Использование опорных схем в начальной школе на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_opornyh_shem_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole_1.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПЕРЕНОСИ ПРАВИЛЬНО бе-лый май-ка силь-ный Ан-на Ан-дрю-ша ли-ния Аня Рая Рая |
Части речи Кто это? Что делает? Какой? Какая? Что это? Что делают? Какое? Какие? Название предметов Название Действий Название признаков ИМЕНА ГЛАГОЛЫ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫе |
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И.п. (есть) кто? что? Р.П. (нет) кого? чего? Д.П (дал) кому? чему В.п. (вижу) кого? чего? Т.п. (горжусь) кем? чем? П.п. (думаю) о ком? о чем? |
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. М.р ж.р м.р ср.р ж.р -а, -я -о, -е -ь Маша сарай рожь Ваня шалаш соль дядя гость село поле Р.п -ы, -и Т.п -ом, -ем Р.п Д.п -е П.п -е Д.п И Т.п -ой, -ей П.п П.п -е Т.п. -ью Слова-подсказки: Земля, вода стол, конь, окно степь |
ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА | |||||
Б - П | Зубы –зуб | Шуба – шубка | |||
В – Ф | Шарфы – шарф | Трава – травка | |||
Г – К | Снега – снег | Лёгок - лёгкий | |||
Д – Т | Пруды - пруд | Соседи – соседка | |||
Ж –Ш | Ножи- нож | Сторожи- сторожка | |||
З - С | Морозы - мороз | Глаза - глазки | |||
Парные согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласной буквой. | |||||
ПРИСТАВКИ ПИШИ СЛИТНО! | |||||
На | Во | Об | |||
За | До | От | |||
над | По | Про | |||
со | под | с | |||
ПРЕДЛОГИ ПИШИ ОТДЕЛЬНО! | |||||
В | За | К о | На | ||
У | из | До под | Над | ||
перед | с | по | через |
Предлоги пишутся отдельно в таких случаях | |
Дерево – под деревом Дуб- под дубом Доска – под доской Земля – из земли Зал - из зала Саша– с Сашей Сестра – с сестрой | Сережа – с Сережей Сумка –с сумкой Собака с собакой Воскресенье –в воскресенье Воздух- в воздухе Ваза- в вазе Ванна – в ванне |
СОСТАВ СЛОВА приставка корень суффикс окончание |
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ | |
Какая? | -ая, -яя |
Какой? | Ж.р -ой,-ей |
М.р. –ой, -ый, -ий | |
Какое? | -ое, -ее |
Какие? | -ые, -ие |
Какого? | -ого, -его |
Какому? | -ому, - ему |
Каким? | -ым, -им |
О каком? | -ом, -ем |
Какую? | -ую, -юю |
Каких? | -ых, -их |
Какими? | -ыми, -ими |
Начальная форма Что делать? -ть -чь -ти -ться | ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ | ||
Н.в | П.в | Б.в | |
Что делает? | Что делал? | Что сделает? | |
Что делают? | Что сделала? | Что сделают? | |
-тся | Ж.р –ла М.р. –л Ср.р –ло | -тся |
ГЛАГОЛЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ СПРЯГАЮТСЯ | |
I СПРЯЖЕНИЕ | II СПРЯЖЕНИЕ |
-у, -ю, -ем | -у, -ю, им |
-ешь, -ете | -ишь, -ите |
-ет, -ут, -ют | -ит, -ат, -ит |
-ешься | -ишься |
Слова с пол- и полу- | |||
Пол – л | пол-лимона | Остальные буквы | полчаса, полбанана |
Пол – гласная буква | пол-арбуза | Слова с полу | полуостров |
Пол – прописная буква | пол-Москвы |
Буквы Е и И в окончаниях имен существительных. | ||||||||||||||||||||
|
1 скл | 2 скл | 3 скл | Слова на -ия, мя (путь) | Слова на -ий, ие | |
Р.п | И | И | И | - | |
Д.п | Е | И | И | - | |
П.п | Е | Е | И | И | И |
Парные согласные в корне слова. б в г д ж з п ф к т ш с Слабая позиция: 1. На конце слова ______ глаз. 2. Перед другим парным ____?___ сказка Парный согласный проверяй, Рядом гласный подставляй. пруды – пруд просить – просьба трава – травка |
Правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.
Непроизносимый согласный в корне слова. Л, Д, Т, В Чаще всего встречается в сочетаниях [сн] [зн] [рц] Услышав эти сочетания, подбери такое проверочное слово, чтобы звук произносился отчетливо. 1. Это может быть позиция перед гласным: звезда – звёздный 2. На конце слова: радость - радостный |
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (в прошедшем времени) Суффикс Л – показатель прошедшего времени Девочка родилась (она что сделала?) ж.р Дитя родилось? (оно что сделало?) ср.р Мальчик родился? ( он что сделал?) м.р |
ПРАВОПИСАНИЕ В ГЛАГОЛАХ ется ? ться----ится
Проверяем вопросом что делать?, что сделать?
ится (2 спр) проверяется вопросом что делает?
(Мальчику следует хорошо что делать?)
( Мальчик хорошо что делает?) Надо учиться ( 2спр.,и, ат, ят) |
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ (отрицательной частицы) С ГЛАГОЛАМИ. Отрицательная частица НЕ пишется с глаголами РАЗДЕЛЬНО. Ветка к ветке наклоняется –и шумит, и не шумит. (М.Исаковский) | |
Не было Не буду Не могу Не мог Не хочу Не хотел Не стану Не стал | Не дать Не дам Не дает Не дай Не взять Не взял Не смей Не смейте |
НЕ пишется с глаголами слитно, если глагол не употребляется без НЕ | |
НЕ – приставка Недоумевать Недомогать Нездоровиться Невзлюбить Ненавидеть Негодовать | Не – часть корня Негодовать Ненавидеть |
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ Буквы а,у,и; о,ё после шипящих ж,ч,ш,щ | |
А, У, И После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ Пишется буквы а,у,и | О –Ё После шипящих Ж,Ч,Ш,Щ в корнях слова пишется бука Ё, если есть проверочное слово с буквой Е |
жизнь чудо чужой чаща шить широкий щука площадь | жёлудь – (желудевый) чёрный – (чернеть) жёсткий - (жесть) расчёска – (чесать) жёлоб – (желобок) чётный – (учесть) жёрдочка – (жердь) почётный – (честь) жёлтый – (желтеть) отчётливый – (учесть) тяжёлый – (тяжесть) шёпот – (шепчет) пчёлка – (пчела) шёрстка – (шерсть) чёрточка – (черта) решётка – (решето) чёрствый – (черстветь) шёл – (шедший) учёный – (учение) дешёвый – (дешевле) расчёт – (учесть) щётка – (щетина) щёлка – (щель) |
ИСКЛЮЧЕНИЕ | |
брошюра жюри парашют | |
После шипящих Ж,Ч,Ш,Щ в корне слова пишется буква О, если нет проверочного слова с буквой Е Шорох – (-) шофёр –(-) жонглёр –(-) Шов – (-) шоколад –(-) жокей –(-) Шоссе – (-) капюшон –(-) трущобы –(-) Ожог, изжога |
ПРАВОПИСАНИЕ Ь В СЕРЕДИНЕ СЛОВАМЕЖДУ СОГЛАСНЫМИ (для обозначения мягкости согласного) В середине слова между согласными – ь
Деньги, серьги, горький, коньки, деньки, тоненький, маленький, нянька, косьба, просьба, молотьба, ходьба, письмо, возьми, восьми.
