Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Есина Ольга Валерьевна

«Занимательный русский язык» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx206.06 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\YesinaOV\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.809\Scan0013.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой. Курс «Занимательный русский язык» разработан как дополнение к курсу «РПС» (развитие познавательных способностей) для начальной школы.

 Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

На курс «Занимательный русский язык» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 учебных недели), всего 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

- представление о своей этнической принадлежности;

- становление чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, за великое достояние российского народа — русский язык;

- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность);

- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

 - осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам;

- представление о языке как развивающемся явлении; представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

- положительное отношение к языковой деятельности;

- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей.

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-значимые части слова;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных;

-признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

-анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

-находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

  1. Тематическое планирование

Тема урока

Виды деятельности

Результаты изучения курса

Кол-во часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1

И снова о русском языке…

И снова о русском языке! Беседа о красоте и богатстве народной речи. 

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

2

Крылатые слова и афоризмы

Беседа о богатстве лексики русского языка

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

3

Копилка занимательных заданий

Конкурс на знание пословиц и поговорок

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

1

4

Игротека

Играть со словарными словами

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

5

Об именах

Какие бывают имена? Разнообразие имён и их форм.

Познавательные: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога

1

6

О русских фамилиях

Древнерусские имена.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

1

7

В поисках сбежавших головоломок

Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

1

8

Игротека

Подбирать рифмующиеся слова.

Сочинять рифмовки

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

9

Мы играем в логогрифы

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов ответов

Регулятивные: планировать решение учебной задачи Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме             Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

1

10

Учимся распознавать речевые ошибки

Учимся распознавать речевые ошибки.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руковод­ством учителя и самостоятельно

1

11

Коллекция заморочек

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выражать свои мысли, чувства в словесной форме.

Познавательные: понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор.

1

12

Игротека

Творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

1

13

Ох уж эти фразеологизмы!...

Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности,

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его;

1

14

Работаем над рифмами

Беседа о рифмах.

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

15

Словесные забавы

Игра «Прятки» Нахождение в составе слов другие слова.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

1

16

Игротека

Игра «Слова рассыпались»

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его;

1

17

Продолжаем работу над фразеологизмами

Нахождение фразеологизмов в речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место                                

Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям                

Коммуникативные: выполнять учебные действия, используя речь про себя

1

18

Русские пословицы и поговорки

Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем: корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы                          

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

1

19

Ассорти для любителей русского языка

Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

1

20

Игротека

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

21

И снова о фразеологизмах

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

22

Однородные члены предложения

Выделение однородных членов предложения

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания:

Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

23

Ошибочка вышла!...

Решение занимательных заданий

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу;

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руковод­ством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

24

Игротека

Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень»

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.)

1

25

Про омонимы и их разновидности

Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению.

Регулятивные: умение вычитывать информацию из текста.

Коммуникативные: использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции.

Познавательные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций

1

26

Еще немного фразеологизмов

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста

1

27

В стране Перевертундии

Решение занимательных заданий

Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

28

Игротека

Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте

Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выпол­няя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

1

29

Что такое «паронимы»

Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его;

1

30

Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

31

31 июня

Решение занимательных заданий

Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника, в памятках);

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

32

Игротека

Повторение: паронимы, словарные слова

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме            

Познавательные: работать с графической информацией

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника              

1

33

Повторяем…

Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы. Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания              Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

34

Повторяем…

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания              Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

Итого  

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программа курса РПС (развитие познавательных способностей), Л. Мещенкова.
  2. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Методическое пособие. 4 класс.
  3. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь. 2 части. 4 класс.
  4. С.А. Сидорова «Игры-загадки на уроках русского языка в начальной школе».
  5. И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи у младших школьников».
  6. Т.В. Розе. Большой фразеологический словарь для детей.

Печатные пособия

Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса.

Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях.

Словари всех типов по русскому языку.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
  2. Материалы: бумага (писчая).

Экранно-звуковые пособия

  1. Видеофильмы, соответствующие тематике программы «Занимательный русский язык».
  2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «Занимательный русский язык».

Технические средства

  1. Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Персональный компьютер.
  3. Проектор.
  4. Интерактивная доска.

Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...