Значения фразеологизмов
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка 3 класс УМК Начальная школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znacheniya_frazeologizmov.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
2 класс
Тема урока: Значения фразеологизмов.
Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Образовательные ресурсы: компьютер, презентация в формате PowerPoint.
Цель: создать условия для использования фразеологизмов в устной и письменной речи; способствовать развитию умения определять значение фразеологизмов.
Задачи урока:
Образовательная: обобщение знаний о фразеологизмах, формирование умения соотносить фразеологизм с его значением.
Развивающая: способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать)
Воспитательная: создать условия для воспитания чувства гуманизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости.
Формируемые УУД:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; доказательство. Регулятивные: целепологание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно), контроль (умение контролировать свою работу), оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить), саморегуляция (способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: смыслообразование (умение приобретения новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся)
Ход урока
I. Организационный момент.
– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
– Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?
– А что такое фразеологизмы?
– Они употребляются в речи неделимым, устойчивым сочетанием.
II. Актуализация знаний.
– А начну я с шуточного стихотворения.
Глеб у доски повесил нос, краснеет до корней волос,
Он в этот час как говорится, готов сквозь землю провалиться,
О чём же думал он вчера, когда баклуши бил с утра? Слайд 1
– Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
(«Повесил нос» – был в плохом настроении, расстроился).
(«Краснеет до корней волос» – испытывает чувство стыда).
(«Сквозь землю провалиться» - испытывает сильную неловкость, стыд).
(«Бить баклуши» - бездельничать).
- Какова тема урока? Слайд 2
-Что бы нового вы хотели узнать?
- Ребята, Глеб сегодня у нас на уроке. Ему очень хочется узнать побольше о фразеологизмах. Поможем ему.
– Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать? Сейчас я предлагаю поработать в группах и соединить фразеологизмы с их значениями.
задирать нос | потерпеть неудачу |
водить за нос | близко |
клевать носом | запомнить |
остаться с носом | обманывать |
встретиться нос к носу | гордиться |
зарубить на носу | спать |
Устная проверка по слайду 3
– Русский язык очень богат фразеологизмами.
– Зачем, как вы думаете, нам нужно знать фразеологизмы?
III. Каллиграфическая минутка.
– Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Прописываем буквосочетание - оро-
IV. Словарная работа
– Давайте вспомним, в каких словарных словах-названиях птиц встречается это буквосочетание? (ворона, сорока, воробей) Запишите, подчеркните -оро-.
Взаимопроверка .Слова на слайде 4.
Оцените работу соседа смайликом.
– Знаете, с этими словами в русском языке тоже есть фразеологизмы. Кто-нибудь из вас знает?
Белая ворона – отличается от других поступками или внешним видом.
Считать ворон – думает о своём.
Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку
Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.
Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть.
– Два фразеологизма, а смысл один и тот же.
– Вообще, фразеологизмов в русском языке очень много и часто среди них встречаются близкие по смыслу. Как называются слова близкие по смыслу, по значению? (синонимы).
V. Наблюдение за значением фразеологизмов.
Работа в парах.
Глеб просит нас помочь ему выполнить задание. Упражнение № 1 стр. 110. Выбрать и записать значения фразеологизмов из подсказки. 1,2,3 мы делаем устно. Обсудите в парах. Проверим. Последнее сами обсудите и запишите, пожалуйста.
Физминутка.
Повторяем движения
Встанем как стойкие оловянные солдатики,
Дотянемся до неба,
Разведем руками,
Поводим себя за нос,
Согнемся в три погибели,
А теперь руки в брюки,
Потянем себя за уши,
Закатим глаза,
Займем свое место.
- Посмотрите на слайды 5,6,7. Глеб подготовил для вас задание. Это фразеологизмы. Что вы заметили?
– Фразеологизмы бывают противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы).
Упражнение 3. Подобрать антонимы к фразеологическим оборотам. Самостоятельно. Самопроверка по слайду 8.
Оцените свою работу смайликом.
– А ещё люди наблюдали за повадками зверей и сравнивали с некоторыми чертами характера человека. Глеб хочет с вами немного поиграть в игру «Фразеологический зверинец». На карточках дописать слово.
Голоден как ...(волк)
Хитёр как ...(лиса)
Грязный как ...(свинья)
Труслив как ...(заяц)
Упрям как ...(осёл)
Болтлив как ...(сорока)
Фронтальная проверка. Слайд 9 по щелчку.
Оцените работу на карточках смайликом.
VI. Итог занятия.
Сценка
-Какие фразеологизмы вы услышали?
– Что такое фразеологизм?
– Какие бывают фразеологизмы?
– Где можно посмотреть значение фразеологического оборота?
– Для чего в речи используются фразеологические обороты?
Вывод: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
VII. Домашнее задание.
– Дома вы будете выполнять упр. 2 и задания на выбор: проиллюстрировать любые 2 фразеологизма или подготовить сообщение «История одного фразеологизма» Слайд 10
VIII. Рефлексия.
Ребята, я оценю вашу работу на уроке, когда проверю тетради. Но мне бы хотелось отметить следующих учащихся…
А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы хорошо поработали, и у вас все получилось, поднимите карточку с фразеологизмом «работать засучив рукава», если не очень хорошо постарались, что-то не получилось, - «работать спустя рукава», было неинтересно, поработали плохо – «считать ворон». Слайд 11
- Если вы будете работать на уроках, засучив рукава, то в скором времени о вас скажут светлая голова, кладезь премудрости, ума палата, семи пядей во лбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/
Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...
урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов"
Тема урока: Значение фразеологизмов. Цели урока:1. Осмысление значения термина «фразеологизм», формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосо...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...
Технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов" (2 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи.Задач...