Рабочая программа курса по русскому языку, 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Ильина Ирина Рашитовна

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе.Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Русское правописание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_po_russkomu_yazyku.docx56.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Русское правописание”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по данному курсу.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к данному курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Русского правописания” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка и воспитание бережного отношения к слову.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. Познакомить младших школьников со словарным богатством русского языка.
  2. Предоставить возможность младшим школьникам понимать и анализировать языковые факты.
  3. Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
  4. Развивать познавательную активность и самостоятельность младших школьников.
  5. Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.
  6. Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям обучающихся, применять полученные знания на практике.
  7. Воспитывать языковое чутье.

Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом родителей и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.

Общая характеристика курса

Программа «Русское правописание» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:

  • формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
  • развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
  • развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).

Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Русское правописание» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:

  • Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
  • Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
  • Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
  • Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
  • Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
  • Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на занятиях регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Упражнения и задания, используемые в программе, позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

Показателями эффективности занятий будут являться критерии:

  • самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;
  • активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
  • результаты выполнения итоговых форм контроля.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

  • повышение познавательного интереса к изучению русского языка;
  • развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
  • повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
  • развитие личности второклассников

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

  • участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;
  • заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

  • приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
  • участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня

Программа предусматривает использование методов обучения:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);

- наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);

- практические (устные, письменные, графические упражнения);

- проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

- самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

- игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Формы проведения занятий

- индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);

- работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);

- групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);

- фронтальная.

Планируемые результаты изучения курса

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

В мире звуков и букв

К истокам слова

Секреты красноречия

Корзина знаний

-следить за правильностью своей речи и речи собеседника;

-толковать значения слов;

-составлять игры со словами;

-использовать в своей речи пословицы;

- работать со словарями

- пользоваться  крылатыми выражениями в своей речи;

-работать с литературными источниками;

- предвидеть свой уровень усвоения знаний.

а) Регулятивные УУД:

- работать по плану, планировать свои действия;

- высказывать и доказывать свою точку зрения;

- анализировать свою работу;

- удерживать учебную задачу;

-выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;

- вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

б) Познавательные УУД:

- пользоваться и ориентироваться  в орфографическом и толковом словарях;

-анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;

- использовать общие приемы решения задачи;

- контролировать и оценивать  процесс и результат деятельности;

- выделять необходимую информацию из литературных источников;

- строить рассуждения.

в) Коммуникативные УУД:

 - конструировать разные предложения, строить и вести  диалог.

- уметь слушать и слышать речь собеседника;

- уметь договариваться при совместной работе;

- ставить вопросы, обращаться за помощью;

- формулировать собственное мнение.

-определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;

-учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;

-нести ответственность за свои поступки;

- быть способным к саморазвитию;

-осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;

-уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность.

Содержание курса

 

Название раздела

Краткое содержание

Кол.

часов

В мире звуков и букв

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». 

4

К истокам слова

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. 
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Слова – антонимы. Игра со словами – антонимами. 

12

Секреты красноречия

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

5

Корзина знаний

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы

6

Итого

28 часов

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Тема занятий

Кол

час.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Сроки

План

Факт

1

В мире звуков и букв –  4  часа

В гостях у тетушки Фонетики

1

Вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель,  искать  и  выделять необходимую информацию.

2

Удивительные невидимки звуки

1

Задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение.  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Использовать проектный способ познания, методы исследования, сравнивать и экспериментировать.

3

Играем в прятки с буквами

1

Сотрудничать в ходе групповой работы.  Использовать современные источники информации, группировать различные объекты и факты. Формулировать собственное мнение.

4

Игры с буквами и словами

1

Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

5

К истокам слова – 12 часов

В гостях у слова

1

Сотрудничать в ходе групповой работы.  Использовать современные источники информации, группировать различные объекты и факты.

6

Тайны слов

1

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. Искать нужную информацию в справочной литературе. Делать обобщения, выводы.

7

Слова-братья

1

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. Искать нужную информацию в справочной литературе. Делать обобщения, выводы.

8

Слова-наоборот

1

Задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Формулировать собственное мнение.

9

Превращение слов 

1

Работать в группе. Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения, сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям.

10

Путешествие в страну вежливых слов

1

Работать в группе. Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения, сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям.

11

Выбор друзей в стране слов

1

Формулировать собственное мнение. Сотрудничать в ходе групповой работы.  Использовать современные источники информации, группировать различные объекты и факты.

12

Истории о происхождении слов

1

Работать в группе. Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения, сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям.

13

В музее старых слов

1

Вступать в диалог, аргументировать своё мнение.  Использовать  различные методы исследования материала.

14

Слова – пришельцы

1

Слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, задавать вопросы.  Осуществлять анализ, синтез, сравнение и классификацию.

15

К несметным сокровищам страны слов

1

Формулировать собственное мнение. Сотрудничать в ходе групповой работы.  Использовать современные источники информации,  группировать различные объекты и факты.

16

Корзина знаний

1

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.  Строить  рассуждения в форме связных простых умозаключений об изучаемой проблеме, делать выводы.

17

Секреты красноречия – 5 часа

Русская пословица – во всех делах помощница

1

Работать в группе. Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения, сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям.

18

Сказочные фразеологизмы

1

Задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение.  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

19

Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я

1

Задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение.  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать проектный способ познания, методы исследования, сравнивать и экспериментировать.

20

Игры с пословицами и поговорками.

1

Слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, задавать вопросы

21

В стране Сочинителей

1

Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

22

Корзина знаний – 6 часов

Сказки о частях речи

1

Точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в

 процессе дискуссии. Решать творческие задачи, представлять  результаты своей деятельности в различных формах.

23

Король Текст и королева Грамматика  

1

Слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, задавать вопросы

24

Кто командует «Корнями»?

1

Формулировать собственное мнение. Задавать  вопросы,  аргументировать и отстаивать своё мнение. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать проектный способ познания, методы исследования, сравнивать и экспериментировать.

25

В королевстве ошибок

1

Задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить логическую цепь рассуждений  

26

Грамматическая арифметика

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.  Делать обобщения, выводы.

27

Грамматическая эстафета

Слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, задавать вопросы

28

Поединок грамотеев

1

Вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Занимательный русский язык" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Курагина Н.И.).

Программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты нача...

Рабочая программа курса "Занимательный русский язык" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык". Курс предназначен для начальной школы 1-4 класс. В работу входит рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Пр...

Рабочая программа по предмету Русский язык (полный курс) 1 класс (ЗПР)

Данная программа для учащихся 1-х классов с ОВЗ (ЗПР), включает в себя: обучение грамоте (чтение, письмо), русский язык (систематический курс), развитие речи...

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» 4 класс

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного  стандарта  начального общего образования и авт...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...

Рабочая программа курса «Секреты русского языка»

Главной целью курса  является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку...