Виды работ и дидактические задания при изучении темы "Безударная гласная в корне слова"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Камышова Наталья Владимировна

Из опыта работы по теме "Безударная гласная в корне слова".Дидактический материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные дидактическим материалом дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

Безударная гласная в корне слова – это такая орфограмма, которой придаётся первостепенное значение. А вопрос обучения правописания безударных гласных в корне является одним из самых сложных вопросов в практике школы.

Работа над этим разделом орфографии только тогда даст высокие результаты, когда она будет проводиться в системе. Чтобы усвоение правописания проверяемых безударных гласных шло успешнее, учителю необходимо иметь ясное представление о том лексическом материале, который может быть использован в разных классах. В статье представлены разноуровневые задания при изучении данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opytom_raboty_kamyshova_2018.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ №34»

 

Виды работ и дидактический материал при изучении темы «Безударная гласная в корне слова»

   

Из опыта работы Камышовой Натальи Владимировны, учителя начальных классов

2018 год

       

 В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных особенностей через дидактический материал.

         Наивысшие возможные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей, воспитателей, школы в целом совпадают с собственными усилиями школьника в  освоении учебной деятельности, с его активностью по «образовыванию» себя. Одна из важных задач школы  заключается в том, чтобы формировать восприятие ребенком  образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей содействия этому - вовлечение самих учащихся в оценку и контроль  своей учебной деятельности. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность, как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

 Дидактический материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные дидактическим материалом дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

В создании и использовании дидактического материала выделяют следующие принципы:

-значимость материала для ребенка;

-изоляция трудности;

-контроль ошибок;

-постепенное усложнение материала по дизайну и использованию;

         -возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению;

         -последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.  

Первым принципом создания и использования дидактического материала является его значимость для ребенка. Чтобы служить своей цели – «самостроительству» ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития.    

Дидактический материал для развития, отвечающий психическим потребностям ребенка представляет собой «как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься вверх; эти ступени должны доставлять возможность культуры, формирования высших способностей». Дети, вступившие на путь самовоспитания, приобретают необычайную «чуткость»  к своим внутренним потребностям. В связи с этим встает важный вопрос о подборе дидактических средств, отвечающих, с одной стороны, известным потребностям, а с другой, вызывающих «самопроизвольное развитие внутренней энергии ребенка».  

 Орфограммы « безударные гласные в корне» -это, пожалуй, самые частотные орфограммы русского языка.

     Орфографический навык, как и любой другой – это « автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации « компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить процесс.

Длительная работа над изучением темы « Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» продолжается поэтапно, от простого к сложному.

1)Определение ударных и безударных гласных в слове и предложении:

Бежит, граница, вершина.

2)Родственные слова. Корень слова. Ударение. Безударные гласные / работа с группами слов/ :

Белый, белок, белеет, побелел.

3) Безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные в родственных словах:

Хитрец, хитрый, хитрит;

Мясо (А как напишем?) м*сник, м*сной?

 Вывод: безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные.

При изучения правила желательно применить проблемный метод ли метод развивающего обучения. То есть ввести ребёнка в ситуацию исследования, что является необходимым условием успешного обучения.

Безударная гласная в корне слова – это такая орфограмма, которой придаётся первостепенное значение. А вопрос обучения правописания безударных гласных в корне является одним из самых сложных вопросов в практике школы.

Работа над этим разделом орфографии только тогда даст высокие результаты, когда она будет проводиться в системе. Чтобы усвоение правописания проверяемых безударных гласных шло успешнее, учителю необходимо иметь ясное представление о том лексическом материале, который может быть использован в разных классах.

         Для примера приведу задания при изучения правила « Безударная гласная, проверяемая ударением»:

Задание № 1

Прочитай предложения.

Р…бята д…лжны любить ж…вотных. Для птиц з…мой нужно делать к…рмушки.

Разноцветными …гнями оз…ро бл…стит. Ч…стота здоровье сохраняет. Этот платок в…зала бабушка.

Выпиши безударные гласные, которые нужно вставить (е, о, и, и, о, о, е, и, я).

Взаимопроверка проходит в парах в целом классе или три-четыре пары учащихся выписывают гласные на большие листы бумаги (их – на доску) для дальнейшей коллективной работы класса.

Задание № 2

Замени одним словом.

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Задание № 3

Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Например.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

Задание № 4

Игра «Маячок».

В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.

Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Цель: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.

Задание № 5

Упражнения с «конфликтными» словами:

а) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?

б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Коза, носик, глаза, язык, площадь.

в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.

Задание № 6

Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему?

 Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.

      Важный момент для детей в изучении темы «Безударные гласные в корне слов» - умение находить безударную гласную в слове. Поэтому заранее на уроках начинаю подготовительную работу по определению орфограммы.  На первом этапе даю лёгкие двусложные слова, где одна из гласных – ударная, другая в корне - безударная. Дети  записывают слова, отмечая ударную букву, подчеркивая безударную. Вначале выполняется под комментирование сильного ученика, позже в работу включаются более слабые, потом - самостоятельно. Карточки пронумерованы, меняются на каждом уроке. Таким образом, ученику каждый раз приходится работать с  разными словами. У него есть возможность и время практиковаться в нахождении безударной гласной.

В моей работе представлены некоторые виды работ  по этой теме.

-1-

войска

звезда

враги

-2-

мячи

пчела

весна

-3-

зонты

хлеба

столы

-4-

стрижи

снопы

страна

-5-

часы

моря

кроты

-6-

грачи

сова

леса

-7-

слова

река

грибы

-8-

земля

зима

глаза

-9-

змея

снега

трава

-10-

село

стада

сосна

-11-

стрела

плоды

длина

-12-

свисток

беда

конец

-13-

беглец

синеть

стена

-14-

вода

пчела

цветы

-15-

дома

гнездо

дары

-16-

доска

малыш

бежит

-17-

шагать

письмо

птенцы

-18-

плечо

тянуть

число

-19-

перо

звено

свеча

-20-

чижи

врачи

дрозды

-21-

лиса

коза

оса

-22-

кольцо

жильё

мосты

-23-

роса

лесник

зверёк

-24-

коса

дожди

цветок

-25-

стекло

часы

ножи

-26-

грибок

пенёк

кормить

-27-

сады

косарь

ледок

-28-

лентяй

глазной

болеть

-29-

лесной

медок

свистеть

-30-

старик

варить

ходить

-31-

моряк

места

летать

-32-

пилить

дарить

тропа

-33-

морской

силач

снежки

-34-

писать

молчит

поёт

-35-

солить

гряда

флажок

-36-

слоны

лесной

сосна

-37-

пятно

спина

толпа

-38-

тайник

драчун

моржи

-39-

давно

рожок

светить

-40-

ряды

червяк

болеть

-41-

левша

грибной

лесок

-42-

седло

плясать

кормить

-43-

ковёр

конец

ловил

-44-

нора

мячи

синяк

-45-

мясник

белок

хитрец

Карточки с усложнением заданий (2-3 классы)

Карточка 1.

С п и ш и т е . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

Карточка 2.

                                         1 вариант

З а п и ш и т е  слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

                                         

                                          2 вариант

З а п и ш и т е  слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

Карточка 3.

С п и ш и т е  словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.

                                            1 вариант

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.

                                            2 вариант

Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

Карточка 4.

                                                 1 вариант

   К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г...лодать -  ...............................                             ст...рожка-   ....................................

в...здушный -  ..........................                             в...сёлый -    ....................................

д...лёкий -     ............................                             ч...совщик -  ....................................

ш...стёрка -   ............................                             кр...кливый - ...................................

                                                    2 вариант

   Вставь  нужную  букву  и рядом  запиши проверочное  слово.

к...рмушка  -  (  о,а)   -  ...............................  д...ревья -  (е,и) - ..................................

уг...щать  -  (а,о) -      ...................................  ст...рожить - ( а,о) - ..............................

ш...лестеть  - (е,и) -  ....................................  ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) -    .....................................  м...рской -  (о,а)  -   ...............................

т...пло -  (е,и) -    ..........................................  ж...мчужина - (и,е) - .............................

________________________________________________________________________________

Карточка  5.

       К  д а н н ы м  словам подберите проверочные слова. Поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.

Г..л..ва –

П..л..са –

Ст..р..жить –

Г..р..дить –

М..л..дой –

Д..р..гой –

Х..л..да –

Ст..р..на –

_______________________________________________________________

Карточка 6.

                                                       1 вариант

           С п и ш и т е  предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

                                                       2 вариант

С п и ш и т е  текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

                                                         3 вариант

С п и ш и т е  текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

                                                       4 вариант

 С п и ш и т е , исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

                                                 5 вариант                                

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

_______________________________________________________________        Карточка 7.                                                         

                                                          1 вариант                                        

И з  д а н н ы х  ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

                                                   2 вариант

И з  д а н н ы х  ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

                                                     3 вариант

И з  д а н н ы х  ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Пришли, х..л..да.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро.., им, не страшен.

Карточка 8.

Спишите  данные  слова,  вставляя пропущенные  буквы.  Выделите в словах корень и напишите к каждой группе  проверочное слово.

          П...сатель,  расп...сание,  зап...сал,   п...сьмецо;-  .................................

          Стр...лок,  стр...льба,    стр....лял,   выстр...л;  -   ....................................

          Т...рговля,  т...ргует,    т...рговый (город);   -     ........................................

          Гл...тать,   прогл...тил,    гл...ток,  гл....тнул;  -   ......................................

_____________________________________________________________________________

Карточка 9.

  Вставить безударные гласные:

     п...стух, др...зды, сн...жинка, кр...чал, м...стечко, стр...ительная, к...менистая, ст...яла, л...сная, л...сица, цв...точек, тр...пинка, гр...бник, б...р...говая, р...чной, выст...вка, б...льной, п...ньки

__________________________________________________________________

Карточка 10.

Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.                                                                    

                                                          Лес.

             В  л...су  (.............)   живёт  рыжая   л...са   ( ...............).   Лисий  дом -   н...ра  (  ....................).    У   н....ры (  .............)   играют   весёлые    л...сята (........).  Л....сица  (.................)  учит  их   лисьим  повадкам.

__________________________________________________________________

        Карточка 11.

     Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з...л...тые ...сенние дни г...товились к ...тлету жур...вли. П...кружились ...ни над р...кой, над р...дным б...лотом. Вот п...т...нулись птицы в д...лекие страны. На в...стоке п...к...залась ранняя зорька.

       Карточка 12.

      Спишите,  вставляя  пропущенные  буквы.

                К...рова,  г...зета,   скв....рец,  б...лет,   д....кабрь,  н...род,   м....локо,   пятн...ца,   к....рабль,  д....ревня,  в...кзал,    м...роз,  к...пуста,   р...кета,  м....дведь,  п....льто,   к...стёр,  к...мандир,   р...сунок,   л...пата,   м...лина,    р...бята,  в....гон,  п...года,   к...ртина,  ...втобус,  м...сяц,  п...суда.

_____________________________________________________________________

Карточка 13.

Вставить безударные гласные. С одним из слов составь предложение.

Г...лубка, пл...щадка, см...льчак, в...здушный, др...жать, зар...дить, в...шневый, заскр...пел, д...лекий, п...лезный, ск...листый, т...желый, р...зьба, д...ржал, д...мой, т...нул._______________________________________________________________

      Карточка 14

 Вставить пропущенные буквы:

М...роз, площ...дь, с...пог, т...традь, стор...ж, бер...г, леб...дь, в...р...бей, с...л...вей, за...ц, яг...да, гру...а, су..ота, свит..р, ...гаж, ж...лезо, д...рога, п...рог, б...седка, к...ртина, п...сок, р...бята, а...уратный, д...ревня, з...втр...к, се...одня

Выполнить фонетический разбор  лебедь.

Карточка 15.

Вставить пропущенные буквы, составь предложение со словом дождливый.

Б...да,   б....льшой,    гл....зной,   гр....бной,   д....лёкий,   дл...ннее,    д...ждливый,   з....лёный,  зв....риный,   к...лючий,  кр....вой,   л....сной,   м....сной,   м....рской,   н...бесный,  п...рнатые,  пр....мой,  п...следний,   р....гатый,   скр....пучий,   ст....ловая,   тр....скучий,    т....нистый,   т....жёлый,  х....лодный,   цв....тной,    ч....рвяк.

Карточка 16.

Вставить безударные гласные

Поб...жал по д...ске, обр...нил в...л...синки, гн...здо под к...рнями, л...тят не сп...ша, з...л...тое к...льцо, б...жит б...гом, др...зды в гн...зде, на п...лянке около р...ки, к...рмил ч...рв...ками, ск...зала с...стра, прин...сла в...ды.

__________________________________________________________________

Карточка 17.

Вставь  пропущенные   буквы:

 в.да                                            вр.чи                                             м.ря

 тр.ва                                          в.лна                                              ст.лбы

 тр.па                                          стр.на                                            гр.чи

 гр.за                                           д.жди                                            гл.за

 дв.ры                                         з.нты                                             сл.ны  

 ств.лы                                        к.ты                                                р.га

  п.ля                                            н.сы                                                сн.пы

  с.ды                                           хв.сты                                             х.лмы

_____________________________________________________________________  

Карточка 18.

Вставь пропущенные буквы:

  в…ренье                                         д…ньки                                  л…док

  к…..тёнок                                        м…чи                                     р…ды

  с.довник                                         гр…бы                                     стр…жи

  к…рмушка                                     л…щи                                       цв…ты

  тр…винка                                       сл…ды                                      б…да

  ч…жи                                              гн…здо                                      зм…я

  хл…ба                                             з…рно                                        зв…зда

  бр…вно                                           з…ма                                         л…са          

  л…цо                                               р…ка                                            сп…на

_________________________________________________________________

Карточка 19.

 Вставить безударные гласные.

Т...пло не за г...рами, в...сенняя к...пель, веч...ром стр...кочут, х...лодная з...ма, ск...льзнул под к...ру, зат...пил п...чурку, приб...жал д...мой, н...л...вил кар...сей, ст...ят сн...говики, оп...дает л...ства.

__________________________________________________________________

Карточка 20.

Вставить безударные гласные.

Т...ж...лый кам...нь, в...зились в с...ду, не ус...дишь на з...мле, м...лчит л...са, л...дяная г...ра, л...тает с...ва, гол...дно з...мой, над в...ршиной г...ры, кр...сивая д...ревня, п...лянка у руч...йка, х...лодной в...сной.

      Карточка 21.

Вставь   пропущенные  буквы:

                                                       1 вариант

    пов…р                                    зап…х                                        полн…чь

б…р…жок                                б…р…зда                                     б…р…да

м…л…дняк                               м…л…тилка                                п…л.с..а

заб…леть                                б…дняжка                                 поб…лить

под…рок                                 изд...лека                                  пож…лели

    выпр…мил                             выб…жал                                   вых….д

в..ч…реет                                в…л...сёнки                                г…в…рили

ст…б…лёк                                ст…р…жа                                   ст…р…на

                                                        2 вариант

Вставь пропущенные буквы:

б…гун                                     в…доём                                   вр…дить

зн…чок                                   зв…нок                                    к…лосья

    выв..ла                                  вып…чка                                  выгл…нет

г…л…дание                            г…л…ва                                  г…л…са

х…л…да                                 х…х…тать                               выг…н..яют

гл…деть                                   в…зать                                     вал…жник

пок…тить                                ук…лоть                                   м…л…дняк

Вставь пропущенные буквы:

                                                    3 вариант

   вып...рил                                   выр…зать                                вын.сти

гр…б…шок                              д…р…гой                               з…л…неет

зас…дить                                 ул…тят                                    уб…жал

в...дитель                                 веч…ром                                 в…лнение

н…чевать                                 нап…дение                             упр...си

 ц…почка                                  дер…вце                                  ж…леть

з…л..той                                 к...л...сок                                  зап…сает

ув….зить                                б…льница                                уг…щает

зад...вать                               д…бро                                       попр.с..ила

осв…щение                           ум…лкать                                 разд…вала

Карточка 22.                      

Вставь пропущенные буквы в словарные слова. Со словом герой составить предложение.

Т…варищ,  ст…лица,  с…бака, ..г..род , м…л…ток, ов..щи , ..днажды, ул..ца, п..суда, л..сица, п…льто, г..рой, т..трад. , п..сок, д..ревня. д..журный, з..мл...ника,  уч…ник, м..тро, пш..ница, с…лют.

__________________________________________________________________

Карточка 23.

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

Пл..ты (          ) ,  гр…бной (        ),  сп…сти (         ),  см..шить (       ),  скр..пить

(         ), пол..вать (           ), л…тел (     ),з ...мляной (    ), пт…нец (       ), б…лизна (     ), св…тлячок  (    ), т…жёлый (            ), погл…дел (                  ).

__________________________________________________________________

Карточка 25.

Вставь пропущенные буквы.

З..лёный сад,  в…сёлая  д..твора, быстро пот..мнело,  р..чной в..кзал, проб..жал кросс,  попр..сил   ручку,   расч…сал куклу,  пож..лел друга, зат..пил печку, пок..рмил зв…рей.

Карточка 26.

                                                            1 вариант

Вставь пропущенные буквы.

  В д…ждливую погоду д..твора  с..дит  дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.

                                                            2 вариант

Вставь пропущенные буквы.

  В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий Зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…Тит над м..рским заливом.

__________________________________________________________________

Карточка 27.

Вставь пропущенные буквы в  словарные слова.

Б..бл..отека,  г..ризонт, к..стёр, к..м..ндир, к..ртина, комн..та, п..беда, обл..ко, п..года, п…ртрет, ш..фёр, б..гаж, к……ектив, ч..рный, т…л..визор, пут…шествие, ра..тояние, медле…о, б…седа, в..зде, инж..нер, дв..на..цать.

             Часто в своей работе использую  разноуровневые задания по разным темам, в том числе и по теме «Правописание безударной гласной в корне слова». Далее представлены разноуровневые задания для учащихся 3 класса по данной теме. 

Первый  уровень

         В проверочном слове вставь пропущенную букву  и   поставь ударение.

№1

козочка – к…за

кончик – к…нец

лес – л…сник

гриб – гр…бок

гололёд – л…дяной

походка – х…дить

защита – защ…щать

вышагивал – пош…гал

№2

грач – гр…чи

земли – з…мля

головы – г…лова

яйца - …ичный

дерево – д…ревья

писк – п….щать

гнал – выгн…л

поспешно – засп…шил

№3

повозка – в…зить

доски – д…щечка

зёрнышко – з…рно

голодный – гол…д

вождь – в…жатый

ходит – перех…дил

молча – зам…лчал

загадка – отг…дать

№4

свечи – св…ча

численник – ч…сло

слово – сл…варь

ёжик - …жи

центр – ц…нтральный

лёжа – л…жать

мирный – м…рить

глаз – гл…застый

№5

половодье – в…да

стороны – ст…ронка

чижик – ч…жи

сельди – с…лёдка

тонет – пот…нул

нарядный – нар…дить

глядя – подгл…дел

ослеп – сл…пой

№6

порядок – р…ды

вёдра – в…дёрко

сёстры – с…стрица

озеро - …зёра

уносит – н…сить

шалость – нашалил

гости – уг…стил

скрип – скр….петь

 Первый уровень  

В проверочном слове вставь пропущенную букву, поставь ударение.

