Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak_posle_sh.docx | 84.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №2 имени С.И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
Технологическая карта урока русского языка
«Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Образовательная система «Школа 2100»
Разработал и провел: учитель высшей квалификационной категории
Проценко Ольга Владимировна
Март 2018 г.
Предмет, класс, автор учебника: русский язык, 4 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Дидактическая цель: создать условия для формирования умения находить в словах орфограмму-букву ь после шипящих в конце имён существительных, правильно писать имена существительные на названную орфограмму.
Тип урока: "открытие" нового знания.
Задачи по содержанию:
1Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник «Русский язык», 4 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, презентация.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) -Какое сегодня число и месяц? Комментированная запись числа. -Что записываем после даты? – Напишите «Классная работа». 1. Словарная работа. - Ребята, мы делится на две команды по вариантам. Первый вариант запишет только склоняемые имена существительные, второй вариант - несклоняемые имена существительные. - Что значит «склоняемые» и «несклоняемые» имена существительные? По окончании записи учитель открывает на доске два столбика слов и предлагает проверить свою работу. -Кто доволен своей работой? Поднимите руки. - Кто допустил ошибки? Попробуйте их объяснить. кабинет пальто облако метро памятник радио копыто шоссе газета пианино
2. Повторение изученного о ь. - А теперь, ребята, поработайте в парах. Объединитесь с соседом по парте и проанализируйте слова, которые появятся на следующем слайде. – Прочитайте столбики слов. Определите какова роль мягкого знака в этих словах? профиль ателье беречь пальмовый серьёзный стеречь брать судья испечь - И так, сколько «ролей» мягкого знака вы насчитали? Показателем чего является мягкий знак в этих словах? | Дети отвечают на вопросы учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя и делают записи в тетрадях. - Склоняемые имена существительные – это существительные, которые изменяются по падежам и числам. - Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам и числам. - Три роли: мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, указывает на неопределённую форму глагола – выполняет грамматическую функцию. | Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ 3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | 1. – А теперь откройте учебник на странице 4, прочитайте название 8-го параграфа. – Назовите ключевые слова из названия параграфа. – Какие вы знаете шипящие звуки в русском языке? Назовите их. - Напишите на доске в столбик буквы, обозначающие эти шипящие звуки. - В словах какой части речи на письме мы встретим эти буквы? - Можно ли название параграфа представить в виде такой схемы? О чём говорит схема? 2. Проблемная ситуация. - Продолжаем работу в группах по учебнику на стр.4. Выступления от групп. – Что вы обнаружили общего в данных словах? – В чём различие? – Какой же возникает вопрос? – Сравните свою формулировку с авторской в учебнике на стр.137. – Давайте составим план урока. - Что вы предлагаете? - Дети, что вы сейчас делали? | - ь, шипящие, в конце имён существительных. - [ч’], [щ’], [ш], [ж] - В именах существительных. - Мы узнаем о правописании мягкого знака в конце им. Существительных после шипящих. - Мы обнаружили, что все слова – имена существительные, в каждом есть шипящий в конце слова. - В одних словах есть ь, в других нет. -Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется? 1. Найти признак по которому имена существительные с шипящими на конце различаются. 2. Вывести правило правописания Ь после букв, шипящих в конце им. сущ. 3. Сравнить свой вывод с авторским. - Формулировали тему урока. Составляли план. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты . Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ | Работа по учебнику.
- Выполним все вместе упр. 173. - Прочитайте имена существительные. - На какие две группы их можно разделить? - Спишите слова в два столбика. - Какую закономерность вы заметили в написании этих существительных?
- Сделайте вывод: от чего зависит написание ь после букв шипящих в конце имён существительных? 2. Работа над текстом правила. 1) - А теперь прочитайте правило в учебнике и сравните его с вашей версией. Что можете сказать? – Можно ли написание после букв шипящих в конце имён существительных считать орфограммой? Докажите. – Как обнаружить в слове место этой орфограммы? – Что является главным в выборе написания ь? Ученики представляют схему правила, отвечают на вопросы в учебнике на с. 5–6. При ответе на 3-й вопрос на доске появляется совместно выработанный алгоритм: – Проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах меч, горечь, помочь, мель, ночью, рожь. – Укажите, на каком этапе в словах, не имеющих этой орфограммы, нарушен алгоритм. | - Первая – им. сущ. мужского рода, вторая – ж. р. - У сущ. мужского рода после шипящих Ь не пишется, а у сущ. женского рода – пишется. Дети формулируют правило правописания Ь после букв, шипящих в конце им. сущ. - Наше предположение совпадает с правилом учебника. - Да. Если не применять правило можно допустить ошибки. - Шипящий звук [ч'], [щ'], [ж] или [ш]. -Род имени существительного.
Дети «проходят» по алгоритму.
-На первом, «Это сущ.?» | Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. |
5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ) | 1. Работа в учебнике 1. Упр. 174 – развивается умение отличать орфограмму ь после букв шипящих в конце существительных от других видов орфограмм с ь. У доски работают три ученика. Проверка коллективная. Запись: сельдь раздолье дичь (ж.р.) польза стулья чушь (ж.р.) топь соловьи полночь (ж.р.) ширь дрожь (ж.р.) 2. Упр. 175 В словах есть ещё орфограмма – «Проверяемая буква согласного в конце слова». Чтобы не допустить ошибку в правописании таких слов, надо подбирать проверочные слова. Буква ж является орфограммой, когда говорим о правописании её в конце слова, и одним из условий выбора написания, когда говорим о том, надо или не надо писать ь. Кроме того, наличие буквы шипящего – признак (показатель) того, что за ним следует орфограмма. Самостоятельная работа. На доске текст. Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни графически их написание. Весна. | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
6. РЕФЛЕКСИЯ | – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"
План - конспект открытого урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". 4 класс. УМК "Школа 2100"...
Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
Презентация к уроку по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Презентация соответствует размещенному по данной теме уроку...
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
Познакомить учащихся 4 класса с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения и навыки в определении склонения имен существительных, пра...