Урок русского языка в 4 классе. Тема "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_borisova_m.v.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе (УМК «Школа 2100»)
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Цели:
- овладение функциональной грамотностью (расширение активного и пассивного словарного запаса);
- овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.
- развитие умений различных видов устной (устной учебно-научной и устной разговорной речи) и письменной речи;
- приобретение и систематизация знаний о языке (обобщение имеющихся знаний по теме «Глагол», сообщение новых знаний о правописании безударных личных окончаний глагола);
- овладение орфографией и пунктуацией (развитие умения правильно писать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания);
- развитие чувства языка (внимание к составу слова, работа с лексическим значением слова).
Ход урока.
Этапы урока | Учитель | Ученики | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Настрой на работу | - Что бы вы хотели пожелать друг другу, самому себе перед началом урока? | (Ответы детей) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Языковая разминка | - Послушайте предложение. Пусть поработает ваше воображение, расскажите, что вы увидели на своём «мысленном экране». Солнце и звёзды горят до утра в бледном соседстве луны. - Это предложение я взяла из стихотворения, которое написал Юрий Коринец. А называется оно «Белая ночь». С этим произведением нам предстоит встретиться на уроках литературного чтения. - Запишите предложение под диктовку. Сформулируйте задания к данному предложению, которые вам бы хотелось выполнить, аргументируйте свой выбор. - Выполните синтаксический разбор. Дайте оценку своей работе по алгоритму. | (Дети рассказывают о том, что представили). Один ученик работает у доски. (Это могут быть задания, при выполнении которых учащиеся испытывают трудности; наиболее интересные для детей задания и др.) Солнце и звёзды горят до утра в бледном соседстве луны.(Повеств., невоскл., простое с однородными подлежащими, распр.)
. | |
Актуализация изученного | - Какой частью речи выражено сказуемое в данном предложении? - Что вам уже известно об этой части речи? - Что является начальной формой глагола? - Как изменяются глаголы? - Как называется изменение глагола по лицам и числам? - Что мы уже знаем о спряжении глаголов? - Определите спряжение глагола горят. (Работу можно построить иначе. Тогда учитель предлагает учащимся самим задать вопросы классу по теме «Глагол»). | - Сказуемое выражено глаголом. (Учащиеся дают ответы) -Неопределённая форма - Глаголы изменяются по временам, лицам и числам. - Спряжение - Глаголы бывают I и II спряжения, (вспоминают окончания глаголов каждого спряжения); спряжение – постоянный признак - II спряжение, т. к…. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
Постановка учебной проблемы | Используется второй приём создания проблемной ситуации. - Запишите под диктовку глаголы и определите спряжение: приносим, летаете, владеете, ловят, торопит, колете, хохочет. - Какое было задание? - А как выполнили? - Почему так получилось? В чём затруднение? - Какой же вопрос у вас возникает? (Вопрос фиксируется на доске) - А важно ли уметь это делать? | Два ученика работают с обратной стороны доски. (Т.к. задание представляет трудность для учащихся, можно предположить, что записи будут разными и не во всех случаях верными) - Одинаковое, необходимо было записать глаголы и определить их спряжение. - По-разному. - Окончание глаголов безударные, сложно определить спряжение. - Как определить спряжение глаголов, если окончание безударное? - Да, определив спряжение, мы будем знать, какую гласную в окончании написать. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Поиск решения | На доске фиксируется правильный вариант выполнения предыдущего задания:
приносим II спр. летаете I спр. ловят II спр. торопит II спр. колете I спр. хохочет I спр. - Какие есть предположения, версии? - Так. Все с этим согласны? - Какие будут другие предположения? - Согласны? - Сравните слова приносим и идём. (подсказка к контраргументу) - Может быть поможет неопределённая форма глагола? (решающая гипотеза) Как проверить? (подсказка к проверке) - Может быть как-то рассортируем слова? - Выделите суффикс -ть- неопределённой формы и глагольный суффикс перед –ть-. Что заметили? - Сделайте вывод. (Учитель по мере формулирования правила учениками составляет опору на доске) I спр. II спр. а и ть о у ть я
е
- Что поможет нам проверить, правы ли мы в своих утверждениях? - Откройте страницу 81, прочтите правило. Что нового для себя узнали? - Какой вопрос у нас возник в начале урока? Дали мы на него ответ? - Почему важно уметь определять спряжение глагола, если окончание безударное? - Какова же тема нашего урока? Какую цель перед собой поставим? (Тема появляется на доске) - Поработаем в парах (группах), составим алгоритм того, как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола. Поможет вам упр 256 на с. 83 - Проверим работу. (Составляется блок-схема на интерактивной доске) Возвратиться к глаголам, которые записывали учащиеся на доске. На основе приобретённых знаний ученики исправляют допущенные ошибки. Физкультминутка для глаз | - Может определить по вопросу, какое окончание у вопроса, такое и у глагола. (Ошибочная гипотеза 1) - К словам хохочет и торопит задаём один и тот же вопрос (что делает?), а окончания глаголов разные. (контраргумент) - Может быть, подобрать слово- помощник, глагол того же лица и числа, но с ударным окончанием? (Ошибочная гипотеза 2) Могут молчать. - Глаголы употреблены в 1-м лице, мн.ч. , одно ударное, другое нет, но спряжения и окончания различны. (контраргумент) - Выпишем в один столбик глаголы I спряжения, а во второй - II спряжения. Запишем рядом глаголы в начальной форме. (Ученики работают в тетрадях, один у доски. Возможен вариант, когда после проговаривания появляется запись на интерактивной доске) I спр. летаете – летать колете – колоть хохочет – хохотать II спр. приносим – приносить ловят – ловить торопит - торопить - У глаголов II спряжения глагольный суффикс –и-, а у глаголов I спряжения -а-, -о- (формулируют правило) - Нужно проверить по учебнику. - У глаголов I спряжения перед суффиксом –ть- могут быть ещё суффиксы –у-, -я-, -е-. (Ответы детей) - Чтобы правильно написать гласную букву в окончании. - Правописание безударных личных окончаний глаголов. (Работа в парах или группах) | |
Применение нового знания | - Хотите проверить свои силы? Я предлагаю вам выполнить упр. 257 на с.84. Прочитайте задание, что необходимо сделать? - Поработайте в парах и прокомментируйте друг другу последние 4 словосочетания. - Сверьте свою работу с образцом. (Открывается запись на доске) Заботимся (заботиться, II) о родителях, слушаете (слушать, I) музыку, встретим (встретить, II ) его у школы, они любят (любить,II) читать книги . Дайте оценку своей работе. Кто желает оценить свою работу перед всем классом? | - Используя алгоритм, определить, какую гласную надо писать в окончании глаголов. (Идёт работа с проговариванием у доски) (Работают в парах) (Сверяют с образцом. По алгоритму дают оценку своей работе). | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Итог урока | - Какая проблема была на уроке? Какую цель ставили пред собой? Удалось ли её достичь? Как оцениваете свою работу, класса? | (Обсуждение, обобщение, анализ работы) | |
Домашнее задание | Подготовить вопросы к классу по новой теме, с. 94 упр.1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "
Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....
Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе
Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". 4класс.
Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение....
Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»
Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
УМК "Школа России"...
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени». УМК «Школа России».4 класс....