Фрагмент урока развития речи 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
ФРАГМЕНТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Мурманск
2017
Фрагмент урока развития речи
Тема: “Время года – весна”.
Цель: совершенствовать развитие речи на разных уровнях через произведения устного народного творчества.
Задачи:
- Образовательные
- Учить работать со словарем;
- Вводить новые слова;
- Повторить и закрепить изученные правила и понятия;
- Учить формулировать свое мнение;
- Учить доказывать свою точку зрения;
- Развивающие
- Развивать воображение;
- Развивать абстрактное и логическое мышление;
- Совершенствовать артикуляционный аппарат и фонематический слух;
- Формировать языковое чутьё;
- Развивать память, внимание и наблюдательность;
- Воспитательные
- Формировать уважение к устному народному творчеству;
- Воспитывать интерес к родному языку;
- Формировать желание изучать русский язык.
Ход работы
Цель:
Послушайте загадку: В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
- Отгадайте. (Ручей)
- Докажите, что это ручей. (Цвет воды – голубой; действие воды – бежит; место – по дну овражка)
Работа над предложением
- Прослушайте загадку еще раз и скажите, сколько в ней предложений. (Одно)
- Это предложение сложное или простое? (Простое)
- Докажите это. (Имеет одну грамматическую основу)
- Назовите грамматическую основу. (Сказуемое – бежит)
- Как называют предложения, в которых есть только один главный член? (Односоставные)
- Является ли данное предложение распространенным? (Да)
- Докажите свой ответ. (В предложении есть определение, обстоятельство и дополнение)
- Назовите все словосочетания, которые можно составить в этом предложении. (В голубенькой рубашке; бежит в рубашке; бежит по дну; по дну овражка)
- Какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда начинают бежать ручьи? (Весна)
- Назовите предложение с добавлением слова весна. (Весной в голубенькой рубашке бежит по дну овражка)
- Каким членом предложения является слово весной? (Обстоятельством)
- От какого члена предложения оно зависит? (От сказуемого – бежит)
Работа над словами
- Какое значение имеет слово бежит? (Быстро двигается)
- Какое значение имеет это слово в данном предложении? (Бежит ручей – значит, быстро течет)
- Подберите синонимы к слову бежит в значении, как в предложении, то есть, говоря о воде. (Течет, льется, струится)
- Замените сказуемое бежит на любой синоним.
- Что поменяется в предложении? (Оттенок, стилистическая окраска)
- При помощи какого суффикса образовано слово овражек? (суффикс –ек)
- От какого слова оно образовано? (Овраг)
- Какое значение придает суффикс –ек слову овраг? (Уменьшительно-ласкательное)
- Откройте толковые словари, найдите первую букву слова овраг, а затем найдите само слово. Прочитайте его значение. (Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли)
- Подберите синонимы к данному слову. (Впадина, ущелье, углубление)
- Какие антонимы можно подобрать к нему? (Горка, холм, возвышение)
- Замените слово овражек любым синонимом.
- Что изменится в предложении? (Стилистическая окраска и рифма)
Работа над звуками
- Благодаря чему в данной загадке создается рифма? (Рубашке – овражка)
- Почему в слове овражек буква Ж имеет звук [Ш]? (После согласного звука [Ш] нет гласного, поэтому буква Ж обозначает звук [Ш])
- Назовите еще такую пару слов с буквосочетанием ШК – ЖК, где буква Ж дает звук [Ш]. (Букашка – бумажка; пташка - бедняжка)
- Орфоэпически читаем загадку вслух хором.
- Орфографически читаем загадку вслух хором.
- Какие слова вызывают трудности при написании? (Голубенькой, рубашке, бежит, по, овражка)
- Докажите это. (Буквы обозначают разные звуки при произношении, есть различия в написании буквы и произношении ее звука)
- Перечислите все гласные звуки в предложении. ([а], [у], [и], [а], [у], [а], [и], [и], [ы], [а], [у], [а], [а], [а])
- Перечислите все согласные звуки в предложении. ([в], [г], [л], [б’], [н’], [к], [й’], [р], [б], [ш], [к’], [б’], [ж], [т], [п], [д], [н], [в], [р], [ш], [к])
- Назовите любые слова, в которых буква Ж обозначает звук [Ж]. (Жар, жизнь, журавль, жаль, баклажан)
- Назовите любые слова, в которых нет буквы Й, но есть звук [Й’]. (Юла, якорь)
- Сколько раз встречается звук [У] в загадке? (Три раза)
- Чем отличается звук [У] в слове рубашке от звуков [У] в словах голубенькой, дну? (В слове рубашке звук [У] ударный, а в словах голубенькой и дну звук [у] безударный)
- Итог:
С каким жанром мы сегодня работали? (Загадки)
Докажите. (Короткий стих, требующий отгадки)
- Молодцы! Сегодня все хорошо поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
К нам в оконце заглянуло солнце. Презентация. Фрагмент урока развития речи.
К нам в оконце заглянуло солнце. Презентация . Фрагмент урока развития речи....