Технологическая курта урока по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Труфанова Надежда Сергеевна (г.о.Королёв, мкр. Юбилейный МБОУ СОШ №8, учитель начальных классов, E-mail: nadezhdatrunova13@yandex.ru).
Предмет, класс | Русский язык, _3 класс | |||
УМК, автор программы | Школа России, В.П. Канакина | |||
Учитель | Труфанова Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 | |||
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний | |||
Тема урока, № урока в рабочей программе | №33: "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне" | |||
Цель урока | 1.Формирование умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. 2.Развитие умений отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный. | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | |
-формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой; - обогащать словарный запас учащихся. | - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся. | - воспитывать дружеское отношение между детьми, уважение к обычаям русского народа. | ||
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | ||
-умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме. | Познавательные УУД: -умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; -извлекать информацию, представленную в разных формах; Регулятивные УУД: -умение проговаривать последовательность действий на уроке; -обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; -определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -высказывать свою версию; -работать по плану; -находить и исправлять ошибки самостоятельно; Коммуникативные УУД: -умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; -работать в паре; - оформлять свои мысли в устной форме; Личностные: - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. | |||
Методическое обоснование урока | Урок спроектирован с использованием технологии кейс-стади, которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. | |||
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | |
Учебник 1 часть – с.117 Работа с карточками. | Видеоряд Петра Ильича Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года». | Мультимедийный проектор, компьютер |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Создание проблемной ситуации (знакомство с кейсом) | Обучающимся предоставляются кейсы. Их изучение создаёт проблемную ситуацию, порождающей удивление и интерес. В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. | Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю каждый в классе – гений, Но без труда талант не впрок Мне важно каждое из мнений – Мы вместе сотворим урок! | Психологический настрой. |
2. Формулирование проблемы | Постановка учебной задачи Постановка учебной цели урока | На доске: «Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, праздник ли». (А. Митяев) - Прочитайте эпиграф к нашему уроку. - Подумайте, почему так говорят? Запишите пословицу в тетрадь. У нас с вами будет минутка красивого письма. 1) Слово учителя: Русский народ гордится своими обычаями. Особенно ярко они демонстрировались при проведении народных праздников. Наш урок мы посвятим одному из них. Название этого праздника вы определите сами. Посмотрите на экран: Рождество Пасха Спас Яблочный Масленица Троица Иван Купала Крещение - Какой из этих народных праздников связан с началом весны? 2) Чтобы проникнуться духом этого праздника, предлагаю вам посмотреть зарисовку. Сейчас вы увидите, картины известных русских мастеров, в сопровождении музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года». - Поделитесь своими впечатлениями. Что заинтересовало? - Как изменились ваше настроение, чувства? Слово учителя: В народе говорят: «Масленица пришла – в гости нас позвала». А праздновали Масленицу целую неделю. - Определите лексическое значение слова «неделя». Неделя – это семь дней. Вспомни их название и запишем в тетрадь. Учитель диктует слова: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. - Какое слово не является словарным? Почему? - Какой частью речи являются записанные слова? - Определите род существительных? | Читают пословицу (про себя). Ответы детей. Записывают пословицу. Читают названия праздников. Ответы детей (Масленица). Просмотр видеоряда. Ответы детей. Ответы детей. Запись словарных слов. Один ученик работает у доски. Ответы детей (Среда - средний). Работают в тетради. Один ученик работает у доски. |
3. Выдвижение версии решения проблемы | Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты | Каждый день Масленицы имеет своё название, сопровождается определёнными действиями, правилами поведения. Понедельник на масленичной неделе назывался «Встреча». В этот день люди старались от души наиграться в снежные игры. Они лепили снеговиков, строили снежные крепости. Так прощались с зимой и готовились встретить весну. - Какое слово, принято говорить при встрече? В уважительной форме мы говорим «Здравствуйте». Послушайте, как красиво про это слово сказал Виктор Солоухин (учитель читает): «Что с тобой мы друг другу сказали? Просто «Здравствуйте», Больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь? - Обратите внимание на выделенные слова. Что их объединяет? Определите тему нашего урока. - Какую цель урока поставим перед собой? Второй день Масленицы называется «Заигрыш». В этот день все играли и забавлялись от души. Предлагаю и вам поиграть, порезвиться, народ потешить! Физкульт. минутка «Сугробы и Снежинки» Послушайте, пожалуйста, правила игры. Мы мороза не боимся, Мы внимательны во всём, Скажу «сугробы» - мы садимся, Скажу «сосульки» - все встаём. Как скажу «снежинки» - кружимся, «Ёлочка» - хлопаем руками. Кто из вас внимательный Мы сейчас узнаем. | Ответы детей. Прослушивание стихотворения. Ответы детей. Ответы детей (закрепить знания о правописании слов с непроизносимыми согласными, узнать о празднике Масленица). Слушают правила. Выполняют движения. |
4. Обобщение имеющихся знаний, фактов, понятий, явлений. Планирование деятельности. | Используются либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества), либо подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики) | Слово учителя: Вот и наступила среда. Она на масленичной неделе называлась «Лакомка». В этот день все ели так, будто старались наесться на весь год! Было поверье, что, если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде. Основное лакомство мы узнаем, выполнив следующее задание в парах. Задание на карточке: Прочитай. Составь из предложений текст, ориентируясь на смысл. В радос__ные дни Масленицы полагалось всех угощать лучшими яствами. Много весёлых праз__ников на Руси. Царём стола были извес__ные русские блины. Одним из любимых был праз__ник прощания с зимой - Масленица. Прочтите текст, который у вас получился. - Какие орфограммы вставили в слова? Объясните. Продолжение к этому тексту мы запишем под диктовку: И покатилось февральское солнце блином через снежные поляны. Подчеркните грамматическую основу в данном предложении. Разберите имена прилагательные по составу. | Работа в парах. Записывают предложение под диктовку. Один ученик у доски. Подчёркивают ГО. Разбирают имена прилагательные по составу. Один ученик у доски |
5. Поиск решения (открытие нового знания) | Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. | В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день называют «Разгулом». В старину это был день самого шумного и отчаянного веселья. А для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивались кулачные бои. -Но это были бои по правилам: -Не класть в кулак тяжёлого. -Ниже пояса не бить. –По затылку не колотить. -Вдвоём на одного не нападать. -И до смерти никого не забивать. Кто всех побеждал кулаком, весь год был самым главным силачом. Вам же я предлагаю побороться за звание «Главный знаток непроизносимых согласных». Работать будете самостоятельно, а результат узнаете завтра. Задание на карточке/ Проверь себя: К словам левого столбика подбери синонимы (близкие по значению слова) из правого столбика. Соедини. Вставь непроизносимые согласные. Правдивый радос___ный героический доблес__ный печальный праз__ничный весёлый чес__ный торжественный ярос__ный гневный грус___ный Совместная проверка - Какое слово «лишнее»? Почему? | Работают самостоятельно. Совместная проверка |
6. Выражение решения. | Обобщают, делают вывод по проблеме. | Слово учителя: Пятница называлась «Тёщины вечёрки», а суббота «Золовкины посиделки». Тёща, золовка – э то всё родственники. Родные ходят друг к другу в гости и угощаются блинами. А так как блины на масленичной неделе пекли каждый день, то и называли каждый день по- разному. Посмотрите на проектную доску. Образуйте слова с корнем - блин- при помощи суффиксов. ЕЦ ИЩ БЛИН ЧИК ОК ОЧЕК А в последний день масленицы блин назывался «царским». Первый блин, испечённый в понедельник, предназначался душам усопших, тем, кого нет снами. Всем вам знакома пословица: «Первый блин комом». Комом мне будет блин, если я забуду, для кого он предназначен. | Записывают однокоренные слова. |
7. Приведение единичных знаний с систему | Создание условий для формулирования выводов (учениками!) по изученным материалам. | А закончить наш урок я бы хотела старинной русской пословицей из «Толкового словаря живого великорусского языка » Владимира Ивановича Даля: «В каком народе живёшь, того обычаев и держись». Обычаи, связанные с праздником Масленицы, передаются из поколения в поколение, соблюдались вашими предками, соблюдаются вашими родителями. Я очень хочу, чтобы вы унесли с нашего урока частичку добра, света, прониклись уважением к обычаям русского народа | |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Заканчивалась неделя Прощёным воскресеньем. В этот день православные просили прощение у родных и знакомых. При этом говорили друг другу: «Прости меня». Просили прощение и прощались с Масленицей, которая должна была унести с собой все обиды, горести, печали. Давайте и мы с вами запишем на листочках то плохое, о котором вы хотели бы забыть. Листочки мы уберём в конверт. Его мы сожжём на масленичной неделе, которая в этом году будет отмечаться с 7 по 13 марта. | Работают на листочках |
9. Информация о домашнем задании | Даются разноуровневые задания | Узнайте рецепт приготовления в вашей семье, запишите его на листочке, оформите как творческую работу. | Записывают информацию о домашнем задании |
Приложение 1.
К словам левого столбика подбери синонимы (близкие по значению слова) из правого столбика. Соедини. Вставь непроизносимые согласные.
Правдивый радос___ный
героический доблес__ный
печальный праз__ничный
весёлый чес__ный
торжественный ярос__ный
гневный грус___ный
МОЯ ОТМЕТКА: ОТМЕТКА УЧИТЕЛЯ:
Приложение 2
В радос__ные дни Масленицы полагалось всех угощать лучшими яствами.
_______________________________________
Много весёлых праз__ников на Руси.
_______________________________________
Царём стола были извес__ные русские блины.
______________________________________
Одним из любимых был праз__ник прощания с зимой - Масленица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...
Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."
Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...