Методическая разработка урока.Русский язык 4 класс.Тема:"Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Стрепченкова Ольга Ивановна

Конспект урока с разработками дидактического материала .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_fevralskaya_lazur.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 4м классе с использованием ИКТ

Цели урока: 

  1. Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.
  2. Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.
  3. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

Формируемые УУД: п.- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 к.-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

         р.- составление плана и последовательности действий;

        сличение способа действия и его результата с заданным        эталоном;

         внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

        л.-нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей        

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением художника И.Грабаря, картин “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.  Кто из вас слышал о таком художнике?

2. Подготовительная беседа

Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.

Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”. (2, 3 слайд).

Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

-Что означает слово “портретист”?

-Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).

И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.

3. Знакомство с картиной

Отгадайте загадку.

Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

-Какое это время года? (Зима).

-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).

-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).

-А какой сейчас идёт месяц? Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.

В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.  Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

Именно февральские краски природы стали для И. Грабаря волнующими и привлекательными.

4. История создания картины

Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Автор писал: “Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. И это видение изобразил художник на картине “Февральская лазурь”.

5. Беседа по содержанию картины.

-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.

Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день. Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца. Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.

-Рассмотрите берёзы, как они расположены? - На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.

- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко

- Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.

Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.

И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

- Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.  А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых.  Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево.  А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.

Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик) С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.

6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.

День – морозный, солнечный, ясный, лучезарный, яркий, чудесный.


Небо – г
олубое, бирюзовое, сине-лазоревое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное, на горизонте ни облачка,


Воздух – чистый, морозный, прозра
чный, бодрящий, колется.


Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, св
еркает, переливается огнями.


Берёза (ы) – большая, красивая, нарядная, искр
ивлённая, огромная, могучая, гордая; величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжевооричневыми оттенками; коралловые ветки; похожи на застывший фонтан.

Роща- залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи солнечного света освещают рощу, прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом

Краски-переливы всех цветов радуги, голубая эмаль неба, по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням.

Впечатления, настроение- чувство радости, восхищения, поражает чистотой света, ослепляет

7. Составление плана

1. И.Э.Грабарь – певец русской природы. «Февральская лазурь»-одна из лучших картин И.Э.Грабаря.
2. Описание картины: описание берёзы на переднем плане; описание берёзовой рощи на заднем плане.
3. Впечатление, произведённое картиной. Настроение, которое вызывает картина.

8. Пример сочинения ученицы 3-го класса.

И.Э.Грабарь – певец русской природы, пейзажист. С раннего детства художник любил рисовать.

Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. А снег такой белый, пушистый, что глаза ослепляет.

Вот берёза. Она такая стройная, кудрявая, белоствольная, красивая и прекрасная! Она стоит, как фонтан, и его брызги застыли в воздухе. А вот её подружки: молоденькие берёзки. Все эти берёзки улыбаются солнышку.

Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!

9. Написание сочинения (под музыку П.И.Чайковского). Редактирование. Анализ сочинений.

10 .Итог урока.

Сегодня вы писали сочинение по картине И.Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах.

11. Домашнее задание

Творчески оформить сочинение (с рисунками берёз, в компьютерном варианте).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь".

Презентация содержит репродукцию картины, материал для подготовки к сочинению - план сочинения, работу над лексикой....

Методическая разработка по русскому языку 2 класс Сочинение по картине И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Цуканова Е. А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по русскому языку 2 класс «Школа России»Тема урока: Развитие ...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»).

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»)....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Сочинение по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды""(3 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме "Сочинение по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды""(3 класс, УМК "Школа России")....

Методическая разработка урока русский родной язык.

Разработка урока по курсу "Родной Русский язык", 1 класс...

Методическая разработка урока русский родной язык.

Конспект урока русскогот языка, УМК Школа России для 3 класса....