Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

gulnara.gasanova.78@mail.ru
Тема: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл php2o0beg_konspekt-uroka-russkogo-yazyka.docx53.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

во II классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Гасанова Г.Р.

Тема:  Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.

Ход урока

I.     Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

 II.   Актуализация знаний учащихся.

1.Фронтальный опрос.

- На какие группы делятся все звуки русского языка?

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

- Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые.

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

2.  Минутка чистописания.

Ч ч  Чч  Щ щ  Щщ.

3.  Орфографическая минутка.

- Какие буквосочетания с шипящими вы знаете?

(чк, чн, нч,чт, щн, нщ).

- Как пишутся эти сочетания? (Без мягкого знака).

Графический диктант.

- Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые я сейчас продиктую.

Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, птенчик.

Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске:

4.   Словарная работа.

Картинный диктант на тему «Животные».

- Я вам буду показывать картинки, а вы должны записать слова – названия предметов, изображённых на этих картинках. В каждом слове нужно поставить ударение и подчеркнуть букву, написание которой необходимо запомнить.

Самопроверка по образцу, данному на доске. Самооценка с помощью знаков

- Поднимите руку, кто все слова написал без ошибок. Поставьте карандашом на полях «!».

- Поднимите руку, кто допустил 1 – 2 ошибки. Поставьте на полях «+». Кто допустил больше 2 ошибок  - «-».

III.   Самоопределение к деятельности.

На доске:

- На какие группы можно разделить эти согласные звуки?  (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

- Назовите всегда мягкие звуки. (, ], [щ, ]).

- Назовите всегда твёрдые звуки. ([ж], [ш])

- Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

    Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

На доске запись:

                       Ы

Ж                    И

Ш                    У

Ч                     Ю

Щ                   Я

                       А

 Работа в паре.

- На каждой парте лежит карточка с такими же буквами, как на доске.

Соедините эти буквы в «пары дружбы».

Коллективная проверка.

- С какой буквой дружат буквы ж и ш в сочетаниях жи, ши? А с какой буквой никогда не дружат?

Аналогично разбираются сочетания ча – ща, чу – щу.

1 человек из каждой пары выходит к доске и соединяет буквы на доске.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Откройте учебник на стр. 10 и прочитайте тему. Проверьте, правильно ли вы предположили?

- Какие цели мы перед собой поставим?

(Правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

IV.    Работа по теме урока.

1. Давайте скажем, как пишутся сочетания жи, ши?  

На доске:

           

 - Как пишутся сочетания ча, ща?

       

- Как пишутся сочетания чу, щу?

       

2.  Словарная работа.

- Посмотрите на условный значок на доске.

- Что он обозначает?

- Какое же новое словарное слово мы с вами узнаем?

Мы сегодня объединяли буквы в «пары дружбы». Подберите синоним к слову друг.

                                       

- Назовите безударную гласную букву в этом слове.

- Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

3.    Работа по учебнику.

Упр.11 (стр. 10).

(Выполнение с комментированием)

V.    Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

VI.  Закрепление изученного материала.

  1. – Прочитайте слова тётушки Совы на стр.11.

- Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?

 2. Упр.14 (стр. 11).

Коллективный разбор по шагам:

а) чтение слов;

б) – в какие группы можно объединить слова?

(с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

в) – запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными.

Самостоятельное выполнение.

Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя.

Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».

3.  Устный диктант.

 - Покажите карточку с буквой – орфограммой.

Пруж..на, ч..лки, камыш.., ч..мазый, перч..тки, ж..раф, пуш..стый.

VII.  Рефлексия.

Письмо слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Отгадывание загадок. Учащиеся записывают слова – отгадки, подчёркивают сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Один ученик  работает на доске.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

                           (Чайник)

Полосатая, зубастая,

Под водою рыщет,

Маленьких рыбок ищет.

                             (Щука)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

А питается он листьями –

Листьями деревьев.

                                (Жираф)

На четыре ноги

Надевают сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

                              (Шины)

+ Чашка, чудо.

Ученик, работавший у доски, открывает решение. Оценка с помощью светофора: зелёный цвет – всё выполнено правильно, красный – есть ошибки.

Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.

- Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.

«!» - молодец, ты всё написал правильно.

«+» - хорошо, но ещё немного ошибаешься.

«-» - тебе нужна помощь учителя.

VIII. Подведение итогов.

- С какими орфограммами познакомились на уроке?

- Что должны помнить о написании этой орфограммы?

- Всё ли вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Кому нужна помощь учителя или товарищей?

IX.   Домашнее задание:  стр.11 упр.15, выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России" по учебнику Горецкого "Устная и письменная речь"...

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России" по учебнику Горецкого  "Деление слов на слоги"...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс, УМК "Школа России"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект своего урока по русскому языку. Урок построен на основе компетентностного подхода к обучению. Может, кому-то из Вас он поможет подготовить и провест...

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Программа "Школа России". (ФГОС)

Урок рефликсии и развивающего контроля по теме: "Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне". Учитель БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковская Св...

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, уг...