Правила орфографии в начальной школе.
материал (3 класс) по теме
Правила орфографии изучаемые в начальной школе. Помогают делать работу над ошибками и повторять пройденные правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_5.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Правила орфографии, изучаемые в начальной школе
1. Слова в предложении пишутся раздельно. (По тропинке
дети дошли до леса.)
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
(Мы учимся в школе.)
3. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. (В школьном саду растут яблони. Хорошо летом на реке? Красивы деревья осенью!)
4. С большой буквы пишутся:
- фамилия, имя, отчество (Смирнов Николай Иванович);
- клички животных (собака Дружок, кот Мурзик, корова Красавка);
- названия городов, сел, деревень, рек, озер, морей, океанов, континентов, стран, гор, улиц, переулков (город Калуга, село Воло-во, деревня Липовка, река Упа, озеро Байкал, Балтийское море, Тихий океан, Азия, Франция, Уральские горы, улица Приморская, Пушкинский переулок).
5. Сочетания ЖИ - ШИ пиши с буквой И. (Этажи, ландыши,
жить, ошибка.)
6. Сочетания ЧА - ЩА пиши с буквой А. (Чайник, задача, часто, щавель.)
7. Сочетания ЧУ - ЩУ пиши с буквой У. (Молчу, кричу, щука,
щурить.)
8. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ Ь не пишется. (Сочная, ручная,
печка, ручка, нянчить.)
9. Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.
При переносе:
- нельзя одну букву оставлять или переносить на другую строку (се-мья, вок-зал, мура-вей);
- нельзя отделять буквы Ь, Й от стоящей впереди буквы (май
ка, маль-чики);
- у слов с двойными согласными одну букву оставляют на
строке, а другую переносят (груп-па, шос-се).
10. Слова с парным согласным звуком в середине и на конце слова нужно проверять. Для этого слово необходимо изменить так, чтобы парный согласный оказался в слиянии с гласными (площаДка -площаДь - площаДи; мороЗко - мороЗ - мороЗы).
11.1 Безударные гласные в корне проверяй ударением. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (слова - сло'во, объединить - еди'ный, писать - пи'шет, объяснить-я'сно).
11.2 Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами (голоса - голос - подголосок; полоса -по лосы - поло 'ска).
11.3 В некоторых словах безударные гласные не проверяются. О правописании таких слов справляйся в словаре (канава, посуда, тетрадь, язык, народ, ягода, ученик, январь).
12. Разделительный Ь пиши в корне слова после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, О (ателЬе, полЬёт, ручЬи, вЬюга, деревЬя, булЬон).
13. В некоторых словах рядом пишутся две одинаковые буквы. О правописании таких слов справляйся в словаре (клаССный, коЛЛекция, суББота, аЛЛея, теРРаса).
14. Предлог - слово. Пиши его раздельно с другими словами. (НА краю деревни растет березовая роща. ИЗ-ЗА горизонта поднялось багровое солнце. ОТ него разошлись яркие лучи.)
15. Запомни написание предлогов О, ОБ, ПО, ПОД, ДО, ОТ, ОКОЛО, ЗА, НА, НАД, С, К, ИЗ, БЕЗ (К нему, С ней, ОКОЛО опушки, ДО калитки, ПОД горой).
16. Запомни! Корень в родственных словах пишется одинаково (ХОЛОД, ХОЛОДный, ХОЛОДать, ХОЛОДильник).
17.Непроизносимые согласные в корне слова проверяй! Для этого измени слово так, чтобы непроизносимый согласный звучал отчётливо (звёзДный – звезДа, радосТный – радосТь, доблесТный – доблесТь, здраВствуйте – здраВие)
18.Разделительный твёрдый знак пиши после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я Ъ (сЪЕл, сЪЁмка, обЪЯснить, предЪЮбилейный).
19. На конце существительных женского рода после шипящих пиши Ь (мыШь, диЧь, веЩь, пеЧь, роЖь).
20. На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (гараЖ, шалаШ, кирпиЧ, плаЩ).
21. НЕ с глаголами пиши раздельно (НЕ смотри, НЕ пишет, НЕ растет, НЕ был).
22. Не путай приставку с предлогом! Приставка - часть слова, на письме от корня не отделяется (ОТОшел, Сдача, ПРИплыл, ПРЕ-красный).
23. Приставки В- (ВО-), С- (СО-), О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД- (ПОДО-), ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, ВЫ-, ПЕРЕ- на письме не изменяются (НАДписать, Сбросить, ОБОгнать, ПРО-думать, ПОДОбрать).
24. Запомни самые трудные случаи написания падежных окончаний имен существительных.
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р. - И (книгИ) - И (матерИ)
Д.-Е (книгЕ) - И (матерИ)
П.-Е(о книгЕ) - Е (о деревЕ) - И (о матерИ)
25. Окончания прилагательных проверяй вопросом, поставленным от существительного (неба (какОГО?) голубОГО, синЕГО; рощи (какОЙ?) старОЙ, дальнЕЙ).
26. Различай безударные окончания глаголов!
- ЕШЬ - ИШЬ -ЕТ -ИТ
Icnp. -ЕМ П спр. -ИМ
- ЕТЕ - ИТЕ -УТ(ЮТ) -АТ(ЯТ)
Запомни! Ко второму спряжению относятся:
- все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ);
- семь глаголов на -ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ;
- четыре глагола на -АТЬ: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ.
27. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л- пи шется та же гласная, которая пишется в неопределенной форме глагола перед -ТЬ [сеЯть - сеЯл, клеИть - клеИл, видЕть - видЕл).
28. В окончаниях глагола 2-го лица (-ЕШЬ, -ИШЬ) пишется Ь (глядИШЬ, пишЕШЬ, сеЕШЬ, думаЕШЬ, смотрИШЬся).
29. В глаголах 3-го лица единственного числа Ь не пишется. Не путай эту форму с неопределенной формой глагола. Проверяй вопросом.
Неопред, форма 3-е лицо ед. ч.
смеяться (что делать?) смеется (что делает?)
умыться (что сделать?) умоется (что сделает?)
Дети должны отчетливо представлять себе, что в русском языке все слова условно можно разделить на три группы: слова, которые слышатся и пишутся одинаково (мама, папа, стол, стул и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание можно проверить, объяснить правилом (ШИна, ПО тропинке, услыШИШЬ и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание нельзя проверить, объяснить правилом (сОбака, сОловей, сОрОка). Написание этих слов следует проверять по словарю и запоминать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Повторение по теме: «Орфография». Перспективная начальная школа.
Русский язык. 2 класс. Перспективная начальная школа....
Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...
«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...
«Система работы по орфографии в начальной школе»
Тема данной работы «Система работы по орфографии в начальной школе» выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, не...
О ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ ОРФОГРАФИИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Для успешного обучения (повторения) орфографии мало вооружиться одной лингвистической теорией. Необходимо овладеть правилами правописания как инструментом, как способом действия, чтобы грамотно писат...
Обучение орфографии в начальной школе
Статья о трудностях и путях преодоления в обучении орфогрфии в начальной школе...
Использование алгоритмов по орфографии в начальной школе.
Схемы и алгоритмы помогут отработать навыки грамотного письма для ребят с преобладающим логико-математическим интеллектом....
Комментарии
Правила орфографии в начальной школе.
Эти правила можно применять во всех классах начальной школы.
Елена Викторовна, спасибо Вам
Елена Викторовна, спасибо Вам. Теперь и нам и эта памятка помогает выполнять работу над ошибками.