План- конспект " Правописание слов с непроизносимыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

В ходе урока  используется как традиционные методы, так и современные технологии. На уроке так же задействованы современные информационно-техничесие средства, в часности: компьютер, проектор, экран, презентация содержащая материалы урока. Они позволяют сопровождать изложение нового материала иллюстрациями и в целом делают информацию наглядной и доступной. На уроке применяются индивидуальные, груповые формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

План  - конспект урока русского языка

"Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных на уроке: Учебник (Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Просвещение 2016).

Цель урока: Способствовать развитию орфографической зоркости, совершенствовать  умения проверять слова с непроизносимыми согласными.

Задачи урока:

Предметные:  закрепить умения проверять непроизносимые согласнее в корне слова через тренинговую самостоятельную работу; умения анализировать, сравнивать, делать выводы. 

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Регулятивные : умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по   плану,  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Методы, используемые на уроке:

Оборудование:   карточки с заданиями; персональный компьютер, компьютерная презентация, листы для самооценки.

 Этапы  урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оргмомент

Минутка чистописания

– Здравствуйте, ребята!
– Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года на дворе.
– Какое настроение вызывает картина осеннего леса? (Слайд1)

– А какая сегодня у нас погода?

– Предлагаю написать это слововосочетание без отрыва три раза.

Отвечают, что на дворе осень.

Рассматривают на слайде фотографию осеннего леса.

Высказывают свои мнения.

- Ненастный день.

Умение организовать
свое рабочее место.

Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Умение работать с иллюстрацией, фотографией.

Постановка темы, цели урока

Учащиеся класса распределяются на 3 группы.

1. Каждой группе даётся задание. Отгадайте загадку:

1-я группа.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

2-я группа.

Деревянная дорога,

Вверх идёт она отлого,

Что не шаг – то овраг.

3-я группа.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

2. Отчёт групп о результатах работы.

3. Определение темы урока.

На доске (Слайд 2)

Сердце, лестница, солнце

-  Что общего в этих словах?

-  Какое из слов «лишние»?

- Какая орфограмма встречается во всех словах?

– Так какая тема нашего урока? Какова цель урока? (Слайд 3)

Дети читают загадки.

Один ученик по желанию выходит к доске читает задание и предполагаемый ответ, остальные рассуждают, задают вопросы.

Учащиеся делают вывод:

- Все слова существительные, стоят в единственном числе, ударение на первом слоге.

Слово "лестница", так как оно женского рода, в слове 8 букв, окончание –а.

Учащиеся высказывают предположения

Умение работать с языковым материалом.

Умение выразительно читать текст.
Умение видеть ошибкоопасные места; обозначать орфограмму «Непроизносимая согласная»
Умение находить и исправлять орфографические ошибки  на правило ««Непроизносимая согласная»

Умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

Определение темы, цели деятельности
с помощью учителя

Развитие речи. Творческая работа

– Какое настроение у вас сейчас после проверки загадок  и определения темы, цели урока?
– Давайте, мы составим небольшой рассказ, используя слово "солнце" (Слайд 4)

Учащиеся высказываются.

Ученики составляют мини-рассказ (2 - 3 человека).

Умение рефлексировать.

Умение составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему.

Актуализация опорных знаний

– Для того, чтобы не допускать ошибок, давайте повторим правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова.
– Прочитайте правило «про себя».
– Расскажите правило друг другу в парах.
– Кто хочет рассказать правило классу?

Учащиеся открывают

учебник.

 Находят правило и читают.

Учащиеся рассказывают правило в парах.

Один-два ученика рассказывают правило своими словами.

Умение ориентироваться  в учебной   книге, осуществлять поиск нужной информации.
Умение читать и понимать прочитанное.
Умение работать в паре, формирование коммуникативных компетенций.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать аудитории.

Тренинговая самостоятельная работа.

 

 

 

Дифференцированная  индивидуальная работа

 

Физкультминутка

Проверка дифференцированной
индивидуальной работы

 

Работа по учебнику

 Работа в парах

Проверка

 

Гимнастика для  глаз и рук

Работа в группах

Проверка

 

 

 

Итог самостоятельной работы

Словарная работа

–А теперь закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова, выполняя самостоятельную работу индивидуально, в парах и группах.
– Возьмите карточки, подпишите фамилию, имя.
– В кругу обозначьте свое настроение в начале выполнения самостоятельной работы.

 – Вы готовы выполнить 1 упражнение?  Тогда приступим. Первое упражнение содержит 3 задания по выбору. Прочитайте все задания. Выберите и выполните одно.

– Ребята, вы успешно выполнили 1 – е упражнение, немного отдохнем.

Если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем в ладоши, а если нет - приседаем (Слайд 5)
–  Проверим выполнение 1 упражнения.
– Оцените свою работу. Нарисуйте настроение после выполнения 1-го упражнения.

– Найдите  на стр. 48 упражнение 72
– Какое задание нужно выполнить?
– У кого возникли вопросы?
–  Проверим выполнение  упражнения.
–  Поменяйтесь работами в парах. Проверьте и оцените работу своего товарища.
– Верните работу соседу по парте. Каждый нарисуйте свое настроение после  выполнения упражнения.
– Какой вывод можно сделать после выполнения  упражнения?
– Ребята, вы успешно выполнили упражнение, немного отдохнем. (Слайд6)
– Ребята, вы хорошо выполнили задание в паре.  Давайте,  выполним упражнение в группе.
– Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова. В каждой группе найдите «лишние» слово. (Слайд7)

Прочитайте, обсудите задание. Выполните самостоятельно в группе.

–  Проверим выполнение задания.
– Оцените свою работу. Нарисуйте настроение после  выполнения задания
– Прочитайте пословицу.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?– Самостоятельная работа завершена  (Слайд8)

- Какое первое слово я произнесла, войдя в класс? (Здравствуйте)

Что вы мне ответили? Мы поприветствовали друг друга. А кто знает, как правильно написать его? (Слайд 9)

Учащиеся слушают порядок  выполнения

тренинговой самостоятельной работы.

Ученик подписывают свои работы.

Учащиеся  рисуют веселое, или нейтральное, или грустное настроение

(смайлик).

Каждый учащийся выполняет одно

задание  по выбору:

1 – е задание. Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы;

2– е задание.

Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы, найти «лишнее» слово;

3– е задание

Выписать  

из орфографического словарика (в конце учебника) 3 слова с непроизносимой согласной в корне слова.

Обучающиеся проверяют, оценивают свою работу, обозначают настроение после выполнения 1упр.

Ученики выполняют движения, помогающие дружной работе в паре (рукопожатия).

Учащийся читает

Учащиеся выполняют  упражнение,обсуждая задание в паре.

Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают работу своего товарища. Затем каждый обозначают свое настроение после выполнения  упражнения

1-я группа: Счас…ливый, капус…ный, свис…нул

2-я группа: Гиган…ский

звёз…ный, учас…ник

3-я группа: Кос…ный

наез…ник, доблес…ный

Представитель от каждой группы диктует слова с проверочным словом,

остальные записывают.

Работают над смысловым значением пословицы.

Ученик читает выразительно: «Сердце матери лучше солнца греет».

Учащиеся высказывают свое мнение. Рисуют настроение.

Учащиеся записывают, слово "здравствуйте", ставят ударение, подчёркивают

непроизносимый согласный, объясняют лексическое значение слова, выясняют, когда употребляется форма «здравствуй», а когда «здравствуйте», рассматривают иллюстрацию на слайде. Подбирают однокоренные слова, антонимы, синонимы.

Обозначают настроение после выполнения задания.

Умение слушать и понимать речь других, пользоваться  приемами слушания.
Умение ориентироваться в дидактическом материале.
Умение рефлексировать.
Самостоятельное планирование действий по выполнению задания.
Умение использовать способы проверки непроизносимой согласной в корне слова.
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать.
Умение ориентироваться в орфографическом словарике.
Умение сравнивать с эталоном.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
Планирование учебного сотрудничества
Умение читать, понимать и рассказывать другим инструкцию по выполнению задания.
Умение производить звуко – буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Умение договариваться с одноклассниками о правилах поведения, общения; выполнение этих правил при работе в группе.
Умение применять знания в различных ситуациях.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Итог урока

– Какое правило сегодня закрепляли?
– Какое задание на уроке понравилось больше?
– Какое задание показалось сложным?

Учащиеся строят высказывания.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия

– Поднимите руки, у кого хорошее настроение в конце урока?
– Молодцы! Спасибо за урок.

Учащиеся поднимают руки

Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности.

Домашнее задание

- упр. 73 Задание по желанию- с помощью словаря найдите и выпишите слова с непроизносимыми согласными и запишите их в алфавитном порядке.

Использованная литература и источники:

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. – М.:Просвещение 2016).

2. Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь. 3 класс.В 2 частях. - М.: Просвещение, 2016.

3. Климанова Л.Ф.,Т. В. Бабушкина Т.В. Уроки русского языка в 3 классе.

Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2015.

4. Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание слов с непризносимыми согласными"...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными»

Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными.»Цели: развивать умение подбирать однокоренные слова; сравнивать в них произношение и написание корня; развивать умение составлять предложения из ...

конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...