Значения фразеологизмов
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Нина Николаевна Дружкова

Конспект урока русского языка 3 класс УМК Начальная школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znacheniya_frazeologizmov.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

2 класс

Тема урока: Значения фразеологизмов.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Образовательные ресурсы: компьютер, презентация в формате PowerPoint.

Цель: создать условия для использования фразеологизмов в устной и письменной речи; способствовать развитию умения определять значение фразеологизмов.

Задачи урока:

Образовательная: обобщение знаний о фразеологизмах, формирование умения соотносить фразеологизм с его значением.

Развивающая: способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать)

Воспитательная: создать условия для воспитания чувства гуманизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости.

Формируемые УУД:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; доказательство. Регулятивные: целепологание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно), контроль (умение контролировать свою работу), оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить), саморегуляция (способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.)

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: смыслообразование (умение приобретения новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся)

Ход урока

I. Организационный момент.

– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

– Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

– А что такое фразеологизмы

– Они употребляются в речи неделимым, устойчивым сочетанием.

II. Актуализация знаний.

– А начну я с шуточного стихотворения

Глеб у доски повесил носкраснеет до корней волос
Он в этот час как говорится, готов 
сквозь землю провалиться,
О чём же думал он вчера, когда 
баклуши бил с утра? Слайд 1

– Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?

Повесил нос» – был в плохом настроении, расстроился).

Краснеет до корней волос» –  испытывает чувство стыда).

Сквозь землю провалиться» - испытывает сильную неловкость, стыд).

Бить баклуши» - бездельничать).

- Какова тема урока? Слайд 2

-Что бы нового вы хотели узнать?

- Ребята, Глеб сегодня у нас на уроке. Ему очень хочется узнать побольше о фразеологизмах. Поможем ему.

– Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать? Сейчас я предлагаю поработать в группах и соединить фразеологизмы с их значениями.

задирать нос

 потерпеть неудачу

водить за нос

близко

клевать носом

запомнить

остаться с носом

обманывать

встретиться нос к носу

гордиться

зарубить на носу

спать

C:\Documents and Settings\наталья\Рабочий стол\урок фразеологизмы\Инновации в общеобразовательной школе - 2014\фотографии урока\DSC04820.JPG

Устная проверка по слайду 3

– Русский язык очень богат фразеологизмами.

– Зачем, как вы думаете, нам нужно знать фразеологизмы?

III. Каллиграфическая минутка.

– Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Прописываем буквосочетание  - оро-

IV. Словарная работа

– Давайте вспомним, в каких словарных словах-названиях птиц встречается это буквосочетание? (ворона, сорока, воробей) Запишите, подчеркните  -оро-.

Взаимопроверка .Слова на слайде 4.

Оцените работу соседа смайликом.

– Знаете, с этими словами в русском языке тоже есть фразеологизмы. Кто-нибудь из вас знает?

Белая ворона – отличается от других поступками или внешним видом. 

Считать ворон – думает о своём.

Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку

Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.

Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть.

– Два фразеологизма, а смысл один и тот же.

– Вообще, фразеологизмов в русском языке очень много и часто среди них встречаются близкие по смыслу. Как называются слова близкие по смыслу, по значению? (синонимы).

V. Наблюдение за значением фразеологизмов. 

Работа в парах. 

 Глеб просит нас помочь ему выполнить задание. Упражнение № 1 стр. 110. Выбрать и записать значения фразеологизмов из подсказки. 1,2,3 мы делаем устно. Обсудите в парах. Проверим. Последнее сами обсудите и запишите, пожалуйста.

Физминутка.

 Повторяем движения

Встанем как стойкие оловянные солдатики,

Дотянемся до неба,

Разведем руками,

Поводим себя за нос,

Согнемся в три погибели,

А теперь руки в брюки,

Потянем себя за уши,

Закатим глаза,

Займем свое место.

- Посмотрите на слайды 5,6,7. Глеб подготовил для вас задание. Это фразеологизмы. Что вы заметили?

– Фразеологизмы бывают противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы).

Упражнение 3. Подобрать антонимы к фразеологическим оборотам. Самостоятельно. Самопроверка по слайду 8.

Оцените свою работу смайликом.

– А ещё люди наблюдали за повадками зверей и сравнивали с некоторыми чертами характера человека. Глеб хочет с вами немного поиграть в игру «Фразеологический зверинец». На карточках дописать слово.

Голоден как ...(волк)

Хитёр как ...(лиса)                

Грязный как ...(свинья)

Труслив как ...(заяц)              

Упрям как ...(осёл)

Болтлив как ...(сорока)

Фронтальная проверка. Слайд 9 по щелчку.

Оцените работу на карточках смайликом.

        C:\Documents and Settings\наталья\Рабочий стол\урок фразеологизмы\Инновации в общеобразовательной школе - 2014\фотографии урока\DSC04834.JPG

VI. Итог занятия.

Сценка

-Какие фразеологизмы вы услышали?

– Что такое фразеологизм?

– Какие бывают фразеологизмы?

– Где можно посмотреть значение фразеологического оборота? 

– Для чего в речи используются фразеологические обороты? 

Вывод: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

VII. Домашнее задание.

– Дома вы будете выполнять упр. 2 и задания на выбор: проиллюстрировать любые 2 фразеологизма или подготовить сообщение «История одного фразеологизма» Слайд 10

VIII. Рефлексия.

Ребята, я оценю вашу работу на уроке, когда проверю тетради. Но мне бы хотелось отметить следующих учащихся…

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы хорошо поработали, и у вас все получилось, поднимите карточку с фразеологизмом «работать засучив рукава», если не очень хорошо постарались, что-то не получилось, - «работать спустя рукава»,  было неинтересно, поработали плохо – «считать ворон». Слайд 11

- Если вы будете работать на уроках, засучив рукава, то в скором времени о вас скажут светлая голова,  кладезь премудрости, ума палата, семи пядей во лбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/

Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...

урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов"

Тема урока: Значение  фразеологизмов.  Цели  урока:1.     Осмысление значения термина «фразеологизм», формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосо...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи.Задач...