Изложение по рассказу «Воришка» Г.Скребицкий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Казанцева Галина Дмитриевна
Изложение. 4 класс. Развивать умения делить рассказ на части;составлять план; подробно излагать мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4kl.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  русского языка в 4 «Д» классе

Учитель: Казанцева Г.Д.

Тема:                Подробное изложение с творческим заданием

        (рассказ «Воришка» по Г.Скребицкому)

Цель:        Развивать умения делить рассказ на части;

        составлять план;

        развивать умения подробно излагать мысли.

Ход урока

  1. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
  • Сегодня мы будем писать изложение. Чему будем учиться на уроке, вы определите сами, когда прочитаете текст.

Воришка.

     Юре  подарили белку. Она очень скоро стала ручной. Смело прыгала детям на плечи,  просила  сахар или конфетку. Очень любила сладкое. Однажды из вазочки исчезли конфеты. Мама позвала ребят. Но они не знали, кто конфеты взял. А на другой день из буфета сахар пропал. Рассердился отец и запер буфет. Один раз сидел Юра на диване и читал. Вдруг видит: белка вскочила на стол, схватила коробочку хлеба и – на шкаф. Заглянул Юра на шкаф. А там под старой шляпой и конфеты, и сахар, и разные косточки. 

  • Подумайте, какое задание нужно выполнить при работе с этим текстом.

     (Разделить текст на части.)

Чтобы правильно разделить текст на части, необходимо хорошо понять его содержание.

  1. Анализ содержания.

  • Какой случай описан в рассказе?
  • Прочитайте предложения, в которых говорится о пропажах.
  • Почему использованы разные слова?
  • Прочитайте выразительно предложение, как белка прятала хлебную корочку.
  • Чем оно интересно? (:, -)
  • Сравним с предложением

Вдруг видит, что белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба и прыгнула на шкаф.

  • Что хотел подчеркнуть автор, пропуская слова?  (быстроту, стремительность ее действий).
  • Прочитайте последнее предложение. Что в нем интересного? (Есть  перечисление)
  • Почему перечисляя, что лежало на шкафу, автор повторяет слово И?

(Подчеркивает, что много всего было)

Вот теперь можно определить тему, его основную мысль.

-Какой вопрос помог определить тему?                  (стр. 55, правило – учебник.)

         Тема:  Как белка устраивала тайник.                

                  -     Почему так себя вела белка?

  • А сказано ли об этом в тексте?
  • А в какой части можно об этом сказать?

(это самостоятельно)

  • - Как вы думаете, осудили ли взрослые и дети  белку за воровство?
  • - Как вы можете это доказать?

  1. Деление текста на части, составление плана.

(Работа в парах)

  • Что обычно помогает разделить текст на части?  (Деление на абзацы)
  • Какому требованию не отвечает этот текст?

Автор, начиная предложение с красной строки, показывает, что переходит к новой части, к другой мысли.

  • Найди вводную часть. Сколько в ней предложений?
  • Как автор вводит в тему текста? (Он рассказывает, как белка появилась в доме и какая она была)
  • - Как ее озаглавить?
  • О Чем мы узнаем из основной части?
  • -Сколько абзацев можно в ней выделить? (Два)
  • Какие слова помогают определить начало новой части? (Однажды, один раз)
  • Что произойдет, если их пропустить? (Не будет связи между частями)
  • Для чего нужны эти слова?
  • Какую часть в тексте вы должны дописать сами? (Заключительную)
  • На какой вопрос нужно ответить в заключительной части? (Почему белка устроила кладовую?)

- Какое слово можно использовать для присоединения этой части к основной? (Так белка готовилась к зиме. Это белка готовила запасы на зиму.)

Примерный план.

                                                       1.    Ручная белка.

        2.   Пропажа.

                                                        3.   Нашли варишку.

  1. Орфографическая подготовка.

Трудные слова.  Запись на доске:

А)  ручной, корочка, вазочка, косточка

  • Какое правило нужно вспомнить при написании этих слов?

Б)  диван, сахар, буфет, конфеты

  • Подчеркните буквы, на которые нужно обратить внимание, чтобы не сделать ошибки.

В)  и..чез, ра..ердился, вид..т

  • Найди эти слова в тексе. Посмотрите, как они пишутся, и вставьте пропущенные буквы.

  1. Запись текста.

  • О  чем  будем помнить, записывая текст?

                        (Нужно выделять части)

  1. Проверка работы.

            –    Прочитайте текст полностью, определяя, все ли понятно.

  • Проверьте, правильно ли выделены части.
  • Найдите слова с безударными гласными, подберите проверочные слова.
  • Слова, написанные на доске, найдите в своем тексте и сравните написание.

  1. Итог урока.

            -    Чему учились на уроке?

  • Почему  в тексте нужно выделять части?
  • Что вы делали, чтобы выделить части?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для творческих работ для изложений.

 Капокова Альмира НабиуллаевнаУчитель начальных классовКазахстан, г. СемейПервая категория  Пояснительная записка.В своей работе над изложениями и сочинениями я использую печатные тетради, которые дел...

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...

ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе....