Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК «Перспектива» Тема: Звуки [г],[г']. Буквы Г, г.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кадырова Ильгамия Вилдановна

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК «Перспектива» (Учебник:«Азбука. 1 класс,  1 часть Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева  «Просвещение»)

Тема: Звуки [г],[г']. Буквы Г, г.

Цель: знакомство с новыми согласными звуками [г], [г,] и  буквой Г г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_g.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК «Перспектива» (Учебник:«Азбука. 1 класс,  1 часть Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева  «Просвещение»)

Составила: Кадырова Ильгамия Вилдановна, учительница начальных классов МБОУ «Кзакларскя ООШ» высокогорского муниципального район РТ. 

Тема: Звуки [г],[г']. Буквы Г, г.

Цель: знакомство с новыми согласными звуками [г], [г,] и  буквой Г г.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, картинки, звуковые знаки.

Целевые установки урока

а) Формирование умений произносить и различать звуки [г] и [г’];

б) активизация познавательной самостоятельности учащихся по «открытию» звукового значения новой буквы Гг;

в) развитие умения читать трёхсложные, четырёхсложные слова;

г) формировать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;

д) развитие чувства слова, расширять словарный запас.

Познавательные:

общеучебные – формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждений в форме связи простых суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Личностные: осознать значимость чтения: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Формы работы: Индивидуальная – выполнение звуковой схемы слов  грибы гири, подписывание знакомых букв под схемами слов. Фронтальная – ответы на вопросы; ознакомление с буквой Г, г, чтение слогов в буквенных карточках, текста «Гигант!» сзвучанием акрофонической схемы слова домик; объяснение значений слов гигант, гигантский: участие в игре «Я начну, а ты продолжишь» (подбор слов, противоположныхпо смыслу).

Коллективная – выводы: звуки [г]-[г'] похожи. Они согласные, так как при произношении корень языка образует преграду выходящему воздуху, но [г]- твердый, а [г''] –мягкий

Оборудования:

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, начинаем урок обучения грамоте. Проверьте все ли готово к уроку.

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно,

Слушать будем внимательно.

II. Актуализация знаний

Сначала нам нужно повторить то, что мы уже знаем.

-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-Называйте гласных. (а, о, у, ы, и, э)

Согласные бывают какие? (звонкие – глухие, твердые – мягкие, парные – непарные)

III. Мотивационно-целевой этап. (целеполагание)

Сегодня к нам на урок пришел гость.

Отгадайте кто это.

Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
                 -Это...(гном)

-Он пришел не с пустыми руками. Давайте-ка посмотрим,  что у него в конверте? (Рисунки птиц.)

Составление «кластера».

Я буду показывать, а вы называйте птиц.

Рисунки прикрепляются на доске в форме круга

Гагара, гусь, дятел,  галка, грач, горихвостка, голубь, глухарь.

Гагара – водоплавающая птица, которая живет в тундре.

Глухарь – лесная курица.

        За что люди обидели птицу, назвали её глухарем? А может глухарь и правда глухой?

        Когда он поёт, или, как говорят, токует, то действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадываются к нему охотники. Но как толъко смолкает песня глухаря, стой, замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к току охотник.

- Что особенного вы заметили  в названиях этих птиц?

-Кто здесь лишний? (Дятел.)

-Почему?

- Назовите тему нашего урока.  Буква Г.

Поставим задачи на сегодняшний урок.

-Познакомимся с буквой  Г, г, узнаем какие звуки обозначает эта буква, дадим характеристику звукам. Будем читать слова и предложения с этой буквой, выполнять интересные задания.

IV. «Открытие» новых знаний.

Буква Г, г прикрепляется к доске.

Как называется буква? (Гэ)  Заглавная буква Г и строчная буква г.

1)Просмотр видеофрагмента.

Слушайте внимательно.  Потом я задам вам несколько вопросов.

-Какие слова на букву г вы запомнили?  (Галка, горы, голова, гусь, дорога, галдели, громко, гогочет, шаг, нога).

- Еще какие слова знаете на букву гэ?

2) Сравнительная характеристика звуков [г] и [г’].

-Как гогочут гуси?   Га-га-га.  Ге-ге-ге.

-Проговорите только первые звуки.

-Какие органы речи принимают участие в образовании этих звуков?

(Рот полуоткрыт. Задняя часть языка сильно прижимается к небу и потом резко отнимается. Звуки произносятся с голосом. При произнесении встречается препятствие.)

-Что вы можете сказать о первом звуке в каждом слове?

(Звуки [г] и [г’] похожи.Они согласные,  но [г] - твердый звук, а [г’] - мягкий.)

