составлять планы. Сначала они будут выглядеть в виде вопросника. Этот прием используется для того, чтобы научить детей понимать и четко отвечать на поставленные вопросы, а главное, осознавать значение плана. Сохраняя лексику вопросов, достаточно добавить одно-два слова, получив правильно построенное предложение. Так же следует внимательно относиться к составлению вопросов. Их порядок должен определять связность и последовательность мысли.
Можно в своей работе использовать план с нарушением последовательности событий. И стоит отметить, что затруднений у учащихся данный вид работы не вызывает. Подобный вид работы знаком детям.
Вниманию детей предлагаются деформированные тексты, в которых поменяны местами абзацы, пропущены предложения и пунктуационные знаки, использованы не точные слова, а также допущены орфографические ошибки.
Использую в работе не первый год печатную тетрадь Крыловой О.Н. «Работа с текстом».
Наглядное моделирование – один из приёмов мнемотехники (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи (использование мнемотаблиц).
Нравится детям такой вид работы по созданию текста, как сочинение – мозаика. Методика проведения очень проста. Условно ее проведение можно разделить на три этапа.
- Ознакомительный (начальный) - учащимся предлагается рассмотреть ряд сюжетных картинок, серию рисунков. Под руководством учителя определяется последовательность развития сюжета или события, определяется главная мысль, придумывается заголовок. После этого учащиеся делятся на группы. Число групп определяется количеством картинок или рисунков.
- Подготовительный - каждая группа начинает совместную работу по описанию своей картинки или рисунка. Создание творческой работы происходит в коллективе. Учащиеся советуются, подбирают подходящие слова, строят предложения, связывая их одной мыслью.
- Заключительный – каждая группа представляет свою работу, т.е. отрывок, на заданную тему. Затем все эти отрывки с помощью учителя складываются в общее сочинение. Сложность заключается в том, что нужно соединить части в целое. Для этого необходимо определить средства связи, исправить или устранить несоответствия в описании героев, места, действия и т.д.
После проделанной работы, учащиеся самостоятельно записывают сочинение.
Рассказ по личным впечатлениям и наблюдениям
Цель: формировать умение отражать в рассказе видение мира.
Основой сочинений служат непосредственные наблюдения детей в природе, впечатления от экскурсий. А самый богатейший материал для сочинений это собственные впечатления от увиденного и пережитого.
После того, как учащиеся сходили на экскурсию, дается задание написать сочинение. Каждый учащийся сам озаглавливает свое будущее сочинение, в парах сменного состава составляет план сочинения. Затем также в парах обсуждает содержание своей темы. Обсудив, садится и записывает самостоятельно сочинение.
Рассказ по началу.
Цель: сформировать умение понять основную идею рассказа и продолжить эту логику.
- Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Отряд школьников шагал по тропинке . Вот и берег реки….
- Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. …
- Гроза надвигалась. Большая черная туча закрывала небо. Деревья тревожно шевелились….
- У школьников начались весенние каникулы. На неделю отложены учебники и тетради …
Первое сочинение учащиеся пишут под чутким руководством учителя. Запись первого сочинения идет по предложениям. Обсуждаются все варианты предложений и только лучшие записываются. Нужно помнить, что написание сочинения – это еще и работа над грамотностью. Поэтому очень важно первые сочинения прописывать на доске, объясняя все орфографические правила. Полезно вести запись трудных и словарных слов.
От сочинения к сочинению трудности в работе нарастают, а активность и самостоятельность со стороны учащихся проявляется в большей степени.
Для работы над сочинением я использую рабочие блокноты.
- Мы писателями станем, сочинять мы не устанем!
-У каждого писателя есть записная книжка или блокнот. И у каждого из вас есть рабочий блокнот.
Дети используют блокнот, как черновик, потом своё сочинение оформляют на чистовике. Больше всего детям нравится привносить своё творчество, поэтому часто работы-сочинения оформляем в виде дерева с осенними листочками (сочинение «Осень», в форме контура животного, о котором пишем (сочинение «Мой домашний питомец» и т.п.
Вторая творческая работа усложняется. Коллективно составляется план сочинения. Учащиеся дают четкие и полные ответы на все пункты плана, затем под диктовку записывают предложения, в завершении работы проводится коллективная проверка. Количество предложений в сочинении определяется количеством вопросов.
Работа над следующим сочинением будет выглядеть несколько иначе. На предложенную тему учащиеся с помощью учителя составляют план. Затем составляется устный рассказ по пунктам плана. На доске учитель записывает опорные слова, а вот запись работы учащиеся выполняют самостоятельно. Очень важно научить школьников использовать в своей речи слова и обороты, для выражения собственных мыслей, а также уметь использовать синонимичные замены.
В 1-2 классах сочинения носят обучающий характер, поэтому не рекомендуется за работу ставить отрицательные оценки. Обязательно читаю лучшие работы и нахожу положительные моменты в слабых, тем самым создавая ситуацию успеха для каждого учащегося.
Виды работ в 3-4 классах:
- сочинения по сюжетным картинкам
- сочинения на основе прочитанного
- (сочинения –отзывы)
- сочинения с элементами рассуждения
- сочинения в форме письма
В 3 классе сочинения - это небольшие сюжетные рассказы с элементами описания. Начинаю работу над сочинением с беседы. Многим ученикам она поможет в составлении плана, некоторым разъяснит непонятное.
Примерный план проведения сочинения по серии сюжетных рисунков:
- Определение порядка расположения рисунков.
- Рассмотрение всех рисунков.
- Составление плана.
- Придумывание заголовка к тексту.
- Запись заголовков учителем на доске и выбор лучшего.
- Работа с каждым рисунком, анализ его содержания.
- Написание сочинения.
- Самопроверка учащихся созданных работ.
Проводя такую работу, в процессе, на доске появляется план сочинения, опорные слова, которые подбирают сами дети. В работе принимает участие весь класс: ребята слушают, дополняют, контролируют, эмоционально переживают. Любую работу нужно постараться связать с жизненным опытом учащихся.
На протяжении всего 3 класса школьники учатся составлять планы, самостоятельно записывать небольшие рассказы о своих играх, прогулках, наблюдениях. Также составляют и записывают рассказы по сюжетным картинкам, учатся использовать в своих работах восклицательные и вопросительные предложения, включать предложения-оценки, работать над обогащением активного словарного запаса.
Написание различных видов творческих диктантов играют большую роль в развитии письменной речи.
- Написание творческого диктанта, предполагающего дополнение текста прилагательными, глаголами (словами любой части речи), составление предложений – оценки.
- Написание творческого диктанта с изменением текста-образца. В тексте производится замена времени глаголов, замена слова его синонимом, антонимом.
Постепенно устная подготовка сочинений сокращается, коллективная работа и наблюдения уходят на второй план. Основной задачей для учащихся становится передать свои личные впечатления, наблюдения, выразить свое отношение.
В 4 классе учащиеся работают самостоятельно над сочинениями. Они могут составлять тексты разных типов, объем работы соответствует количеству слов равной норме по технике чтения. К работам учащихся в 4 классе предъявляются более высокие требования. Но в то же время продолжает вестись работа по обучению учащихся писать рассказы с элементами описания, рассуждения, описывать свои наблюдения. Уделяю внимание составлению плана в форме вопросительных и восклицательных предложений, обогащению словарного запаса и употреблении в речи более точных слов.
Сочинение с элементами рассуждения, как новый вид работы, вводится в 4 классе. Для школьников в этом возрасте очень сложно определить причинно-следственные связи в событиях, явлениях и выразить свои мысли. Таким умением школьники еще не владеют, поэтому работы такого вида носят обучающий характер.
Обучение написанию сочинения-рассуждения проходит коллективно под руководством учителя. Вопросы учителя помогают составить план, определить сюжет рассказа. В данном виде работы уместны предложения-оценки, только учащимся предстоит правильно определить их место в тексте.
На протяжении всего обучения в начальной школе учащиеся имеют возможность научиться писать записки, письма, приглашения, составлять инструкции и рецепты. В зависимости от УМК, выбранного учителем, эти виды речи изучаются в разных классах.
Но к концу 4 класса каждый ученик владеет умением написания всех видов письменной речи. На уроках по развитию речи желательно использовать памятки. Они оказывают огромную помощь учащимся и их родителям в работе над сочинением.
Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, т.к. в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочинения.
Примерный объем сочинения:
3 класс – 50-60 слов, около 9-10 предложений;
4 класс – 70-80 слов, около 11-12 предложений.
В 1 - 2 классе объем сочинений не устанавливается. Во-первых, это связано с обучающим характером творческой работы. Во-вторых, учитываются возрастные особенности развития младшего школьника, его словарный запас.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. За соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических, учитывается каллиграфия и внешнее оформление.
На уроке, посвященном анализу сочинения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или группами.
Дерево сильно корнями, а человек – делами, мыслями. Удовольствие мыслить подарено нам природой, а корни-мысли учим детей «выращивать» на уроке. Значит урок – дар, удовольствие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная работа "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"
В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....
доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"
В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....
доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"
В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....
Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...
Обобщенный опыт работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка
Тема опыта «Развитие речи учащихся на уроках русского языка как средство управления качеством образовательного процесса через использование элементов современных технологий». ...
Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"
Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"...
Статья по теме: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"
Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования. Развивая речь учащихся, мы развиваем их интеллект. Поэтому, так важно, уделять большое внимание различным видам...