«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ». Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Чумакова Елена Валерьевна

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ».

Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ».

Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса


Слово ведущего: Сегодня мы вас приглашаем в страну Языкознания. Только истинные знатоки  языка, которыми вы являетесь, могут отправляться в это нелегкое путешествие. В пути вам понадобятся ваши знания, смекалка и взаимная поддержка. К путешествию все  готовы? Тогда в путь! Всем счастливого пути.

Перед нами карта страны Языкознания. И первое, что встречается на нашем пути это остров Лексики. Что изучат лексика? Это раздел русского языка, который изучает значения слов. Что такое синонимы, антонимы, омонимы? А знаете ли вы,  какие слова называют омофонимы. Это слова, совпадающие по произношению, но различаются написанием и смыслом.

Итак, первое задание: В предложенном тексте вам надо выбрать из пар слов, записанных в скобках, надо выбрать правильное, а лишнее зачеркнуть.

Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил) дед Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную) мельницу. Мы  (шествовали / шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил) к разжиганию костра, но не учел силу ветра и( ожог/ожёг) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад).

Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут / пруд) за водой, заполнял (бочок / бачок) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал) огуречную рассаду и (луг / лук). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться) физически.

 Жюри подводит итоги.

Наше путешествие продолжается. Мы плывём с вами по морю Морфологии. Что изучает этот раздел русского языка? Правильно, морфология – раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи. Вспомним некоторые из них:

Являюсь я важнейшей частью речи…

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам… (имя существительное)

Определяю я предметы,

они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!  (имя прилагательное)

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Он  лицо имеет, время, вид, залог и наклонение.

Нам с тобой он служит,

С другими частями речи дружит.  (глагол)

 А теперь  задание: а)  Разгадайте кроссворд, в котором спряталось местоимение.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. тибетский бык

я

я

я

я

я

я

я

я

я

я

я

2. английская мера длины

3.парусное судно

4. лиственное дерево

5. Фрукт

6. большой рынок

7. хищная птица

8. животное

9. полудрагоценный камень

10. углубление в земле

11. короткая шлюпка

Ответы: (як, ярд, яхта, ясень, яблоко, ярмарка, ястреб, ягуар, яшма, яма, ял)

Продолжаем наш путь. Наши корабли зашли в залив Синтаксиса. Синтаксис и пунктуация разделы русского языка, изучающие смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении и постановку знаков препинания.

А вот и задания:

а) в данном предложении подчеркните члены предложения:  

Солнечный свет широким потоком бил в мутно-зелёные стёкла окон, стлал в избе золотые половики и, задевая края зеркала, играл на потолке зайчиком.

б) Игра «ДА – НЕТ»  (составь созвездие) 

  1. Если в конце предложения стоит вопросительный знак, то предложение по интонации – восклицательное.
  2.  Если прямая речь стоит перед словами автора, то между ними ставится двоеточие.
  3.  Между однородными членами предложения всегда ставится запятая.
  4.  Однородные члены предложения связаны в предложении только с помощью союзов.
  5.  Прямая речь всегда пишется в кавычках и с большой буквы.
  6.  Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.
  7.  В конце побудительного предложения ставиться восклицательный знак.
  8.  Слова автора после прямой речи пишутся с большой буквы.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДА

НЕТ

Жюри подводит итоги.

Мы причаливаем к полуострову Фонетики. Фонетика – это звуки языка, ударения и слоги. На этом полуострове живёт бабушка – Загадушка, и она оставила для вас письмо, в котором есть загадки. Отгадайте их, запишите ответы и количество букв и звуков в словах-отгадках.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет – ляжет на бочок.

(юла – 3 буквы, 4 звука)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

(заяц – 4 буквы, 5 звуков)

Льётся речка – мы лежим.

Лёд на речке – мы бежим.

(коньки – 6 букв, 5 звуков)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

( ель – 3 буквы, 3 звука)

Ещё одно задание: В данных фразах посчитайте, сколько раз встретятся звуки:

[ Т ]

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики

[ Ж ]

Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.

[ Ш ]

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Жюри подводит итоги.

Мы идём по тропинке, которая привела нас в лес Орфографии. В переводе с  греческого языка – правильно пишу, то есть орфография это система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний. Итак, вашему вниманию предоставляется орфографический диктант. Каждой команде предлагается таблица, в которой записаны орфограммы. Ваша задача заключается в том, чтобы записать слова-отгадки в соответствующие колонки. А вот и загадки:

1.

Меня ждут не дождутся,

А как увидят – разбегутся.

Дождь

2.

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь.

Как зовут меня?

Снегирь

3.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня?

Коньки

4.

Стучат, бренчат, вертятся,

Никого не боятся.

Считают весь свой век,

А не человек?

Часы

5.

Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки.

Лыжи

6.

Горит столб, а дыма нет.

Свеча

7.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

Пчела

8.

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдет –

Тут и пропадёт

Волна

9.

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит

Муравьи

10.

Я великан: вон ту громадную

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

И если я могучей лапою

Слона или верблюда сцапаю,

Я их обоих буду рад

Поднять, как маленьких котят.

Подъёмный кран

11.

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна,

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

Ванна (бассейн)

12.

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене,

Найдется сразу дело мне.

Лестница

13.

Что выше леса, краше света

И без огня горит?

Солнце

14.

В лесу родилась, в воде живет.

Лодка

15.

Махнула птица крылом,

Накрыла весь свет одним пером.

Ночь

16.

Стоит над водой, трясёт бородой.

Камыш

Правописание безударной гласной в корне слова

Снегирь, коньки, свеча, пчела, волна, часы, муравьи

Правописание Ь – показатель мягкости согласного

Дождь, коньки, снегирь

Правописание парных согласных на конце и в середине слов

Дождь, лодка, камыш

Правописание разделительных Ъ и Ь

Муравьи, подъемный кран.

Правописание непроизносимых согласных

Лестница, солнце

Правописание удвоенных согласных

Ванна (бассейн)

Правописание гласных после шипящих

Часы, свеча, лыжи

Правописание Ь на конце существительных после шипящих.

Ночь, камыш

Жюри подводит итоги.

Последнее препятствие на нашем пути: перед нами встают горы Морфемики – это раздел языка, изучающий состав слова и словообразование. На этих горах  растут удивительные цветы: в серединках находятся корни слов, на синих лепестках – приставки, а на красных – суффиксы. Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту составить и записать как можно больше слов (можно добавлять окончания).

на  вы

иц

при

ход

земл

ушк

по от

у   в

дуб

рыб

ищ

за    об

перед

бег

дед

ок

под    от

ник

ов

                к

Друзья! Наше путешествие окончено. Вы старались, как могли. Каждая команда достигла своей вершины знаний. Но кто же оказался немного впереди, нам расскажет жюри.

Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победительница.

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда.

И та награда – в нём самом!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. тибетский бык

я

я

я

я

я

я

я

я

я

я

я

2. английская мера длины

3.парусное судно

4. лиственное дерево

5. Фрукт

6. большой рынок

7. хищная птица

8. животное

9. полудрагоценный камень

10. углубление в земле

11. короткая шлюпка

1

2

3

4

5

6

7

8

ДА

НЕТ

1)

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет – ляжет на бочок.

2)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

3)

Льётся речка – мы лежим.

Лёд на речке – мы бежим.

4)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

[ Т ]

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики

[ Ж ]

Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.

[ Ш ]

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Солнечный свет широким потоком бил в мутно-зелёные стёкла окон, стлал в избе золотые половики и, задевая края зеркала, играл на потолке зайчиком.

Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил) дед Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную) мельницу. Мы  (шествовали / шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил) к разжиганию костра, но не учел силу ветра и (ожёг / ожог) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад).

Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут / пруд) за водой, заполнял (бочок / бачок) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал) огуречную рассаду и (луг / лук). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться) физически.

1.

Меня ждут не дождутся,

А как увидят – разбегутся.

Дождь

2.

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь.

Как зовут меня?

Снегирь

3.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня?

Коньки

4.

Стучат, бренчат, вертятся,

Никого не боятся.

Считают весь свой век,

А не человек?

Часы

5.

Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки.

Лыжи

6.

Горит столб, а дыма нет.

Свеча

7.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

Пчела

8.

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдет –

Тут и пропадёт

Волна

9.

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит

Муравьи

10.

Я великан: вон ту громадную

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

И если я могучей лапою

Слона или верблюда сцапаю,

Я их обоих буду рад

Поднять, как маленьких котят.

Подъёмный кран

11.

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна,

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

Ванна (бассейн)

12.

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене,

Найдется сразу дело мне.

Лестница

13.

Что выше леса, краше света

И без огня горит?

Солнце

14.

В лесу родилась, в воде живет.

Лодка

15.

Махнула птица крылом,

Накрыла весь свет одним пером.

Ночь

16.

Стоит над водой, трясёт бородой.

Камыш

Правописание безударной гласной в корне слова

Правописание Ь – показатель мягкости согласного

Правописание парных согласных на конце и в середине слов

Правописание разделительных Ъ и Ь

Правописание непроизносимых согласных

Правописание удвоенных согласных

Правописание гласных после шипящих

Правописание Ь на конце существительных после шипящих.

на  вы

иц

при

ход

земл

ушк

по от

у   в

дуб

рыб

ищ

за    об

перед

бег

дед

ок

под    от

ник

ов

                к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по русскому языку 4 класс

Деловая игра по русскому языку на уроке  обощения по теме "Глагол". Урок построен в виде деловой игры, заседание редакционного совета газеты. На уроке ведется проектная работа по созданию по...

Интеллектуальная игра по русскому языку. 2 класс.

Интеллектуальная игра по русскому языку. 2 класс....

Игра по русскому языку 4 класс «Своя игра».

Игра по русскому языку 4 класс«Своя игра»Цель:повторение изученного материала;обогащение словарного запаса учащихся;развитие орфографической зоркости;воспитание любознательности и интереса к пре...

Итоговый урок-игра по русскому языку 2 класс

Повторение пройденного во 2 классе...

Итоговый урок-игра по русскому языку 2 класс

Повторение пройденного во 2 классе...

Дидактическая игра по русскому языку. 4 класс. Орфография

·      Дидактическая игра по русскому языку для 4 класса "Орфография"  создана в программе Microsoft Power Point с применением технологического приёма «анимированная сорбонка». ·...

«Путешествие по стране Денег» Деловая игра для учащихся 3-х классов

- Деловая игра по теме: «Путешествие по  стране Денег»Цель: применение и закрепление полученных знаний по теме «Деньги»Задачи:- актуализировать и систематизировать зн...