составление рассказа – описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» 2 класс 1 отделение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Григорьева Елена Владимировна

Сставление рассказа-описания по картине Шишкина "Утро в соснвом лесу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rasskaz_-opisanie_shishkin.doc417.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: составление рассказа – описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

/1-й урок из 2-х/

Цели: развивать интерес детей к рассматриванию картин, формировать умение составлять рассказ – описание по картине.

Ход урока

I. ОНУ

  • Вопросы за экраном

- Который сейчас урок?

- Какой сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроке развития речи?

/на уроке развития речи мы учимся: правильно говорить и писать, думать, отвечать на вопросы, читать/

- Зачем мы учимся?

/мы учимся чтобы быть грамотными/

- Что значит быть грамотными?

/грамотным называют человека, который умеет правильно говорить, читать и писать/

II. Основная часть урока

  • Актуализация знаний    

- Ребята, кто из вас был в музее? В каком?

- Что вы там видели?

- Сегодня на уроке мы отправимся в Третьяковскую галерею.

- Кто из вас знает где находится Третьяковская галерея?

(У.) -  В Третьяковской галереи собраны произведения великих русских живописцев (художников)

  • Библиографические сведения о художнике

-Чтобы узнать с творчеством какого художника мы познакомимся вам необходимо

 прочитать текст.

Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии.

С детства любил рисование и чтение. Главная тема его творчества – природа.

Его называли «певцом русской природы». Художником написано 292 (двести девяносто две) картины.

 - Будем отвечать на вопросы.

1. с творчеством какого художника мы сегодня познакомимся?

2.  что вы узнали об этом художнике, спроси у Иры Настя. 

/Ира, когда родился …/

Ира спроси у Акулины

/Акулина, что в детстве любил делать Шишкин/……

(у) – Рассмотрите репродукции самых известных картин И.И.Шишкин.

- Определите в каком жанре изобразительного искусства выполнены эти работы?   /Эти работы выполнены в жанре – пейзажа. /

- Скажи по-другому, Настя.   /Шишкин писал пейзажи/

  • Целеполагание

- Сегодня мы будем учится описывать картину (составлять рассказ – описание по картине)

- Что значить описать картину?

/Описать – значит рассказать, что изображено на картине/

- Откройте учебник на 81 – ой странице  и рассмотрите репродукцию картины «Утро в сосновом лесу»

  • Беседа по содержанию картины и словарная работа

- Рассмотрите репродукцию картины. Вам понравилась эта картина или нет ?

/ Эта картина мне понравилась, она произвела на меня приятное впечатление.

Мне репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» не понравилась, потому что .../

- Рассмотрим картину внимательно.

- Прочитайте слова. Какие слова не знакомы?

/Словарь: раннее, летнее, сказочный, дремучий, величественный, могучие, высокие,

поваленное, сломанное, шаловливые, маленькие, любознательные, играют, резвятся, смотрит, наблюдает /

-Какое время года изображено на картине? Почему?

/На картине изображено лето/

- Какое время суток изобразил художник?

/Я думаю художник нарисовал утро/

Мне кажется автор картины изобразил  утро/

  • Подберите имена прилагательные к слову «утро»

Утро (какое?) – раннее, летнее

  • Составьте предложение

/Художник нарисовал раннее летнее утро/

- Что ещё изображено на картине?

/ На картине нарисован  - ….. лес, сосны/

  • Подберите имена прилагательные к словам «лес», «сосны»

Лес (какой?) – величественный, сказочный, дремучий

Сосны (какие?) – высокие, могучие

  • Составьте предложение

/Мы видим сказочный лес. Могучие и высокие сосны.

На картине мы видим высокие могучие сосны в сказочном лесу. /

- Кого и что вы видите в центре картины?

/ В центре картины я вижу – четырех   медведей, трех медвежат и мать – медведицу, сломанное дерево, сломанную сосну, поваленное дерево)

  • Подберите имена прилагательные к слову «сосна, медвежата»

Сосна (какая?) – сломанная, поваленная

Медвежата (какие?) – шаловливые, любознательные, маленькие

- Что делают медвежата? /играют, резвятся/

- Играют (на чём?) на сломанном дереве

  • Составьте предложение

Шаловливые медвежата играют на поваленной сосне.

- Что делает мать-медведица? / наблюдает, смотрит/

  • Составьте предложение

Медведица наблюдает за медвежатами.

 - Что мы сделали?

/Мы рассмотрели внимательно картину и рассказали, что мы на ней увидели/

 - Сейчас мы немножко отдохнём.

  • Физминутка

Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся и садись.

  • Составление плана описания картины

- (з/э) Будем составлять рассказ. Что будем делать?

- Сколько частей будет в тексте рассказа?

/ в рассказе - 3 части/

- Назови   части рассказа, Марго.

  1. /Вступление
  2. Основная часть
  3. Концовка/

-  О чём надо рассказать в 1 части ?

/ …о художнике и его картине/

- Какими словами  можно начать рассказ ?

  • /Передо мной картина И. И. Шишкина « … ».
  • Я смотрю на картину … . Это пейзаж./

- При помощи карточки-информатора №1  попробуйте выбрать вступление к вашему рассказу

- О чём надо рассказать во второй части?

/ описать картину; о лесе, о медведях/

- О чём надо рассказать  в 3 части?

/Моё отношение к картине, мои мысли и чувства/

- Какими словами можно закончить рассказ?

  • /Мне понравилась … .
  • Смотрю на картину и … .
  • Картина вызывает у меня … .

При помощи карточки-информатора №2  попробуйте выбрать концовку  к вашему рассказу

  • Устное описание картины

- Кто попробует составить рассказ с опорой на план, словарь и карточки-информаторы? 

/рассказы детей по плану с опорой на словарь/

- Что мы делали?

/Мы описывали картину и составляли рассказ./

- Как называется такой текст (рассказ) ?

/такой текст- называется текст-описание/

  • Запись рассказа-описания

- Ребята, а теперь приступайте к записи рассказа – описания.  

- Каждая часть текста начинается с красной строки.

- Предложения текста записаны с заглавной буквы, в конце - точка.

III. Итог урока

  • Вопросы в конце урока

- с творчеством какого художника мы познакомились?

- какую картину описывали?

  • Рефлексия

- Трудно ли Вам было составить рассказ – описание по картине?

- Где испытывали затруднения?

- Понравилась ли вам эта работа?

  • Домашняя работа

- составить словосочетания и предложение

Карточка:

  1. Составь словосочетания

Словарь: раннее, летнее, сказочный, дремучий, величественный, могучие, высокие,

поваленное, сломанное, шаловливые, маленькие, любознательные, играют, резвятся, смотрит, наблюдает

утро -_________________

лес -__________________

сосны - _______________

сосна - ________________

медвежата - ___________

медведица - ___________

  1. Составь предложение из слов
  • На, изображено, утро, картине, летнее
  • Играют, шаловливые, медвежата, сломанной, сосне, на
  • Медведица, за, наблюдает, медвежатами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу", урок развития речи в 3 классе ...

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе. УМК Школа России. В презентации: ход урока, портрет Шишкина И.И., иллюстрации его картин....

Сочинение по картине И.И. Шишкина\'\'Утро в сосновом лесу\'\'.

Сочинение-описание картины, 2 урока, 4 класс, +презентация....

презентация на тему "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Презентация содержит материал для подготовки и написания сочинения  по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу". Ресурс имеет 24слайда, на которых , помещены портреты художника, братьев Третьяк...

Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:  развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине.Планируемые результаты: Предметные:- знать понятие ...

Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»»Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине. Задачи у...