Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Казакова Марина Вячеславовна

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2012

 Для реализации программы используется учебник автора: Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.  Москва. - «Просвещение», 2015 г.

      Программа рассчитана на 4 часа – федеральный компонент.

   В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часов в год при  4 часах в неделю ( 34 учебные недели)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_russkiy.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку 4 класс ФГОС НОО.

                                          Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373   "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507   "О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
  • Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629; от 08 мая 2019 г. №233);
  • Основная образовательная программа начального общего образования   Новошахтинской школы-интерната на 2019-2020 учебный год
  • Программа  начального общего образования. Русский язык. М.: Просвещение, 2012.
  • Авторская  программа  по русскому языку для основной школы (1-4 классы), авторы  Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2012.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2012

 Для реализации программы используется учебник автора: Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.  Москва. - «Просвещение», 2015 г.

      Программа рассчитана на 4 часа – федеральный компонент.

   В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часов в год при  4 часах в неделю ( 34 учебные недели), В соответствии с годовым календарным учебным  графиком школы по  календарно тематическому плану 137 часов.  

График прохождения программного материала

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

32 ч

32ч

42ч

31ч

137ч

   

   Цели изучения курса «Русский язык» в начальной школе:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия      и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

               Задачи курса:

  • формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;
  • формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым           материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции;
  • формирование заботливого отношения к качеству своей речи;
  • формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты

      Учащийся научится:

  • представлению о своей этнической принадлежности;
  • развитию чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представлению об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмыслению необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознанию положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

Учащийся получит возможность научиться:

  • развитию навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представлению о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Учащийся получит возможность научиться:

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

                                               Познавательные УУД

Учащийся научится:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

                                            Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем;

Учащийся получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты освоения

        основных содержательных линий программы

Развитие речи

        Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

     Учащийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Учащийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

       Учащийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

      Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

        Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

       Учащийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

       Учащийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

    Учащийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

      Учащийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

       Учащийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

      Учащийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

       Учащийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

       Учащийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

       Учащийся научится:

  • применять изученные правила правописания:
  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • — применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
  • писать(печатать) под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

      Учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Содержание учебного предмета.

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (32 ч)

   Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение (12 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

       Слово и его лексическое значение (8 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

      Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     Состав слова (3 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи (94ч)

Имя существительное (32 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (23 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.                             

Глагол (32 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

       Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного (10ч)

       Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

График выполнения практической части программы.

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

Диктант

Изложение

Сочинение

Проверочная работа

Диагностическая контрольная работа.

 

19.09

Предложение

12 часов

 

26.09

03.10

Части речи

Имя существительное  

 

 

94 часа

32 часа

 

 

23.10

 

14.11

11.12

 

17.12

 

Имя прилагательное

 

23 часа

 

14.01

24.01

 

 

07.02

18.02

 

Местоимение

7 часов

 

26.02

28.02

 

Глагол

32 часа

12.03

 18.03

 

09,10.04

28.04

06.05

13.05

Календарно - тематическое планирование по русскому языку.

4 класс, Канакина В.П., УМК «Школа России». 4 часа в неделю

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I  четверть- 32 часа

Язык и речь. Формулы вежливости. С. 6 упр 1-4

1

3.09

Текст и его план. С.8-9 упр. 5-7

1

4.09

Р/Р.

Изложение текста по вопросам. С.10 упр.8

1

5.09

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Типы текстов.

С. 11-12  Упр.9-10

1

6.09

Предложение как единица речи.

С.13 упр.12, 13,

1

10.09

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

С.14 упр 14-18

1

11.09

Диалог. Обращение.

С. 16 упр.19-22

1

12.09

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

С.18 упр23-25

1

13.09

Распространенные и нераспространенные предложения.

С.19 упр 25-27

1

17.09

Словосочетание.

С.22 упр. 28-31

1

18.09

Диагностическая контрольная работа.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

19.09

Работа над ошибками, допущенными в диагностической контрольной работе.

Предложение.

1

20.09

Понятие об однородных членах предложения.

С. 26-28  упр. 32-38

1

24.09

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

С.30 упр. 39-45

1

25.09

Р/Р.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

С. 34 упр. 48

1

26.09

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

С. 34 упр 46, 47

1

27.09

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

С. 36 упр 49-52

1

01.10.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

С. 38 упр 53-56

1

02.10

Контрольный диктант

по теме «Предложение».

1

03.10

Слово в языке и речи

Работа над ошибками, допущенными в

контрольном диктанте.

Слово и его лексическое значение.

С. 42 упр. 57-61

1

04.10

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

С. 44 упр.62-68

1

08.10

Синонимы, антонимы, омонимы.

С. 47 упр. 69-73 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

С. 49 упр.74-76

1

09. 10

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

С. 51 упр. 77-81

1

10. 10

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

С.53 упр. 82-88

1

11. 10

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

С. 56 упр.89-92

1

15. 10

Правописание гласных и согласных, удвоенных согласных  в корнях слов.

С. 58 упр.93-101

1

16. 10

Правописание приставок и суффиксов.

С. 62 упр. 103-105

1

17. 10

Разделительные твердый и мягкий знаки.

С. 64 упр. 106-110

1

18. 10

Части речи. Морфологические признаки частей речи. Склонение имен существительных и имен прилагательных

С. 67 упр. 111-117

1

22. 10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Части речи».

1

23. 10

Работа над ощибками, допущенными в диктанте.

Имя числительное. Глагол.

С. 70 упр. 118-123

1

24. 10

 Наречие как часть речи.

С. 73 упр 124-132

1

25. 10

2 четверть – 32 час

 Имя существительное

Распознавание падежей имен существительных.

С. 80 упр.135-138

1

05.11

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

С. 83 упр. 139-144

1

06.11

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

С. 85 упр.145-146

1

07.11

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. Несклоняемые имена существительные

С. 86 упр 147-1521

1

08.11

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

С. 89 упр. 153-157

1

12.11

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

С. 91 упр 158-160

1

13.11

Р/Р.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».

С. 92 упр.161

1

14.11

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

2-е склонение имен существительных

С. 93 упр 162-165

1

15.11

Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения.

С. 95 упр.166-168

1

19.11

3-е склонение имен существительных.

С. 96 упр.169-173

1

20.11

Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения.

С.98 упр 174-175

1

21.11

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. С. 99 упр. 176-180

1

22.11

 Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

С. 102 упр. 181-184

1

26.11

Именительный и винительный падежи.

С.105 упр. 185-190

1

27.11

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

С. 107 упр 191-200

1

28.11

Урок 58.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

С. 111 упр.201-207

1

29.11

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

С. 113 упр.208-212

1

03.12

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

Стр. 115 упр 213-218

1

04.12

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.

С. 117 упр.219-226

1

05.12

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

С.121 упр 227-230

1

06.12

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном и предложном падеже.

С. 123 упр 231-233

1

10.12

Р/Р.

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница».

Стр. 130 упр 247

1

11.12

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

С. 124 упр 234-238

1

12.12

Правописание безударных. окончаний имён существительных во всех падежах.

С.127 упр. 239-246

1

13.12

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

1

17.12

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

18.12

Склонение имён существительных во множественном числе.

С.131 упр.248-252

1

19.12

Именительный падеж имён существительных множественного

числа. С.  133 упр. 253-256

1

20.12

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

С. 135 упр. 257-264

1

24.12

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в  винительном падеже.

С.138 упр 265-268.

1

25.12

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

С. 139 упр. 269-275

1

26.12

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

С. 4 упр. 1-7

1

27.12

3 четверть – 42час

Род и число имён прилагательных.

С. 7 упр 8-15

1

09.01

Склонение имён прилагательных.

С. 10 упр 16-20

1

10.01

Р/Р.

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов».

С. 13 упр 21

1

14.01

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

С. 14 упр 23-28

1

15.01

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

С. 17 упр 29-32

1

16.01

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

С. 19 упр 33-37

1

17.01

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

С. 20 упр 38-41

1

21.01

Именительный, винительный, родительный падежи.

Стр. 22 упр. 42-49

1

22.01

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

С. 25 упр 50-56

1

23.01

Р/Р.

Изложение описательного текста.

С. 27 упр 57

1

24.01

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

28.01

Склонение имён прилагательных женского рода.

С. 29 упр. 58-59

1

29.01

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

С. 30 упр 60-64

1

30.01

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

С. 32 упр.65-70

1

31.01

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

С.34 упр. 71-77

1

04.02

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

С. 37 упр. 78-79

1

05.02

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

С. 38 упр 80-84

1

06.02

Р/Р.

Сочинение - отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

С. 40 упр. 85

1

07.02

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

11.02

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

С. 43 упр 90-94

1

12.02

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

С. 45 упр 95-99

1

13.02

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

С. 47 упр 100-107

1

14.02

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

18.02

Работа над ошибками, допущенными в  контрольном диктанте.

1

19.02

Местоимение

Местоимение как часть речи.

С.52 упр 108-111

1

20.02

Личные местоимения.

Стр 54 упр 112-117

1

21.02

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

С. 56 упр 118-125

1

25.02

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

Стр. 60 упр 126-130 Р/Р.

Изложение повествовательного текста с элементами описания

С. 65 упр 138

1

26.02

Работа над ошибками, допущенными в изложении

Изменение личных местоимений по падежам.

С. 62 упр. 131-137

1

27.02

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

1

28.02

Работа над ошибками, допущенными в изложении и контрольном диктанте.

1

03.03

Глагол

Роль глаголов в языке.

С. 68 упр 139-145

1

04.03

Изменение глаголов по временам.

С. 71 упр 146-147

1

05.03

Неопределённая форма глагола.

С. 72 упр 148-153

1

06.03

Неопределённая форма глагола.

С. 74 упр 154-156

1

10.03

Изменение глаголов по временам.

С. 76 упр 157-161

1

11.03

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

12.03

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

13.03

Спряжение глаголов.

С. 80 упр 163-169

1

17.03

Урок .Р/Р.

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.  С. 79 упр 162

1

18.03

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Спряжение глаголов.

С. 84-упр 171-179

1

19.03

Спряжение глаголов.

С. 84-упр 171-179

1

20.03

4 четверть – 31 часов

I и II спряжение глаголов будущего времени.

С. 89 упр 183-188

1

31.03

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

С. 93 упр 189-192

1

01.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

С. 95 упр 193-197

1

02.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

С. 97 упр 198-200

1

03.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

С. 99 упр 201-209

1

07.04

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

С. 104 упр 216-221

1

08.04

113, 114.

Промежуточная аттестация.

2

09,10.04

115

Составление рассказа по серии картинок.

Стр 108 упр 228

1

14.04

116

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Стр 109 упр 229

1

15.04

117

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Стр 110 упр 231-238

1

16.04

118

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

17.04

119

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Стр 113 упр 239-240

1

21.04

120

Обобщение по теме «Глагол».

Стр 115 упр 243-252

1

22.04

121

Обобщение по теме «Глагол».

Стр 115 упр 243-252

1

23.04

122

 Повторение. Язык. Речь. Текст.

С. 121 упр 254-260

1

24.04

123

Комплексная работа

1

28.04

124

Предложение и словосочетание.

С. 124 упр 261- 273

1

29.04

125

Лексическое значение слова.

С. 128 упр 274-277

1

30.04

126

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь».

Стр 128 упр 278

1

06.05

127

Работа над ошибками, допущенными сочинении.

Состав слова.

1

07.05

128

Состав слова.

С. 130 упр 279-294

1

08.05

129

Части речи.

С. 135 упр 295-309

1

12.05

130

Диктант по теме «Правописание»

1

13.05

131

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

14.05

132

Звуки и буквы. С.143 упр 323-326

1

15.05

133-137

Обобщение полученных знаний

4

19,20,21,22.05

Материально-техническое обеспечение.

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1.

Печатные пособия

1.1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1 Д

1.2.

Примерная программа начального  общего образования. Русский язык. М.:  Просвещение, 2012.

1 Д

1.3.

УМК.

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 4 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2015. — (Школа России).

2. Пособие «Рабочая тетрадь» Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь:3кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. М. Просвещение, 2015. — (Школа России).

3. Методическое пособие, электронное приложение. Канакина В. П. Русский язык: 4 кл.: Электронное приложение к учеб. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (1 CD). — М.: Просвещение, 2015. — (Школа России).

1 К

1.4.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).

  1. С. В. Анащенкова [и др.] «Школа России» Сборник рабочих программ  1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений  – М. : Просвещение, 2013.
  2. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык: Рабочие программы. 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2013. —(Школа России).

       1 Д

       1 Д

2.

Экранно-звуковые пособия

1

Презентации по разделам курса.

1 Д

2

Видеоурок «Главные и второстепенные члены предложения».

1 Д

3

Видеоурок «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».

1 Д

4

Видеоурок «Правописание предлогов».

1 Д

5

Видеоурок «Разделительный мягкий знак».

1 Д

6

Видеоурок «Правописание и, ы в корне слова после приставок».

1 Д

7

Видеоурок «Употребление частицы не с глаголами»

1 Д

8

Видеоурок «Лицо и число глаголов»

1 Д

9

Видеоурок «Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных»

1 Д

10

Видеоурок «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

1 Д

11

Видеоурок «Правописание наречий»

1 Д

12

Видеоурок «Имя прилагательное»

1 Д

13

Словарный видиодиктант

1 Д

14

Учебный мультипликационный фильм  «Сказка про ЖИ и ШИ»

1 Д

15

Учебный мультипликационный фильм  «Сказка про ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ»

1 Д

3.

Технические средства обучения

3.1.

Компьютер.

1 Д

Условные обозначения

Д- демонстрационный экземпляр,

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

 Образовательные ресурсы.

Для учителя

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

2. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

3. Справочно-информационные интернет-порталы

4. Электронные образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://fsu.edu.ru/p1.html

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

http://www.rost.ru

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

http://www.ict.edu.ru

Газета "Начальная школа"

http://nsc.1september.ru

edu.ru - ресурсы портала для общего образования

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика

Для обучающихся

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2015. — (Школа России).

2. Пособие «Рабочая тетрадь» Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. М. Просвещение, 2015. — (Школа России).

3.Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс (Диск CD-ROM)

4. Электронные образовательные ресурсы:

Самоучка. Математика 1-4 класс http://www.samouchka.com.ua/_1des/34/

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

www.lbz.ru

Школьная пресса: информационный портал

http://portal.lgo.ru

словари, энциклопедии:

http://vidahl.agava.ru/ Толковый словарь В. Даля;

http://ushdict.narod.ru/ Толковый словарь русского языка под ред Д.Н. Ушакова

Приложения

Приложение 1.

    Система оценки индивидуальных достижений обучающихся

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

 Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков, умения списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая орфографические и пунктуационные правила. Тестовые задания – форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

  1. Виды письменных работ

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

  1.          Списывание

-

1-2 ош. или 1 испр. (1 кл.)

3 ош. и 1 испр. (1 кл.)

4 ош. (1 кл.)

3 ош.

(2-4 кл.)

Словарный диктант

-

1-2 ош.

3-4 ош. (из 15-20 слов)

более 5 ош.

Контрольный диктант

1 негрубая ошибка

2/2 ош.

1/3 ош.

3-4/4 ош. или

5/0 ош.

более 5 орф.ошибок

Грамматические задания

-

3/ 4 задания верно

не менее 1/ 2 верно

более 1/ 2 не сделано

Примечание:

1. Негрубые ошибки:

  • исключения из правил;
  • повторение одной и той же буквы;
  • перенос слов;
  • единичный пропуск буквы на конце слова.

                2 негрубые ошибки = 1 ошибка

2. Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибка, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.

Ошибкой в диктанте следует считать:

Нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программ данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичные пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

в) единичный случай замены, одного слова другим без искажения смысла;

г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера;

б) две однотипные пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например в слове ножи дважды написано в конце ы;

г)  две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и  той же буквы в слове (например, «каартофель»),

5) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;

в) дважды написано одно и то же  слово в предложении.

При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.

За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочётов, которые даны для оценивания диктантов.

Задания для грамматического разбора (не более 3 заданий) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее % заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

                                                    СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

проводятся в качестве текущих проверочных работ.

Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса). Объём словарных диктантов

для II класса - от 8 до 10 слов,

для III класса от10 до 12 слов,

для IVкласса - от 12 до 15 слов.

Оценки за словарный диктант во II - IV классах

выставляются в соответствии со следующими нормами:

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.

Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление

Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление.

Оценка «2» ставится, если допущено от 3 до 5 ошибок.

  1. Оценка изложений и сочинений
  1. При проверке творческих работ во II-III классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных ниже. В IV классе, учитывая достаточный объём изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления учитывается следующее:

  1. Оценка

Критерии оценки содержания и речевого оформления

«5»

  • за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы;
  • отсутствие фактических ошибок;
  • богатство словаря;
  • правильное речевое оформление;
  • допускается не более 1 речевой неточности

«4»

  1. правильно, достаточно полно передан авторский текст (изложение); раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые неточности;
  2. допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста

«3»

  • в работе допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы;
  • в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений;
  • беден словарь, имеются речевые неточности;
  • допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста

«2»

  • работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), либо совсем не передан авторский текст (изложение), не раскрыта тема;
  • допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей;
  • во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь;
  • в целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста

         

Приложение 2 КИМ

  Входной  контрольный  диктант.

1 уровень.

Доброе дело.

         На пригорке  росла  одинокая  берёза. Осенний  ветер  больно  её  хлестал.

        Пришли на пригорок  ребята. Они  выкопали  ямы, посадили яблони. А чтобы  защитить  яблоньки от ветра, посадили рябину, берёзу, ёлку.

        Часто  школьники  приходили  в молодой  сад. То  побелят стволы известью, то зажгут дымные  костры.

        Выросли большие деревья. Зацвели молоденькие яблони. Люди любовались садом. Осенью из сада  шёл  аромат  яблок.

СЛОВА  ДЛЯ СПРАВОК: росла, аромат.

2 уровень.

Чудесный  сад.

       У  нас  в стране  есть чудесный  сад. В этом  саду  на черёмухе  висят  крупные  вишни. На рябине  зреют  сладкие     ягоды, а на  яблоньках  растут  груши. Эти чудесные  деревья  вырастил  наш  русский  учёный  Мичурин. Студенты   и опытные  садоводы  учились у Мичурина. Теперь всюду в нашей  стране выращивают чудесные  сады. Осенью и летом  собирают  богатый  урожай  ягод и фруктов.

СЛОВА  ДЛЯ СПРАВОК: черёмуха, собирают.

Грамматические  задания:

  1. Выполните  фонетический  разбор  слова.

1 вариант – берёза

2 вариант – рябина

  1. Разберите  предложение  по членам и выпишите словосочетания  с вопросами.

1 вариант – первое предложение

2 вариант – второе  предложение

  1. Разберите  по  составу  слова.

1 вариант – яблоньки

2 вариант – школьники.

                                                         Контрольный диктант  по теме «Однородные  члены  предложения».

Золотой  дождь.

        Шумит в лесу  золотой  дождь. Все  лето  листочки  подставляли  солнцу  свои  ладошки, щёчки, спинки. Они  пропитались  солнцем и стали  золотистыми.

        Летят, скачут, плывут  листья. Позолотили они  дорожки и тропинки. Ёлочки  жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы  под листиками  спрятались.

        Пришла  осень. Зашумел в лесу  золотой  дождь. Полетели  листочки  иволгами по ветру, запрыгали  белками по  сучкам. Понеслись  куницами  по земле. Весело и быстро  кружит  ветер  яркое и пёстрое  лесное  золото.

Грамматические  задания:

  1. Выпишите  предложение с однородными  второстепенными  членами  предложения и разберите  его по частям  речи и членам  предложения.
  2. Выпишите  из  предложения  два  словосочетания  с вопросами.
  3. Выполните  фонетический разбор  слова.

Контрольный диктант  по теме  «Предложение».

Зайчик.

        Зайчик  родился  летом, у него  сразу  были  открыты  глаза. Шёрстка  у зайчика  была  серая и пушистая. Зайчиха  приказала  зайчонку  лежать  тихо и никуда не бегать, а сама  ушла  за кормом. Малыша  кормила  родная мать и другие  зайчихи. Скоро  зайчик  окреп, вырос, начал есть  сочную  траву и бегать  по лесу. Он познакомился с птицами и лесными  зверьками. В густой  траве и кустах  зайчик  прятался с птицами и лесными зверьками.  Так зайчишка  жил и не тужил, а затем  наступила осень.

                                                                                                  (По  Г. Скребицкому)

        Грамматические  задания:

  1. Найдите сложное  предложение и разберите  его  по частям  речи и членам  предложения.
  2. Выпишите  из текста  три  слова с безударными  гласными, проверяемыми  ударением, припишите три родственных  слова.
  3. Выполните  фонетический  разбор  слов  глаз, мать.

                                Контрольный диктант  по теме «Правописание падежных окончаний  имён  существительных».

Яшка.

        На старой пихте  рядом с избушкой  живёт коршун  Яшка.

          Для  Яшки я ловлю мелкую рыбу. Наловлю целую банку и высыпаю в траву. Коршун слетает с верхушки  пихты, радостно и пронзительно кричит.

        Однажды я один остался в избушке. Сидел на поваленной  берёзе и рисовал. Рядом стояло  ведро с хариусом для ухи. Яшка вдруг слетел с дерева, уселся на край  ведра и стал  клевать хариуса.

                                                                               (По Ю.Ковалю)

Ночной гость.

        Наш двор засыпало  снегом. Мы ходим от двери до  ворот по узкой  тропинке. Ночью стояла удивительная  тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко  падал на книгу. В тетради были  новые  стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо  прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим  стеклом я заметил  синичку. Вот так ночной гость!

                                          (Из книги «Сборник  упражнений по русскому  языку»

                                                   Автор Г.Н. Сычёва).

Грамматические  задания:

  1. Выпишите из текста  два словосочетания с именем существительным, поставьте  вопрос  от главного  слова к зависимому, определите  падеж  имени  существительного.
  2. Разберите как часть  речи слова:

1 вариант -  по тропинке,

2 вариант – в тетради.

  1. Первое предложение  разберите  по частям  речи и членам  предложения.

Контрольный диктант  по теме «Имя  существительное».

Зимой.

        В  деревне  мороз  запушил  деревья  снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом.  Ребята  размели  каток. Коньки  у всех  готовы. Ловко и легко скользят  ребятишки  по льду. На Коле и Вите  спортивные костюмы. У бегунов  блестят  от счастья  глазки. Старшие  ребята  разъехались  в разные  стороны. Малыши  катаются  цепью. По льду  бегает  за ребятами  Шарик и всем  мешает.  Весело и радостно  звучат  детские  голоса.

Грамматические  задания:

  1. Последнее  предложение  разберите  по членам.
  2. Первое и второе  предложения по вариантам разберите по частям  речи.
  3. Выпишите три имени  существительных в единственном  числе, укажите  склонение, падеж, род. Запишите их во множественном  числе  родительного, дательного и предложного  падежей.

 Контрольное  списывание.

  1. уровень.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

Зелёный друг.

        У  нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих  лучей  солнца и высыхания. Народ выращивает леса там, где  наши  обширные  поля  надо спасать  от ветра и песка. Мы сажаем  лес  там, где овраги  жадно гложут  края  пашен. Зелёный друг – лес  своими  могучими  корнями  укрепит  почву, остановит  овраги.

        Лесничества  выращивают  молодые  деревца в специальных  питомниках. Рассаду сажают  ранней  весной или поздней  осенью. В питомнике  часто  работают  студенты лесотехнического  института.

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.                   (По А. Пасхиной)

                        Контрольный  диктант  по теме «Имя  прилагательное».

1 уровень.

Дятел.

        Спинка  у дятла  чёрная, крылья пёстрые, на головке  шапочка  с красным  кантиком. Лапки  у него  большие, когти  цепкие.

        Наступила  холодная и голодная зима. Нашёл  дятел  в лесу  корявое  дерево  с трещинкой на стволе и начал  сосновые  и еловые  шишки  таскать. Засунет  шишку в трещинку, выбирает  из неё  семечки. Некоторые  семечки  он роняет  на землю. Пройдут  годы, около  зимней  столовой  вырастут  молодые  деревья.

        Берегите, ребята, лесных  птиц!

                                                                         (По Д. Горлову)

2 уровень.

Новая школа.

        Таня с Алёнкой  пошли  в новую  школу. Светлое  поле  лежало по сторонам  деревенской  дороги. В поле  было уже  пусто. Хлеб  убран, жёлтая  стерня  слабо  блестела  на солнце. А за  полем стоял  нарядный  сентябрьский  лес.

        Дорога спустилась в зелёный овражек. А когда поднялась на горку, стало видно новую просторную  школу. Вот она  стоит  на зелёной  луговине и блестит  на солнце  большими  и  чистыми  окнами.

                                                      (По Л. Воронковой)

Грамматические  задания:

1.Найдите  в тексте  одно  предложение   с однородными   членами  и разберите  по членам  предложения.

2.В  предложении  укажите  род и падеж  имён  прилагательных  и  имён  существительных.

3. Словосочетания  поставьте  в родительный, дательный и предложный  падеж  единственного  числа.

.

Контрольный  диктант  по темам  «Местоимение», «Имя  прилагательное».

-  Прослушайте  текст, а затем его озаглавьте.

        Январским  утром в город приехал  новый  житель  и поселился на окраине. Это был сухонький, маленький  старичок. Его никто не знал. Он не занимался  ремеслом. Рассказать  о его  жизни  было нечего.

        Весной  незнакомец  разбил перед домиком  клумбы, посадил  редкие  сорта  цветов. Очень  хорошо  было у него  летом! К нему начали  ходить  ребята. Он рассказывал  им интересные  истории, показывал  старинные  монеты. Их он  собирал  давно. Скоро  дети  и старик  стали  неразлучными  друзьями.

Грамматические  задания:

  1. Выпишите три  словосочетания  с личными  местоимениями. Укажите  падеж  и начальную  форму.
  2. Разберите по членам  предложения.

1 вариант.

Хорошо было у него  летом! Он рассказывал им интересные  истории, показывал  старинные  монеты.

2 вариант.

Январским  утром  в город  приехал  новый  житель  и поселился  на окраине. К  нему  начали  ходить  ребята.

-Выпишите  три  словосочетания  с именами  прилагательными, укажите, в каких  падежах  они  стоят

                             

                             Контрольный  диктант  по теме  «Глагол».

1 уровень.

Лесные  жители.

        Не  всякого  лесного  жителя  ты  сможешь  увидеть.  Очень  редко   мы  видим, как  промелькнёт  рыжий  хвост  на лугу. Семейство  лосей  степенно  шествует  к водопою. Озорной  бельчонок  прыгает  с ветки на ветку  в парке.

        И  только  зимой  мы видим  следы  кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят  следы  полёвки. Попадаются  поваленные  деревья  у реки. Это  работают  деловитые  бобры.

        Егери  по следам  узнают, какие  животные  зимой  обитают  в их  лесах. Весной  в половодье  зверям  бывает  нужна  помощь  человека. Помнишь  историю  деда  Мазая и зайцев? И сейчас  лесники, охотники, егери  спасают  зверушек  в половодье.

2  уровень.

Полярный  день.

        С юга  прилетаем  на самолёте в далёкий  северный  порт  Мурманск. Скоро  настанет  вечер и  стемнеет. Летом  на Крайнем  Севере  темноты  не бывает.  Солнце  днём и ночью  ходит  по небу  кругом.

        Зимой  солнце  совсем  не встаёт  из-за  горизонта. Только звёзды  горят  на чёрном  небе. Иногда  полыхает  полярное сияние.

        Трудно  человек  привыкает  к ночному  солнцу. По ночам  очень  много  людей  гуляет  по улицам.  Многие  сидят  на скамейках. Читают  газеты. Рассматривают  витрины  магазинов. И даже  дети  находятся  ночью  на улицах  и греются  на солнышке.

Грамматические  задания:

  1. Укажите  спряжение  глаголов  в тексте.
  2. Разберите  первое  предложение  по частям  речи и членам  предложения.
  3. Выпишите  три  словосочетания  с безударными  гласными, проверяемыми  ударением.

                                            Контрольный  диктант по теме  «Правописание  личных  окончаний  глаголов».

1 уровень.

Волга – кормилица.

        Близка  река  Волга  всем  россиянам. На  Волге  в давние  времена  русские  люди  вставали  на борьбу  со своими  врагами. Под  Сталинградом  разбили  фашистов.

        Называют  Волгу  рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?

        На Волге  я Ярославле и Тольятти  машины  выпускают. Вниз по реке  плывут  пароходы, проносятся  суда  на подводных крыльях.

        На самоходных  баржах  везут  вниз  по Волге  легковые и грузовые  машины, пшеницу, нефть, сборные  дома, станки и рыбу.

        Перегородили  Волгу  большие  плотины. Волга  даёт  электрический  ток нашей стране.

                                                                                           (По  С. Баруздину)

2  уровень.

Вечер  в лесу.

        За вершинами  леса  скрылось  солнце. Дышит  и оживает  земля. Пахнет  весенними  почками. Показалась из земли  зелёная  стрелка  молодой  травы. Заливаются  звонкой  трелью  соловьи в густых  деревьях. На  вершине  старого  дуба  воркует  голубь. Глухо  турлычат  в  прозрачных  весенних  лужах  лягушки. Пролетают  над лесом  дикие  утки.

        Страшно  ухнул  и захохотал филин. Ниже  спускается  весенняя  прохладная  ночь.

                                                                                       (По  Е. Серовой)

Грамматические задания:

1.Выпишите  из текста  пять  глаголов, разберите их по составу,  рядом запишите  их  в неопределённой  форме.

2.Проведите  морфологический  разбор  глаголов  дышит, пахнет.

3.Последнее  предложение  текста  диктанта  разберите  по частям  речи,  членам  предложения, выпишите  словосочетания  с вопросами.

Итоговый  контрольный  диктант.

1 уровень.

Мальчик.

        В окопчике  спал мальчик. Стиснув  на груди  руки, поджав  босые  ноги, мальчик  лежал  в зелёной  вонючей  луже и тяжело  бредил  во сне. Его голова  была  откинута  назад. Лицо  было покрыто  царапинами, синяками. От яркого  света  фонарика  мальчик  проснулся, вскочил. Его  глаза  дико  блеснули. Он  выхватил  из-под  себя  гвоздь. Егоров  перехватил  горячую  руку  мальчика  и закрыл  ладонью  ему  рот. Мальчик  заметил, что рядом с ним  русские. Радостная  улыбка  вспыхнула  на лице, и он  сказал  только  одно  слово – «наши» - и потерял  сознание.          

           Слова  для  справок:  фонарик, из-под. (В последнем  предложении  объяснить  постановку  знаков  : тире и кавычек).

2  уровень.

Чёрное  золото.

        Ты знаешь, что такое  золото? Это драгоценный  металл  жёлтого  цвета. А  слыхал  ты  про  чёрное  золото? Чёрным  золотом  называют  нефть.

        Без нефти  остановились бы на  дорогах  автомобили, в полях – тракторы, не плавали  бы  красивые  корабли, не ездили бы тепловозы, не  летали  бы быстрокрылые  самолёты. Машины, корабли  и тепловозы  движутся,  работают  благодаря  нефти. Много  полезных  вещей  даёт  людям  нефть.

        Нам  нужны  целые  моря  нефти.  Пройдут  годы, и мы  будем  добывать  чёрного  золота  во  много  раз  больше, чем  сейчас. А  учёные  смогут  из неё  изобрести  много  нужных  и  полезных    предметов.

Грамматические  задания:

1.Найдите  в тексте  предложение  с  однородными  членами  предложения  и разберите  его  по частям  речи и членам  предложения.

2.Выпишите 2-3  словосочетания  имени  существительного с прилагательным, определите  падеж, склонение  имён  существительных.

3.Выполните  фонетический  или  морфологический  разбор  слова (по выбору  ученика).

4. Выпишите 3-4  слова  и разберите  по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс

Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 3 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку УМК "Школа России"...