Программа кружка "Секреты грамматики"
элективный курс по русскому языку (2 класс)

Материал содержит программу кружка "Секреты грамматики" для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_sekrety_grammatiki.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

     МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:
на заседании МО

протокол №  

от «__»  __________ 20…. г.

__________________

Согласовано:

зам. директора по УВР


от «__»  _________  20…. г.

_________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы

приказ № 

от «__»  _______  20…. г.

 _______________                          

        

Рабочая программа

предметного кружка по русскому языку

«Секреты грамматики»

Срок реализации:1 год

Класс:2

Составила:

Коновалова Е.Б.,

учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

2019-20 учебный год

Пояснительная записка

        Программа кружка «Секреты грамматики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель и задачи

        Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что орфография не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

        Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Место курса  в учебном плане

        Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения  рассчитан на  учащихся 2 класса.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

задавать вопросы.

Раздел «Фонетика и графика»

Учащийся научится:

•   различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Учащийся получит возможность научиться:

• записывать слова в алфавитном порядке.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Учащийся научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

Учащийся получит возможность научиться:

• находить однокоренные слова.

Раздел «Лексика»

Учащийся научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Учащийся получит возможность научиться:

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.

Раздел «Морфология»

Учащийся научится:

• определять грамматические признаки имен существительных;

• определять грамматические признаки имен прилагательных;

• определять грамматические признаки глаголов.

Учащийся получит возможность научиться:

• находить в тексте изученные части речи.

Раздел «Синтаксис»

Учащийся научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

•классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Учащийся получит возможность научиться:

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения), оценивать правильность разбора.

Раздел «Орфография и пунктуация»

Учащийся научится:

• применять правила правописания (в объеме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника.

Учащийся  получит возможность научиться:

• подбирать примеры с определенной орфограммой.

Методы и формы работы

        Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся  как мотивированных на изучение русского языка, так и испытывающих трудности в его изучении с целью ликвидации пробелов в знаниях.

        Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

       Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Содержание курса

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. 

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• разделительные ъ и ь;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Меня зовут Фонема.

1

2

Для всех ли фонем есть буквы?

1

3-4

«Ошибкоопасные» места

2

5

Тайны фонемы

1

6-7

Опасные согласные

2

8-9

На сцене гласные

2

10

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

11-12

Правила о непроизносимых согласных

2

13

Где же хранятся слова?

1

14

Синонимы

1

15

Антонимы

1

16

Слова – «родственники»

1

17

Кто командует корнями?

1

18

«Не лезьте за словом в карман!»

1

19

«Пересаженные» корни

1

20-21

Части речи

2

22

Имя существительное

1

23

Имя прилагательное

1

24

Глагол

1

25

Какие секреты грамматики мы узнали

1

Итоги реализации программы

 

  • Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
  •  Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Этическая грамматика"

Образовательная программа для учащихся начальной школы. Цель программы заключается в формировании у учащихся нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения посре...

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...

Рабочая программа "Занимательная грамматика".

Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....

Образовательная программа "Занимательная грамматика" 4 класс

Данный курс предназначен для учащихся I этапа обучения и рассчитан на 1 годЦелью курса является комплексное решение коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, стоящих ...

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....

Конкурсная программ "Веселая грамматика"

Мероприятие проведено в рамках Недели наук в начальной школе/...

Рабочая программа по грамматике , правописанию и развитию речи адаптированная для учащихся с ОВЗ 3 класс

Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого п...