Урок "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 Конспект урока в первом классе  по теме "Перенос слов" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_perenos_slov.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

План-конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме:

«Перенос слов»

                                        Подготовила и провела:

                                                          Кручинкина Наталья Николаевна

                                                          учитель начальных классов

 

                                               

2018-2019 учебный год

Цель: Ознакомление  обучающихся с правилами переноса слов.

Задачи: 

1. Формирование предметных умений:

правописные умения:        

 - делить слова на части для переноса;

 - оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);

 учебно-языковые умения:  

- делить слова на слоги, ставить ударение;

 речевые умения:              

- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.

  2. Формирование  метапредметных  умений:

личностные умения:         

- принимать и осваивать социальную роль ученика;       

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- определять общие для всех правила поведения;

- осознавать роль языка и речи  жизни людей;

регулятивные умения:        

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:   

  - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- сравнивать и группировать  буквы, слова;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения: 

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.  

Ход урока:

 I. Организационный этап.

Приветствие гостей

   – Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и наших гостей. Как гостеприимные хозяева нам нужно  оказать  внимание  нашим гостям. Каким образом это можно  сделать на уроке?  

- Нужно быть  пытливыми, находчивыми и желающими проникнуть  в тайны русского языка, и  умеющими показать, что вы узнали за первый год обучениия в школе.

       - Ребята! Каждый день мы с вами знакомимся с особенностями русского языка, узнаем  много нового, интересного, делаем для себя открытия, какой наш родной русский язык  прекрасный и богатый. Вот и сегодня мы сделаем для себя одно небольшое открытие,  узнаем одно очень важное правило русского языка.

  II.    Актуализация знаний

1)Начнем урок с каллиграфической минутки.

На доске  :  в  г  д  ж  к

-Назовите буквы, записанные на доске.

-Что общего в этих буквах?

-Какая буква  лишняя и почему?

- Сегодня на минутке чистописания мы пропишем строчную букву К с нижним соединением и   со средним соединением:  КЛ  КН.  

2) Словарная работа

 -  Вспомним словарные слова,  которые начинаются  с  буквы К.

К..р..ндаш,   к..рман,   к..ртон,   к..мпот,  кв..драт.

 - А сейчас мы познакомимся еще с одним словарным словом.

Отгадайте загадку.

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.

Космос

- Что обозначает это слово ? ( предмет)

-  На  какой вопрос отвечает ? ( что)

- Что мы еще можем сказать про это слово,  как про словопредмет? (одушев., неодуш.; в форме ед.ч или мн.ч)

- Какое это слово по количеству слогов?

- Разделим на слоги?

- На какой слог падает ударение?

- Произнесем это слово орфографически. Запишем  тетрадь.

- Поставьте   ударение.

III. Постановка учебной задачи

- Образуйте от  слова    космос  слово – признак,  так  чтобы  в этих словах была общая часть. ( космический)

 - Внимание на экран. Прочитаем слова.

космический,  Гагарин,  полёт, совершил

- Почему  Гагарин  написано с заглавной буквы?

- Кому известна эта фамилия?

- Юрий А. Гагарин  12 апреля 1961 года стал первым человеком, который  был в космосе. За 108 минут пребывания в космосе  он выполнил один виток вокруг Земли.  Завтрашний день- 12 апреля является  государственным праздником -  Днем космонавтики.

Работа с предложением.

 - Что такое предложение?( игра «Хлопок»)

Составьте предложение. Запишите его в тетрадь.

Подчеркнем   главные и неглавные слова в предложении.

- Ребята,  посмотрите, как  записано  это предложение на экране.

Мне кажется,  ребёнок использовал что-то новое,  неизученное  нами.

  1. Открытие «новых» знаний.

- Как вы думаете, ребята,  какая тема нашего сегоднешнего урока?

- Верно тема урока  «перенос слов»

- Какую цель поставим перед собой?    (научиться переносить слова,  изучить правила переноса)

-В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? (Во множественном)

-Т.е  нам нужно узнать одно правило, ели несколько правил?

- Попробуем с вами разобраться.  Прочитайте  слова. 

 Космос,   луна,   ракета,   орбита.    

- Лексическое значение   всех слов  вам понятно?

-Разделим слова на слоги.

- Слова для переноса со строчки на строчку  разделяются  вот  таким знаком – .  Он называется черта. Этот  знак  -  добрый. Он всегда  помогает  словам. Не уместится слово, черта  встанет и перенесет его.

Кос-мос,   луа,   раеа,   ор-биа.  

1. Прочитаем  слова, сделав паузу на месте черточки.  

2. Какие буквы выделены красным цветом.

3.Посмотрите, где стоит знак переноса – черточка ( на соединении)

4. Кто скажет, как же надо переносить слова со строчки на строчку?

Первое правило: слова переносятся  с одной строки на другую по слогам.

- Правило переноса слов имеет свои секреты: старт

-Прочитайте слово. Почему в нем не стоит знак переноса?

- Ребята, а как быть, если в слове один слог?

Второе правило: слово,  состоящее  из одного слога не переносится.

Юрий 

- Какое  это слово по количеству слогов?

- Разделим на слоги.

 - А знака  переноса нет. Как вы думаете почему?

-  Можно ли  перенести слово?

   

Добрый знак переноса решил так:   что оставаться на строчке одной букве  будет очень неуютно и  тоскливо .

Отсюда  третье правило: одну букву нельзя оставлять и нельзя  переносить на другую строку.

V. Реализация построенного проекта:

Структурирование полученных знаний

 -Сколько правил мы открыли? (Три )

-Проговорим их ещё раз.

-Составим  алгоритм (последовательность): как будем действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на экране:

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем

 - Почему выделены слова «вспоминаем правило»?  (Без правил  можем перенести неправильно)

VI.Физкультминутка.  (видео « Я –ракета»)

VII. Первичное закрепление нового способа действия

1) Гагарин совершил космический полёт.

-  Какое слово ваш сверстник переносил с одной строки на другую.

-  Как еще можно выполнить перенос этого слова?

 Записать в тетрадь. Один ребёнок у доски.( Кос-мический, косми- ческий,  космичес-кий)

2)Напомните. Как действовать, если надо перенести слово.

1. Делим слово  на слоги

2. Вспоминаем, какое правило подходит.

3) Работа в парах.

- На столе у вас лежат листочки, на которых записаны слова. Разложите их перед собой. Прочитаем.

- Ребята, скажите, пожалуйста. Что у меня в руке? ( Модель солнечной  системы, т.е солнце и планеты)

Изучить названия планет и расположить  на столе по порядку, относительно солнца, ориентируясь на модель солнечной системы.

1.Меркурий

2.Венера

3.Земля

4.Марс

5.Юпитер

6.Сатурн

7.Уран

8.Нептун

 - Распределить слова в два столбика:  столбик слева  - слова, которые можно разделить  на слоги для переноса; столбик справа – слова, которые нельзя переносить со строчки на строчку.

Одна пара работает у доски.

- Запишем слова в тетрадь,   разделив их на слоги для переноса.

Неп-тун, Ве-нера, Вене-ра, Мер-курий, Мерку-рий и т.д.

  VIII. Рефлексия

1)-Урок наш подходит к концу.  Мне очень понравилось  работать вместе с вами. Вы были активными и находчивыми учениками.

-Какая была цель урока?

-Какое открытие вы для себя сделали?

 Сегодня на уроке

Я научился………………………………….

Было интересно………………………….

Было трудно…………………………………

Могу похвалить одноклассников за то, что……..

Мне показалось важным………………

Для меня было открытием то, что……….

  • Ребята,  мы сегодня разобрали не все секреты переноса, и завтра продолжим эту тему.

 2) Когда  нам что-то нравится, мы улыбаемся. Когда что-то не нравится,  мы огорчаемся. На партах  у вас лежат смайлики.  Если вам понравился урок, то нарисуйте весёлого смайлика.   Если урок не понравился,  что-то у вас не получилось, то нарисуйте грустного смайлика.

- Покажите свои смайлики. Я вижу, что настроение многих из вас, совпадает с моим настроением. Я очень этому рада.

Спасибо большое всем за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....