Открытый урок, 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Открытый урок русскому языку "Виды предложпожий по цели высказывания" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2 «а»

Предмет: Русский язык

Учитель начальных классов : Нуртдинова Л.Р.

Тема :   Виды предложений по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

I.Орг. момент.  Психологический настрой « Добрые пожелания».

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Время даром не теряй,

а работать начинай!

Мотивация к учебной деятельности

Успех приходит только к тем, кто действует.

Так же,  как мастерство приходит только с практикой.

-Как вы понимаете данные слова

-В чем заключается мастерство на уроках русского языка.

(умение писать грамотно

Умение составлять предложения

Умение находить ошибки)

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Чего больше всего в русском языке? Что мы учим наизусть при изучении темы?

Правила русского языка

-Давайте заполним таблицу и посмотрим,  какие правила вы знаете, а какие хотели бы узнать

-И так,  какие правила вы знаете?

 Молодцы.

-Достаточно ли только знать правила наизусть?

-Что нужно уметь?

Уметь применять правила на  практике.

-Сегодня на уроке мы постараемся применить все наши знания на практике. Работать будем в группах. Кто помнит правила работы в группе?.

-А прямо сейчас проверим как вы умеете применять знания правил на практике.  Приготовьте сигнальные карточки. Игра- молчанка:

-Какой  разделительный знак будем писать перед корнем после согл перед еюёя?

Какой знак запишете в слове

Шьёт, вьюга, съел, объявление

Верно- О

Не верно- О

Верно, что разговор двух людей называется монолог?

Верно ли , что часть от одной красной строки до другой называется абзац.

Верно ли, что текст, это набор любых  предложений ?

Какие молодцы.  Уже меньше ошибок.

Мастерство приходит только с практикой

III.Формулирование проблемы, планирование деятельности, поиск решения – открытие нового знания.

Давайте посмотрим, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке ?

Какие предложения бывают по цели высказывания

Значит на уроке мы сегодня будем говорить

О предложениях, различающихся по цели высказывания.

Как вы понимаете сочетание «цель высказывания»?

-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)

-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?

Исходя из этих целей предложения бывают 3 видов. А какие именно бывают предложения, мы сейчас прочитаем, открыв учебник на странице …….

Повествовательные , вопросительные и побудительные предложения. Это и есть тема нашего урока.

Цели урока

Чему мы можем научиться на этом уроке, что можем узнать?

Сегодня мы с вами сформулируем новое правило.

И так начнем.

Правила существуют везде. Даже в написании букв существуют правила. Какие они?

Давайте,  пользуясь правилами пропишем строчку из следующих сочетаний

 Минутка чистописания.

Вв вс ве ва вы ви

Вот заладила ЛР. Это правило, то правило. Да все выучи и знай.

Всегда ли человека кто то учит? Может ли человек сам чему-либо научиться?

Как вы понимаете данную пословицу?

Век живи- век учись.

Перепишите пословицу, пользуясь всеми правилами правильного и красивого написания предложений.

Прочитайте предложения

К каким  правилам относятся  эти предложения? этикет

Какое общее название мы можем дать этим словам.

Слова вежливости.

Выберите любое предложение и подчеркните одно слово на листочке простым карандашом. Передавайте листочки по часовой .        

 Сверьте свой вариант ответов с доской. Чей вариант оказался верным поднимите сигнальные карточки зеленого цвета. Кто не справился- красного.

Выпишите эти слова через запятую в тетрадь.

 А какое слово можно вставить вместо пропуска?

.............., вы мне очень помогли.

Как правильно записать слово спасибо? Есть ли здесь опасные слова ? Можем ли мы использовать какое-нибудь правило для правильного написания слова? Нет

Значит , это какое слово? Словарное. Давайте и его запишем. Поставим ударение. Подчеркните опасные места. и запомните как оно пишется .

Составьте предложение со словом спасибо.  

Проговорите свое предложение в группе по очереди.

Скажите ,чье предложение вам понравилось больше всего?

 1 стол.23456

А чего не хватает в предложениях на листочках? Что бы вы хотели добавить ? или изменить?

Знаки препинания. Какие бывают?

Попробуйте исправить прямо в тексте.

Какие знаки поставили? (Точку, вопросительный и восклицательный знак)

Прочитайте с интонацией предложения.

Извините, можно войти?

Принеси, пожалуйста,  книгу .

Здравствуйте, меня зовут Алина.

Простите, как Вас зовут?

.............., вы мне очень помогли!

Какой вывод можно сделать?

Сейчас мы попробуем составить правило по сегодняшней теме.

Я предлагаю 3 группам поработать творчески, а остальным пойти к делу практически

И так мы помним, что по цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

В 1, 2, 3 группах лежат большие  листочки. На них нужно приклеить название одного из видов предложения. Это будет ваша тема, по которой вы будете составлять правило.

Алгоритм работы у всех одинаковый.

  1. Укажи название темы на самом верху посередине
  2. Подбери правильное утверждение к теме.
  3. Подумай, какой знак препинания нужно ставить в конце  предложения и напиши правильный ответ на карточку. Приклей её.
  4. Подбери предложения , подходящие к выбранной теме. Помести их в конце работы.

Давайте послушаем каждую группу. Что же у них получилось.

Оцените работу каждой группы.  Комментарии.

1 группа

Вопросительное предложение

это такое предложение, в котором о чём-либо спрашивают.

В конце вопросительного предложения ставится               _______________________________________________.

Например:  

 

2 группа

Повествовательное предложение

 это такое предложение, в котором о чём-либо сообщают или рассказывают.

В конце повествовательного предложения ставится _______________.

Например:  

3 группа

Побудительное предложение

это такое предложение, в котором о чём-либо просят , побуждают к действию.

В конце побудительного предложения ставится  ____________________________________________________.

Например:  

А остальные  группы . Разделите  между собой строчки стихотворения. И попробуйте нам рассказать о знаках препинания вместе. Не забудьте нарисовать ваш знак на карточке. Крупно. Чтобы было видно всем. Вы его приклеите  в нужную группу перед выступлением!

- Сейчас я приглашаю к доске моих помощников, и они напомнят нам, что мы знаем об этих предложениях.

"Если мысль закончил ты,
Написал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку. "

Если к делу побуждают,

Или просят что-нибудь

Значит, точку здесь поставить,

Ты дружочек не забудь.

Ну , а если с чувством скажем,

Восклицательный добавим!

"С почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет всё в порядке. "

- Итак, ребята помогли нам разобраться , когда какие ставить знаки в конце предложения.

Оцените работу каждой группы.

Зеленые +

Красные –

Давайте проговорим предложения полушепотом все вместе

Я предлагаю сейчас все подытожить в группах данную работу. Вы можете спросить у своих друзей, что вам не понятно по теме? Может они смогут вам объяснить?

Если в группе нет вопросов, поднимите смайлик.

Мы можем двигаться дальше.

IV.Закрепление новых знаний и самостоятельная работа.

Что у нас имеется по нашей теме и что теперь мы будем делать?

Как мы будем практиковаться?

Выполнять задания.

 Работа с учебником.

Упр 196

С какой интонацией произнесли все предложения

Можно ли назвать текстом?

Какие предложения можно переделать в побудительные?

Витя, иди ловить рыбу!

Мама, иди на работу.

Можно ли из остальных предложений сделать побудительное предложение?

Запишите 2 любых предложения как вопросительные

Работа на смарт доске.

Поставьте нужные знаки препинания.

Опасности нас подстерегают везде (! ? .) Даже дома  (! ? .) Посмотри вокруг (? ! .) В доме много электроприборов (. ! ?) Помнишь ли ты правила пользования ими (. ! ? ) Никогда не оставляй их включенными, если собираешься уходить из комнаты(. ! ? ) По какому номеру нужно позвонить в случае пожара(. ! ? )

С коментариями

Цифровой  диктант. Взаимопроверка. Попробуйте уловить мою интонацию.

(1-повествовательные, 2-вопросительные,3-побудительные)

Всегда прилежно учись. И снова весна наступила. Растаял последний снег на полях. А вы пойдете в кино? Назовите главные члены предложения. Не опаздывайте на занятия. Стоит прекрасная погода. Приятно пахнет черёмухой. Что вы хотели спросить? Почему подснежники расцветают весной?

(Ключ: 3,1,1.2,3,3,1,1,2,2.)

Определите по началу предложения,  каким оно будет.

Кто стучится …

Перестаньте дразнить…

Однажды мы …

Мойте фрукты …

Почему подснежники …

А сейчас каждый из вас проверит свои знания.

Тест.

(Учитель читает задания, учащиеся выбирают верный ответ и записывают его в тетрадях )

1.

а) в конце каждого предложения всегда ставится точка;
б) в конце каждого предложения ставится запятая;
в) в конце каждого предложения ставится или точка (. ), или восклицательный знак (!), или вопросительный знак (?).

2.

Укажите, сколько предложений вы услышали:

"Вы видели лебедей? Они плавают в пруду. Какие это красивые птицы! "

а) 2;     б) 3;   в) 4;

3 .

Выберите нужную группу знаков для этого текста:

а) ?     .     !          б) !     .     ?               в) .     !     ?

4. Определите по началу предложения,  каким оно будет.

            Мойте фрукты …

а)    повествовательное;  б) вопросительное;   в)  побудительное;

5.  Определите по началу предложения,  каким оно будет.

           Почему подснежники …

а)    повествовательное;  б) вопросительное;   в)  побудительное;

6.  по цели высказывания предложения делятся на :

а) 2 вида;     б) 3 вида;   в) 4 вида;

Критерии

Справился без ошибок –  «5»

Есть 1 ошибка-                  «4»

Имеются 2или3 ошибки-  «3»

Больше? Старайся!

V. Рефлексия учебной деятельности.

Есть,  кто не справился с заданием?

Что помогло справиться с самостоятельной работой?

Работа какой группы вам понравилась больше всего.

Чья работа на уроке вам показалась лучшей?

Встаньте, пожалуйста.

Кто себе за уроке мог бы поставить 5?

Встаньте, пожалуйста.

Кто считает, что недостаточно сделал для оценки 5.

Кто думает, что сегодня на уроке у него многое не получилось?

Что нового вы узнали на уроке.

Где могут пригодиться полученные знания?

VI. Домашнее задание.

Выписать из учебника литературное чтение по 2 примера ко всем видам предложений, которые мы рассмотрели сегодня. Указываете название произведения и автора. Не забываем про правила.

Итог , пожелание.

Тема


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мастерство приходит только с практикой.

Слайд 3

Повествовательные , вопросительные и побудительные предложения.

Слайд 4

Минутка чистописания. Вв вс ве ва вы ви Век живи- век учись . Извините, можно войти. Принеси, пожалуйста, книгу . Здравствуйте, меня зовут Алина. Простите, как Вас зовут. , вы мне очень помогли. Извините , можно войти. Принеси, пожалуйста , книгу . Здравствуйте , меня зовут Алина. Простите , как Вас зовут. , вы мне очень помогли. Сп а с и б о

Слайд 5

В старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» . Так говорили собеседнику в знак уважения , желая, чтобы у него всё было хорошо.

Слайд 7

Алгоритм работы Укажи название темы на самом верху , посередине Подбери правильное утверждение к теме Подумай , какой знак препинания нужно ставить в конце предложения и напиши правильный ответ на карточку. Приклей её. Подбери предложения , подходящие к выбранной теме. Помести их в конце работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс

Урок по окруж миру...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...