Система работы с синонимами на начальном этапе обучения русскому языку
статья по русскому языку

Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_sinonimami.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с синонимами на начальном этапе обучения русскому языку

Слово, как известно, является важнейшей единицей языка, носителем знаний. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Методика словарной работы предусматривает следующие направления деятельности:  во-первых, наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их знаний путём включения в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставление антонимов; во-вторых, усвоение синонимики лексической и тех оттенков значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые связаны отдельным синонимом в синонимической группе.

Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.

В современной методике разработаны направления, по которым ведётся работа с синонимами в начальной школе:

  • формирование понятия синонимии;
  • обогащение словаря учащихся;
  • формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.

Следует подчеркнуть, что до недавнего времени термин «синонимы» в практике начальной школы не использовался, в начальных классах не сообщались теоретические сведения о данном типе лексических единиц. Синонимы рассматривались как слова, близкие по значению. Однако в современных учебниках различных авторов термин «синонимы» используется, с ними ведётся большая практическая работа, наблюдения над языком предполагают формирование у  учащихся понятия о синонимах как  особом типе лексических единиц.

Как отмечает М.Р. Львов, система практических упражнений по синонимам складывается из следующих элементов:

  1. обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
  2. подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в их употреблении;
  3. специальные упражнения с синонимами (градация синонимов);
  4. активация синонимов, то есть их использование в связной речи;
  5. исправление речевых ошибок типа неудачно употреблённых слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в первом классе. Например, дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба». Учитель обращает внимание на то, что слово «солнечный» усиливает значение слова «светлый». Во втором классе учащиеся подбирают группы из двух-трёх синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный; красивый, прекрасный.  Во втором-четвёртом классах целесообразно вводить группы из трёх синонимов и более: смелый, храбрый, отважный (воин); ложь, неправда, враньё.

В методических пособиях даются следующие типы упражнений с синонимами на уроках русского языка в начальных классах:

  1. Выбор и группировка слов, близких по значению.

В упражнении даны слова какой-то одной части речи (предположим, глаголы). Задание состоит в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда даётся 1-2 лишних  (т.е. конфликтных) слова, например:

        Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.

        Одна группа синонимов:

        Бежит, мчится, несётся;

        Вторая группа:

        Смотрит, глядит, глаз не сводит.

        Конфликтное слово – спит.

        В зависимости от уровня подготовленности детей М.Р. Львов предлагает облегчить или усложнять данное упражнение. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено 2-3 конфликтных слова, могут быть даны разные части речи и пр.

  1. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то  признака (градация синонимов).

Школьникам  даются группы синонимов:

        огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный.

Дети составляют ряды по возрастанию размеров:

        крохотный, маленький;

        большой, огромный, гигантский.

С этими словами составляются предложения,  например:

        В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, букашки.

        В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утёсы.

  1. Подбор синонимов к данному слову.

Даются слова, например: смешной (при изучении прилагательных), работать (при изучении глаголов), метель (при изучении существительных).

Дети подбирают:

смешной – забавный, потешный;

работать – трудиться;

метель – вьюга, буран, пурга.

Если необходимо, то с каждым из них составляются предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки.

  1. Замена синонима в предложении.

Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Например:

Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

Пограничники стреляют метко (бьют без промаха).

Лиса обманула медведя (косолапого).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлёпнулся).

М.Р. Львов отмечает, что детей заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки рассказу или письменному сочинению.

  1. Выбор одного из данных близких по смыслу слов:

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

Наступило (жаркое, знойное, горячее) лето.

Дети обосновывают выбор синонима, например:

«Лучше всего сказать: «Наступило жаркое лето». Можно и знойное, так говорят, если дождей нет, очень сухо. «Горячее лето» - так не говорят. А «тёплое лето» - это неправильно, можно сказать «весна тёплая», а «лето жаркое»».

В методике выделяют следующие требования, при которых работа над синонимами в начальных классах будет достаточно эффективной:

  1. упражнения над синонимами должны проводиться  систематически и планомерно;
  2. должен быть определён круг синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнений.

Таким образом, цель упражнений с синонимами  - привлечь внимание обучаемых к словам, близким по смыслу, научить школьников узнавать в предложении синонимы, создать определённый запас слов – синонимов в речи учащихся начальных классов и подготовить детей к более глубокому и всестороннему восприятию синонимов в курсе русского языка средней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...

«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»

использование нетрадиционных форм урока на уроках иностранного языка...

Статья "Работа в парах на начальном этапе обучения чтению иностранных слов. "

В статье рассматриваются рекомендации для организации парной работы на уроках английского языка....

Обучение русской лексике на начальном этапе обучения русскому языку

О некоторых этапах работы при обучении русской лексике учащихся - билингвов....

Статья "Обучение чтению вслух на начальном этапе обучения иностранному языку"

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помо...