3)Упражнение в различении звуков [г] и [г’].

— Приготовьте звуки-«бусинки». Слушайте слова ипоказывайте, какой из звуков — твёрдый [г] или мягкий[г’] -встречается в словах: гусь, герой, глаза, огонь,сапоги, город, Гена, гриб.

3) Чтение слогов по карточкам  Га, го, итд

Музыкальная физминутка. «Два веселых гуся»

V.Первичное закрепление.

1. Скороговорка.

Про наших веселых гусят есть и скороговорка.  Давайте  прочитаем вместе.

Чтение вместе с учителем.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага!

-Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?

1. Составление звуковых схем. Работа на доске.

-Смотрим следующее задание гнома.

Загадки . Отгадайте слово и составьте звуковую схему.

  1. Что за странная картинка?

Вот пушистая травинка

Плавно по листку ползет.

Все жует, жует, жует.

Не жучок, не птица.

Это ( Гусеница)

  1. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (гриб)

VI. Чтение. Применение нового знания.

Чтение текста «Артисты» на стр. 97

1)Рассматривание рисунка.

— Кто выступает на концерте? На каких музыкальныхинструментах играют музыканты?

2)Подготовка к чтению текста. Чтение слов с наращением: гитара — гитарист, голос — голосист.

— Какое слово тоже заканчивается на «ист» и обозначает человека, выступающего на сцене? (Артист.) Гном  хочет спросить вас, как называется человек, играющийна гармошке. (Гармонист.)

3)Чтение рассказа «Артисты». Выяснение восприятияпрочитанного на основе повторного, выборочного чтения.

«Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

- Как звали гуся? (Гога.)

- Что произошло во время выступления?

- Как гусь пелвначале и как потом? (Го-га.Ко-ка.)

- Как звали гуся? (Гога.)

-Почему у него такое имя?(Он гогочет.)

- Как изменилась песня гуся?

- Почему Гога начал петь «Ко-ка…»?

4) Составление синквейна.

Имя существительное

Имя прилагательное, имя прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме

Слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы

Кто?

Какой голос у гуся?

Что он делал?

Как его назвали?

Что говорят в таких случаях?

Гусь Гога

Голосистый, хриплый

Пел, дернул,

Вот так артист!

Неудача

VII. Проверка знаний. Самостоятельная работа.

1.Работа по электронному приложению.

Инструкция для ученика. Что нужно помнить при работе?

1. Внимательно слушать задания!

2. Проговаривай слова.

3. Не торопись!

4. Постарайся не ошибаться.

1 задание. Найди в словах звуки [г] и [г']

2 задание. Составление звуковых схем к словам

3 задание. Нахождение слов со звуками [г], [г'].

4 задание. Отгадывание загадки и составление звуковой схемы слова-отгадки.

5 задание. В каких словах слышится мягкий звук [г'].

6* задание. «Читаем сами».  Прочитай предложения и выбери соответствующую картинку

-Оцени свою работу  «светофориком»

Если при работе с электронным приложением всё сделал правильно – «зелёный»,загорелся красный цвет или были звуковые сигналы -  «жёлтый», было много ошибок – «красный».

2.Рэлли Робин

Какие слова запомнил? По очереди называем слова на букву г.

VIII. Рефлексия.

-Что ты нового узнал сегодня?

Гном доволен вашей работой.

Дополнительный материал.

Работа над текстом «Незваная гостья»

- Вы кто такие?

-Я гусь, а это гусыня. Это наши гусята. А ты кто?

-Я ваша тётя – гусеница.

Объясните ситуацию?

Слово гусеница не родственное слово.

Слово учителя.

Оказывается (с трудом можно в это поверить), что слова гусеница и усы – родственники.

Тем не менее это так.

По-болгарски гусеница – вусеница, по-украински – просто усеница. Примерно так же звучало и древнерусское слово, означающее «волосатый червяк», «мохнатая  личинка»

А вот откуда потом г появилась, до сих пор неясно.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Дд. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о согласных звуках [д], [д’] и букве Дд; формирование фонематического слуха, умений слого-звукового анализа.Планируемые результатыПредметные...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема урока: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »Цель деятельности учителя: формирование понятия о согласных звуках [д] и [д’], умения проводить сло...

Конспект урока по "Обучению грамоте", 1 класс, тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в

Класс: 1ВТема: Звуки [в], [в’] и буквы В, вЦель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.Задачи урока:Образовательная:...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России Тема: Заглавная буква З.

Цель: : учить писать заглавную букву З, слова и предложения с ней; развивать умения писать большую букву в именах людей, орфографическую зоркость, мышление.Планируемые результаты:Предме...