Основные правила орфографии.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Аблапохина Светлана Юрьевна

Тип урока: Комбинированный урок.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цели: Дать понятие орфографии; выработать навык нахождения орфограмм в словах и применения алгоритма их проверки.

Развивать наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся узнают понятие «орфография», научаться находить орфограммы в словах, подбирать проверочные слова, получат возможность научиться аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, делать выводы, сравнивать, понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности, умение включаться в обсуждение проблем поискового характера.

Оборудование: электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь, карточки, сигнальная лента «Светофор».

УУД

Регулятивные:

  1. Волевая саморегуляция
  2. Постановка учебной задачи
  3. Целеполагание
  4. Контроль
  5. Оценка

Познавательные:

  1. постановка и решение проблем
  2. поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения объектов
  3. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  4.  осознанное и произвольное построение речевого высказывания
  5. построение логической цепочки,
  6. структурирование знаний,
  7. контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

  1. развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к дружбе.
  2. развитие познавательных интересов, способность связывать успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  3. способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  4. формирование установки на здоровый образ жизни.
  5. развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные:

1. умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

2. эмоционально-позитивное  отношение к процессу сотрудничества.

3. умение договариваться, находить общее решение.

4. умение аргументировать свое мнение, убеждать, умение слушать собеседника.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по русскому языку121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 Д классе

Учитель: Аблапохина Светлана Юрьевна

Дата проведения: 03.10.2018год.

Место проведения: МБУ «Школа № 70», кабинет № 332.

Уровень: школьный уровень

Присутствовали: Ошкина Л.Н. – заместитель руководителя ОО, Большанина Т.Ю, – руководитель МО учителей начальных классов , Стукалова Е.В., Арапова Л.В., Шутова М.С., – учителя начальных классов.

Тема урока: Основные правила орфографии.

Тип урока: Комбинированный урок.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цели: Дать понятие орфографии; выработать навык нахождения орфограмм в словах и применения алгоритма их проверки.

Развивать наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся узнают понятие «орфография», научаться находить орфограммы в словах, подбирать проверочные слова, получат возможность научиться аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, делать выводы, сравнивать, понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности, умение включаться в обсуждение проблем поискового характера.

Оборудование: электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь, карточки, сигнальная лента «Светофор».

УУД

Регулятивные:

  1. Волевая саморегуляция
  2. Постановка учебной задачи
  3. Целеполагание
  4. Контроль
  5. Оценка

Познавательные:

  1. постановка и решение проблем
  2. поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения объектов
  3. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  4.  осознанное и произвольное построение речевого высказывания
  5. построение логической цепочки,
  6. структурирование знаний,
  7. контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

  1. развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к дружбе.
  2. развитие познавательных интересов, способность связывать успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  3. способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  4. формирование установки на здоровый образ жизни.
  5. развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные:

1. умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

2. эмоционально-позитивное  отношение к процессу сотрудничества.

3. умение договариваться, находить общее решение.

4. умение аргументировать свое мнение, убеждать, умение слушать собеседника.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

УУД

I.Организационный момент

Ну-ка, всё проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку.

Самоконтроль готовности.

-слушай внимательно не перебивая;

-уважай собеседника;

-приди к единому мнению;

-добивайся успеха.

Фронтальная

Р: 1

Л 1.

К: 2

II.Актуализация опорных знаний

1.Орфографическая минутка.

На доске записаны слова: Семья, въехал, бульон, вьёт, въезжать, вьюга, почтальон, вьюн, съёжился,

объявление, ручьи, Илья, ружьё, Демьян, изъян.

- На какие группы мы можем разделить слова?

(Предполагаемые ответы:

-Слова можно разделить на 2 группы:

1) слова с разделительным Ь;

2) слова с разделительным Ъ.)

- Запишите слова в два столбика в тетрадь.

2. Работа по карточкам.

У каждого учащегося карточка с заданием.

- Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.

Базовый  уровень.

- Выпишите  слова, в которых есть и орфограмма «Твердый знак», и проверяемый безударный гласный в корне слова.

Под...езд, жил..ё, об..явление, раз..ясненье, певун..я, об..явление, весел..е, раз..яренный, об..единить, пред..явить.

Уровень повышенной сложности.

- Спишите, заменяя выделенные слова словами с ъ, противоположными по значению.

Соединить концы, приезд гостей, выехать из города, въехать на гору, причёсанный мальчик, успокоить медведя. (Разъединить концы, отъезд гостей, въехать в город, съехать с горы, взъерошенный мальчик, разъярить медведя).

Списывают слова с доски в тетради, производят взаимопроверку. Два ученика работают у доски.

Выбирают подходящий уровень задания, выполняют, производят взаимопроверку. Два ученика работают у доски.

Фронтальная

Индивидуальная

Дифференцированный

Р: 2

П:1.

