Урок "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока в первом классе по теме "Перенос слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_perenos_slov.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
План-конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме:
«Перенос слов»
Подготовила и провела:
Кручинкина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
2018-2019 учебный год
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать буквы, слова;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие гостей
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и наших гостей. Как гостеприимные хозяева нам нужно оказать внимание нашим гостям. Каким образом это можно сделать на уроке?
- Нужно быть пытливыми, находчивыми и желающими проникнуть в тайны русского языка, и умеющими показать, что вы узнали за первый год обучениия в школе.
- Ребята! Каждый день мы с вами знакомимся с особенностями русского языка, узнаем много нового, интересного, делаем для себя открытия, какой наш родной русский язык прекрасный и богатый. Вот и сегодня мы сделаем для себя одно небольшое открытие, узнаем одно очень важное правило русского языка.
II. Актуализация знаний
1)Начнем урок с каллиграфической минутки.
На доске : в г д ж к
-Назовите буквы, записанные на доске.
-Что общего в этих буквах?
-Какая буква лишняя и почему?
- Сегодня на минутке чистописания мы пропишем строчную букву К с нижним соединением и со средним соединением: КЛ КН.
2) Словарная работа
- Вспомним словарные слова, которые начинаются с буквы К.
К..р..ндаш, к..рман, к..ртон, к..мпот, кв..драт.
- А сейчас мы познакомимся еще с одним словарным словом.
Отгадайте загадку.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Космос
- Что обозначает это слово ? ( предмет)
- На какой вопрос отвечает ? ( что)
- Что мы еще можем сказать про это слово, как про словопредмет? (одушев., неодуш.; в форме ед.ч или мн.ч)
- Какое это слово по количеству слогов?
- Разделим на слоги?
- На какой слог падает ударение?
- Произнесем это слово орфографически. Запишем тетрадь.
- Поставьте ударение.
III. Постановка учебной задачи
- Образуйте от слова космос слово – признак, так чтобы в этих словах была общая часть. ( космический)
- Внимание на экран. Прочитаем слова.
космический, Гагарин, полёт, совершил
- Почему Гагарин написано с заглавной буквы?
- Кому известна эта фамилия?
- Юрий А. Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком, который был в космосе. За 108 минут пребывания в космосе он выполнил один виток вокруг Земли. Завтрашний день- 12 апреля является государственным праздником - Днем космонавтики.
Работа с предложением.
- Что такое предложение?( игра «Хлопок»)
Составьте предложение. Запишите его в тетрадь.
Подчеркнем главные и неглавные слова в предложении.
- Ребята, посмотрите, как записано это предложение на экране.
Мне кажется, ребёнок использовал что-то новое, неизученное нами.
- Открытие «новых» знаний.
- Как вы думаете, ребята, какая тема нашего сегоднешнего урока?
- Верно тема урока «перенос слов»
- Какую цель поставим перед собой? (научиться переносить слова, изучить правила переноса)
-В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? (Во множественном)
-Т.е нам нужно узнать одно правило, ели несколько правил?
- Попробуем с вами разобраться. Прочитайте слова.
Космос, луна, ракета, орбита.
- Лексическое значение всех слов вам понятно?
-Разделим слова на слоги.
- Слова для переноса со строчки на строчку разделяются вот таким знаком – . Он называется черта. Этот знак - добрый. Он всегда помогает словам. Не уместится слово, черта встанет и перенесет его.
Кос-мос, лу-на, ра-ке-та, ор-би-та.
1. Прочитаем слова, сделав паузу на месте черточки.
2. Какие буквы выделены красным цветом.
3.Посмотрите, где стоит знак переноса – черточка ( на соединении)
4. Кто скажет, как же надо переносить слова со строчки на строчку?
Первое правило: слова переносятся с одной строки на другую по слогам.
- Правило переноса слов имеет свои секреты: старт
-Прочитайте слово. Почему в нем не стоит знак переноса?
- Ребята, а как быть, если в слове один слог?
Второе правило: слово, состоящее из одного слога не переносится.
Юрий
- Какое это слово по количеству слогов?
- Разделим на слоги.
- А знака переноса нет. Как вы думаете почему?
- Можно ли перенести слово?
Добрый знак переноса решил так: что оставаться на строчке одной букве будет очень неуютно и тоскливо .
Отсюда третье правило: одну букву нельзя оставлять и нельзя переносить на другую строку.
V. Реализация построенного проекта:
Структурирование полученных знаний
-Сколько правил мы открыли? (Три )
-Проговорим их ещё раз.
-Составим алгоритм (последовательность): как будем действовать, если надо перенести слово.
Фиксирует на экране:
1.Читаем слово.
2.Делим на слоги
3. Вспоминаем, какое правило подходит.
4. Записываем
- Почему выделены слова «вспоминаем правило»? (Без правил можем перенести неправильно)
VI.Физкультминутка. (видео « Я –ракета»)
VII. Первичное закрепление нового способа действия
1) Гагарин совершил космический полёт.
- Какое слово ваш сверстник переносил с одной строки на другую.
- Как еще можно выполнить перенос этого слова?
Записать в тетрадь. Один ребёнок у доски.( Кос-мический, косми- ческий, космичес-кий)
2)Напомните. Как действовать, если надо перенести слово.
1. Делим слово на слоги
2. Вспоминаем, какое правило подходит.
3) Работа в парах.
- На столе у вас лежат листочки, на которых записаны слова. Разложите их перед собой. Прочитаем.
- Ребята, скажите, пожалуйста. Что у меня в руке? ( Модель солнечной системы, т.е солнце и планеты)
Изучить названия планет и расположить на столе по порядку, относительно солнца, ориентируясь на модель солнечной системы.
1.Меркурий
2.Венера
3.Земля
4.Марс
5.Юпитер
6.Сатурн
7.Уран
8.Нептун
- Распределить слова в два столбика: столбик слева - слова, которые можно разделить на слоги для переноса; столбик справа – слова, которые нельзя переносить со строчки на строчку.
Одна пара работает у доски.
- Запишем слова в тетрадь, разделив их на слоги для переноса.
Неп-тун, Ве-нера, Вене-ра, Мер-курий, Мерку-рий и т.д.
VIII. Рефлексия
1)-Урок наш подходит к концу. Мне очень понравилось работать вместе с вами. Вы были активными и находчивыми учениками.
-Какая была цель урока?
-Какое открытие вы для себя сделали?
Сегодня на уроке
Я научился………………………………….
Было интересно………………………….
Было трудно…………………………………
Могу похвалить одноклассников за то, что……..
Мне показалось важным………………
Для меня было открытием то, что……….
- Ребята, мы сегодня разобрали не все секреты переноса, и завтра продолжим эту тему.
2) Когда нам что-то нравится, мы улыбаемся. Когда что-то не нравится, мы огорчаемся. На партах у вас лежат смайлики. Если вам понравился урок, то нарисуйте весёлого смайлика. Если урок не понравился, что-то у вас не получилось, то нарисуйте грустного смайлика.
- Покажите свои смайлики. Я вижу, что настроение многих из вас, совпадает с моим настроением. Я очень этому рада.
Спасибо большое всем за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...