Сочинение по картине И.И. Шишкина''Утро в сосновом лесу''.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Сочинение-описание картины, 2 урока, 4 класс, +презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_etap.doc | 59.5 КБ |
1_etap.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине И.И.Шишкина
«Утро в сосновом лесу».
Продолжительность: 2 урока.
Класс: 4
Технологии: информационно – коммуникативные
Практическая реализация: в 2012-2013 учебном году.
Задачи урока:
Образовательные:
- Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
- Совершенствовать умения определять тему и основную мысль картины.
- Учить детей собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
- Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.
Развивающие:
Способствовать - развитию наблюдательности, образного мышления, целостности восприятия произведения живописи;
- развитию речи учащихся посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их;
- обогащению активного и пассивного словаря учащихся;
- развитию умения редактировать текст.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию интереса к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям; воспитанию чувства любви к родной природе, к своей Родине.
Оборудование:
- Портрет И.И. Шишкина, К.П.Савицкого.
- Репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
- Выставка произведений художника.
- Аудиозапись «Утро» Э. Григ.
- Дневники путешественников.
- Видеозапись путешествия на поезде по тайге.
- Презентация «Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Литература: Н.В.Краснов «Беседы по искусству в начальной школе» (издательство «Искусство», Москва), М.Р. Львов «Методика развития речи младших школьников» (Просвещение. Библиотека учителя начальных классов), «И.И.Шишкин» (мастера русской живописи).
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию картины._Подведение итогов 1-ого этапа. Постановка цели 2-ого этапа.
- Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Это – второй этап нашей работы. Слайд 1,2
- А какие цели стояли перед нами на первом этапе работы?
/ Познакомиться с биографией художника, его творчеством; собрать нужный
материал к написанию сочинения; провести орфографическую подготовку/
- Какие цели стоят перед нами сегодня?
/ Суметь «прочитать» картину; грамотно оформить свои суждения; подвести
итог нашего путешествия/
- Какие интересные моменты, факты из биографии художника вас удивили,
поразили?
Например: - Однажды, заплутав в незнакомом лесу, встретил ещё одного заплутавшего – старого крестьянина, собиравшего грибы. Художник взвалил обессилевшего старика себе на плечи и ещё несколько часов носил его на себе, пока не вышел на окраину леса. Затем с той же поклажей прошёл ещё несколько километров – доставил крестьянина до самого его дома.
- Смог приручить волчицу, возле логова которой он целое лето работал: научил её брать еду с руки.
- Чтобы подкормить птиц, художник крошил на свою широкополую шляпу с загнутыми краями крошки хлеба, зёрна и т.д, и так работал. И когда птицы слетались на его шляпу, он замирал и стоял неподвижно, как статуя.
- Он не боялся ни медведей, ни волков, ни рысей. «Лесной царь» - так называли его друзья.
- Работал без устали. Иногда простаивал у мольберта от рассвета до поздней ночи, забывал даже о еде.
И т.д.
3.– Русский лес изображён во многих картинах Шишкина. Город Елабуга, где
родился и вырос художник, был окружён непроходимыми дремучими ле-
сами, и впечатления детских лет привели его в конце концов к пейзажной
живописи. Особенно любил Шишкин сосны. Они изображены во многих
его картинах. Приведите примеры. Слайды 3,4,5
4. - Вы самостоятельно познакомились и с творчеством художника. Какие произведения полюбили вы? Почему?
- Назови произведения в подборке. Слайды 6,7,8,9,10
5. И.И.Шишкин говорил: «Россия – страна пейзажей».
- Что мы называем пейзажем? Слайды 11, 12
6. – Мы отправляемся в путешествие на поезде в сосновый лес.
П. Беседа по картине. / На доску вывешена репродукция картины, портреты
И.И.Шишкина, К.П.Савицкого, плакат с надписью
«Какая связь здесь существует?
Как можно назвать художников? (соавторы)/
1. Ответы на вопросы.
Звучит музыка Э.Грига «Утро»
2.Рассматривание картины. Какое впечатление произвела на вас картина?
Слайд 13
3.Что вы видите на ней?
4. Какое время года изображено?
/Да, художник выбрал именно лето, когда лес бывает сочно-зелёным, пышным,
густым/
5. Какое время суток? Как это определили?
/- влажный утренний туман из оврага, наверное, заряжает воздух свежим
лесным ароматом хвои;
- первые лучи солнца, которые пытаются проникнуть вглубь леса;
- первые утренние посетители – медведи/
6. Что изображено на центральном плане картины?
Что делают медведи?
Вы можете предположить, как чувствуют себя медвежата?
А их мать- медведица так же беззаботна, как её детки?
7. Медведи изображены в центре полотна, а что мы видим вокруг?
Почему сломано дерево? (может от бури, может от старости)
8.Опишите деревья, траву.
Какой приём использует художник, чтобы показать, как велики сосны? (верхушки деревьев за пределами рамки)
/ (добавить)Часто в сосновом лесу растут и другие деревья, например, ель, берёза, осина. Но в данном произведении изображены только дремучие сосны./
9..Вы правильно сказали об основных составляющих картины, т.е. о её
композиции. Что такое композиция? Слайд 14
Композиция – это построение, соотношение и взаимное
расположение частей, фигур на картине художника.
10.Картина названа «Утро в сосновом лесу», а почему, например, не
«Мишки в сосновом лесу»? Как вы думаете?
/ Идеально изображено художником состояние природы, т.е.
сосновый бор утром, а медведи лишь удачно дополняют
картину раннего летнего утра в сосновом лесу.
Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы,
торжественной тишины и спокойствия, чувство радости./
11. Можно ли, рассматривая картину, почувствовать тишину и покой?
/ Безветренная погода, кроны деревьев не качаются, не видно птиц или других
зверей. От картины веет спокойствием и торжественной тишиной/
12. Что-то в этом произведении напоминает о присутствии людей? Докажите.
13. Какие цвета использовались в картине? (неяркие, блёклые, тёмные, больше зелёного
Почему? Слайд 13 и коричневого)
/ чтобы показать настоящий таинственный лес, дикую природу, тишину,
показать кусочек жизни таинственного соснового бора во всей его красоте.
Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным
и полный тайн./
14. Какое настроение придает пейзаж этой картины?
/ Гордость, радость за нашу Русь, с её богатейшими лесами, красотами при-
роды; восхищение работой художника и т.д./
Известный художник В.М. Васнецов говорил:
«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы
хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного, тихого
и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные
тихой поэзии леса»
15. Какова же главная мысль произведения ?
Показать красоту родной природы, торжества жизни, любовь к
Родине.
Ш. Составление плана. /работа в группах на листочках/ Предложить выбрать нужные пункты плана для сочинения. слайд 15
План.
- Утро.
- Утро в сосновом бору.
- Начало нового дня.
- Лесная глушь.
- Глухомань.
- Глушь.
- Мохнатая семейка.
- Медведи.
- Забавные медвежата.
- Моё отношение к картине.
- Почему в плане утро в сосновом бору (лесу) написано без кавычек?
1V. Самостоятельная работа над текстом сочинения. ( памятки)
Редактирование.
Самопроверка. (памятка)
1. Прослушать сочинения учеников.
2.Послушайте сочинения ваших сверстников по данной картине. Прочитать.
У. Подведение итогов урока.
Предварительный просмотр:
1 этап «Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Материала у
учащихся должно быть в избытке. В противном случае трудно ожидать успеха»
М.Р. Львов
«Очень важно, чтобы сбор материала для будущего сочинения поднимал уровень общего
интеллектуального развития учащихся, чтобы школьник готовился к сочинению и писал
его на высшем уровне своих знаний и интересов»
М.Р. Львов
№п/п | Дата | Урок | Тема урока | Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | ||||||||
рассмотренный материал | цели | ответственные | ||||||||||
1 | 19.12.12 | литературное чтение | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Э.Григ «Утро», видеофильм «Утро» | - Познакомить с творчеством художника И.И. Шишкина; - учить читать картины, осмысливать их содержа- ние, закреплять представление детей о пейзаже; - способствовать развитию творческого воображения детей, умению составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, расширению словарного запаса учащихся; - способствовать развитию чувств и эмоций детей через восприятие художественных произведений (картины, музыки, видеофильмы), интерес к творчеству художника; - способствовать воспитанию чувства любви к родной природе, к своей Родине | учитель, Лялин Данила | ||||||
2 | 20.12.12 | окруж.мир | Россия – страна лесов. | Докладики «Птицы России», видео «Голоса птиц в природе». | учащиеся | |||||||
3 | 24.12.12 | окруж.мир | Зона лесов. | Заочное путешествие на родину художника И.И.Шишкина. Елабуга. Приуралье. | учитель | |||||||
4 | 28.12.12 | Оформление дневника путешественника (задание на каникулы) | учащиеся, родители | |||||||||
5 | 09.01.13 | русский язык | Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном… | Рабочая страничка (РС) -Упр.321 добавить- гомон, гвалт, галдёж, птичий базар, гам; - видеофильм «Птичий гомон-многоголосье».Автор Зарема Теблоева | учитель, Пихиенко Максим | |||||||
6 | 10.01.13 | окруж. мир | Жаркие пустыни. | -докладики «Птицы России», презентации; | учащиеся, родители | |||||||
7 | 11.01.1 | изобразительное искусство | Беседа по картинам И.Шишкина «Бурелом», «Корабельная роща» | Карташова М.И | ||||||||
8 | 10.01.13 | русский язык | Количественные числительные и их изменение по падежам. | РС. 1) Многозначность слова - бор, дебри; - просклонять боры - глухомань с-с | учитель | |||||||
9 | 11.01.13 | русский язык | Сложные числительные и их изменение по падежам. | РС. Объяснительный диктант. Картина, деревья, луч солнца, глушь, дерево, бодрящая свежесть, скрипят, медвежата, трава, сохраняет, овраг. | учитель | |||||||
10 | 14.01.13 | русский язык | Сложные числительные и их изменение по падежам. | РС. Кроны деревьев - смысловое значение слова кроны; - составление распространён- ного предложения с словом - разобрать предложение по частям речи. | учитель | |||||||
11 | 15.01.13 | музыка | Э.Григ «Ручей»; И. Шишкин «Ручей в лесу» | Новодворская Н.В. | ||||||||
12 | 16.01.13 | литературное чтение | Г. Сенкевич «Янко -музыкант» | РС. Осмысление и закрепление понятий олицетворение , образное сравнение. Практическая работа в группах (по тексту) | учитель | |||||||
13 | 16.01.13 | русский язык | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений. | РС. Письмо с комментированием. 1.Человек, возня, резвятся, весёлая семейка, здесь, сквозь, тишина, пробились, 2.позолотили (ч-р) | учитель | |||||||
14 | 17.01.13 | русский язык | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений. | РС. Осмысление и закрепление понятий олицетворение , образное сравнение. Практическая работа в группах по картине. | учитель | |||||||
15 | 22.01.13 | светская этика | Образцы культуры народов. «Искусство – учебник жизни» Н.Г.Чернышевский | - Картины ИИ.Шишкина - Жанна Бичевская «Ах, как птицы поют!» видеофильм | учитель | |||||||
16 | до 29.01.13 | Оформить материал «Птицы России» на стенде. | Редколлегия Ответственный – Золотарёв Е. | |||||||||
17 | 30.01.13 | литературное чтение | В.Лидин «Завет» | Найти отрывок в тексте, в котором дано описание пробуждения нового дня. Контрольное списывание отрывка, отыскание сравнений. | учащиеся самостоятельно | |||||||
18 | 06.02.13 | русский язык | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | РС. (карточка) домашнее задание(исключаем повтор) 1.Медвежата (кто?), (они какие?), ( что делают?) 2. Опишите медведицу (кто?), (какая?), (что делает?) 3.Деревья (какие?) 4. Лес (какой?) | учащиеся самостоятельно | |||||||
Вывесить портреты И.И. Шишкина и К.А. Савицкого. Какая связь здесь существует? Как можно назвать художников? (соавторы) | ||||||||||||
19 | 05.02.13 | русский язык | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | РС. Задание: решить орфографические задачи, разобрать слова по составу. Вз…шло, к…с…лапые, ра ? ее, в др…мучем, …хр…няет, ро…кие. | учащиеся самостоятельно | |||||||
20 | 06.02.13 | русский язык | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | Фразеологизмы: медвежья услуга (причинить вред), медвежий угол (захолустье), медвежьи объятия (тяжёлые) | учитель | |||||||
21 | 07.02.13 | кл.час | Берегите природу! Красная книга Волгоградской области. | Коложвари Василина Анатольевна – начальник отдела экологического просвещения ГБУ Волгоградской области «Природный парк «Волго – Ахтубинская пойма». | По инициативе Горбуновой Даши и её папы Горбунова Сергея Евгеньевича | |||||||
22 | 08.02.13 | русский язык | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | Решение орфографических задач, составление плана. Тих… и безлюдно в сосновом лесу. Но лес живёт. Синиц… и корольки (п…) пискивают в чащ,,, с…сновых и еловых ветвей. Изредк… барабан ...т дятел по сухому суч ?ку. Пронесё[ца] иногда над вер- шинами дерев ? ев с шумом стайка кл...стов. Золотоголо- вая овсянка прозв…нит на лесной опушк… незатейли- вую песенку. Глубоко в гнез- де попискивают её птенц…. Везде и всюду необходимо бережное отношение к безобидным крылатым зверькам, ж...вущим уд…вительной и таинствен- ной жиз ?нью ! Уточнить план.
- Тихо в лесу. - Тихо и безлюдно в лесу. 2. – Жизнь в лесу. - Трудолюбивый на- род – птицы. - Жизнь птиц в сосно- вом лесу. 3– Берегите природу! - Природа в опасности! - Берегите птиц! | Учитель, ученики | |||||||
23 | 11.02.13 | русский язык | Домашнее задание дополнить повторением памяток «Как писать сочинение?», «Как обдумывать текст?», «Как писать без ошибок?» | учащиеся самостоятельно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.И.Шишкин "Утро в сосновом лесу". Сочинение по картине.
Сочинение по картине И.И.Шишкина . Презентация и конспект урока....
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу", урок развития речи в 3 классе ...
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе. УМК Школа России. В презентации: ход урока, портрет Шишкина И.И., иллюстрации его картин....
Технологическая карта урока. Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Технологическая карта урока комплексного применения знаний. В современной школе учащиеся начальной школы часто пишут сочинения и изложения. Учитель такой урок должен приготовить очень подро...
Презентация по русскому языку на тему "Составление рассказа по репродукции картины И.Шишкина "Утро в сосновом лесу".
Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку русского языка во 2 классе по теме : «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в...
Изложение текста-описания по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Изложение текста-описания по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу". Урок развития речи в 4 классе....
Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина "Дождь в дубовом лесу"
Подготовка к сочинению по картине И. Шишкина "Дождь в дубовом лесу" на уроке литературного чтения в 3 классе по УМК "Перспектива"...