Меньше, раньше, тоньше
Больше, болельщик, мальчик, сельский, вскользь, скользкий, мелькать, мельче, сельдь. В остальных случаях в середине слова между согласными Ь не пишется Гвоздь (Ь нет К,Б,М,Ч; Н, Ш; Л) |
ПРАВОПИСАНИЕ Ь (РАЗДЕЛИТЕЛНОГО) Разделительный Ь пишется в корнях слов перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И
Ь Е. Ё, Ю, Я, И | ||||
Пьеса Барьер Здоровье Побережье Веселье Раздолье Печенье Платье Заячье Птичье Счастье | Ружьё Жильё Бьёт Вьёт Льёт Пьёт Серьёзный Всерьёз | Вьюга Вьюнок Бью Вью Лью Шью Ночью Частью Осенью | Деревья Братья Гостья Воробья Соловья Ручья Семья Судья Скамья Статья Хлопья Колдунья Крестьяне Ничья Заячья Птичья Девичья | Ручьи Воробьиный Соловьиный Заячьи Птичьи Волчьи Медвежьи лисьи |
Отсутствие Ь в середине слова между согласными. В середине слова между согласными Ь не пишется в сочетаниях | ||||
ЧН | НЧ | НЩ | ЩН | ЧК |
Вечный Ночной Печной Речной Точный Срочный Обычный Конечно Скучный Скворечник Яичница Песочный Мрачный Прочный Сочный | Кончить Нянчить Нынче Птенчик Бубенчик Кончик звонче | Женщина Каменщик Гонщик Барабанщик | Мощный Хищный Помощник
| Ночка Печка Речка Птичка Очки Бачка Точка Почка Строчка Кочка Свечка Синичка |
ЧТ | РЩ | ЧШ | ||
Что Чтобы Мачта Почта мечта | Сварщик Морщины | Лучший лучше |
ПРАВОПИСАНИЕ Ы, И ПОСЛЕ Ц | ||||
БУКВА Ы ПИШЕТСЯ | В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ | |||
В корнях 5 слов- исключений: Цыган Цыпленок Цыкнул Цыц На цыпочках | В суффиксах прилагательных | В окончаниях существительных и прилагательных | В корнях слов | В словах на ЦИЯ |
Птицын Синицын Курицын Лисицын Куницын сестрицын | Птицы Сестрицы Страницы Лестницы Синицы Рукавицы Ресницы Ножницы Бубенцы Щипцы Пальцы | Циркуль Цирк Цифра Цилиндр Циферблат Дисциплина Цитата Цинк Цитрус Цинга Мотоцикл Нарцисс Циновка Панцирь Словарные Слова Целовать Целина Целитель Целиком Цемент Цена Центральный | Акация Секция Авиация Нация Иллюстрация Станция Реакция Экспедиция Лекция Операция Традиция Делегация Коллекция Милиция Репетиция Порция Декорация Конституция Федерация | |
Цыган подошёл к цыплёнка и цыкнул: « Цыц!» | И = нет искл, ЦЫ ЦЫЙ ЦЫН | |||
Ы = искл, ЦЫ, ЦЫЙ, ЦЫН |
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ (Безударных гласных) | |
Безударные гласные, которые проверяются ударением | Безударные гласные, которые не проверяются ударением |
Безударная гласная буква в корне слова может быть проверена:
(ЧИСЛА, ПАДЕЖА) Земля (ед.ч) – земли (мн.ч.) В лесу (П.п) – лес (И.п.)
