Программа, автор (ы) | УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. |
Класс | 2 |
Раздел (содержательная линия) | Части речи. Имя прилагательное |
Тема урока | Единственное и множественное число прилагательных. |
Цели урока | Познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке. |
Основное содержание урока | Работа с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе, индивидуальными карточками. |
Термины и понятия | Имя прилагательное. |
Планируемый результат |
Предметные умения
| Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения
|
- научатся находить прилагательные в тексте;
- ставить вопросы от существительных к прилагательным,
- устанавливать связь между прилагательными и существительными,
- подбирать примеры имён прилагательных.
| Познавательные: - определение цели своего обучения;
- устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
- анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:
чтение текста, выполнение задания , ответы на вопросы. Регулятивные: - Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
- умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
- выполнять практические упражнения;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.
| 1.формирование нравственно-этических качеств личности; 2.воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку; 3.умение реализовывать теоретические познания на практике; 4.умение высказывать свое мнение и отстаивать его. 5. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
|
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы
|
Литературное чтение
| Учебник, рабочая тетрадь, презентация. | Индивидуальная, парная, групповая. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Название этапа: Организационно – мотивационный Педагогические задачи: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Планируемый результат: К5: настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Л5: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
- Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!» | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу. |
Название этапа: Актуализация знаний Педагогические задачи: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи; 2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение; 3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Планируемый результат: К1: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. П3: анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую: чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы. Л2: воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку . |
На доске записаны слова: – Прочитайте записанные на доске слова: Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые. - Какое задание предложим для этих слов? – Распределите слова в два столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй глаголы. - Обозначьте изученные орфограммы. Проверка: Оцените свою работу у доски. - Кто допустил ошибки? Исправьте. – Что обозначают слова первого столбика? – На какие вопросы они отвечают? – Что обозначают слова второго столбика? – На какие вопросы они отвечают?
- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?
- Что они обозначают? | Дети читают слова 2 человека работают у доски, остальные – в тетради. 1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек. Предмет Кто? Что? Действия предмета Что делает?... зеленая, прозрачное, живые Признак предмета
|
Название этапа: Формулирование проблемы, планирование деятельности Педагогические задачи: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи. Планируемый результат: П1: определение цели своего обучения. Р1: целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную. Л4: умение высказывать свое мнение и отстаивать его. |
Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока. Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.) | Тема: слова-признаки предметов. Слайд1. Как называются слова? На какие вопросы отвечают? Что они обозначают? Какую роль в нашей речи играют? |
Название этапа: Открытие новых знаний. Педагогические задачи: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Планируемый результат: П2: устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения. Р2: умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами). К2: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль. К3: выполнять практические упражнения. |
–Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов. - На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки. Проверка Сверяем с эталоном на доске. Слайд 2. - На какой вопрос отвечают слова-признаки? - Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи. Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки. - Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном. - У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном. ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________. НАПРИМЕР:_________________________________________________________________ |
- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте. Где мы можем проверить наш вывод? - На какой вопрос осталось получить ответ? Исследование данной проблемы. Работа по теме - Возьмите карточку 2. - Прочитайте текст №1. 1. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. 2. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - О чем этот текст? - Нравится ли он вам? -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать? - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения? - Распространите предложения. - А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его. - Сравним два текста. - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Что же отличает первый текст от второго? - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных? - Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи? А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег? - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге? - Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? - Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией. | Работа в парах на карточках. Трава (…………….?) зелёная. Стекло (……………?) прозрачное Цветы (……………..?) живые. Отвечают на вопросы какой? Какая? какое? Имя прилагательное. Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными. Работают с правилом, с. 86. Какую роль играют в речи имена прилагательные? (О весне) Добавить слов, распространить предложения. Прилагательные. Дети составляют предложения. Нет. (Наличие прилагательных) Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Тает последний снег. Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
|
Название этапа: физкультминутка Педагогические задачи: снять усталость и напряжения пальцев рук. |
Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс. | САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ |
Название этапа: Первичное закрепление Педагогические задачи: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи. Планируемый результат: К4: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Л3: умение реализовывать теоретические познания на практике. Л4: умение высказывать свое мнение и отстаивать его. П3: анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую: чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы. |
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. - Давайте, поиграем. Отгадайте кто это? 1) Игра. Отгадай кто это? Бурый, мохнатый, косолапый. Рыжая, хитрая, ловкая. Серый, хищный, жадный. Белый, пушистый, холодный. Круглое, сладкое, сочное. 2) Работа в группах. На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка. Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер. Проверка - Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные? У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. - О чём в нём говорится? - Так с какой частью речи дружат имена прилагательные? « Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного. | Медведь Лиса Волк Снег Яблоко Работа в группах. Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные 1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой) 2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое) 3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая) Имя существительное. речь идёт об именах прилагательных с существительными
|
Название этапа: самостоятельная работа с проверкой по эталону. Педагогические задачи: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их в тексте. Планируемый результат: Л3: умение реализовывать теоретические познания на практике. К2: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль. |
Работа с разноуровневыми карточками. - Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как? Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое. 2. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Проверка: 1. Слайд 4. – первый уровень. 2. - Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. – 2 уровень. | Работают самостоятельно. Сверяют с эталоном. Взаимопроверка. |
Название этапа: Рефлексивно - оценочный
Педагогические задачи: осознавание цели учения, его необходимость; оценить свою работу и работу класса на уроке; наметить направления будущей учебной деятельности; закрепить знания учащихся. Планируемый результат: Л2: воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку. Р2: умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами). |
- Какую тему изучали сегодня? Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили Слайд На все ли вопросы ответили? Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них. - Кому что-то осталось непонятным? - Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках? кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148. 2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149, 3) выучить правило, с.46. | Повторяют вопросам. |