Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
На уроке русского языка в 4 классе идёт формирование умений определять грамматические признаки имен прилагательных в единственном и во множественном числе, навыков правописания окончаний имен прилагательных . Используется занимательный видеоматериал из мультфильма и "Ералаша", что мотивирует детей для продуктивной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_4_v_klasse.docx | 92.03 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_4_v_klasse.docx | 92.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 В классе.
Фамилия, имя, отчество - Матвеева Светлана Ивановна
Место работы - МБОУ «Копьёвская СОШ»
Должность – учитель начальных классов
Тема урока: Имя прилагательное.
Цели урока: создать условия для повторения и систематизирования знаний и умений по теме «Имя прилагательное».
Предметные:
-Анализировать имя прилагательное по его лексическим, морфологическим, синтаксическим признакам.
-Применять морфологические умения и навыки в практике правописания.
-Объяснять роль имен прилагательных в речи.
Обучающие:
-Обобщить и систематизировать материал по теме «Имя прилагательное»:определение имени прилагательного, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.
-Выявить и уяснить стилистическую роль имён прилагательных в поэтическом тексте.
-Формировать орфографическую и лингвистическую компетентность учащихся.
Развивающие:
-Обогащать речь учащихся за счет использования в ней имен прилагательных.
- Обучать анализу поэтического текста
-Развивать творческие способности учащихся, образное мышление
Воспитательные :
-Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе.
- Воспитывать уважительное отношение к русской культуре, искусству.
Познавательные:
-Владеть различными видами смыслового чтения
-Анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать информацию, представлять ее в сжатом виде.
Регулятивные:
-Определять цель деятельности, работать по составленному плану и оценивать результативность собственной деятельности.
-Выдвигать гипотезы.
Коммуникативные:
-Излагать свое мнение, используя многообразие речевых средств, создавать письменный текст.
-Работать в паре
-Участвовать в диалоге
Планируемые результаты:
Предметные:
-Безошибочно определять прилагательное и его морфологические, синтаксические признаки, его стилистическую роль в тексте
-Объяснять правописание ранее изученных орфограмм
Метапредметные:
-Определять цель деятельности и определять пути ее реализации, оценивать результат
-Уметь представлять информацию в виде таблиц, схем, находить информацию в различных источниках
-Уметь сотрудничать в паре, участвовать в диалоге
-Уметь анализировать текст, составлять свой собственный текст, используя разнообразные речевые средства
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Методы : репродуктивный, поисковый, словесный, наглядный, практический
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 В классе.
Фамилия, имя, отчество - Матвеева Светлана Ивановна
Место работы - МБОУ «Копьёвская СОШ»
Должность – учитель начальных классов
Тема урока: Имя прилагательное.
Цели урока: создать условия для повторения и систематизирования знаний и умений по теме «Имя прилагательное».
Предметные:
-Анализировать имя прилагательное по его лексическим, морфологическим, синтаксическим признакам.
-Применять морфологические умения и навыки в практике правописания.
-Объяснять роль имен прилагательных в речи.
Обучающие:
-Обобщить и систематизировать материал по теме «Имя прилагательное»:определение имени прилагательного, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.
-Выявить и уяснить стилистическую роль имён прилагательных в поэтическом тексте.
-Формировать орфографическую и лингвистическую компетентность учащихся.
Развивающие:
-Обогащать речь учащихся за счет использования в ней имен прилагательных.
- Обучать анализу поэтического текста
-Развивать творческие способности учащихся, образное мышление
Воспитательные :
-Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе.
- Воспитывать уважительное отношение к русской культуре, искусству.
Познавательные:
-Владеть различными видами смыслового чтения
-Анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать информацию, представлять ее в сжатом виде.
Регулятивные:
-Определять цель деятельности, работать по составленному плану и оценивать результативность собственной деятельности.
-Выдвигать гипотезы.
Коммуникативные:
-Излагать свое мнение, используя многообразие речевых средств, создавать письменный текст.