№7

море – м…ряк

мостик – м….стовая

стрелка – стр….лок

бедность – б….дняк

часики – ч….совой

бросил – бр…сать

лёжа – пол…жать

указка – ук…зать

№8

носик – н…сы

столик – ст…ляр

девушка – д…вица

черви – ч…рвяк

треск – тр…скучий

повозка – в…зить

починка – поч…нить

цепи – приц…пил

№9

норка – н…ра

вёсны – в…сна

петелька – п…тля

галки – г…лчата

счастье – сч…стливый

больно – б…леть

плата – упл…тить

помог – пом…гать

№10

избы - …збушка

окна - …кошечко

брёвнышко – бр…вно

вёсла – в…сло

польза – п…лезный

заварка – в…рить

повёз – отв…зить

смена – отм…нить

№11

строчка – стр…ка

звери – зв…рьки

скворушка – скв…речник

снежный – сн…говик

качка – к…чели

держит – д…ржал

разгром – разгр…мить

полз – уп…лзать

№12

полюшко – п…лянка

ядрышко - …дро

травушка – тр…ва

свист – св…сток

мёд – м…довые

чёрный – ч…рнеть

чистка – выч…стить

узнали – узн…вать

Второй уровень

Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

№1

стёклышко, застеклили – ст…кло

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

следом, следы – насл…дил

№2

бобовый, боб – б…бы

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

ночлег, ноченька – н…чевать

стойка, стоять – пост…ять

тянут, тянучка – пот…нули

№4

дров, дровяной – др…ва

лисонька, лисята – л…сёнок

часики, часовщик – ч…сы

бельевой, побелка – б…льё

сталь, сталевар – ст…льной

топить, растопка – раст…пил

крикнул, крикун – закр…чал

обманщик, обманул – обм…нуть

№5

дождик, дожди – д…ждливый

столик, столовая – ст…ляр

беляк, беленький – б…льевая

посёлок, селение – с…ло

посоли, соль – с…лёный

подарок, подари – д…рить

насорил, насорено – зас…рить

посадка, садовник – зас…дить

№3

пастушок, пас – п…стух

поделка, деловой – д…ла

Михайлович, Мишенька – М…хаил

тёпленький, тепло – пот…плело

зелень, зеленоватый – з…лёный

кормушка, накормит – к…рмить

скрип, скрипучий – заскр…пел

читатель, прочитанный – ч…тать

№6

мостовая, мостик – м…сты

сосны, сосновый – с..сна

деревянный, деревья – дер…во

старенький, старик – ст..рушка

колосится, колос – к…лосья

сердечко, сердце – с…рдечный

завинтил, винтик – подв…нтить

просьба, проситель – попр…сить

                 

