Технологическая курта урока по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Труфанова Надежда Сергеевна

Урок-кейс. 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Труфанова Надежда Сергеевна (г.о.Королёв, мкр. Юбилейный МБОУ СОШ №8, учитель начальных классов, E-mail: nadezhdatrunova13@yandex.ru).

Предмет, класс

Русский язык, _3 класс

УМК, автор программы

 Школа России, В.П. Канакина

Учитель

 Труфанова Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8

Тип урока

урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№33: "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

Цель урока

1.Формирование умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

2.Развитие умений отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-формировать умение правильно писать слова с  непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;

 - обогащать словарный запас учащихся.

- развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся.

- воспитывать дружеское отношение между детьми, уважение к обычаям русского народа.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

-умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме. 

Познавательные УУД: 

-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

Регулятивные УУД: 

-умение проговаривать последовательность действий на уроке;

-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать свою версию;

-работать по плану;

-находить и исправлять ошибки самостоятельно;

Коммуникативные УУД: 

-умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

-работать в паре;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Методическое обоснование урока

Урок спроектирован с использованием технологии кейс-стади, которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Учебник 1 часть – с.117          

Работа с карточками.

Видеоряд Петра Ильича Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».

Мультимедийный проектор, компьютер


Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создание проблемной ситуации (знакомство с кейсом)

Обучающимся предоставляются кейсы. Их изучение создаёт проблемную ситуацию, порождающей удивление и интерес.

В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок

Мне важно каждое из мнений –

Мы вместе сотворим урок!

Психологический настрой.

2. Формулирование проблемы

Постановка учебной задачи

Постановка учебной цели урока

На доске: «Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, праздник ли». (А. Митяев)

-  Прочитайте эпиграф к нашему  уроку.

-  Подумайте, почему так говорят?

Запишите пословицу в  тетрадь. У нас с вами будет минутка  красивого письма.

1) Слово учителя: Русский народ гордится своими обычаями. Особенно ярко они демонстрировались при проведении народных праздников. Наш урок мы посвятим одному из них. Название этого праздника вы определите сами. Посмотрите на экран:

Рождество

Пасха

Спас Яблочный

Масленица

Троица

Иван Купала

Крещение

- Какой из этих народных праздников связан с началом весны?

2) Чтобы проникнуться духом этого праздника, предлагаю вам посмотреть зарисовку.  Сейчас вы увидите, картины известных русских мастеров, в сопровождении музыкального произведения Петра  Ильича Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла  «Времена года».

 - Поделитесь своими впечатлениями. Что заинтересовало?

- Как изменились ваше настроение, чувства?

Слово учителя: В народе говорят: «Масленица пришла – в гости нас позвала». А праздновали Масленицу целую неделю.

- Определите лексическое значение слова «неделя».

Неделя – это семь дней.  Вспомни их название и запишем в тетрадь.

Учитель диктует слова:

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

- Какое слово не является словарным? Почему?

- Какой частью речи являются записанные слова?

- Определите род существительных?

Читают пословицу (про себя).

Ответы детей.

Записывают пословицу.

Читают названия праздников.

Ответы детей (Масленица).

Просмотр видеоряда.

Ответы детей.

Ответы детей.

Запись словарных слов.

Один ученик работает у доски.

Ответы детей (Среда - средний).

Работают в тетради. Один

ученик работает у доски.

3.  Выдвижение версии  решения проблемы

Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты

Каждый день Масленицы имеет своё название, сопровождается определёнными действиями, правилами поведения.

Понедельник на масленичной неделе назывался «Встреча». В этот день люди старались от души наиграться в снежные игры. Они лепили снеговиков,  строили снежные крепости. Так  прощались с зимой и готовились встретить весну.

-  Какое  слово, принято говорить при встрече?  

В уважительной форме мы говорим «Здравствуйте».

Послушайте, как красиво про это слово сказал Виктор Солоухин (учитель читает):

«Что с тобой мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

- Обратите внимание на выделенные слова. Что их объединяет?

Определите тему нашего урока.

- Какую цель урока поставим перед собой?

Второй день  Масленицы называется «Заигрыш». В этот день все играли и забавлялись от души. Предлагаю и вам поиграть, порезвиться, народ потешить!

Физкульт. минутка «Сугробы и Снежинки»

Послушайте, пожалуйста, правила игры.

Мы мороза не боимся,

Мы внимательны во всём,

Скажу «сугробы» - мы садимся,

Скажу «сосульки» - все встаём.

Как скажу «снежинки» - кружимся,

«Ёлочка» - хлопаем руками.

Кто из вас внимательный

Мы сейчас узнаем.

Ответы детей.

Прослушивание стихотворения.

Ответы детей.

Ответы детей (закрепить знания о  правописании слов с непроизносимыми согласными, узнать о празднике Масленица).

Слушают правила.

Выполняют движения.

4. Обобщение имеющихся знаний, фактов, понятий, явлений. Планирование деятельности.

Используются либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества), либо подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики)

Слово учителя: Вот  и наступила среда. Она на масленичной неделе называлась «Лакомка». В этот день все ели так, будто старались наесться на весь год! Было поверье, что, если хорошо отпразднуешь Масленицу,  не будешь жить в нужде.

Основное лакомство мы узнаем, выполнив следующее задание в парах.

 Задание на карточке:

Прочитай. Составь  из предложений текст, ориентируясь на смысл.

В радос__ные дни Масленицы  полагалось всех угощать лучшими яствами.

Много весёлых праз__ников на Руси.

Царём стола были извес__ные русские блины.

Одним из любимых был праз__ник прощания с зимой - Масленица.

 Прочтите текст, который у вас получился.

- Какие орфограммы вставили в слова? Объясните.

Продолжение  к этому тексту мы запишем под диктовку:

И покатилось февральское  солнце блином через снежные поляны.

Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

Разберите имена прилагательные по составу.

Работа в парах.

Записывают предложение под диктовку. Один ученик у доски.

Подчёркивают ГО.

Разбирают имена прилагательные по составу.

Один ученик у доски

5. Поиск решения (открытие нового знания)

Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день называют «Разгулом». В старину это был день самого шумного и отчаянного веселья. А для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивались  кулачные бои. -Но это были бои по правилам:

-Не класть в кулак тяжёлого.                                          -Ниже пояса не бить.                                                   –По затылку не колотить.                                     -Вдвоём на одного не нападать.                                     -И до смерти никого не забивать.

Кто всех побеждал кулаком, весь год был самым главным силачом.

Вам же  я предлагаю побороться за звание «Главный знаток непроизносимых согласных». Работать будете самостоятельно, а результат узнаете завтра.

Задание на карточке/ Проверь себя:

К словам левого столбика подбери синонимы (близкие  по значению слова) из правого столбика. Соедини. Вставь непроизносимые согласные.

Правдивый            радос___ный

героический                доблес__ный

печальный                праз__ничный

весёлый                чес__ный

торжественный     ярос__ный

гневный                грус___ный

 Совместная проверка

- Какое слово «лишнее»? Почему?

Работают самостоятельно.

Совместная проверка

6. Выражение решения.

Обобщают, делают вывод по проблеме.

Слово учителя: Пятница  называлась «Тёщины вечёрки», а суббота «Золовкины посиделки». Тёща, золовка – э то всё родственники. Родные ходят друг к другу в гости и угощаются блинами. А так как блины на масленичной неделе  пекли каждый день, то и  называли каждый день по- разному.

 Посмотрите на проектную доску. Образуйте слова с корнем  - блин- при помощи суффиксов.

                      ЕЦ

                      ИЩ

БЛИН        ЧИК

           ОК

            ОЧЕК

А в последний день масленицы блин назывался «царским».

Первый блин, испечённый в понедельник, предназначался душам усопших,  тем, кого нет снами. Всем вам знакома пословица: «Первый блин комом». Комом мне будет блин, если я забуду, для кого он предназначен.

Записывают однокоренные слова.

7. Приведение единичных  знаний с систему

Создание условий для формулирования выводов (учениками!) по изученным материалам.

А закончить наш урок я бы хотела старинной русской пословицей из «Толкового словаря живого великорусского языка »  Владимира Ивановича Даля: «В каком народе живёшь, того обычаев и держись».

Обычаи, связанные с праздником Масленицы, передаются из поколения в поколение, соблюдались вашими  предками, соблюдаются вашими родителями.

Я очень хочу, чтобы вы унесли с нашего урока частичку добра, света, прониклись уважением к обычаям русского народа

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Заканчивалась неделя Прощёным воскресеньем. В этот день православные просили прощение у родных и знакомых. При этом говорили друг другу: «Прости меня».  Просили прощение и прощались с Масленицей, которая должна была унести с собой все обиды, горести, печали. Давайте и мы с вами запишем на листочках то плохое, о котором вы хотели бы забыть. Листочки мы уберём  в конверт. Его мы сожжём на масленичной неделе, которая в этом году будет отмечаться с 7 по 13 марта.

Работают на листочках

9. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

Узнайте рецепт приготовления в вашей семье, запишите его на листочке, оформите как творческую работу.

Записывают информацию о домашнем задании

Приложение 1.

К словам левого столбика подбери синонимы (близкие  по значению слова) из правого столбика. Соедини. Вставь непроизносимые согласные.

Правдивый                                               радос___ный

героический                                             доблес__ный

печальный                                             праз__ничный

весёлый                                                     чес__ный

торжественный                                     ярос__ный

гневный                                                         грус___ный

МОЯ ОТМЕТКА:                                   ОТМЕТКА УЧИТЕЛЯ:

Приложение 2


В радос__ные дни Масленицы  полагалось всех угощать лучшими яствами.

_______________________________________

Много весёлых праз__ников на Руси.

_______________________________________

Царём стола были извес__ные русские блины.

______________________________________

Одним из любимых был праз__ник прощания с зимой - Масленица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...