Обобщенный опыт работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка
опыты и эксперименты на тему
Тема опыта «Развитие речи учащихся на уроках русского языка как средство управления качеством образовательного процесса через использование элементов современных технологий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_raz_rechi.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пахомова Татьяна Ивановна
Развитие речи учащихся
на уроках русского языка
как средство управления качеством образовательного процесса через использование элементов современных технологий
Автор опыта: Пахомова
Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразо-вательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов»
Содержание:
Информация об опыте 3
Технология опыта 7
Результативность опыта 14
Библиографический список 16
Приложение к опыту 17
I раздел
Информация об опыте.
Тема опыта «Развитие речи учащихся на уроках русского языка как средство управления качеством образовательного процесса через использование элементов современных технологий».
Условия возникновения и становления опыта.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города, имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Отдельно стоящее здание начальной школы расположено в центральной части города, около школы находятся: стоматологическая поликлиника, ДДУ «Юность», СЮТ, СЮН, комната школьника «Юность», магазины. В микрорайоне школы отсутствуют промышленные предприятия и учреждения религиозных конфессий, сект.
Выбор темы опыта обусловлен наблюдениями, результатами обследования детей, поступивших в 1 класс в 2009-2010 уч. году. В начале учебного года была проведена диагностика универсальных учебных действий первоклассников. Она показала, что личностная готовность к обучению в школе полностью была сформирована у 71% обследованных учащихся, и у 29% внутренняя позиция школьника ещё не была сформирована, что нашло отражение в предпочтении игровой деятельностью. Незрелость школьной мотивации значительно осложнила ход возрастного развития и адаптации к школе. При этом 56% детей с нарушенной завышенной самооценкой неадекватно реагировали на мою оценку, игнорировали свои ошибки, отрицали свой неуспех. Регулятивные учебные действия не были развиты в полной мере. Дети не могли спланировать свои действия, осуществить контроль и оценку, провести рефлексию своей деятельности. Коммуникативные учебные действия тоже были развиты слабо. Так учитывать позицию собеседника могли только 57% обследованных учащихся, но к сотрудничеству со сверстником готовы были все.
Кроме этого проводилось анкетирование родителей, были собраны сведения о каждом ребенке и его семье, об особенностях воспитания ребенка в семье, его склонностях и интересах, определён уровень развития у ребенка навыков и умений. Некоторые дети пришли в школу с отклонениями в здоровье, плохо развитыми навыками самообслуживания, мелкой моторики. Два ученика не знали букв, не умели считать в пределах 10, четыре ученика были неусидчивы. Многие родители своим детям не читали сказок, не вели беседы, не учили задавать вопросы. Почти для всех детей любимым занятием было просмотр мультфильмов. У телевизора дети проводили больше половины свободного времени, отсюда плохо развитая речь ребенка. Результаты наблюдения и их анализ позволили определить область поиска, то есть выявить те психические особенности детей, которые в первую очередь должны были быть подвергнуты детальному изучению для определения необходимой им педагогической помощи. На этом этапе обращала внимание на следующее – на речь, эмоции, память, внимание, самостоятельность детей.
Далее проводила изучение способностей детей с использованием различных методик с учетом их возрастных особенностей. В ходе его проведения определяла основные характеристики внимания, памяти, мышления детей.
В ходе обследования, были выявлены речевые ошибки детей, которые обусловлены недостаточным развитием оперативной памяти. Имели место словарные ошибки, которые возникали в связи с тем, что дети нередко использовали такие слова, значение которых ими не усвоено. На первом месте были лексико-стилистические ошибки (повторение одних и тех же слов, употребление слова в неточном или несвойственном ему значении, употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний).
В построении предложений ошибки были весьма разнообразны: это и нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим, неумение находить границы предложения, делить текст на предложения, ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами. Речь учащихся характеризовалась бедностью словаря, простотой фраз, трудностью формирования самостоятельного устного высказывания. Пересказ был излишне детализирован, примитивен, с привнесением прямой речи и неумением самостоятельно выделить основную мысль. Данный факт влиял на успешность обучения школьников, очень ярко отражался на всем процессе обучения детей.
Результаты наблюдений позволили сделать прогноз о дальнейшем ходе развития учеников, о тех коррекционно – педагогических средствах, которые необходимо применять при развитие речи.
Актуальность опыта.
Изучение основ русского языка становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки, так как русский язык обладает огромным образовательным, развивающим, воспитательным потенциалом.
В ходе изучения русского языка выявляются противоречия:
между уровнем сформированности речевой системы, нарушением оперирования элементами речи на практическом уровне. Это в свою очередь, ограничивает возможности перехода к более высокому теоретическому уровню овладения речи, затруднению детей в выборе речевых реакций, невозможностью для них свободно выразить свою мысль в слове;
между степенью усвоения изучаемого материала и способами обучения;
между психо-физилогическими особенностями личности и возможностью усвоения учебного материала.
Проблема развития речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Качественное образование, ориентированное на развитие умений школьника, позволяет удовлетворить образовательные потребности учеников, дать им возможность выбрать индивидуальный стиль учебной деятельности и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению. Целью и результатом такого образования является формирование системы универсальных учебных действий (УУД), а также стремление и готовность ученика осмысленно и эффективно применять их на практике. На это направлена технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, автором которой является Н.Л. Галеева и методика обучения русскому языку средствами субъективизации, автором которой является доктор педагогических наук Г.А. Бакулина.
Однако, как показывает анализ педагогических исследований и образовательного процесса, существует общее противоречие между требованиями к подготовке выпускников начальной школы и сложившейся системой обучения младших школьников.
В связи с данным обстоятельством и возникла насущная необходимость индивидуализировать обучение в начальной школе. Современная школа должна подготовить думающего, мыслящего, умеющего рассуждать человека. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. И, как известно, для ребёнка развитая речь – залог успешного обучения и развития. Поэтому на данном этапе развития общества тема моего опыта по самообразованию актуальна.
Ведущая педагогическая идея.
Современный уровень развития образования выдвигает в качестве одной из основополагающих проблем изменение роли преподавателя – от функции передачи знаний к созданию условий для развития учащихся, рассматривая роль учителя как, в первую очередь, создателя условий для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания учеников, создателя условий для формирования универсальных учебных действий, обеспечения здоровьесбережения.
В этой связи логично и неизбежно использование на уроках русского языка приемов и методов индивидуального стиля учебной деятельности для проявления внутренних ресурсов ученика, которые могут помочь ему в достижении учебного успеха.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью их речевого развития. При этом используются различные пути актуализации субъектного опыта ребёнка, дальнейшего его усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.
Длительность работы над опытом.
На первом - констатирующем этапе (2009-2010 уч. год), была проведена диагностика: проведена психолого-диагностическая работа с помощью контрольного тестирования речи учащихся, определена тема, цели и задачи, намечено прогнозирование конечных результатов обучения, изучена методическая и научно-популярная литература по данной теме.
На второй этапе - формирующем (2010-2011, 2011-2012 уч. годы), была составлена программа опыта, определено методическое обеспечение, подготовлена материальная база, отрабатывались в ходе уроков русского языка приемы и методы работы с применением элементов технологий индивидуального стиля учебной деятельности учащихся.
Третий этап - заключительный (2012 – 2013 уч. год), в ходе которого осуществлялось обобщение работы, оформление и описание результатов, распространение опыта.
