«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ». Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ».
Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ». Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ».
Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса
Слово ведущего: Сегодня мы вас приглашаем в страну Языкознания. Только истинные знатоки языка, которыми вы являетесь, могут отправляться в это нелегкое путешествие. В пути вам понадобятся ваши знания, смекалка и взаимная поддержка. К путешествию все готовы? Тогда в путь! Всем счастливого пути.
Перед нами карта страны Языкознания. И первое, что встречается на нашем пути это остров Лексики. Что изучат лексика? Это раздел русского языка, который изучает значения слов. Что такое синонимы, антонимы, омонимы? А знаете ли вы, какие слова называют омофонимы. Это слова, совпадающие по произношению, но различаются написанием и смыслом.
Итак, первое задание: В предложенном тексте вам надо выбрать из пар слов, записанных в скобках, надо выбрать правильное, а лишнее зачеркнуть.
Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил) дед Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную) мельницу. Мы (шествовали / шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил) к разжиганию костра, но не учел силу ветра и( ожог/ожёг) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад).
Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут / пруд) за водой, заполнял (бочок / бачок) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал) огуречную рассаду и (луг / лук). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться) физически.
Жюри подводит итоги.
Наше путешествие продолжается. Мы плывём с вами по морю Морфологии. Что изучает этот раздел русского языка? Правильно, морфология – раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи. Вспомним некоторые из них:
Являюсь я важнейшей частью речи…
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам… (имя существительное)
Определяю я предметы,
они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Он лицо имеет, время, вид, залог и наклонение.
Нам с тобой он служит,
С другими частями речи дружит. (глагол)
А теперь задание: а) Разгадайте кроссворд, в котором спряталось местоимение.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 1. тибетский бык |
я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | 2. английская мера длины |
3.парусное судно | |||||||||||
4. лиственное дерево | |||||||||||
5. Фрукт | |||||||||||
6. большой рынок | |||||||||||
7. хищная птица | |||||||||||
8. животное | |||||||||||
9. полудрагоценный камень | |||||||||||
10. углубление в земле | |||||||||||
11. короткая шлюпка |
Ответы: (як, ярд, яхта, ясень, яблоко, ярмарка, ястреб, ягуар, яшма, яма, ял)
Продолжаем наш путь. Наши корабли зашли в залив Синтаксиса. Синтаксис и пунктуация разделы русского языка, изучающие смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении и постановку знаков препинания.
А вот и задания:
а) в данном предложении подчеркните члены предложения:
Солнечный свет широким потоком бил в мутно-зелёные стёкла окон, стлал в избе золотые половики и, задевая края зеркала, играл на потолке зайчиком.
б) Игра «ДА – НЕТ» (составь созвездие)
- Если в конце предложения стоит вопросительный знак, то предложение по интонации – восклицательное.
- Если прямая речь стоит перед словами автора, то между ними ставится двоеточие.
- Между однородными членами предложения всегда ставится запятая.
- Однородные члены предложения связаны в предложении только с помощью союзов.
- Прямая речь всегда пишется в кавычках и с большой буквы.
- Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.
- В конце побудительного предложения ставиться восклицательный знак.
- Слова автора после прямой речи пишутся с большой буквы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ДА | ✷ | ✷ | ✷ | |||||
НЕТ | ✷ | ✷ | ✷ | ✷ | ✷ |
Жюри подводит итоги.
Мы причаливаем к полуострову Фонетики. Фонетика – это звуки языка, ударения и слоги. На этом полуострове живёт бабушка – Загадушка, и она оставила для вас письмо, в котором есть загадки. Отгадайте их, запишите ответы и количество букв и звуков в словах-отгадках.
Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто бы жучок. Захочет – вскачь пройдет немножко, Захочет – ляжет на бочок. | (юла – 3 буквы, 4 звука) | |
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. | (заяц – 4 буквы, 5 звуков) | |
Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим. | (коньки – 6 букв, 5 звуков) | |
Её всегда в лесу найдёшь – Пойдём гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. | ( ель – 3 буквы, 3 звука) |
Ещё одно задание: В данных фразах посчитайте, сколько раз встретятся звуки:
[ Т ] |
Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики |
[ Ж ] |
Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит. |
[ Ш ] |
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. |
Жюри подводит итоги.
Мы идём по тропинке, которая привела нас в лес Орфографии. В переводе с греческого языка – правильно пишу, то есть орфография это система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний. Итак, вашему вниманию предоставляется орфографический диктант. Каждой команде предлагается таблица, в которой записаны орфограммы. Ваша задача заключается в том, чтобы записать слова-отгадки в соответствующие колонки. А вот и загадки:
1. | Меня ждут не дождутся, А как увидят – разбегутся. | Дождь |
2. | Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? -Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня? | Снегирь |
3. | Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих, Что за кони у меня? | Коньки |
4. | Стучат, бренчат, вертятся, Никого не боятся. Считают весь свой век, А не человек? | Часы |
5. | Под гору – коняшки, В гору – деревяшки. | Лыжи |
6. | Горит столб, а дыма нет. | Свеча |
7. | Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой Похлопочет над цветком, Он поделится медком. | Пчела |
8. | По морю идёт, идёт, А до берега дойдет – Тут и пропадёт | Волна |
9. | В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет, Себе город строит | Муравьи |
10. | Я великан: вон ту громадную Многопудовую плиту Я, словно плитку шоколадную, Вмиг поднимаю в высоту. И если я могучей лапою Слона или верблюда сцапаю, Я их обоих буду рад Поднять, как маленьких котят. | Подъёмный кран |
11. | Плещет теплая вода В берегах из чугуна, Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате? | Ванна (бассейн) |
12. | Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене, Найдется сразу дело мне. | Лестница |
13. | Что выше леса, краше света И без огня горит? | Солнце |
14. | В лесу родилась, в воде живет. | Лодка |
15. | Махнула птица крылом, Накрыла весь свет одним пером. | Ночь |
16. | Стоит над водой, трясёт бородой. | Камыш |
Правописание безударной гласной в корне слова Снегирь, коньки, свеча, пчела, волна, часы, муравьи | Правописание Ь – показатель мягкости согласного Дождь, коньки, снегирь |
Правописание парных согласных на конце и в середине слов Дождь, лодка, камыш | Правописание разделительных Ъ и Ь Муравьи, подъемный кран. |
Правописание непроизносимых согласных Лестница, солнце | Правописание удвоенных согласных Ванна (бассейн) |
Правописание гласных после шипящих Часы, свеча, лыжи | Правописание Ь на конце существительных после шипящих. Ночь, камыш |
Жюри подводит итоги.
Последнее препятствие на нашем пути: перед нами встают горы Морфемики – это раздел языка, изучающий состав слова и словообразование. На этих горах растут удивительные цветы: в серединках находятся корни слов, на синих лепестках – приставки, а на красных – суффиксы. Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту составить и записать как можно больше слов (можно добавлять окончания).
на вы | иц | |||||
при | ход | земл | ушк | |||
по от | у в | дуб | рыб | ищ | ||
за об | перед | бег | дед | ок | ||
под от | ник | ов | ||||
к |
Друзья! Наше путешествие окончено. Вы старались, как могли. Каждая команда достигла своей вершины знаний. Но кто же оказался немного впереди, нам расскажет жюри.
Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победительница.
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда.
И та награда – в нём самом!
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 1. тибетский бык | ||||||||||
я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | 2. английская мера длины | ||||||||||
3.парусное судно | |||||||||||||||||||||
4. лиственное дерево | |||||||||||||||||||||
5. Фрукт | |||||||||||||||||||||
6. большой рынок | |||||||||||||||||||||
7. хищная птица | |||||||||||||||||||||
8. животное | |||||||||||||||||||||
9. полудрагоценный камень | |||||||||||||||||||||
10. углубление в земле | |||||||||||||||||||||
11. короткая шлюпка | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||||||
ДА | |||||||||||||||||||||
НЕТ | |||||||||||||||||||||
1) | Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто бы жучок. Захочет – вскачь пройдет немножко, Захочет – ляжет на бочок. | ||||||||||||||||||||
2) | Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. | ||||||||||||||||||||
3) | Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим. | ||||||||||||||||||||
4) | Её всегда в лесу найдёшь – Пойдём гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. | ||||||||||||||||||||
[ Т ] | |||||||||||||||||||||
Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики | |||||||||||||||||||||
[ Ж ] | |||||||||||||||||||||
Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит. | |||||||||||||||||||||
[ Ш ] | |||||||||||||||||||||
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. |
Солнечный свет широким потоком бил в мутно-зелёные стёкла окон, стлал в избе золотые половики и, задевая края зеркала, играл на потолке зайчиком.
Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил) дед Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную) мельницу. Мы (шествовали / шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил) к разжиганию костра, но не учел силу ветра и (ожёг / ожог) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад).
Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут / пруд) за водой, заполнял (бочок / бачок) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал) огуречную рассаду и (луг / лук). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться) физически.
1. | Меня ждут не дождутся, А как увидят – разбегутся. | Дождь |
2. | Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? -Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня? | Снегирь |
3. | Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих, Что за кони у меня? | Коньки |
4. | Стучат, бренчат, вертятся, Никого не боятся. Считают весь свой век, А не человек? | Часы |
5. | Под гору – коняшки, В гору – деревяшки. | Лыжи |
6. | Горит столб, а дыма нет. | Свеча |
7. | Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой Похлопочет над цветком, Он поделится медком. | Пчела |
8. | По морю идёт, идёт, А до берега дойдет – Тут и пропадёт | Волна |
9. | В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет, Себе город строит | Муравьи |
10. | Я великан: вон ту громадную Многопудовую плиту Я, словно плитку шоколадную, Вмиг поднимаю в высоту. И если я могучей лапою Слона или верблюда сцапаю, Я их обоих буду рад Поднять, как маленьких котят. | Подъёмный кран |
11. | Плещет теплая вода В берегах из чугуна, Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате? | Ванна (бассейн) |
12. | Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене, Найдется сразу дело мне. | Лестница |
13. | Что выше леса, краше света И без огня горит? | Солнце |
14. | В лесу родилась, в воде живет. | Лодка |
15. | Махнула птица крылом, Накрыла весь свет одним пером. | Ночь |
16. | Стоит над водой, трясёт бородой. | Камыш |
Правописание безударной гласной в корне слова | Правописание Ь – показатель мягкости согласного |
Правописание парных согласных на конце и в середине слов | Правописание разделительных Ъ и Ь |
Правописание непроизносимых согласных | Правописание удвоенных согласных |
Правописание гласных после шипящих | Правописание Ь на конце существительных после шипящих. |
на вы | иц | |||||
при | ход | земл | ушк | |||
по от | у в | дуб | рыб | ищ | ||
за об | перед | бег | дед | ок | ||
под от | ник | ов | ||||
к |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра по русскому языку 4 класс
Деловая игра по русскому языку на уроке обощения по теме "Глагол". Урок построен в виде деловой игры, заседание редакционного совета газеты. На уроке ведется проектная работа по созданию по...
Интеллектуальная игра по русскому языку. 2 класс.
Интеллектуальная игра по русскому языку. 2 класс....
Игра по русскому языку 4 класс «Своя игра».
Игра по русскому языку 4 класс«Своя игра»Цель:повторение изученного материала;обогащение словарного запаса учащихся;развитие орфографической зоркости;воспитание любознательности и интереса к пре...
Итоговый урок-игра по русскому языку 2 класс
Повторение пройденного во 2 классе...
Итоговый урок-игра по русскому языку 2 класс
Повторение пройденного во 2 классе...
Дидактическая игра по русскому языку. 4 класс. Орфография
· Дидактическая игра по русскому языку для 4 класса "Орфография" создана в программе Microsoft Power Point с применением технологического приёма «анимированная сорбонка». ·...
«Путешествие по стране Денег» Деловая игра для учащихся 3-х классов
- Деловая игра по теме: «Путешествие по стране Денег»Цель: применение и закрепление полученных знаний по теме «Деньги»Задачи:- актуализировать и систематизировать зн...