Правила орфографии в начальной школе.
материал (3 класс) по теме

Правила орфографии изучаемые в начальной школе.  Помогают делать работу над ошибками и повторять пройденные правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                     Приложение 5

Правила орфографии, изучаемые в  начальной школе

1.   Слова в предложении пишутся раздельно. (По тропинке

дети дошли до леса.)

2.   Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

(Мы учимся в школе.)

3.   В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. (В школьном саду растут яблони. Хорошо летом на реке? Красивы деревья осенью!)

4.   С большой буквы пишутся:

- фамилия, имя, отчество (Смирнов Николай Иванович);

- клички животных (собака Дружок, кот Мурзик, корова Красавка);

-  названия городов, сел, деревень, рек, озер, морей, океанов, континентов, стран, гор, улиц, переулков (город Калуга, село Воло-во, деревня Липовка, река Упа, озеро Байкал, Балтийское море, Тихий океан, Азия, Франция, Уральские горы, улица Приморская, Пушкинский переулок).

5.  Сочетания ЖИ - ШИ пиши с буквой И. (Этажи, ландыши,

жить, ошибка.)

6.  Сочетания ЧА - ЩА пиши с буквой А. (Чайник, задача, часто, щавель.)

7.   Сочетания ЧУ - ЩУ пиши с буквой У. (Молчу, кричу, щука,

щурить.)

8.   В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ Ь не пишется. (Сочная, ручная,

печка, ручка, нянчить.)

9.   Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

При переносе:

- нельзя одну букву оставлять или переносить на другую строку (се-мья, вок-зал, мура-вей);

- нельзя отделять буквы Ь, Й от стоящей впереди буквы (май

ка, маль-чики);

-  у слов с двойными согласными одну букву оставляют на

строке, а другую переносят (груп-па, шос-се).

10. Слова с парным согласным звуком в середине и на конце слова нужно проверять. Для этого слово необходимо изменить так, чтобы парный согласный оказался в слиянии с гласными (площаДка -площаДь - площаДи; мороЗко - мороЗ - мороЗы).

11.1   Безударные гласные в корне проверяй ударением. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (слова - сло'во, объединить - еди'ный, писать - пи'шет, объяснить-я'сно).

11.2  Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами олоса - голос - подголосок; полоса -по лосы - поло 'ска).

11.3   В некоторых словах безударные гласные не проверяются. О правописании таких слов справляйся в словаре (канава, посуда, тетрадь, язык, народ, ягода, ученик, январь).

12.   Разделительный Ь пиши в корне слова после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, О (ателЬе, полЬёт, ручЬи, вЬюга, деревЬя, булЬон).

13.   В некоторых словах рядом пишутся две одинаковые буквы. О правописании таких слов справляйся в словаре (клаССный, коЛЛекция, суББота, аЛЛея, теРРаса).

14.   Предлог - слово. Пиши его раздельно с другими словами. (НА краю деревни растет березовая роща. ИЗ-ЗА горизонта поднялось багровое солнце. ОТ него разошлись яркие лучи.)

15.   Запомни написание предлогов О, ОБ, ПО, ПОД, ДО, ОТ, ОКОЛО, ЗА, НА, НАД, С, К, ИЗ, БЕЗ (К нему, С ней, ОКОЛО опушки, ДО калитки, ПОД горой).

16.  Запомни! Корень в родственных словах пишется одинаково (ХОЛОД, ХОЛОДный, ХОЛОДать, ХОЛОДильник).

17.Непроизносимые согласные в корне слова проверяй! Для этого измени слово так, чтобы непроизносимый согласный звучал отчётливо (звёзДный – звезДа, радосТный – радосТь, доблесТный – доблесТь, здраВствуйте – здраВие)

18.Разделительный твёрдый знак пиши после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я Ъ (сЪЕл, сЪЁмка, обЪЯснить, предЪЮбилейный).

19.   На конце существительных женского рода после шипящих пиши Ь (мыШь, диЧь, веЩь, пеЧь, роЖь).

20.   На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (гараЖ, шалаШ, кирпиЧ, плаЩ).

21.   НЕ с глаголами пиши раздельно (НЕ смотри, НЕ пишет, НЕ растет, НЕ был).

22.   Не путай приставку с предлогом! Приставка - часть слова, на письме от корня не отделяется (ОТОшел, Сдача, ПРИплыл, ПРЕ-красный).

23.   Приставки В- (ВО-), С- (СО-), О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД- (ПОДО-), ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, ВЫ-, ПЕРЕ- на письме не изменяются (НАДписать, Сбросить, ОБОгнать, ПРО-думать, ПОДОбрать).

24.   Запомни самые трудные случаи написания падежных окончаний имен существительных.

1-е склонение                  2-е склонение                   3-е склонение

Р. - И (книгИ)                                                       - И (матерИ)

Д.-Е (книгЕ)                                                        - И (матерИ)

П.-Е(о книгЕ)             - Е (о деревЕ)                  - И (о матерИ)

25.   Окончания прилагательных проверяй вопросом, поставленным от существительного (неба (какОГО?) голубОГО, синЕГО; рощи (какОЙ?) старОЙ, дальнЕЙ).

26.  Различай безударные окончания глаголов!

- ЕШЬ                                            - ИШЬ -ЕТ                                               -ИТ

Icnp. -ЕМ                                   П спр. -ИМ

- ЕТЕ                                             - ИТЕ -УТ(ЮТ)                                        -АТ(ЯТ)

Запомни! Ко второму спряжению относятся:

-  все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ);

-  семь глаголов на -ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ;

-   четыре  глагола  на  -АТЬ:   СЛЫШАТЬ,   ДЫШАТЬ,   ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ.

27.  В глаголах прошедшего времени перед суффиксом  -Л- пи шется та же гласная, которая пишется в неопределенной форме глагола перед -ТЬ [сеЯть - сеЯл, клеИть - клеИл, видЕть - видЕл).

28.   В окончаниях глагола 2-го лица (-ЕШЬ, -ИШЬ) пишется Ь (глядИШЬ, пишЕШЬ, сеЕШЬ, думаЕШЬ, смотрИШЬся).

29.   В глаголах 3-го лица единственного числа Ь не пишется. Не путай эту форму с неопределенной формой глагола. Проверяй вопросом.

Неопред, форма                                    3-е лицо ед. ч.

смеяться (что делать?)                     смеется (что делает?)

умыться (что сделать?)                     умоется (что сделает?)

Дети должны отчетливо представлять себе, что в русском языке все слова условно можно разделить на три группы: слова, которые слышатся и пишутся одинаково (мама, папа, стол, стул и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание можно проверить, объяснить правилом (ШИна, ПО тропинке, услыШИШЬ и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание нельзя проверить, объяснить правилом (сОбака, сОловей, сОрОка). Написание этих слов следует проверять по словарю и запоминать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Повторение по теме: «Орфография». Перспективная начальная школа.

Русский язык. 2 класс. Перспективная начальная школа....

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...

«Система работы по орфографии в начальной школе»

Тема данной работы «Система работы по орфографии в начальной школе» выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, не...

О ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ ОРФОГРАФИИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Для успешного обучения (повторения) орфографии мало вооружиться одной лингвисти­ческой теорией. Необходимо овладеть правилами правописания как инструментом, как способом действия, чтобы грамотно писат...

Обучение орфографии в начальной школе

Статья о трудностях и путях преодоления в обучении орфогрфии в начальной школе...

Использование алгоритмов по орфографии в начальной школе.

Схемы и алгоритмы помогут отработать навыки грамотного письма для ребят с преобладающим логико-математическим интеллектом....


 

Комментарии

Эти правила можно применять во всех классах начальной школы.

Медынцева Ольга Викторовна

Елена Викторовна, спасибо Вам. Теперь и нам и эта памятка помогает выполнять работу над ошибками.