Морфологический разбор местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_morfologicheskiy_razbor_urok.docx | 107.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Морфологический разбор местоимения».
Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».
Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления
местоимений в речи;
2. Закреплять умения заменять имя существительное
местоимением соответствующего рода;
3. Развивать речь, память, внимание учащихся;
4. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а
так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки.
6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Целью урока является достижение следующих результатов:
Предметных:
• обобщить знания о местоимении, о роли местоимений в речи;
• закрепить умения отличать местоимения от других частей речи и осознанно употреблять их в речи;
• закреплять умения правильного написания словарных слов и местоимений с предлогами .
Метапредметных– формирование универсальных учебных действий:
• познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
• регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
• коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, работать в паре, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке;
• развитие учебной мотивации, умения делать свой выбор, обосновывая своё мнение;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
План урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин)
2.Введение в тему, формулирование темы (2 мин)
3.Психологический настрой (1 мин)
4.Минутка чистописания (5 мин)
5.Словарно – орфографическая работа (5 мин)
6.Актуализация знаний.(12 мин)
- разбор предложений
- выбор правильного определения местоимения
- самостоятельная работа
7. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
8. Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока.
I. 1. Организационный момент.
– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня, ребята, я проведу у вас урок русского языка.
Эмоциональный настрой на урок.
- Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
-Прозвенел уже звонок? (Да!)
-Уже закончился урок? (Нет!)
-Только начался урок? (Да!)
-Хотите учиться? (Да!)
-Значит, можете садиться!
Учитель:Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
II. Введение в тему урока.
Учитель: - А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
(Учитель читает стихотворение.)
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!
Учитель: - Ребята, вы узнали, о чём идёт речь?
Верно, это наши друзья местоимения.
Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
Итак, тема нашего урока- «Местоимение». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.
III. Психологический настрой
Учитель:
- Сначала предлагаю вам настроиться на работу.
1 вариант хором:
Я смогу выполнить все задания. |
2 вариант хором:
У меня все получится. |
Все вместе:
Желаю успехов себе и друзьям! |
Учитель:
- Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.
IV. Чистописание.
Учитель:
-У вас будет необычное чистописание
-И начнём мы свой урок,
Несомненно, с этих строк.
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?
В, НА, Я , НОС, ЯМА, МНИ ПОД, ТЫ, МНЁМ, ОН, ВЫ
Дети:- Здесь даны разные части речи.
Учитель:- Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и образуют группы, называя их).
Предлоги - в, на, под.
Им. существительное – нос, яма.
Глаголы – мнём, мни.
Местоимения - я, он, ты, вы.
- Что это за местоимения?
- Давайте их заселим в домик.
Ед. число | Мн. число | |
1 лицо | ||
2 лицо | ||
3 лицо |
- А какие окошки остались свободными? Давайте их заселим.
Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.
-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.
-Назовите местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица.
-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица? (в единственном числе изменяются по родам)
ОТЛИЧНО!!!
V.Словарная работа.
Учитель: - А теперь прочту я вам
Стих про местоимения?
« Он, оно, она».
Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. /Солнце/
А стемнеет – он придет
Тоненький, смущенный, -
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. /Месяц/
Срок пройдет – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна! /Луна/
Учитель: – Кто же он, оно, она?
В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.
-Какого числа эти местоимения? ( 3 лица ед.числа)
Словарная работа. |
он она оно |
Месяц луна солнце |
(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)
ОТЛИЧНО!!!
VI.Актуализация знаний
-Ребята, а кто из Вас вспомнит, в какой сказке А.С. Пушкина встречается слово месяц?
Выводим на экран
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий…
(дети находят местоимения, учитель выписывает на доску)
- Каким местоимением писатель заменяет слово месяц? ( ты)
-Какие морфологические признаки мы можем определить?
- Часть речи.
- Лицо.
- Число.
- Род (у местоимений 3 лица ед. ч.)
- Попробуем.
Ты – местоимение, ед.ч., 2 лицо
- Смотрим на экран …
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
Она – местоимение, ед.ч., 1 лицо, ж.р.
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Мы - местоимение, мн.ч., 1 лицо
ОТЛИЧНО!!!
Физминутка.
Весёлая минутка
-Как живёшь?
-Вот так!
Как идёшь?
-Вот так!
-А бежишь?
-Вот так!
-А ночью спишь?
-Вот так!
-Как берёшь?
-Вот так!
-А даёшь?
-Вот так!
-Как шалишь?
-Вот так!
-А грозишь?
-Вот так!
А как ты на уроке сидишь?
VII. Итог урока (заполнение схемы)
- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работой. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.
Учитель: - Ребята, вы молодцы!
VIII.Рефлексия.
Шкала знаний.
IХ. Домашнее задание.
Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке. Д/з- по выбору.
Домашнее задание
Из трёх предложенных упражнений выбери любое и выполни его.
1.Спишите текст, заменяя, выделенные слова местоимениями с предлогами.
Около деревни растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечнике живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стужи воробей. Для воробья ребята сделали на дереве кормушку.
2.Спишите текст, поставив местоимения в нужную форму. Определите лицо и число местоимений.
Чижа захлопнула злодейка западня: бедняжка в (она) и рвался, и метался. А Голубь молодой над (он) же издевался. Голодная кума-Лиса залезла в сад; в (он) винограда кисти рделись. Известно, что слоны в диковинку у (мы), - так за Слоном толпы зевак ходили.
3.Спишите текст, подчеркните местоимения.
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь
помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Маршрутный лист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме местоимение,синтаксический,морфологический разбор.
Задания помогут проверить , насколько прочно усвоил ребенок данную тему, а также знание разных видов разбора....
Морфологический разбор местоимения
Конспект по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор местоимения»
Цель деятельности учителя: -формирование умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Планируемые результаты: Предметные: ...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимений» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значени...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимения», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Морфологический разбор местоимения» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ф...
Памятка "Морфологический разбор местоимения".
План морфологического разбора местоимения....