Л: 2

К: 1

III.Сообщение темы и цели урока

Организация подводящего диалога. Работа с диском. На интерактивной доске слова:

жир

мясной

местный

сальто

шипы

корова

- Прочитайте слова.

- Укажите транскрипцию каждого слова.

- Одинаково ли написание одних и тех же слов в обоих столбиках?

- Чем мы руководствуемся, чтобы писать слова правильно?

- Что такое орфограммы?

- Какие задачи перед собой поставим?

- Что мы сегодня будем повторять? (Сегодня на уроке мы вспомним основные правила орфографии).

Записывают слова, составляют их транскрипцию. Выявляют закономерность, что произносятся и пишутся слова не всегда одинаково, обосновывают свой выбор, формулируют выводы наблюдений, формулируют тему урока.

Коллективная

Индивидуальная

П: 2,3,4

 Р: 3,1

Л: 2

К: 3

IV. Работа по теме урока

Физминутка. (для глаз)

1. Работа с диском и интерактивной доской.

Прослушивание сообщения профессора Самоварова.

- Для чего нужна система правил?

- Как вы понимаете слово «единообразие»?

- Придумайте сказку о волшебнице-орфографии.

- Какие правила орфографии вы знаете?

- Приведите примеры на каждую орфограмму и назовите способ проверки.

Работают с интерактивной доской, в парах составляют сказки, выявляют закономерность, анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Коллективная

Парная

Наблюдение

П: 5,6,7

Л: 2

Р: 1,4

К: 4

2.Применение полученных знаний.  Работа с учебником и интерактивной доской.

С.46 упр.65. Определить, каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой группе слов. Подобрать проверочные слова, где это возможно.

- К словам с какими  орфограммами не смогли подобрать  проверочные слова? Почему?

- Как узнать правописание этих слов?

- Давайте послушаем профессора Самовара о правописании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

- Что интересного вы узнали из сообщения?

Записывают слова с изученными орфограммами, обосновывают выбор написания, анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Индивидуальная

Коллективная

ИКТ

ЗОЖ

П: 5,2

Р: 1,5

Л: 3

V.Физкультминутка

Хомка , хомка , хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает

Щечки моет, ушки трет.

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре пять – хомка сильным хочет стать.

Повторяют слова и движения.

Коллективная,

групповая, индивидуальная

ЗОЖ

Р: 1

Л: 4

К: 2,3

VI.Закрепление изученного материала

-Теперь мы будем работать в рабочей тетради.

1. С.29, у. 40.Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание, указать номера строк, где во всех словах пропущена одна и та же буква.

2.  С.29, у. 41. Подобрать к словам с непроизносимыми согласными проверочные слова.

Самостоятельная работа, производят по ответам в конце тетради работу соседа по парте, самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».

Самостоятельная работа, производят самопроверку, один человек объясняет выбор, самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».

Коллективная

Парная

Самостоятельная работа

П: 6,7

Р: 1,5

Л: 2

К: 3,4

VII.Итог урока

- С каким понятием познакомились?

- Что обозначает словосочетание «единообразное написание»?

- Какие правила орфографии повторили?

- Как не ошибиться в написании слов?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Кого из ребят вы можете сегодня похвалить?

Проговаривают тему, правила орфографии, анализируют усвоение материала (что получилось и что не получилось, почему?).

Коллективная

П: 4,6

Р: 1,5

Л: 5

К: 3,4

VIII.Домашнее задание (дифференцированное)

С.47-48, у. 68. Составить текст диктанта на любой вид из 9 известных орфограмм.

Для доп. оценки выполнить карточку

Записывают в дневник.

Дифференцированный

Р: 1

Заместитель руководителя ОО ___________________    / Ошкина Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила орфографии в начальной школе.

Правила орфографии изучаемые в начальной школе.  Помогают делать работу над ошибками и повторять пройденные правила....

Основные правила орфографии

Представлен конспект урока для 4 класса по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку, 4 класс, тема "Основные правила орфографии", УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки.      Предметные:Знать: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и класс...

План- конспект по русскому языку 4 класс, УМК "Перспектива", тема : "Основные правила орфографии"

Цели деятельности учителя: выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки.      Предметные:Знать: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и ...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Основные правила орфографии"

Цели: Дать понятие орфографии; выработать навык нахождения орфограмм в словах и применения алгоритма их проверки.Развивать наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.Воспитывать интерес...

Конспект урока по русскому языку"Основные правила орфографии"

Урок русского языка в 4 классе УМК "Перспектива". Цель урока: выработать навык нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки....

Технологическая карта по русскому языку. Тема урока: «Основные правила орфографии» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока:Повторить основные правила орфографии, формировать орфографические умения и навыкиЗадачи урокаДидактические:Закрепить представления учащихся обосновных правилах орф...