Программа кружка "Секреты грамматики"
элективный курс по русскому языку (2 класс)
Материал содержит программу кружка "Секреты грамматики" для учащихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_sekrety_grammatiki.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: протокол № от «__» __________ 20…. г. __________________ | Согласовано: зам. директора по УВР от «__» _________ 20…. г. _________________ | УТВЕРЖДАЮ: приказ № от «__» _______ 20…. г. _______________
|
Рабочая программа
предметного кружка по русскому языку
«Секреты грамматики»
Срок реализации:1 год
Класс:2
Составила:
Коновалова Е.Б.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2019-20 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Секреты грамматики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель и задачи
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что орфография не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место курса в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения рассчитан на учащихся 2 класса.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
задавать вопросы.
Раздел «Фонетика и графика»
Учащийся научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Учащийся получит возможность научиться:
• записывать слова в алфавитном порядке.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Учащийся научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Учащийся получит возможность научиться:
• находить однокоренные слова.
Раздел «Лексика»
Учащийся научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Учащийся получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.
Раздел «Морфология»
Учащийся научится:
• определять грамматические признаки имен существительных;
• определять грамматические признаки имен прилагательных;
• определять грамматические признаки глаголов.
Учащийся получит возможность научиться:
• находить в тексте изученные части речи.
Раздел «Синтаксис»
Учащийся научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
•классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
Учащийся получит возможность научиться:
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения), оценивать правильность разбора.
Раздел «Орфография и пунктуация»
Учащийся научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника.
Учащийся получит возможность научиться:
• подбирать примеры с определенной орфограммой.
Методы и формы работы
Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся как мотивированных на изучение русского языка, так и испытывающих трудности в его изучении с целью ликвидации пробелов в знаниях.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Содержание курса
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• разделительные ъ и ь;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Меня зовут Фонема. | 1 | |
2 | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | |
3-4 | «Ошибкоопасные» места | 2 | |
5 | Тайны фонемы | 1 | |
6-7 | Опасные согласные | 2 | |
8-9 | На сцене гласные | 2 | |
10 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | |
11-12 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | |
13 | Где же хранятся слова? | 1 | |
14 | Синонимы | 1 | |
15 | Антонимы | 1 | |
16 | Слова – «родственники» | 1 | |
17 | Кто командует корнями? | 1 | |
18 | «Не лезьте за словом в карман!» | 1 | |
19 | «Пересаженные» корни | 1 | |
20-21 | Части речи | 2 | |
22 | Имя существительное | 1 | |
23 | Имя прилагательное | 1 | |
24 | Глагол | 1 | |
25 | Какие секреты грамматики мы узнали | 1 |
Итоги реализации программы
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Этическая грамматика"
Образовательная программа для учащихся начальной школы. Цель программы заключается в формировании у учащихся нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения посре...
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...
Рабочая программа "Занимательная грамматика".
Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....
Образовательная программа "Занимательная грамматика" 4 класс
Данный курс предназначен для учащихся I этапа обучения и рассчитан на 1 годЦелью курса является комплексное решение коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, стоящих ...
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....
Конкурсная программ "Веселая грамматика"
Мероприятие проведено в рамках Недели наук в начальной школе/...
Рабочая программа по грамматике , правописанию и развитию речи адаптированная для учащихся с ОВЗ 3 класс
Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого п...