Статья. « Обогащение активного словаря учащихся. Работа с синонимами в начальной школе».
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Ткач Виктория Амаяковна

    Работа с синонимами в начальных классах раскрывает лексическое богатство русского языка. Упражнения в употреблении синонимов  - путь к овладению этого богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_1.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

   Статья.

« Обогащение активного словаря учащихся. Работа с синонимами в начальной школе».

Работая в школе  уже почти 30 лет, я часто сталкиваюсь с тем, что многие темы по русскому языку детям достаточно тяжело понять ил же, поняв тему, они не умеют применять эти знания на письме, слабо пишут диктанты, делают описки или грубые ошибки при списывании. А зачастую просто ученикам не интересно на уроках, скажем прямо – мало кто из ребят говорит, что его любимый предмет «Русский язык». Хочу поделиться моими  наработками и может быть эта статья кому – то поможет в работе.

Обогащение активного словаря учащихся составляет одну из основных задач обучения русскому языку. Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место должно быть отведено работе с синонимами. При помощи синонимов достигается  большая выразительность высказываний. Они дают возможность выразить самые тонкие оттенки мысли, разнообразить язык, сделать его более образным и действенным.

   Система практических упражнений складывается из следующих элементов:

а ) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объединение значений и особенно оттенков значений, различий между словами – синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в их употреблении;

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активация синонимов, т. е. использование их в связной речи;

д) исправление речевых ошибок типа неудачно употреблённых слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

 

  В работе над синонимами использую следующие упражнения.

1.Объясните, что обозначает каждое выделенное слово. Какое у них общее значение?

а) Кто любит труд, того люди чтут. Работа и кормит, и учит.

б) Вьюги да метели на февраль налетели.

2.Объясните значение слова. Что общего в значении слов каждой строки?

   Рассказ, повествование, история;

   Лодка, чёлн;

   Старый, дряхлый, ветхий.

3.Соедините слова в пары слов, близких по смыслу.

   Метель, рубеж

   Граница, вьюга.

4.Подпишите картинки, подберите  к этим словам слова, близкие по смыслу.

   Дом - …

   Лупа - …

5.Замените выделенное прилагательное словом, близким по смыслу.

   В школу приехал известный писатель. Широко известны его книги.

6.Запишите слова в порядке уменьшения качества:

    Маленький, небольшой, крохотный.

    Большой, огромный, гигантский.

7.Отметьте, какие ошибки допущены в рассказе ученика.

    Прибежали старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, прибежали             старухи – зайчихи.

8.Найдите слова, близкие по значению к данным:

   Друзья - …

   Аэроплан - …

9.Некоторые глаголы замените словами, близкими по значению:

    Тихо реветь

    Как белуга плакать

    Слегка трепетать

    От страха робеть

10.Объясните, какие из синонимов, называя действие, выражают наше отношение.

    Бродить, слоняться; бояться, трусить.

11.Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают.

   Идти, шагать, брести, плестись.

12.Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить.

   Пунцовый, кумачовый (флаг, мак)

   Багряная, алая (листва, роза)

Горячий, знойный (лето, вода, привет)

13.Отгадайте загадка.

   Ночью на небе один

   Золотистый апельсин

   Миновало две недели,

   Апельсина мы не ели,

   Но осталось в небе только

   Апельсиновая долька.

Сколько предметов обозначает отгадка?  Почему отгадка состоит из двух слов?

Я предлагаю несколько отрывков из художественных произведений, которые можно использовать на уроках русского языка.

   1.Виталик был рад, что Мурзик удрал от него… Он нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать подальше. (Н.Носов)

Найдите слово, близкое по значению слову убежать. Чем оно отличается по смыслу?

Слова для справок:

Убежать – передвигаться быстро по разным причинам.

Удрать – спастись бегством.

2.Прочитайте текст. Объясните значение слов блестеть, сверкать, сиять.

   Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной. (По М.Ефетову).

Можно ли употребить слово сверкать в последнем предложении вместо слова сиять?

3.Прочитайте отрывок из стихотворения.

   И вывихнуто плечико

   У бедного кузнечика:

   Не прыгает, не скачет он

   И доктора зовёт … (К. Чуковский).

Почему автор два слова прыгает и скачет, обозначающих сходные действия, употребляет рядом?

4.Из какого стихотворения данный отрывок?

   Добрый доктор Айболит!

   Он под деревом сидит.

   Приходи к нему лечиться

   И корова, и волчица,

   И жучок, и червячок,

   И медведица!

   Всех излечит, исцелит

   Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)

Какие слова, близкие по значению, подчёркивают мастерство доктора Айболита? Какое из слов подсказывает, что Айболит доктор – волшебник?

5. В тексте пропущены все слова, обозначающие цвет. Прочитайте его.

На лугу.

   Как пышно цветёт и зеленеет луг. Он похож на … ковёр. Много здесь     разнообразных трав и  цветов. Вот дикий овёс золотится на солнце. Из земли выглядывают … и … головки мака. Качаются … колокольчики.

                                                                                                 (М.Пришвин)

Слова для справок: пёстрый, разноцветный; красные, алые, кумачовые; белые, белоснежные, лилейные;  синие, лазурные, бирюзовые.

Когда нам легче представить описанную картину?

6. Прочитайте оба текста. К выделенным словам из первого текста найдите синонимы из второго текста.

   Чиста небесная лазурь,

   Теплей и ярче солнце стало;

   Пора метелей злых и бурь

   Опять надолго миновала.  (А.Плещеев)

 

  Осень … Время раздумий и грусти. Посмотри на небо. Его голубизна кажется далёкой волшебной мечтой. Где ты, яркое солнце? Иссякла твоя сила. И всё вокруг безмолвно говорит мне о том, что лето прошло.

                                                                           (М. Пришвин)

Какие слова из синонимических рядов синева, голубизна, лазурь; пора, время, срок; миновать, оставить позади, пройти чаще употребляются в поэтической речи? Попробуйте заменить синонимы из второго текста.

7.Прочитайте отрывок из стихотворения. Какое слово не подходит для стихотворения, но может быть употреблено в разговорной речи?

    Мы оставили Трезора

   Без пригляда, без надзора,

   И поэтому щенок

   Перепортил всё, что мог.  (С. Михалков)

Замените это слово синонимом, чтобы восстановить текст стихотворения.

Слова для справок: присмотр, наблюдение, надзор, надсмотр, пригляд (разг.)

Отличаются ли синонимы по значению и месту употребления?

8.Из какой сказки этот отрывок?  Кто его написал?

   Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка сидел малюсенький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка такая большая. Но он очень обрадовался, когда увидел …  ( Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка»).

Найдите синонимы. Замените их словом – синонимом маленький. Что изменилось в тексте?

    Работа с синонимами в начальных классах раскрывает лексическое богатство русского языка. Упражнения в употреблении синонимов  - путь к овладению этого богатства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в активный словарь учащихся синонимов и антонимов

Повышение качества и эффективности лексической работы на уроках русского языка в начальных классах  (...

Слова - одежда наших мыслей. работа над синонимами в начальной школе.

Презентация по работе над темой "Синонимы" в начальной школе...

Развитие активного словаря учащихся

Выступление на межрайонной научно-методической конференции...

Статья на тему "Коллективные формы работы на уроках в начальной школе".

В начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учи...

Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»

       Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качест...

Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...

Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."

Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."...