Орфограммы в начальной школе
картотека по русскому языку

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Собран материал для успешного запоминания орфограмм учащимися начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy.docx1.66 МБ
Файл orfogrammy1.docx2.44 МБ
Файл orfogrammy2.docx2.37 МБ
Файл orfogrammy3.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Для родителей.

Иногда попытка употребления множественного числа ставит в тупик… или неловкую ситуацию. Много грузин или грузинов? Пару чулок или чулков купила на рынке Дарья? Сколько оладий или оладьев я съел на завтрак? Есть несколько правил, товарищи, которые помогут в сложной борьбе со множественным числом.

 

1. Граммы/килограммы.

Самый болезненный вопрос, связанный с множественным числом. В журналистском коллективе вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно (как и кофе среднего рода) допустимы в разговорной речи. В академической «Грамматике русского языка» 1952 (!) года форма «грамм/килограмм» вообще указывается в качестве единственной формы. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму.

 

Но вот в выражении «фронтовые сто грамм» ни при каких обстоятельствах менять ничего не надо — это устойчивое сочетание.

 

 2. Грузины, осетины, турки.

Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов».

Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.

 

3. Носки/чулки.

Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.

 

4. Оладьи.

Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.

 

5. Помидоры/апельсины/макароны.

С наименованиями еды вообще много проблем. Положить макаронов или макарон? Нарезать апельсин или апельсинов? Кинуть тухлых помидоров или помидор?

 

С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.

 

С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!

 

Кстати, есть названия овощей и фруктов, у которых нулевое окончание считается недопустимым даже в устной речи. Нельзя, например, «взвесить полкило банан», но вот «пару кило баклажан» — можно.

 

6. Туфли и ясли.

Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый. Хотя некоторые — как допустимый в разговорной речи.

 

Справочная служба портала «Грамота.ру» рекомендует использовать только один вариант: тУфель. Единственное число — тУфля.

 

А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог.

Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.

 

7. Солдаты/погоны.

Помните младшего лейтенанта из песни Ирины Аллегровой? «Только две звезды упали на его погон…» А вот если бы они упали не НА, а С? С погон или с погонов?

 

Тут надо вспомнить «принцип национальности», он тут работает точно так же. Грузин — осетин — погон.

 

Кстати, то же правило распространяется и на слово «солдаты». Верный вариант: «нет солдат».

 

8. Рельсы.

Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов».

 

Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».

 

Правда, в разговорной речи вариант «сошел с рельс» допустим.

 

9. Караты.

Когда речь идет о драгоценностях, словари допускают послабления. Можно и «карат», и «каратов». Носите на здоровье!

 

10. Донья, простыни, кочерги.

Последний пункт посвятим особо трудным случаям. Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.

 

Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».

 

Простыня — простЫнь.

 

Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.

 

Вопрос без ответа

 

Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Повторение изученных орфограмм. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: формирование орфографического навыка написания парного согласного и безударного гласного в корне слова.Формирование универсальных учебных действий (УУД)  личностные: - формировать мот...

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

Слова на основные орфограммы начальной школы

«Пособие» предназначено для учителей начальных классов. В нём собраны слова на основные правила начальной школы, словосочетания. Этот материал поможет повысить грамотность учащихся, развить речь...

Работа над орфограммами в начальной школе.

    Главнейшая  задача  обучения  русскому  языку  младших школьников  -  формирование  орфографической  грамотности. Она является одной и...

Список орфограмм для начальной школы.

Список орфограмм для детей начальных классов....