Начинать – (зачин) Долина – (дол) Далеко (даль, далёкий) | Пишутся в словарных словах. Правописание в словарных словах заучивается наизусть Облака (сл.) Равнина (сл.) Иней (сл.) = снег |
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Безударные падежные окончания имен прилагательных проверяются вопросом, поставленных от существительного | |||
Женский род | Мужской род | Средний род | |
И.п | Даль (какая?) синяя | Поле (какое?) синее | Лен (какой?) синий (искл) |
Р.п | Дали (какой?) синей | Поля (какого?) синего | Льна (какого?) синего |
Д.п | Дали (какой?)синей | Полю (какому?) синему | Льну (какому?) синему |
В.п | Даль (какую?) синюю | Полю (какое?) синее | Лен (какой?) синий (искл) |
Т.п | Далью (какой?) синей | Полем (каким?) синим | Льном (каким?)синим |
П.п | О дали (какой?) синей | О поле (каком?) синем | О льне (каком?) синем |
а=я о=е у=ю и=ы | ИСКЛЮЧЕНИЕ! Не проверяется вопросами окончания имен прилагательных в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МУЖСКОГО РОДА! ЗАПОМНИ ОКОНЧАНИЯ! Молодой = листок (какой?) Зеленый = листок (какой?) – искл. Клейкий = листок (какой?) – искл. |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ Разделительный Ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласную букву, перед гласными буквами Е,Ё,Ю,Я Ъ е, ё, ю, я | |||||
съезд въехал съел съедобный подъехал объявление объявление разъяснение разъярённый отъезжать необъятный | подъёмный (кран) объедать подъём съёмка объезд объект объяснение съёжился взъерошенный объёмный съедобные | ||||
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ (Буквы О, Е после шипящих Ж ,Ч, Ш, Щ и Ц | |||||
Имена существительные О – под ударением, Е – без ударения | Имена прилагательные О – под ударением, Е – без ударения | ||||
врачом грачом ключом кирпичом плечом мечом мячом шалашом | плащом камышом ежом кольцом бойцом молодцом | Большой Большого большому Чужой Чужого Чужому | |||
Крышей (без.уд) Тучей (без.уд) | Хорошего (без.уд) Рыжего (без.уд) |
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ (согласные в корнях) | |||
Проверяемые | Непроверяемые | Непроизносимые | |
Проверяемые согласные буквы в корне слова могут быть проверены:
Дуб – дубы Год – годы
Просьба –просить Косьба – косить Ходьба – ходить Молотьба - молотить | Непроверяемые согласные пишутся в словарных словах. Правописание заучивается наизусть. Аллея Искусство Чувствовать Территория Терраса Профессия Группа Класс Аккуратный | Поздний–опоздать Устный – уста Честный – честь Известный – весть Грустный – грусть Местный – место Счастливый – счастье Прелестный – прелесть Радостный – радость Ненастный – ненастье Участник – участие Окрестный – крест Гигантский – гигант Сердце – сердечный Свистнул – свист | Вкусный – вкус Чудесный – чудеса Прекрасный – краса Опасный – опасен Интересный – интерес Ужасный – ужасен Блеснул -блеск |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ Разделительный Ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласную букву, перед гласными буквами Е,Ё,Ю,Я Ъ е, ё, ю, я | |||
съезд въехал съел съедобный подъехал объявление объявление разъяснение разъярённый отъезжать необъятный | подъёмный (кран) объедать подъём съёмка объезд объект объяснение съёжился взъерошенный объёмный съедобные | ||
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ (Буквы О, Е после шипящих Ж ,Ч, Ш, Щ Ч | |||
Имена существительные О – под ударением, Е – без ударения | Имена прилагательные О – под ударением, Е – без ударения | ||
врачом грачом ключом кирпичом плечом мечом мячом шалашом | плащом камышом ежом кольцом бойцом молодцом | Большой Большого большому Чужой Чужого Чужому | |
Крышей (без.уд) Тучей (без.уд) | Хорошего (без.уд) Рыжего (без.уд) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Использование ТРИЗ технологии в начальных классах на уроках русского языка
На уроках с использованием ТРИЗ знания не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. В статье показывается, как иработать по ТРИЗ технологии в нача...
Опорные схемы, модели и чертежи на уроках русского языка
На уроках изучения и открытия нового знания в совместной деятельности составляем схемы, модели, чертежи...
Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка
Использование опорных схем и тематических таблиц на уроках русского языка...
Дидактический материал по использованию пословиц и поговорок в начальной школе на уроках русского языка
Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Это подборка пословиц и поговорок для работы на уроке....
Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС
Обобщение педагогического опыта...
Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка
Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка...