«Правописание слов с непроизносимым согласным в корне» русский язык 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова; формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова; соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов с непроизносимой согласной;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_neproiznosimye_soglasnye_v_korne.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Правописание слов с непроизносимым согласным в корне» (05.12.2018)
(проблемная, личностно – ориентированная,парная)
ФИО (полностью) | Николаева Любовь Анатольевна | |
Место работы | МОУ Катуаровская СОШ | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 3 | |
Тема и номер урока в теме | Правописание слов с непроизносимым согласным в корне, урок 1 | |
Предметная программа и её автор | Школа России, В.П. Канакина | |
Цель (и) урока | Обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова; Развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль); Воспитывающие: воспитывать творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка. | |
Планируемые результаты | Предметные: формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова; соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов с непроизносимой согласной; Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, использовать речь для регуляции своего действия, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре, группе; ставить вопросы, - обращаться за помощью,- формулировать свои затруднения;- предлагать помощь и сотрудничество; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;- слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Познавательные: ставить и формулировать проблемы;- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;- смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - анализ;- синтез; - сравнение, - установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения;- обобщение. Личностные: - формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; - формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения; уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | |
Необходимое оборудование | Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Часть 1, 2. Изд.: М. Просвещение, 2017 г., рабочая тетрадь и тетрадь на печатной основе, | |
Структура и ход урока |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемые задачи | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Время |
1 | I. Адаптационный этап | 1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке | Проверяют готовность к уроку. Выполнение минутки чистописания. | Проверка готовности к уроку. Проводит вступительную беседу. -Здравствуйте ребята! - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Проводит минутку чистописания (сочетание звуков вст, ст, лн). | 5 мин. |
2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границ | Отвечают на вопросы. Проговаривают алгоритм проверки орфограмм в корне слова. Выполняют задание (распределяют слова по группам). Проверяют друг друга. | Организует фронтальную работу в виде беседы о способах проверки безударной гласной в корне слова, парной согласной в корне слова. - Сегодня мы на уроке продолжим говорить о правописании орфограмм в корне, некоторые орфограммы мы уже знаем. Они спрятаны в задании, которое я предлагаю вам выполнить. В этом задании есть небольшой секрет. На доске: Распределить слова на группы (лесной, узкий, дубки, синева, морской, дорожка, известный). Проверьте своего соседа. По каким признакам распределили слова? | 10 мин. | ||
2 3 | II.Основной этап III. Творческий этап | Разрешение интеллектуального затруднения 1. Формирование знаний, опыта, ценностного отношения, действия 2. Разрешение интеллектуального затруднения 1. Первичное закрепление знаний, действий, опыта 2. Повышение знаний на основе применения разноуровневых заданий | Анализируют проблемную ситуацию, выделяют проблему с помощью учителя (слово известный) Формулируют цель занятия. - Цель нашего урока: Учиться правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне Обучающиеся читают упр. 223 на с. 117 и правило о непроизносимой согласной в корне слова. Объясняют лексическое значение слов. Чувство – способность испытывать, ощущать, воспринимать внешние воздействия. Лестница – сооружение для подъема и спуска в виде ряда ступеней. Записывают в тетрадь слова и подчеркивают сочетание букв вс,стн. Составляют и проговаривают предложения. Объясняют значение выражений (с помощью учителя) Выдвигают предположения: - посмотреть в словаре. - спросить у взрослого. - подобрать проверочное слово. Читают правило в учебнике. Составляют алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. | Создаёт проблемную ситуацию, включив в слова для анализа написания безударной гласной в корне слова и парной согласной в корне, слово с непроверяемой согласной в корне. - Какое слово у вас не вошло ни в одну из групп? Произнесите это слово. Что интересного услышали? Предлагает обучающимся сформулировать цель занятия. Предлагает обучающимся самостоятельно прочитать в учебнике на с. 117 тему урока и правило об орфограмме. Проговорите эти сведения друг другу. Какие еще слова с такой орфограммой вы увидели. Какие звуки не произносятся в этих словах? На с.117 даны два слова на это правило. Попробуйте объяснить лексическое значение этих слов (чувство, лестница). Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните орфограммы. Составьте устно предложения с этими словами. Попробуйте объяснить выражения: шестое чувство (интуиция, чутье), чувство собственного достоинства (самоуважение), лишиться чувств (упасть в обморок). На доске написаны два столбика слов с непроизносимой согласной. Рядом вам необходимо будет написать проверочное слово, выделить корни и подчеркнуть непроизносимую согласную. - Какие у вас будут предположения, как правильно написать слова с непроизносимой согласной? -Давайте обратимся к тексту учебника и проверим ваши предположения (с.118) - Что же вы выяснили о правилах проверки непроизносимой согласной в корне слова? Какое из ваших предположений оказалось верным? Предлагает выполнить задание: - Теперь по вариантам выполните задание, данное на доске, опираясь на правило в учебнике, подчеркните в словах букву, которая пишется, но звука мы не слышим, в проверочном слове подчеркните эту букву. Проверьте своего соседа. - Работая парами, проговорите друг другу алгоритм проверки этой орфограммы еще раз. Слова на доске: известный, солнце, капустный, сердце. Продолжим наблюдать за словами с непроизносимой согласной в корне слова. Продолжите работу по упр. 226 на с. 118 | 25 мин. |
Вспоминают и проговаривают цель занятия. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор. | Предлагает вспомнить цель занятия. Организует рефлексию (на столе карточка с предложениями) Прочитайте задание: Озаглавьте текст. Найдите слова с непроизносимыми согласными. Подберите проверочные слова. Тексты для рефлексии: 1. Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Растение всегда поворачивалось к свету солнца. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. 2. В джунглях живёт лягушка кокой. Так зовут её местные жители. А ужасным листолазом её называют учёные. Это прелестное маленькое существо золотистого цвета. Малютка умещается в чайной ложке. Но её яд в тридцать раз сильнее яда кобры. Это самый сильный из известных животных ядов. 3. Сок сахарного тростника был известен в Индии. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и на Гаити. Это гигантское растение до шести метров высотой. Стебель срубают одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик. Проверяет и оценивает работу обучающихся. Предлагает обучающимся прокомментировать свои оценки. Что узнали для себя нового? Что у вас получилось сегодня, а что не очень? В чем были затруднения? Как же проверить непроизносимый согласный в корне? Предлагает домашнее задание по выбору, проводит инструктаж по его выполнению: - выучить правила на с. 117 – 118; - найти и записать 2 пословицы, в которых употреблены слова с непроизносимыми согласными в корне слова; - выполнить задание в дополнительной тетради на с. | 5 мин. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ (РУССКИЙ ЯЗЫК) АЖУРНЫЕ ОГРАДЫ (ИЗО)
Интегрированный урок в 3 классе по русскому языку и Изо...
Презентация по русскому языку 3 класс "Правописание слов с непроизносимым согласным в корне"
Данная презентация создана создана для 3 класса по русскому языку, разработана по программе Школа России...
Презентация по русскому языку 3 класса "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление."
Данная презентация создана для 3 класса по русскому языку, разработанна по программе Школа России...
Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс
Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.Задачи урокаПланируемые результат...