-Работать в паре
-Участвовать в диалоге
Планируемые результаты:
Предметные:
-Безошибочно определять прилагательное и его морфологические, синтаксические признаки, его стилистическую роль в тексте
-Объяснять правописание ранее изученных орфограмм
Метапредметные:
-Определять цель деятельности и определять пути ее реализации, оценивать результат
-Уметь представлять информацию в виде таблиц, схем, находить информацию в различных источниках
-Уметь сотрудничать в паре, участвовать в диалоге
-Уметь анализировать текст, составлять свой собственный текст, используя разнообразные речевые средства
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Методы : репродуктивный, поисковый, словесный, наглядный, практический
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||
1.Организационный момент | Проверка готовности к уроку | Мотивирует к учебной деятельности, включает учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создает ситуацию психологического комфорта. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||||
2.Актуализация знаний | Просмотр отрывка из м/ф «Каникулы в Простоквашино» ( посылку принёс Печкин) -Как связан отрывок с уроком русского языка? -Какие слова не правильно произнёс Печкин? -А вы всегда говорите правильно? -К чему мы должны стремиться? -На уроках русского языка и литературы мы учимся правильно говорить, грамотно писать, пополняем свой словарный запас. -Запишите число, классная работа. У нас в школе проходила декада русского языка и литературы. Много интересного узнали, сами поучаствовали, получили заслуженные грамоты. -Ребята, вы обратили внимание на стены в школьных коридорах? -Для чего были написаны эти слова? (правильно произносить, узнавать новые слова, готовимся к ВПР). -Сейчас проверим ваше умение правильно произносить слова и ставить ударение. -Какие слова вы запомнили? -Хорошо. А сейчас запишите слова и поставьте ударение. (слайд 2) Каталог, сливовый, тотчас, щавель, творог, алфавит, красивее, искра, туфля, облако, звонит. -Проверка по слайду (в паре) -Кто получил 5, 4. | Включает учащихся в процесс активного слушания, создает условия для эмоционального восприятия. Организует взаимопроверку | Отвечают на вопросы Записывают в тетради число. Отвечают на вопросы Делают свои предположения. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, ставят ударение в словах, повторяют орфограммы в словах | планирование учебного сотрудничества. анализ объектов с целью выделения признаков. Умение оценивать действия партнера | |||||||||
3.Постановка учебной задачи | Послушайте стихотворение (слайд 3) И всё, что может видеть глаз -Как понимаете строки? -Русский язык богат глаголами, прилагательными, существительными, разнообразен формами, выражающими наши чувства и жесты, движения и мысли, краски и запахи. И это море слов даёт нам возможность общаться друг с другом. -Найдите антонимы (стар и нов) (слайд 4) -Что значит стар? (старый) -Что значит нов? (новый) -Что объединяет эти слова? (имена прилагательные) - Сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное) (слайд 5) -Что же такое имя прилагательное. (кластер в виде солнышка) | Читает стихотворение Предлагает определить цель и задачи урока, сформулировать и Предлагает составить кластер по теме, проводит проверку задания. | Воспринимают на слух информацию Анализируют стихотворение Находят антонимы Формулируют тему урока, определяют цель урока. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой Выделять существенную информацию из прослушанного; | |||||||||
4.Включение изученного в систему знаний. 5.Физминутка 6.Рефлексия (слайд 16) | 1. Наблюдение над родовыми окончаниями прилагательных в единственном числе. -Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам, падежам) -От чего зависит род прилагательных? (от существительных). -Какие родовые окончания имеют прилагательные м.р, ж.р, ср.р? (слайд 6) -Выберете из слов, которые вы записали, 5 сущ. и подберите подходящие по смыслу прилагательные. Выделите окончания, определите род. (несколько проверить). 2. Наблюдение над падежными окончаниями прилагательных в единственном числе. (слайд 7) -Как ещё изменяются прилагательные? (по числам и падежам). -Выберете букву с правильным окончанием, определите падеж прилагательных.
Самопроверка по эталону. Самооценка. -Что получилось? (склонение) (слайд 8) -Что такое склонение? -Что изменяется при склонении? (окончания) -Какие бывают окончания? (ударные и безударные) - Как определяли падеж прилагательного? (по сущ) 1.Работа над стихотворением.(слайды 10-11) В глуши лесн…, в глуши зелен…, И под ветвист... дубами Стеклом расплавленн... бежит. -Какие художественные приёмы использовал автор? (эпитеты, метафора) - Как понимаете выражения Крутясь хрустальн… клубами, стеклом расплавленн... бежит. (быстро, стремительно, чистыми, прозрачными брызгами) -Назовите словосочетания прилагательные плюс существительные. -На какие группы можно разделить? (мн.ч и ед.ч) -Что мы знаем о прилагательных во мн.ч? ( не изменяется по родам) -Выпишите словосочетания, определите падеж, число и если нужно род. -Проверка по слайду (слайд 12) -Как определили грамматические признаки? Алгоритм (слайд 13) 1.Найти…....,к которому относится......... 2.Определить падеж, число, род………… 3.По падежу, роду, числу….... определить падеж, род, число …... 2.Работа над ролью прилагательных в речи -Прочитайте ещё раз стихотворение И.А.Бунина. -Какую роль играют прилагательные (украшают, делают речь яркой, выразительной, точной, подчёркивают какие-либо особенности) -А.Н.Толстой сказал такие замечательные слова о русском языке: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.» -Но всегда ли мы слышим приятную речь? -Отрывок из Ералаша «Почему мы так говорим?» -Ребята вы бы хотели постоянно слышать такую речь? (слайд 15) -Наш язык очень богат, в нём можно найти подходящие слова для выражения мыслей. А прилагательные ещё больше украсят вашу речь. -Дополнить прилагательными Вот и подошёл к концу ____________ урок русского языка. Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ___________, _____________, ____________. Мои одноклассники были __________________. Урок для меня был ___________ и ____________. И сейчас у меня __________ настроение. За работу на уроке я получил(а)...... | Предлагает составить словосочетания, проводит проверку задания. Реализует здоровьесберегающие технологии, переключает с одного вида деятельности на другой Нацеливает на эмоциональное воображение и анализ текста. Дает комментарий к упражнению и организует Самопроверку по эталону. Проводит беседу, создает эмоциональный настрой. Побуждает к высказыванию собственного мнения, осуществляет межпредметную связь | Выполняют предложенные задания по конструированию словосочетаний. Работают в паре, выполняют тестовую работу, объясняют свой выбор Выполняют физкультминутку. Объясняют значение слов Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Проговариваю алгоритм Анализируют текст и высказывают собственное мнение Анализируют отрывок и высказывают собственное мнение Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные, анализируют, высказывают собственное мнение, дают оценку собственной деятельности. | Умения практического применения знаний. Умение рационально сочетать различные виды деятельности Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли. Умение строить логическую цепь рассуждений Умение сопоставлять и сравнивать информацию. Умение оценивать содержание. Умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей, вносить необходимые коррективы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).
Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...
Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...
Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"
Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...