 Второй уровень 

        Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

№7

совиный, совушка – с…вёнок

отчим, отечество - …тец

овечий, овцы - …вечки

подводник, водяной – в…дица

домище, домик – д…машний

охрана, сохранить – охр…нять

каток, катит – пок…тать

откачка, качать – раск…чали

№8

задание, задано – з…дача

голубь, голубчик – г…лубятня

кончать, окончил – нак…нечник

лошадь, лошадка – л…шадиный

море, моряк – м…рской

волнение, волны – в…лновать

потерпишь, терпение – пот…рпеть

давление, давит – разд…вить

№9

певчий, запевала – п…вунья

пчёлка, пчелиный – пч…ла

корень, корешок – к…ренья

морщинки, морщит – м…рщины

дальше, далеко – д…лёкий

закопал, копка – к…пать

пёстренький, запестрел – п…стреть

сказать, сказка – подск…зать

№10

телята, тёлка – т…лёночек

земли, земляк – з…мляной

кройка, скроить – выкр…йка

скалы, скалистый – ск…лы

бобры, бобрик – б…бровый

выгон, гонки – заг…нять

терять, потеря – раст…рял

долг, одолжи – зад…лжал

№11

ученье, ученик – уч…ница

росинка, росы – р…систый

рядок, ряд – р…довой

дождик, дожди – д…ждливый

город, загородка – ог…родить

выяснил, ясный – объ…снил

висели, повис – в…сеть

тяжко, тяжелее – т…жёлый

№12

свиньи, свинина – св…нья

небо, небесный – неб…са

конюшня, конский – к…неводство

молодой, молодость – м…лодёжь

падать, западня – п…дение

вредный, вредить – навр…дил

ловушка, ловля – нал…вил

мирить, мирно – пом…рились

 Третий  уровень 

             Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

№1

…. – с…дло

… - с…довник

… - б…рега

… - в…дяной

… - цв…тут

… - пол…вать

… - отп…лить

… - м…стерить

№2

… - ст…лбы

… - ц…на

… - пл…та

… - с…рпы

… - пл…хой

… - …грать

… - прил…тел

… - выр…зать

№3

… - ст…на

… - л…цо

… - хол…д

… - кл…довая

… - пч…линый

… - з…мовать

… - ост…влять

… - зав…дить

№4

… - к…фейник

… - к…злёнок

… - к…вёр

… - к…мочек

… - кр…вой

… - см…ялся

… - заскр…пел

… - пос…нел

№5

… - ч…рника

… - гн…здо

… - с…сновый

… - площ…дь

… - т…жёлый

… - кр…чать

… - нак…сить

… - зап…щал

№6

… - стр…жи

… - п…чник

… - д…ление

… - ог…нёк

… - ч…рвивый

… - дев…ть

… - подн…сти

… - хв…лить

№7

… - пл…ды

… - зерк…ло

… - фабр…ка

… - пл…та

… - гр…зовая

… - пл…тить

… - зап…сать

… - пост…ять

№8

… - к…ра

… - тр…стник

… - п…чтальон

… - ос…нь

… - кл…новый

… - сп…шить

… - пот…мнело

… - посм…трел

№9

… - фл…жок

… - в…ртушка

… - м…стовая

… - …сёл

… - г…лодный

… - в…дить

… - пот…чить

… - ск…льзить

№10

… - м…сник

… - л…дник

… - В…силий

… - к…лючий

… - б…нтовать

… - разл…новать

… - т…рмозить

… - расч…сать

№11

… - стр…на

… - д…бро

… - т…рговля

… - м…рской

… - п…стреть

… - пощ…дить

… - оп…здать

… - пригр…зить

№12

… - п…ченье

… - в…енный

… - сл…мать

… - осл…бел

… - пож…лтел

… - ст…на

… - пл…ды

Работа над этой орфограммой только тогда даст высокие результаты, когда она будет проводиться в системе.

Первый компонент системы – развитие речевого слуха. Необходимость речевого напрямую связана с анализом произношения. Не различая ударных и безударных гласных, учащиеся не видят орфограммы и допускают ошибки в простых по составу и понятных для них словах.

Второй компонент системы – развития навыка морфемного анализа. Для правописания безударных гласных навык морфемного анализа имеет большое значение. Нахождение в словах корня во многих случаях больше помогает учащимся, чем проверка ударением.

Третий компонент системы – развитие словарного запаса учащихся. Безударные гласные не однородны. И если написание слов «поля, земля, вода» легко усваиваются учащимися, то в таких словах, как «удивительный, земляника» допускаются ошибки и в среднем звене.

Изучение безударных гласных в 1 классе проводится на фонетической основе, во 2 классе изучаются в связи со знакомством состава слова, корня и однокоренных слов, в 3-4 классах работа над правописанием безударной гласной продолжается на более сложном словарном материале.

 Работа над этой темой продолжается и в старших классах, так как эта тема самая важная, и успехи будут достигнуты лишь в том случае, если на каждом уроке работать над безударными гласными в корне слова. 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкая Н.О., Кудряшова Н.А., Технология «Явление - Модель- Образ» как условие для освоения учащимися сложных физических явлений и процессов - как попытка создания технологии продуктивного обучения//Школьные технологии.-1998.-N5. - 199с.

2. Ежеленко В.Б., Теория и методика педагогического процесса.               СПб.: Образование.1996. - 125с.

3. Лобашев В.Д., Лаврушина С.М. Технологизация изложения и восприятия учебной информации//Школьные технологии.-1999.-N1/2 - 145с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работ и дидактические игры при изучении темы «Безударная гласная в корне слова»

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографи...

Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"

У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс.

Проверочная работа по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс....

Проверочная работа во 2 классе по теме "Безударная гласная в корне слова"

Проверочная работа во 2 классе по теме "Безударная гласная в корне слова"...