Использование ТРИЗ технологии в начальных классах на уроках русского языка
статья (4 класс)
На уроках с использованием ТРИЗ знания не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. В статье показывается, как иработать по ТРИЗ технологии в начальных классах на примере урока русского языку в 4 классе по теме "«Открытие» двух спряжений глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_triz_tekhnologii_v_nachalnykh_klassakh.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ТРИЗ технологии в начальных классах
на примере урока русского языку в 4 классе по теме
"«Открытие» двух спряжений глаголов"
Русский язык. 4 класс. Начинаем изучать спряжение глагола. Это одна из самых трудных тем русского языка для четвероклассников. Можно начать традиционно. А можно вместо привычного – тема урока «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний", учитель говорит: «Я загадала объект, который мы будем сегодня изучать на уроке русского языка. Угадайте его, задавая вопросы, на которые я могу отвечать «да и нет». Комфортное начало урока способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Такое начало захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного ученика активизирует мысль другого, стимулирует активность.
Это «Да-нетка», самый распространённый приём, который можно применять с первых уроков первого класса. Педагог загадывает нечто (число, объект, понятие). Школьники пытаются найти ответ, задавая вопросы. В результате происходит сужение поля поиска и постепенно самостоятельно ученики «раскрывают» секрет задумки. Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга.
Объект угадан, это глагол. Что дальше? Педагогика подсказывает, нужно повторить все изученное о глаголе, обобщить и систематизировать учебный материал, определить границы своих знаний по теме.
Для этого я использую прием ТРИЗ технологии модель “Элемент – Имя признака – Значение признака». Ее целесообразно использовать для систематизации знаний на уроке, создания краткой характеристики изучаемого понятия и выявления границ знаний. Она помогает организовать деятельность по постановке проблемы. На уроках мы используем такую модель.
Элемент | Имя признака | Значение признака |
Элемент - это все, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем, в нашем случае – это глагол. Любой элемент можно описать через признаки (вопросы) и их значения (ответы). Школьники составляют паспорт объекта,
Объект | Имя признака | Значение признака |
глагол | Что такое глагол? | Часть речи |
Обозначает | Действие предмета | |
Вопросы | Что делает? | |
Начальная форма | Неопределенная форма | |
Время | Настоящее, прошедшее, будущее | |
Лицо | Первое, второе, третье | |
Число | Единственное, множественное | |
Итак, знания школьников обобщены, выделены существенные признаки и составлена краткая характеристика части речи. Теперь актуализация знаний. Как привлечь внимание детей к новой орфограмме. Поможет работа с копилкой.
Ученики начинают собирать копилку «Глаголы» за несколько уроков до изучения темы. Слова пишутся маркером на корточках крупными печатными буквами, затем вывешиваются для всеобщего ознакомления и проверки на соответствие заданию. Школьники проверяют, все ли слова подходят к заданной теме или орфограмме.
Проводим исследование копилки и повторяем изученные орфограммы правописания глаголов. Провожу игровые тренинги: «Мои друзья», «Я беру тебя с собой», «Теремок», «Держи вора» или «Расселение».
Например, при проведении игры «Мои друзья» ведущий говорит «Мои друзья все – у кого правописание -тся». Все четвероклассники, у кого такой признак встречается у глагола на карточке выходят к ведущему и аргументируют правильность выбора по характерным признакам орфограммы.
Работа с копилками дает хороший учебный результат. Задания на систематизацию слов помогают выделять характерные признаки орфограмм, подбирать проверочные слова, а это прямой путь к грамотному письму. Здесь ситуация «знает правило, но не применяет его при письме» исключается.
Для тренинга«Расселение» класс делится на группы из 5 – 6 человек. У каждого задание «Расселите, а мы угадаем признак». Каждая группа объединяет глаголы своим способом. Затем группа представляет свою работу классу, а остальные угадывают, по какому признаку сделано разбиение. Глаголы «расселили» по изученным орфограммам. Но выявлена группа глаголов, которая не подходит под признаки изученных орфограмм.
Органично начинается следующий этап урока - постановка учебной задачи. Есть проблема – группа глаголов с безударным окончанием. Как писать? Как проверять?
На уроках с использованием ТРИЗ знания не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.
Сначала организуем наблюдение за изменением глагола по лицам и числам в группах. Результаты фиксируются на доске. Пришли к выводу, глаголы имеют 2 группы ударных окончаний. В учебнике нашли правило, что называется спряжением.
Закрепление нового материала. Группа получает задание – составить инструкцию «Как узнать спряжение глагола». Используем модель «Если, то». Указываем признак орфограммы и признак классификации. Если в ударном окончании глагола есть -Е, то это глагол 1 спряжения.
Правильность составленного алгоритма проверяется в первичном закреплении изученного. Работают в парах или индивидуально.
Рефлексия предоставляет возможность школьнику понять, что было самым трудным на уроке? Над чем нужно ещё поработать? Что особенно понравилось и запомнилось?
Уроки на которых используется ТРИЗ технология носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении.
Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"
обобщение опыта по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....
Применение модульной технологии в начальной школе на уроках русского языка при прохождении темы: "Слова с непроверяемыми написаниями"
Доклад для МО на тему: "Обучающие модули"...
Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...
Использование опорных схем в начальной школе на уроках русского языка
Опорные схемы и таблиц используемые на уроках русского языка в начальной школе...
Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий
1. Информационная карта передового педагогического опыта 3...
Статья « Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий»
Статья « Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий»...
Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий
Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Значение детской игры трудно переоценить. В детской игре ребенок получает социальный опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни, и получа...