Диапазон опыта.
Диапазоном опыта является система уроков по русскому языку, предусматривающая личностно ориентированный подход к каждому ребенку, принимающая его таким, каков он есть, и учитывающая при обучении развитие ребенка сугубо индивидуально.
При этом используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а также различные средства обучения. Большое внимание уделяется тем из них, которые наряду с побуждением ученика к воспроизводящей, репродуктивной деятельности, позволяют включить его в поисковую, творческую деятельность.
На уроках создаются такие условия, выбираются такие методы и приемы обучения, которые предоставляют ребенку возможность не только получить определенный объем знаний, но и приобрести навыки мыслительной деятельности, от которых зависят качественные изменения в интеллектуальном развитии школьника.
Теоретическая база опыта.
Опыт основывается на работах Н.Л. Галеевой, Н.И. Жилкина, В.В. Давыдова, К.В. Бардина, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчика, методических положениях Г.А. Бакулиной
По мнению Н.Л. Галеевой процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. При этом в ходе этого процесса может быть выстроена непосредственная деятельность учителя по проектированию условий для развития каждого ученика средствами учебного предмета. [6]
Огромные пласты человеческого опыта можно кратко выразить четырьмя глаголами: «знаю», «умею», «могу», «хочу». Главный ресурс индивидуализации образовательного процесса –умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы, научиться профессионально управлять той образовательной средой, в которой можно заметить и поддержать каждый успех ребёнка.
Л.С. Выготский считал, что обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития школьника, строиться не только на том, что уже достигнуто в развитии, но прежде всего, ориентироваться на то, что ещё не полностью сформировалось и что формируется под влиянием обучения. По мнению Л.С. Выготского, то, что ученик сегодня делает с помощью взрослых, завтра он будет делать самостоятельно, а то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. [5]
Методика Г.А. Бакулиной направлена на развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика и предполагает проблемность обучения. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей, т. е. обучение через открытие. [3]
Отечественная психология и дидактика исходят также из признания неразрывной связи обучения и развития при ведущей роли обучения. «Для нас в проблеме «обучения и развития», пишет Д.Б. Эльконин, - союз «и» является не разделительным и противопоставляющим, а, наоборот, соединительным. Вне обучения вообще нет, и не может быть умственного развития, оно является важнейшим, ведущим условием и источником умственного развития». [16]
Новизна опыта.
Новизна опыта основывается на создании системы комплексного развития связной речи учащихся в процессе работы над сочинением и изложением, на развитии их индивидуальных возможностей средствами урочной деятельности.
Комплексное развитие связной речи у учащихся младших классов подразумевает постепенность включения детей в творческую деятельность по развитию речи: от работы над значениями отдельных слов и расширения словаря ребенка до написания собственных литературных произведений (сочинения-сказки).
Пути совершенствования речевой деятельности учащихся при решении комплекса педагогических условий:
в постановке конкретной цели обучения развитию речи;
в создании ситуации успеха;
в опоре на развитие внимания и слушания;
в использовании разнообразных видов упражнений, наглядных пособий и дидактического материала;
в выяснении причин не успешности ребёнка на том или ином этапе урока;
в обеспечении развивающей образовательной среды;
в дифференциации учебного процесса в условиях классно урочной системы;
в осуществлении индивидуальной психолого педагогической поддержки на уроках;
в реализации способности детей к саморазвитию в процессе осознания своего индивидуального стиля учебной деятельности.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Опыт может находить применение в развитии речи на уроках русского языка через усовершенствование отдельных сторон работы учителя и комбинации элементов известных методик традиционного и развивающего обучения, использования дифференцированного и индивидуального подхода при оценке качества знаний учащихся.
II раздел
Технология опыта.
Роль современного учителя – не только «учить», но в первую очередь, создать условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, научить учиться, создать условия для формирования универсальных учебных действий, обеспечить здоровьесбережение. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Поэтому целью моей работы стало: сделать обучение русскому языку коммуникативным, причем не только и не столько репродуктивным (направленным на простое повторение готового образца), сколько продуктивным (направленным на формирование умения использовать усвоенный образец в изменившейся речевой ситуации), потому что это требует речевой активности, проявления творческого начала, свойственного ребенку, и, как следствие, позволяет повысить уровень развития всех видов речевой деятельности учащихся.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком, развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить, сохранить здоровье школьников на период обучения, развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому стала на уроках внедрять в свою практику инновационные технологии, которые формируют у детей ключевые компетенции, способствующие успешности учеников в современном обществе. В поисках решения проблемы использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно - коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Наиболее важными в содержании изменений в ходе уроков, на мой взгляд, является два момента: во-первых, школьники работают с лингвистической теорией и словарными словами как с понятиями. Это даёт возможность во время изучения русского языка интенсивно формировать речь и словесно - логическое мышление учащихся и, во–вторых, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются детьми в процессе выполнения нового типа упражнений. Работа с такими упражнениями - всегда увлекательный, глубоко эмоциональный и бесконечно интересный поиск ответа на поставленную учителем лингвистическую задачу. На их основе развивается и совершенствуется речь, внимание, память, наблюдательность, сообразительность, мышление.
Применяя элементы этой методики, заметила, что мои ученики стали самостоятельно предопределять и формировать тему и цель (образовательную) всего урока, тему минутки чистописания и словарно-орфографической работы, принимают непосредственное участие в выведении новых правил и терминов. У детей начала стабильно улучшаться орфографическая грамотность, речь. Речь стала более правильной, логичной, доказательной, аргументированной. Резко повысился интерес детей к урокам русского языка. Опытом своей работы на уроках, с использованием элементов методики обучения Г.А. Бакулиной делилась с учителями школы, города. (Приложение №1)
На уроках обеспечиваю ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащихся. На каждом уроке создаю проблемные ситуации. Для этого использую игровой материал, придумываю диалоги, создаю ситуацию незнания. (Приложение №2)
Пример: урок русского языка - на доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
В своей педагогической деятельности на уроках русского языка использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). В групповом обучении использую малые группы (3-5 человек). Работая в группах, обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Используя групповые технологии на уроках русского языка, руковожу работой учеников через устные или письменные инструкции, которые даю до начала работы. Групповое обучение, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой ставлю проблему. Далее осуществляю деление обучающихся на группы и распределение заданий. Использую групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий. (Приложение №3).
При этом совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Рефлексию деятельности на уроке провожу так: предлагаю закончить предложения - своей работой на уроке я доволен, так как… (легко и быстро справился, были интересные задания, выполнил правильно трудное задание); не совсем доволен своей работой, так как… (допустил ошибку, старался, но не всё получалось); совсем не доволен, так как… (не справился, не понял задание, не старался) (Приложение №3).
Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем обучаемости (3 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (1 группа) уровнем обучаемости – творческие задания, но разного вида сложности.
При дифференцированном подходе перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни достигают уровня базовой подготовки, другие должны достичь более высоких результатов. В соответствии с этим класс делится на группы. Но группы не должны быть застывшими. Ученик из базовой группы может перейти в группу повышенного уровня, если он будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. И обратный переход – если ученик не справляется с заданиями повышенной группы. (Приложение №4).
Для развития речи младших школьников веду работу по скороговорению. (Приложение №5). Для снятия напряжения и развития речи во время урока провожу с детьми минутку скороговорок. Проговариваем в разном темпе, с разной интонацией. Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». Проговариваем её с чувством радости, удивления, грусти, с вопросительной интонацией. Иногда проговариваем, сопровождая хлопками, взмахами рук. Провожу в классе конкурс скороговорщиков. Для этого ученики заранее подбирают скороговорки. Опять же дети учатся находить новые скороговорки в журналах, различных книгах, то есть привлекается дополнительная литература. Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, изменению отношения к слову, дарит великую эстетическую радость.
Часто в своей работе использую книги для чтения серии «Свободный ум» (авторы-составители Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева), «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света». Задания по развитию речи самые разнообразные, интересные. Например, после чтения стихотворения С.Я. Маршака «Цирк шапито» даю такие задания: 1 группа - прочитайте это стихотворение от имени, ведущего цирковой программы; 2 группа - приготовьте умные рассказы о своих любимых игрушках.
На следующем уроке провожу такую игру: все по очереди рассказывают о своих любимых игрушках, но не называют их, а остальные угадывают, о чём идёт речь.
Вспоминаем на уроках и правила разучивания скороговорок, прежде чем выучить несколько скороговорок. Организую в классе конкурс: кто быстрее и без ошибок произнесет скороговорку.
Сформировать у учащихся знания о требованиях к темпу устной речи с точки зрения эффективности речевого общения помогают и пословицы, и поговорки (Приложение №6).
В обучении детей используются различные виды пересказов, составление устных портретов, нахождение ключевых слов, рисование кадров к мультфильмам, отгадывание кроссвордов. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания, сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок. Выполнение речевых разминок ведёт к развитию речи учащихся.
В работе использую различные чистоговорки на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, тихо) (Приложение №7).
Использую различные игры на уроках русского языка, направленные на развитие речи детей (Приложение №8).
Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить свою самостоятельность.
Работу над сочинением провожу с 1 класса. Небольшие устные рассказы в период обучения грамоте невелики по объему, просты по содержанию, носят следы бытовой речи, однако они глубоко эмоциональны. Учу детей рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать слова. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном, близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, речь.
Ученики очень любят коллективные сочинения. Однажды в 3 классе предложила им написать сочинение по картине Левитана «Золотая осень» (Приложение№9). Дети внимательно рассмотрели ее, обдумали все, о чем будут писать. И совместно работая в группах, начали создавать рассказ. Учащиеся произносили предложения, выбирали самое образное, записывали, устанавливали их соответствие с картиной. В конце урока дети зачитывали коллективное сочинение. Все дети радовались сочинению: ведь и правда, каждый думал, сочинял и внес что-то свое в общее дело.
Но прежде чем написать коллективные сочинения, готовила детей к этому виду работы. Например, на уроках литературного чтения вывесила несколько картин на тему «Осень» («Пасмурная осень», «Солнечная осень», «Золотая осень»), зачитала предложения, а ученики ответили, какие предложения следовало бы подписать к картинам:
I. Наступила осень. По опушкам леса еще растут грибы. Ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква.
2. Стоит ненастная осенняя погода. Солнце закрыто низкими тучами. Моросит привычный осенний дождь.
3. Хорош лес осенью. Желтые березы, красные осинки. Вот и серебристая паутина вьется.
К каждому уроку подбираю яркое, образное художественное слово, стараюсь прочитать слово так, чтобы оно затронуло душу ребенка, заставило его увидеть то, о чем говорю, почувствовать красоту «увиденного».
Очень любят дети писать сочинения о природе. Например, во 2 классе перед написанием такого сочинения обязательно провожу предварительную подготовку на каждом уроке русского языка (5—6 минут), а за неделю до сочинения — экскурсию на уроке окружающего мира и беседу. Во время беседы выясняю детали, связанные с темой будущего сочинения. Наблюдения проводятся как на уроках окружающего мира, так и на уроках русского языка. Так на уроках русского языка предлагаю детям выполнить устные и письменные упражнения. После проведенной подготовки дети пишут сочинение на заданную тему.
Значительное место в системе работы по развитию речи учащихся отводится обучению письму сочинений по картинам. Для этого используются репродукции картин: «Утро в лесу» И. Шишкина, «Первый снег» А. Пластова, «Большая вода» И. Левитана и др.
Так, при написании сочинения по картине А. Пластова «Первый снег», второклассники используют опорные слова, которые заранее записаны на доске: снег (мягкий, пушистый, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, мелкий, колючий); снежинки (маленькие, лёгкие, красивые, холодные, сверкающие, причудливые); падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю); небо (низкое, облачное, серое, пасмурное, мутное, хмурое, неприветливое).
В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением «Первый наряд зимы» выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.
Работая над содержанием картины И. Шишкина «Утро в лесу», предлагаю детям самостоятельно её рассмотреть и ответить на вопросы: какое время года изображено? Какое время дня? Почему утро?
Дети рассуждают и доказывают, что на картине действительно утро, так как виден туман, солнце освещает верхушки деревьев, роса не высохла и т. д. Все это помогает им описать картину. Вот одно из сочинений:
"Утро. Ещё не высохла роса. Солнечные лучи освещают верхушки сосен. Вышла медведица со своими детками погулять. Смотрит она, как её медвежата качаются на сломанной сосне."
Готовясь к сочинению по картине К. Юона «Зима», второклассники предварительно упражняются в распространении простых предложений, данных учительницей:
"Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Все деревья в снегу".
Затем пишут сочинение «Волшебница-зима». Вот одно из них:
"После дождливой осени незаметно подкралась чародейка-зима. Снежинки летят, падают, словно белый пух. Мягким ковром укутал снег землю. Надел на деревья белые пушистые косынки, шапки".
В 3 классе детям предоставляется большая самостоятельность. Так, при работе над сочинением по картине В. Васнецова «Алёнушка», после знакомства с биографией художника и подробного анализа произведения «Иван-царевич на Сером Волке» учащимся предлагается самостоятельно рассмотреть картину «Алёнушка» и подумать, какое чувство она навевает, затем написать сочинение по плану:
1. Вступление (о В.М. Васнецове),
2. Описание картины (природа, девочка, природа грустит вместе с девочкой).
3. Мое отношение к картине.
Приведенные ниже выдержки из сочинений учащихся показывают умение детей по-своему, индивидуально передать увиденное (Приложение№10).
При написании сочинений учащиеся пользуются различными памятками (Приложение №11).
Каждое сочинение после проверки обязательно анализируется в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.
К сочинению можно отнести и отзывы. Отзывы о прочитанных книгах (как вид сочинения) очень важны для воспитания детей. В отзыве ученик даст оценку прочитанной книге (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва состоит в том, что ученик глубже и отчетливее уясняет идейное содержание анализируемого произведения и изобразительно -выразительные средства его выражения.
Часто к этому виду работы обращаюсь на уроках внеклассного чтения. Так, третьеклассники, прочитав рассказ Е. Верейской «Фонарик», написали отзыв о том, чем понравился рассказ. Приведу один из отзывов:
"Мне понравилась смелость ребят. Хотя Валюшке было холодно и страшно, она вытерпела. Миша был уверен, что Круглов предатель, но ему нужно было это доказать. И он доказал".
Большое значение придаю работе над фразеологическими выражениями (Приложение№12). Например, предлагаю детям выражение "белены объелся". Дети дома в словаре должны найти значение этого фразеологизма, попутно объяснить значение слова "белена". На следующем уроке дети рассказывают о своих исследованиях, а затем предлагаю им прослушать отрывок из сказки А.С. Пушкина:
"– Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей! Испугался старик, взмолился: – Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство".
Спрашиваю у детей, как они поняли это выражение в тексте и почему поэт выбрал именно это выражение, а не употребил равнозначное по значению "совсем обезумела" и т.д.
Ввожу образные выражения, которые необходимы для яркой речи, для меткой характеристики того или иного предмета. Для этого использую карточки-половинки: на одних рисунки, на других – словосочетания. Дети должны вспомнить пословицы и соединить карточки.
На уроках русского языка вместе с детьми составляем фантастические гипотезы. Техника фантастической гипотезы предельно ясна. Она неизменно выражена в такой форме: "Что было бы, если бы..." Детишки очень охотно фантазируют, причем каждый о своем. Или играем во фразы. Эта игра способствует формированию у детей навыков выстраивать последовательность слов в предложении. Каждый ряд получает листок с первым словом предложения, учащиеся по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось красивое большое предложение. Например, слово "осенью". Первый ученик читает и пишет свои слова – "на юг", второй – "улетает" и т.д. Последний ученик возвращает листок учителю. Предложения зачитываются вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложений и слов. Ряд, который составил лучшее предложение, получает флажок как лучший.
Немаловажное значение для расширения активного запаса слов имеет этимологический анализ словарных слов. Например, слово "агроном". Оказывается, "истоки" этого слова находятся в греческом языке. По-гречески "агрос" – поле, пашня, земля; а "номос" – закон. Получается, что агроном – знающий законы земледелия. Пришло же к нам это слово из французского языка. И теперь в русском языке много слов, первой частью которых стала часть "агро-": "агротехник", "аграрный", "агроколледж" и др.
Очень, на мой взгляд, интересно происходит на уроке игра "Собери слово". Запишите слово, в котором корень – как в слове "садовник", суффикс – как в слове "почка", приставка – как в слове "перенести", окончание – как в слове "увидела". Дети с удовольствием анализируют, ищут, даже гадают, составляя новое слово. При изучении практически всех тем можно использовать игру "Найди "лишнее" слово". Чтобы определить, какое слово в столбце "лишнее", необходимо думать, смекать, уметь объяснить почему.
Особая роль письменных изложений в развитии речи, которая состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Изложения являются показателями прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области родного языка, позволяют судить, насколько продуманно построено связное высказывание и насколько оно соответствует поставленной теме. М.Р. Львов особенно подчеркивает роль изложения как "упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка".
III раздел
Результативность опыта.
Результатом формирования опыта работы по теме «Развитие речи учащихся на уроках русского языка как средство управления качеством образовательного процесса через использование элементов современных технологий» стала способность учащихся проявлять собственное мышление, умение работать самостоятельно, сравнивать, классифицировать, систематизировать, вести поиск необходимого материала, делать обобщения и выводы, уметь отстаивать свою точку зрения.
Как следствие этого, за последние три года, участие учеников в различных международных и общероссийских конкурсах, где многие из них становились лауреатами и призёрами.
В 2010 году Калкутина Д. стала Призёром во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Окружающий мир», ученики Калкутина Д. и Горбунов А. были награждены Дипломом 1-ой степени Всероссийского "Молодёжного чемпионата "Старт", Носов А. занял 1 место во Всероссийском конкурсе «Интеллект – экспресс» в номинации «Калейдоскоп тайн».
В 2011 году ученики Барков А., Медведева Л., Сохина А., Бакланова Ю., Дурнева А., Притула Р. заняли 2 место во Всероссийском конкурсе «Интеллект – экспресс» в номинации «Калейдоскоп тайн».
Дипломом 1-ой степени были отмечены работы учащихся Проскурина М. и Горбунова А. во Всероссийском конкурсе по русскому языку "Родное слово".
В 2012 году учащиеся Барков А. и Родионов М. стали Призёрами Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Ума палата», Бакланова Ю., Беляева А., Горбунов А., Сохина А., Скокова Д., Шевцова С. заняли 2 место во Всероссийском заочном конкурсе "Интеллект – экспресс" в номинации "Любимая математика".
Учащиеся Проскурин М., Горбунов А. во Всероссийском конкурсе по русскому языку "Родное слово" были награждены дипломами 1 и 2 степени.
14 учеников заняли первое место во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллект – экспресс» в номинации «Тайны русского языка».
Применение элементов современных технологий позволяет достичь хороших результатов по русскому языку. В классе возросла обучаемость, выросла сформированность универсальных умений в среднем по предмету. Появилась возможность реализовать мониторинг результативности учебного процесса не по отметкам, а по конкретным параметрам учебного успеха ученика: выросли и уровень мотивации, и память, и внимание, и все универсальные умения.
Уровни развития учеников
Учебный год | Класс | Творческий | Конструктивный | Воспроизводящий |
2009-2010 | 1 класс | 5 | 15 | 6 |
Изменение уровня качества знаний учащихся
Учебный год | Класс | Математика на «4» и «5» | Русский язык на «4» и «5» | Чтение на «4» и «5» |
2011-2012 | 2 класс | 80% | 82% | 90% |
2012-2013 1 полугодие | 3 класс | 83% | 86% | 91% |
Библиографический список:
- Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет/Ш.А Амонашвили – М.: Педагогика, 1986.
- Беднова, Э.А. Средства субъективизации в обучении школьников//Начальная школа. - 2003. - №4.
- Бакулина, Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка/Г.А. Бакулина - М.: Владос, 2001.
- Бардин, К.В. Как научить детей учиться/К.В. Бардин - М.: Просвещение, 1987.
- Выготский, Л.С. Психология развития человека/Л.С. Выготский - М.: Эксмо, 2005.
- Галеева, Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика. Серия "Методическая библиотека"/Н.Л. Галеева - М.: Педагогика, 2006
- Горчак, А.Н. Картина как средство развития речи/А.Н. Горчак – М.: Педагогика, 1983.
- Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения/В.В. Давыдов - М:. Педагогика, 1980.
- Жилкин, Н.И. Психологические основы развития речи/Н.И. Жилкин - М.: Просвещение, 1966.
- Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи/Т.А. Ладыженская - М.: Педагогика, 1975.
- Ладыженская, Т.А. Речевые секреты/Т.А. Ладыженская - М.: Просвещение, 1992.
- Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития/М.Р. Львов - М.: Просвещение, 1975.
- Микушова, Т.П. Работа с разными жанрами сочинений/Начальная школа - 2006 - №7.
- Смирнова, О.И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка//Начальная школа. - 2009. - №1.
- Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/М.С. Соловейчик - М.: Академия, 1997.
- Эльконин, Д.Б. Возрастные особенности младших подростков/Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1967.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника/Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1974.
Приложение
1. Приложение №1 - Разработка урока обучение грамоте «В. Бианки. Первая охота»
2. Приложение №2 – Правила создания проблемных заданий и ситуаций
3. Приложение №3 - Памятка «Как работать на уроке в паре». Примеры рефлексии
4. Приложение №4 - Дифференцированная групповая работа. Фрагмент урока русского языка во втором классе по программе Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой (УМК «Школа России») по теме: «Правописание парных согласных в корне и на конце слова»
5. Приложение №5 - Скороговорки для развития речи
6. Приложение №6 - Пословицы, поговорки для развития речи
7. Приложение №7 - Чистоговорки для развития речи
8. Приложение №8 - Игры для развития речи
9. Приложение №9 - Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Левитана « Золотая осень»
10. Приложение №10 - Образцы сочинений
11. Приложение №11 - Памятка для написания сочинения
12. Приложение №12 - Фразеологические выражения
Приложение №1
Разработка урока обучения грамоте по теме «В. Бианки. Первая охота» 1 класс
Цели урока
1. Познакомить детей с творчеством В.В. Бианки и содержанием его произведения « Первая охота».
2. Формировать естественный интерес детей к братьям нашим меньшим, навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, начать экологически - ориентированное образование посредством литературного чтения.
3. Расширить и углубить знания детей о природе, и в частности о животных, а также реализовать программные установки: а) расширить знания и представления об окружающем мире б) вести активное речевое развитие школьников в) изучать русский язык и его эстетические функции.
4. Развивать воображение, речь, мышление, память.
5. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.
Предметные задачи урока:
- создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;
- создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;
- создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;
- способствовать уточнению словаря учащихся на уроке;
- учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.
Метапредметные задачи урока
Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры.
Оборудование. 1. Учебник «Азбука» 2. Портрет писателя. 3. Книги В. Бианки. 4. Сигнальные карточки. 5. Рисунки «Ящерицы», «Щенка» 6. Словари С.И. Ожегова
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
Дети. Мы гостей сегодня ждали и с волнением их встречали. Хорошо ли мы умеем, и читать и отвечать? Не судите очень строго, ведь учились мы немного.
Учитель. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе.
2. Формирование темы и цели урока.
На доске запись: Барто Исаковский Аким Носов Кассиль Инчин
Учитель. Прочитайте написанные на доске фамилии писателей и поэтов. (Дети читают вслух.)
Учитель. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке, и скажите, как вы её узнали.
Дети. Фамилия автора Бианки. Мы её составили из первых букв, написанных на доске фамилий писателей и поэтов.
Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Виталия Валентиновича Бианки. А теперь постарайтесь определить, о чём писал В.В. Бианки. Для этого прочитайте написанные на доске слова: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, волк, ворона, роза.
Распределите их на четыре равные группы.
Дети. В первую группу можно отнести слова – медведь и волк, так как это названия зверей. Во вторую - сорока и ворона, так как это названия птиц. В третью группу можно отнести берёза и осина, так как эти слова обозначают названия деревьев. К четвёртой группе отнесём слова роза и ромашка. Это названия растений.
Учитель. Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой, и скажите одним словом, о ком или о чём писал В.В. Бианки?
Дети. В.В. Бианки писал о природе.
Учитель. Название произведения В.В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орел, хомяк, ослик, тетерев, акула.)
Учитель. Как называется это произведение?
Дети. Произведение В. Бианки называется «Первая охота».
Учитель. (Пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя). Какова же тема сегодняшнего урока?
Дети. Тема сегодняшнего урока: «Виталий Валентинович Бианки и его произведение "Первая охота".
Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске. Цель: 1) Познакомиться с творчеством ______________и его произведением «___________________»; 2) Учиться правильно, выразительно читать ________________ и отвечать на вопросы
Дети. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Виталия Валентиновича Бианки и его произведением «Первая охота», учиться правильно, выразительно читать произведение и отвечать на поставленные вопросы.
3. Подготовительная работа Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Учитель. Приступим к реализации поставленной нами цели. Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году, а умер в 1959. Он с детства любил природу. Ему нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Интересные наблюдения писатель отразил в своих многочисленных книгах. Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в рассказе «Первая охота». Посмотрите на написанное на доске слово и назовите одного из этих героев. (На доске написано слово ящерка.)
4. Словарная работа. Работа в паре.
(Дети работают в паре с толковыми словарями С.И. Ожегова и находят значение слова ящерка)
Учитель. Прочитайте написанное слово. (Дети читают.)
Учитель. Слово ящерка образовано от слова ящерица. Вот изображение этого животного. (Учитель показывает картинку с изображением ящерицы.) Расскажите, как оно выглядит.
Дети. Ящерица — небольшое животное. У неё удлиненное тело, длинный хвост.
Учитель. Чем покрыто тело ящерицы?
Дети. Тело ящерицы покрыто мелкой чешуей.
Учитель. Чем отличается ящерка от ящерицы?
Дети. Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером.
Учитель. Ящерицы и ящерки имеют очень интересную особенность. Эту особенность и особенность еще одного героя рассказа В. Бианки «Первая охота» вы узнаете, если внимательно послушаете произведение. (Учитель читает рассказ.)
5. Проверка первичного восприятия.
Учитель. Назовите еще одного героя рассказа В. Бианки «Первая охота».
Дети. Это маленький щенок.
Учитель. Что произошло со щенком, почему щенок не смог поймать ящерку?
Дети. Щенок не смог поймать ящерку, потому что он не знал, что у нее отделяется хвост.
6. Физкультминутка.
Учитель. Щенок и ящерка примут участие в нашей физкультминутке. Если я показываю изображение ящерки, вы низко - низко приседаете. Если вы видите изображение щенка, делаете наклон вперед. (попеременно показываются изображения ящерки и щенка. Дети выполняют указанные учителем движения).
7. Вторичное воспроизведение и анализ текста.
Учитель. Теперь изображение ящерки и щенка я прикрепляю на доске,
откройте книгу, прочитайте рассказ В. Бианки «Первая охота» и обратите внимание на действия героев рассказа. (Дети читают вслух текст).
Учитель. Скажите, что в начале рассказа делала ящерка?
Дети. Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
Учитель. Прочитайте, как об этом говорит В. Бианки. (Выборочное чтение.)
Учитель. Что сделал щенок, когда увидел ящерку?
Дети. Щенок подкрался к ящерке и ухватил её за хвост.
Учитель. Что случилось с хвостом ящерки?
Дети. Хвост отделился и остался в зубах у щенка.
Учитель. Давайте нарисуем словесную картину, на которой изображен щенок в этот момент. В зарисовке отразим по порядку следующее: поза щенка; голова; уши; рот; выражение глаз.
Дети. Щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.
Учитель. Удачной ли была охота щенка на ящерку?
Дети. Охота щенка на ящерку была неудачной. Щенок не догнал ящерку.
8. Повторное чтение рассказа детьми и его анализ.
Учитель. Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками.)
Учитель. Почему же охота щенка была неудачной?
Дети. Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.
Учитель. Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, а что — неправильно. (Выборочное чтение.)
Учитель. Какие действия были правильными?
Дети. Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке. Потом он резко прыгнул.
Учитель. Какое действие было неправильным?
Дети. Неправильным было то, что щенок схватил ящерку за хвост.
Учитель. Чего же не хватило щенку, чтобы охота прошла удачно?
Дети. Щенку не хватило опыта. Он охотился на ящерку в первый раз и не знал, что у нее отделяется хвост.
Учитель. И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений. Вам в накоплении жизненного опыта помогут собственные действия, советы взрослых и «умные книги». Скажите, были ли в вашей жизни случаи, когда вам помог чей-либо совет или ваш собственный опыт? (Дети делятся сообщениями).
9. Рефлексия.
Учитель. Чему мы учились на уроке? Что нового узнали? О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»? Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.
Приложение №2
Правила создания проблемных заданий и ситуаций
1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть для себя новые знания или действия.
Условия постановки задания:
- задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
- неизвестное, которое нужно открыть, составляет общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
- выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усвоении новых знаний или использования уже имеющихся, применительно к разрешению поставленной проблемы.
2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению предлагаемого для усвоения ученику учебного материала.
В качестве проблемных заданий могут служить:
-предварительные домашние задания или задания, на материале учебника, в которых нет готового ответа;
-использование экспериментов и жизненных наблюдений (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях);
-задания с элементами исследования;
-постановка проблемных вопросов и организация дискуссий;
- постановка перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя и сделав соответствующие выводы.
4. Необходимость различия проблемного задания и проблемной ситуации, которая формулируется учителем путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты
Основные приемы и методы создания проблемных ситуаций:
- постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации;
- рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения;
-организация подводящего или побуждающего диалога;
-создание ситуации выбора (столкновение различных точек зрения) или сообщение противоположных мнений;
-предложение выполнить практическое действие, на первый взгляд, не вызывающее затруднений;
-выполнение учениками задания, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.
Приложение №3
Памятка «Как работать на уроке в паре».
Внимательно прочитайте задание.
Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
Примеры рефлексии
Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии.
Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя).
Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать?
Мы ответили на поставленный вопрос? Что будем делать завтра?
Что было самым важным на уроке? Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Незаконченное предложение.
Самым интересным для меня было …, потому что …
Самым скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
Я был бы рад …, потому что …
Мне понравилось …, потому что …
Мне не понравилось …, потому что …
Позициональная дискуссия.
Работа на уроке была плодотворной, потому что …
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Однако мы не узнали о …
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о…
Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…
Приложение №4
Дифференцированная групповая работа. Фрагмент урока русского языка во втором классе по программе Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой (УМК «Школа России») по теме: «Правописание парных согласных в корне и на конце слова».
Разноуровневая творческая работа по группам «Составь стихотворение». Из трех двустиший каждая группа выбирает то, с которым выполняет предложенные задания.
1. Это наш свирепый …,
Очень страшен лёвин гнев.
2. Вот колючий умный …,
На клубочек он похож.
3. Вот невидимый наш …,
Под землёю роет ход.
Задания для 1 группы (учащиеся с высоким уровнем развития).
- Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
- Формулировка заданий.
Прочитайте предложенные двустишия.
Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.
Добавить слово - название животного в первой строке каждого двустишия.
Обсудить правильность написания орфограммы в этом слове.
Задания для 2 группы (учащиеся со средним уровнем развития).
- Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
- Формулировка заданий.
Прочитайте предложенные двустишия.
Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.
Найдите в материале: «Слова для справок» и добавьте слово – название животного в первой строке каждого двустишия.
Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове.
Задания для 3 группы (учащиеся с низким уровнем развития).
- Записать правильно слова, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
- Формулировка заданий.
Прочитайте предложенные двустишия, вставьте вместо точек слова: лев, ёж, крот
Обсудите правильность написания орфограммы в этих словах
Приложение №5
Скороговорки для развития речи
А Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком? Водовоз вёз воду из-под водопровода. Г Голубь в голубой горжетке Голубику ел на ветке. Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап! Ж Жаба, журавль и желтый жучок Л Лера с Лорой и Лариса Маме делают сюрпризы: Режут, варят, трудятся, Вот какие умницы. | Н На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора О Остренькие рожки У козы Сережки И сказал Сережка: "Я боюсь немножко". П Пыль, пар, топот, лом. Бобр с бобрихой строят дом. Т Тетерев на току толкнул тетерева, Ткёт ткач ткани на платки Тане. У Удит рыбу удочкой Умница наш Юрочка. Ф Федя филина боится -Филин может рассердиться. |
Приложение №6
Пословицы, поговорки для развития речи
Выбери правильное окончание пословицы или поговорки
1. Семь бед – ... а) и привет, 2. Что с возу упало, то ... а) пропало, 3. В мешке шило ... а) не мыло, 4. Гусь свинье ... а) глаз не выклюет, 5. Не зная броду ... а) не ходи к народу, | 6. От ворот ... а) поворот, 7. Волки сыты и овцы ... а) бриты, 8. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто ... а) "Сникерс", 9. Сорока стрекочет – гостей ... а) пророчит, 10. Не в свои сани ... а) не садись, |
Ответы. 1б; 2а; 3в; 4б; 5в; 6а; 7в; 8в; 9а; 10а.
Приложение №7
Чистоговорки для развития речи
Оса Са-са-са – летит оса. Су-су-су – мы видели осу. Сы-сы-сы – не боимся мы осы. Су-су-су – прогоним мы осу. Са-са-са – улетела оса. Острая коса Са-са-са – вот коса. Са-са-са – острая коса. Сой-сой-сой – траву косили мы косой. Длинная коса Са-са-са – длинная коса. Сы-сы-сы – у Сони две косы. Се-се-се – бантики в косе. Что обозначает слово коса? (Орудие труда и прическа.) Роса Са-са-са – утром выпала роса. Са-са-са – холодная роса. Сой-сой-сой – умываюсь я росой. Се-се-се – пройдусь я по росе. Сы-сы-сы – пригрело солнце: нет росы. Дом из песка Сок-сок-сок – во дворе у нас песок. Сок-сок-сок – мы несем песок. Ска-ска-ска – дом мы строим из песка. Ске-ске-ске – мои руки все в песке. Сердитый гусь Усь-усь – это гусь. Усь-усь-усь – сердитый гусь. Ся-ся-ся – я боюсь гуся. Усь-усь-усь – гонится за мною гусь. Усь-усь-усь – вот-вот за пятки схватит гусь. Сей-сей-сей – нельзя дразнить гусей. Гусыня и гусята Сята-сята-сята – у гусыни есть гусята. Сята-сята-сята – идут гуськом за гусыней гусята. Сак-сак-сак – позади идет гусак. Арбуз Ус-ус – вот арбуз. Узы-узы-узы – на бахче растут арбузы. Узы-узы-узы – любят все арбузы. Узом-узом-узом – угостили нас арбузом. Уза-уза-уза – наелись мы арбуза. Коза За-за-за – вот коза. Зу-су-зу – я пасу козу. За-са-за – ест траву коза. За-за-за – молоко дает коза. Стрекоза За-са-за – это стрекоза. За-са-за – летит стрекоза. Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы. Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой. Зу-зу-зу – не догнать мне стрекозу. За-са-за – летает быстро стрекоза. Приходи, мороз! Ос-ос-ос – сильный мороз. Оза-оза-оза – не боимся мы мороза. Ос-ос-ос – тепло оденемся в мороз. Оза-оза-оза – нельзя нам в праздник без мороза. Ос-ос-ос – приходи на елку, Дед Мороз! Скворец Ец-ец-ец – зиме конец. Ец-ец-ец – летит скворец. Ца-ца-ца – я видела скворца. Цы-цы-цы – во дворе поют скворцы. Синица Ница-ница – сидит на дереве синица. Ницу-ницу – мы видели синицу. Ница-ница – красивая птица-синица. Ницу-ницу – легко узнать синицу. Ницы-ницы – желтая грудка у птицы-синицы. Овца Ца-ца-ца – вот овца. Це-це-це – много шерсти на овце. Цы-цы-цы – шерсть стригут с овцы. Ец-ец-ец – пастух пасет овец. | Усатый сом Сы-сы-сы – у сома усы. Сы-сы-сы – длинные усы. Сов-сов-сов – не бывает сомов без усов. Лиса в лесу Са-са-са – вот лиса. Су-су-су – нора лисы в лесу. Су-су-су – мы видели лису. Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы. Осенний лес Ес-ес-ес – идем мы в лес. Су-су-су – тихо осенью в лесу. Ес-ес-ес – опустел осенний лес. Су-су-су – грибы берем в лесу. Ес-ес-ес – листву роняет лес. Стве-стве-стве – грибы спрятались в листве. Фасоль Соль-соль-соль – вот фасоль. Соль-соль-соль – посадили мы фасоль. Соль-соль-соль – на грядке выросла фасоль. Соль-соль-соль – сварили мы фасоль. Солью-солью-солью – вкусный суп с фасолью. Квас Ас-ас-ас – мы купили квас. Ас-ас-ас – кислый квас. Асу-асу-асу – я налил в бутылку квасу. Асом-асом-асом – угостим холодным квасом. Люсины бусы Усы-усы – это бусы. Усы-усы-усы – есть у Люси бусы. Усы-усы-усы – надела Люся бусы. Усах-усах-усах – ходит Люся в бусах. Лапша Ша-ша-ша – молочная лапша. Шу-шу-шу – я люблю лапшу, Шу-шу-шу – мама варит нам лапшу. Ши-ши-ши – все хотят лапши. Карандаши Ши-ши-ши – купили мне карандаши. Аш-аш-аш – беру я карандаш. Шом-шом-шом – я пишу карандашом. Мышка Ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь. Ышка-ышка – нашла корку мышка. Ыш-ыш-ыш – грызет корку мышь. Шей-шей-шей – я боюсь мышей. Ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь. Ошка-ошка-ошка – лови мышку, кошка. Петя-петушок Шок-шок-шок – Это Петя-петушок. Шок-шок-шок – У Пети гребешок. Шок-шок-шок – Красный гребешок. Шком-шком-шком – Гордится Петя гребешком. Подушка Ушка-ушка – вот моя подушка. Ушка-ушка – мягкая подушка. Ушку-ушку – на кровать кладу подушку. Ушке-ушке-ушке – спать я буду на подушке. Картошка Ошка-ошка – вот картошка. Ошка-ошка-ошка – растет в огороде картошка. Ошку-ошку-ошку – сажали мы картошку. Ошку-ошку-ошку – пололи мы картошку. Ошку-ошку-ошку – пора копать картошку. Ошки-ошки-ошки – много выросло картошки. Ошку-ошку-ошку – любят все картошку. |
Приложение №8
Игры для развития речи
Игры «Назови лишнее слово»
Учитель называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
«Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
Чем отличаются предметы? (с использованием картинок).
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Что общее?
У трех предметов: мяч, солнце, шар — ... тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...
Отгадай что это
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например: 1. Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
Пара к паре (подобрать слова по аналогии)
Называется пара слов, например «огурец – овощ» и предлагается подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка - (земля, цветок, клумба). Помидор — огород, яблоко - (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник - (кровать, температура, окно).
Машина — мотор, лодка - (парус, вода, палуба).
Подбери нужное слово (смысловые ряды)
Гвоздь — молоток, шуруп...
Дом — крыша, книга...
Квадрат — куб, круг...
Слова для справок: отвертка, обложка, шар.
Приложение №9
Урок развития речи по теме "Сочинение по картине Левитана « Золотая осень»
Цели урока: обучающая – учить писать сочинение по картине, формировать умение систематезировать материал, строить текст в формате описания, предупредить речевые и грамматические ошибки; формировать навыки самоконтроля; воспитывающая – воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке; воспитывать самостоятельность, творческую активность; развивающая – развивать способность внимательного отношения к слову и его употреблению в устной и письменной речи, сознательного использования выразительных средств языка.
Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана “Золотая осень”, портрет художника, выставка детских рисунков и поделок на тему “Осень золотая” в гости к нам пришла”, музыкальный альбом “Времена года”, П.И.Чайковского.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Учитель читает строки из стихотворения А. С. Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя, прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
Учитель. Как вы думаете, почему с этих строчек начинается наш урок? (Учитель выслушивает ответы детей).
Учитель Правильно, ребята! Именно сейчас в природе господствует Её величество Золотая осень. Именно сейчас мы имеем неповторимую возможность испытать “последнее мгновенье счастья”. И пусть пушкинские строки послужат мостиком к теме нашего урока. Ребята! А где можно увидеть осенние деревья, с чьих веток никогда не облетят листья? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Учитель. Правильно! Картины природы, леса, луга, реки, написаны художником, называются пейзажистами. Поэтому перед нами стоит задача научиться читать картину, осмыслить ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.
2. Первое знакомство с картиной: Беседа по картине «Золотая осень»
Учитель. Картину “Золотая осень” написал Иссак Ильич Левитан (1860-1900). Этого художника называют мастером пейзажа состояний и настроений. По большей части Левитан выбирал такие мотивы, когда в природе происходят изменения в её состояния. Художник обостренно чувствовал жизнь природы. Рассмотрите картину “войдите в неё” попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
Какое настроение вызывает у вас пейзаж? Что вы чувствуете, глядя на картину? Какое состояние передает художник? Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда? Почему автор дал картине такое красивое название?
Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему? Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это.
(Необходимо учить детей, видеть какими, изобразительными средствами добился художник, чтобы его идейный замысел картины дошел до зрителя)
Что изображено на первом плане? Как вы думаете, молодые это или старые березки? По каким признакам вы догадались? А как вы думаете, почему две березки оказались вдали от своих подруг? Кого? Напоминают вам эти березки?
Учитель. Согласна! Березкам хорошо вместе. А теперь давайте вспомним строки И. Бунина “Листопад”. “Лес, точно терем расписной...”.
А в какой наряд надела осень деревья на картине И.И. Левитана? Какие краски преобладают? О чем говорит это многоцветье? Можно ли описать и выделить отдельную березку?
Учитель Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана? Когда бывает такое небо? Можно ли описать, как Левитан изобразил воздух? Какие изобразительные средства помогли автору достичь этого?
3. Физкультминутка
Звучит тихая, спокойная музыка.
Учитель. Ребята, давайте отдохнем. Представьте себя облачками, воздушными, легкими, прозрачными, задорными. Ленивый ветерок то, порхая, несет вас по небу, то утихая, клонит вас в сладкий сон. А потом вы закружитесь, словно в водовороте, принимая причудливые формы. Спасибо! Садитесь!
Учитель. Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какими словами можно её описать? Одинока ли она? Подумайте, как задний план картины помогает художнику воплотить ее замысел. Что изображено в глубине картины? Почему автор поместил дома так далеко?
Учитель Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе. А еще с помощью чего Левитан передает состояние покоя? Ребята, а как вы думаете, что происходит за пределами картины? Давайте пофантазируем!
Учитель. Итак, ребята, мы поработали почти на каждой деталью картины. Но у художника эти подробности “скреплены” в единое целое. Подумайте, что объединяет их? Ну а теперь, представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы напишите к этой картине? Какой она будет по характеру, по настроению?
4. Прослушиванье музыки П. И. Чайковского.
Учитель А теперь послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал звуками то же, что художник Левитан красками -тишь и благодать в это время года в природе. Понравилась ли вам музыка и чем? И завершая нашу устную работу, мне хочется вас спросить: Какое чувство вызывает у вас это произведение – грустное или радостное?
Учитель. Действительно, Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.
5. Речевая подготовка
Перед нами стоит задача описать картину в своих сочинениях. Вспомним, из каких частей состоит сочинение? Как можно начать сочинение? Что вы напишите в основной части? Чем закончите описание картины?
6. Составление плана.
1.Какое впечатление производит картина И.Левитана “Золотая Осень”.
2.Осенний день на картине: а) деревья в чудесном наряде; б) лесная речка в) воздух.
Учитель. В своих сочинениях попробуйте передать красоту русского слова. (У детей на партах лежат задания).
Задание № 1
Подбери красочные определения к словам: пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная; день – солнечный, замечательный, чудный; воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.
Задание № 2
Подбери синонимы к словам: картина - полотно, репродукция, произведение; художник – пейзажист, живописец, мастер; создает – пишет; сияет – сверкает, блестит, играет.
Задание № 3
Найдите неточное употребление слова и замените его.
Картина оставляет радостное чувство (настроение).(правильно – создаёт)
Задание № 4
Почему я разделила слова на три группы: 1. Чувство осенний черный 2. Солнце лимонный шёл 3. Грустный утренний жёлтый 4. Радостный ранний ёщё
Задание № 5
Вспомните правописание безударных гласных в коре слова, проверяемых ударением: т...шина, з...л...тая, осв....щает, холодный, п......ляна, б...гряная.
Задание № 6 Синтаксическая подготовка.
Работа по схеме: а/, но/, что/, потому что/, как (запятая перед союзом).
На доске: 1. Вступление Передо мной картина И. Левитана “Золотая осень”. Мне эта картина очень нравится. Чувствуется, что художник любит русскую природу. 2. Заключение. Картина вызывает у меня чувство радости и немного грусти. Исаак Левитан – один из самых душевных художников.
Ребята, перед вами примерное начало и конец сочинения, вы можете им воспользоваться. А основную часть вы пишете сами.
7. Написание сочинения. Индивидуальная помощь учителя.
8. Проверка и сдача сочинений.
9. Заключение. Подведение итогов урока.
Приложение №10
Виды сочинений
Рассказ-описание.
Берёза.
У берёзы ствол с тёмными крапинками. Листья вырезные, летом зелёные, осенью жёлтые. Хороша наша берёза в любое время года.
Сочинение-миниатюра
II класс. Осенний дождь. Листопад. Белый наряд зимы. Морозный день. Кучевые облака. Весеннее солнышко. Первые листочки. Первые насекомые. Весенний ветер.
III класс. Наша местность. Погода сегодня. Первая зелень. Весеннее солнышко
Сочинение-загадка
Условие: ни разу не употреблять слово белка.
Лесной зверёк с острой мордочкой. Глазки маленькие, чёрненькие, словно бусинки. На ушах кисточки. Шерсть мягкая, зимой голубая, летом рыжая. Хвост пушистый и служит рулём, помогает прыгать с дерева на дерево. Спит в гнезде. Еду хранит в дупле. Любит семена шишек, орехи, грибы, запасает их на зиму.
Сочинение - описание картины
Утро. Ещё не высохла роса. Солнечные лучи освещают верхушки сосен. Вышла медведица со своими детками погулять. Смотрит она, как её медвежата качаются на сломанной сосне.
Сочинение - наблюдение
После дождливой осени незаметно подкралась чародейка-зима. Снежинки летят, падают, словно белый пух. Мягким ковром укутал снег землю. Надел на деревья белые пушистые косынки, шапки.
Сочинение по плану
1. Вступление (о В. М. Васнецове)
2. Описание картины (природа, девочка, природа грустит вместе с девочкой).
3. Мое отношение к картине.
На картине В. М. Васнецова мы видим бедную крестьянскую девочку. Печальная сидит она на холодном камне у лесного озера. Вечер. Не поют птицы. Тихо роняют листву березы. Спокойна водяная гладь. Природа затаилась, сочувствуя девочке.
Сидит Алёнушка на камне и грустит. Вся природа грустит вместе с ней. Щебечут ласточки, словно хотят утешить её. Даже пруд потемнел.
Алёнушка сгорбилась, её грустный взгляд устремлён в озеро. От её печали озеро потемнело. Берёзы качаются и как бы успокаивают Алёнушку.
Сочинение-отзыв
Мне понравилась смелость ребят. Хотя Валюшке было холодно и страшно, она вытерпела. Миша был уверен, что Круглов предатель, но ему нужно было это доказать. И он доказал.
Приложение №11
Памятка для написания сочинения.
Памятка 1
1. Соответствует ли содержание текста теме?
2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?
7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?
Памятка 2
1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.
2. Правильно ли написал безударные гласные?
3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
Памятка 3
Составные части сочинения - заголовок вступление, основная часть, заключение. Можно подобрать эпиграф.
С чего начинать работу над сочинением
- Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении.
- Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?
- Определи жанр своего сочинения.
- Составь план.
- Работа над черновиком сочинения по составленному плану
- Следи за тем. чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу, чтобы переходы от одной части к другой бьют плавными.
Памятка для проверки сочинения
1. Есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
2. Правилен ли порядок слов;
3. Правильно ли связаны слова по смыслу;
4. Не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
5. Правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания
Не уверен — спроси учителя.
Приложение №12
Фразеологизмы для развития речи
уши развесить уши вянут не видать как своих ушей по уши долгах покраснел до ушей сломя голову терять голову с головы до ног вскружить голову говорить в глаза хоть глаз выколи куда глаза глядят нос к носу бурчать под нос из-под самого носа вешать нос водить за нос надувать губы молоко на губах не обсохло губа не дура раскрыть рот набрать в рот воды рот разинуть хлопот полон рот иметь зуб вооружен до зубов заговаривать зубы зуб на зуб не попадает хитер как лиса труслив как заяц. изворотлив как уж надут как индюк нем как рыба упрям как осёл болтлив как сорока | чесать языком язык подвешен прикусить язык язык без костей тянуть за язык с тяжелым сердцем как нож в сердце сердце болит сердце в пятки уходит встать грудью грудью прокладывать дорогу прятаться за чужой спиной нож в спину гнуть спину не разгибая спины дать по рукам руки чешутся из рук в руки без задних ног взять ноги в руки на широкую ногу уносить ноги закидывать удочку ждать у моря погоды сгущать краски брать на прицел топорная работа семь раз отмерь, один раз отрежь ни кожи ни рожи гороховое чучело воронье пугало без слез не взглянешь маменькин сынок. медведь на ухо наступил голоден как волк |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная работа "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"
В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....
доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"
В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....
доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"
В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....
Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...
Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"
Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"...
Статья по теме: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"
Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования. Развивая речь учащихся, мы развиваем их интеллект. Поэтому, так важно, уделять большое внимание различным видам...
Развитие речи учащихся на уроках русского языка посредством написания сочинений по наблюдениям и по картинам (из опыта работы)
Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации. В выступлении раскрыт...