Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК «Перспектива» Тема: Звуки [г],[г']. Буквы Г, г.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК «Перспектива» (Учебник:«Азбука. 1 класс, 1 часть Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Просвещение»)
Тема: Звуки [г],[г']. Буквы Г, г.
Цель: знакомство с новыми согласными звуками [г], [г,] и буквой Г г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_g.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК «Перспектива» (Учебник:«Азбука. 1 класс, 1 часть Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Просвещение»)
Составила: Кадырова Ильгамия Вилдановна, учительница начальных классов МБОУ «Кзакларскя ООШ» высокогорского муниципального район РТ.
Тема: Звуки [г],[г']. Буквы Г, г.
Цель: знакомство с новыми согласными звуками [г], [г,] и буквой Г г.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, картинки, звуковые знаки.
Целевые установки урока
а) Формирование умений произносить и различать звуки [г] и [г’];
б) активизация познавательной самостоятельности учащихся по «открытию» звукового значения новой буквы Гг;
в) развитие умения читать трёхсложные, четырёхсложные слова;
г) формировать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;
д) развитие чувства слова, расширять словарный запас.
Познавательные:
общеучебные – формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждений в форме связи простых суждений.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Личностные: осознать значимость чтения: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Формы работы: Индивидуальная – выполнение звуковой схемы слов грибы гири, подписывание знакомых букв под схемами слов. Фронтальная – ответы на вопросы; ознакомление с буквой Г, г, чтение слогов в буквенных карточках, текста «Гигант!» сзвучанием акрофонической схемы слова домик; объяснение значений слов гигант, гигантский: участие в игре «Я начну, а ты продолжишь» (подбор слов, противоположныхпо смыслу).
Коллективная – выводы: звуки [г]-[г'] похожи. Они согласные, так как при произношении корень языка образует преграду выходящему воздуху, но [г]- твердый, а [г''] –мягкий
Оборудования:
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, начинаем урок обучения грамоте. Проверьте все ли готово к уроку.
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
II. Актуализация знаний
Сначала нам нужно повторить то, что мы уже знаем.
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
-Называйте гласных. (а, о, у, ы, и, э)
Согласные бывают какие? (звонкие – глухие, твердые – мягкие, парные – непарные)
III. Мотивационно-целевой этап. (целеполагание)
Сегодня к нам на урок пришел гость.
Отгадайте кто это.
Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
-Это...(гном)
-Он пришел не с пустыми руками. Давайте-ка посмотрим, что у него в конверте? (Рисунки птиц.)
Составление «кластера».
Я буду показывать, а вы называйте птиц.
Рисунки прикрепляются на доске в форме круга
Гагара, гусь, дятел, галка, грач, горихвостка, голубь, глухарь.
Гагара – водоплавающая птица, которая живет в тундре.
Глухарь – лесная курица.
За что люди обидели птицу, назвали её глухарем? А может глухарь и правда глухой?
Когда он поёт, или, как говорят, токует, то действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадываются к нему охотники. Но как толъко смолкает песня глухаря, стой, замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к току охотник.
- Что особенного вы заметили в названиях этих птиц?
-Кто здесь лишний? (Дятел.)
-Почему?
- Назовите тему нашего урока. Буква Г.
Поставим задачи на сегодняшний урок.
-Познакомимся с буквой Г, г, узнаем какие звуки обозначает эта буква, дадим характеристику звукам. Будем читать слова и предложения с этой буквой, выполнять интересные задания.
IV. «Открытие» новых знаний.
Буква Г, г прикрепляется к доске.
Как называется буква? (Гэ) Заглавная буква Г и строчная буква г.
1)Просмотр видеофрагмента.
Слушайте внимательно. Потом я задам вам несколько вопросов.
-Какие слова на букву г вы запомнили? (Галка, горы, голова, гусь, дорога, галдели, громко, гогочет, шаг, нога).
- Еще какие слова знаете на букву гэ?
2) Сравнительная характеристика звуков [г] и [г’].
-Как гогочут гуси? Га-га-га. Ге-ге-ге.
-Проговорите только первые звуки.
-Какие органы речи принимают участие в образовании этих звуков?
(Рот полуоткрыт. Задняя часть языка сильно прижимается к небу и потом резко отнимается. Звуки произносятся с голосом. При произнесении встречается препятствие.)
-Что вы можете сказать о первом звуке в каждом слове?
(Звуки [г] и [г’] похожи.Они согласные, но [г] - твердый звук, а [г’] - мягкий.)
3)Упражнение в различении звуков [г] и [г’].
— Приготовьте звуки-«бусинки». Слушайте слова ипоказывайте, какой из звуков — твёрдый [г] или мягкий[г’] -встречается в словах: гусь, герой, глаза, огонь,сапоги, город, Гена, гриб.
3) Чтение слогов по карточкам Га, го, итд
Музыкальная физминутка. «Два веселых гуся»
V.Первичное закрепление.
1. Скороговорка.
Про наших веселых гусят есть и скороговорка. Давайте прочитаем вместе.
Чтение вместе с учителем.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага!
-Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?
1. Составление звуковых схем. Работа на доске.
-Смотрим следующее задание гнома.
Загадки . Отгадайте слово и составьте звуковую схему.
- Что за странная картинка?
Вот пушистая травинка
Плавно по листку ползет.
Все жует, жует, жует.
Не жучок, не птица.
Это ( Гусеница)
- Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (гриб)
VI. Чтение. Применение нового знания.
Чтение текста «Артисты» на стр. 97
1)Рассматривание рисунка.
— Кто выступает на концерте? На каких музыкальныхинструментах играют музыканты?
2)Подготовка к чтению текста. Чтение слов с наращением: гитара — гитарист, голос — голосист.
— Какое слово тоже заканчивается на «ист» и обозначает человека, выступающего на сцене? (Артист.) Гном хочет спросить вас, как называется человек, играющийна гармошке. (Гармонист.)
3)Чтение рассказа «Артисты». Выяснение восприятияпрочитанного на основе повторного, выборочного чтения.
«Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
- Как звали гуся? (Гога.) - Что произошло во время выступления? - Как гусь пелвначале и как потом? (Го-га.Ко-ка.) | - Как звали гуся? (Гога.) -Почему у него такое имя?(Он гогочет.) - Как изменилась песня гуся? - Почему Гога начал петь «Ко-ка…»? |
4) Составление синквейна.
Имя существительное Имя прилагательное, имя прилагательное Глагол, глагол, глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы | Кто? Какой голос у гуся? Что он делал? Как его назвали? Что говорят в таких случаях? | Гусь Гога Голосистый, хриплый Пел, дернул, Вот так артист! Неудача |
VII. Проверка знаний. Самостоятельная работа.
1.Работа по электронному приложению.
Инструкция для ученика. Что нужно помнить при работе?
1. Внимательно слушать задания!
2. Проговаривай слова.
3. Не торопись!
4. Постарайся не ошибаться.
1 задание. Найди в словах звуки [г] и [г']
2 задание. Составление звуковых схем к словам
3 задание. Нахождение слов со звуками [г], [г'].
4 задание. Отгадывание загадки и составление звуковой схемы слова-отгадки.
5 задание. В каких словах слышится мягкий звук [г'].
6* задание. «Читаем сами». Прочитай предложения и выбери соответствующую картинку
-Оцени свою работу «светофориком»
Если при работе с электронным приложением всё сделал правильно – «зелёный»,загорелся красный цвет или были звуковые сигналы - «жёлтый», было много ошибок – «красный».
2.Рэлли Робин
Какие слова запомнил? По очереди называем слова на букву г.
VIII. Рефлексия.
-Что ты нового узнал сегодня?
Гном доволен вашей работой.
Дополнительный материал.
Работа над текстом «Незваная гостья»
- Вы кто такие?
-Я гусь, а это гусыня. Это наши гусята. А ты кто?
-Я ваша тётя – гусеница.
Объясните ситуацию?
Слово гусеница не родственное слово.
Слово учителя.
Оказывается (с трудом можно в это поверить), что слова гусеница и усы – родственники.
Тем не менее это так.
По-болгарски гусеница – вусеница, по-украински – просто усеница. Примерно так же звучало и древнерусское слово, означающее «волосатый червяк», «мохнатая личинка»
А вот откуда потом г появилась, до сих пор неясно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"
конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]....
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Тема: «Звуки [й ‘э], [‘ э]. Буква Е е .»
Технологическая карта к уроку Обученме грамоте...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Дд. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о согласных звуках [д], [д’] и букве Дд; формирование фонематического слуха, умений слого-звукового анализа.Планируемые результатыПредметные...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема урока: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »Цель деятельности учителя: формирование понятия о согласных звуках [д] и [д’], умения проводить сло...
Конспект урока по "Обучению грамоте", 1 класс, тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в
Класс: 1ВТема: Звуки [в], [в’] и буквы В, вЦель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.Задачи урока:Образовательная:...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России Тема: Заглавная буква З.
Цель: : учить писать заглавную букву З, слова и предложения с ней; развивать умения писать большую букву в именах людей, орфографическую зоркость, мышление.Планируемые результаты:Предме...