Морфологический разбор местоимения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Морфологический разбор местоимения»

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Личные местоимения»,

Планируемые результаты (предметные): имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Личностные результаты: устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него; соотносят поступки с принятыми эстетическими принципами

УУД

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; логически – владеют основами смыслового чтения учебного текста; осуществляют анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Сценарий занятия

  1. Мобилизующий этап

Ребята, посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

  1. Актуализация знаний.
  1. Чистописание

- Открываем тетради, записываем число. Сегодня второе апреля, классная работа.

Шш

Щщ

- При написании букв Ш и Щ не забывайте о параллельности наклонных палочек.

Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке.

- Определите какими частями речи являются слова в предложении

          2. Словарная работа

3 класс – 10 – 12 слов

- Посмотрите, что изображено на экране и запишите слова в тетрадь, подчеркнув орфограммы и выделив ударение.

РомАшка, рябИна, сирЕнь, гвоздИка, одувАнчик, орЕх, пшенИца, горОх, огурЕц, помидОр

(для проверки возьму 3 тетради)

- А теперь самостоятельно проверьте правильно ли вы выполнили задания. (ответы на доске). Составьте предложение с одним из словарных слов. Прочитайте (выборочно)

  Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- На доске три группы слов. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор. В первой группе лишнее слово ищет первый ряд, во втором – второй, в третьем - третий. У вас три минутки.

1) север                                2)писать                            3) весёлая

    учитель                              смотрит                              дружные

    ученик                                удивлять                           весенний

    я                                          ты                                       верный

   салют                                работать                               он

Я, ТЫ, ОН – местоимения.

- Ачто же такое местоимение?

(Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их)

- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (Личные местоимения)

  1. Первичное усвоение новых знаний

- Ребята, давайте вспомним таблицу «Личных местоимений». Для этого нам нужно разделиться на группки по пять человек. Ваша задача заполнить таблицу. Итак:

Число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Единственное

Множественное

1-е лицо, единственное число – я

2-е лицо, единственное число – ты

3-е лицо, единственное число – он, она, оно

1-е лицо, множественное число – мы

2-е лицо, множественное число – вы

3-е лицо, множественное число– они

- Давайте подумаем, что еще мы знаем о местоимениях? (О изменении местоимений по родам)

Местоимения 3-го лица ед.ч. изменяются по родам: мужской род – он, средний род – оно, женский род – она. Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяются.

Ребята, а теперь мы с вами попробуем сделать разбор местоимения по такой схеме:

  1. Часть речи
  2. Лицо
  3. Число
  4. Род
  5. Член предложения

- Запишите предложение «Я иду в кино»

  1. Первичная проверка понимания

- Ребята на доске предложения. Ваша задача найти местоимение, определить лицо, число и род (если это местоимения ед.ч. 3 лица). Указать каким членом предложения является. Первые 4 предложения для девочек, вторые – для мальчиков. (4 оценки)

Мы читаем книгу. (1-е лицо, мн.ч. подлежащ.)

Я играю с братом. (1-е лицо, ед.ч. подлежащ.)

Ты пойдёшь в кино? (2-е лицо, ед.ч. подлежащ.)

Он живёт в деревне. (3-е лицо, ед.ч. м.р. подлежащ.)

Они улетят на юг. (3-е лицо, мн.ч. подлежащ.)

Оно ярко светит. (3-е лицо, ед.ч. ср.р. подлежащ.)

Куда вы идете? (2-е лицо, мн.ч. подлежащ.)

Кого мы ждем? (1-е лицо, мн.ч. подлежащ.)

- Ребята, а сейчас мы побудем в роли редакторов. Откройте учебник на странице 97 упражнение 166. Прочитайте. Найдём повторяющиеся имена существительные и заменим одно из них местоимением. ( 2 оценки)

1. В воскресенье мы пришли в зоопарк (в первом предложении подчеркнуть основу). 2. В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала. 3. У клетки стоял павлин. Павлин распушил свой красивый хвост. 4. Мы вошли в здание. Здание было большое и тёплое. 5. Здесь жил старый слон. Слон обедал. Сначала слон съел морковь, потом принялся за сено. 6. Тане понравились лохматые яки. Яки жевали сено.

- Подумайте для чего же мы в речи употребляем местоимения? (чтобы не было в предложениях повторения одного и того же слова, для разнообразия речи)

  1. Первичное закрепление

Сейчас я вам раздам карточки, ваша задача вставить пропущенные местоимения.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Ребята, а теперь обменяйтесь карточкой с соседом по парте и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (одну карточку возьму для проверки, другую по выбору уч-ся читает вслух, остальные проверяют). (2 оценки)

Без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

  1. Информация о домашнем задании

Составить 5 предложений в которых бы местоимение являлось подлежащим. Указать лицо, число и род местоимений.

  1. Рефлексия

- Продолжим предложения

  1. Сегодня я узнал(-а)...
  2. Было трудно…
  3. Я понял(-а), что…
  4. Я научился(-лась)…
  5. Я смог(-ла)…
  6. Мне было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме местоимение,синтаксический,морфологический разбор.

Задания помогут проверить ,  насколько прочно усвоил ребенок данную тему, а также  знание разных видов разбора....

Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс...

Морфологический разбор местоимения.

Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение»....

Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор местоимения»

Цель деятельности учителя: -формирование умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значени...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимения», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Морфологический разбор местоимения» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ф...

Памятка "Морфологический разбор местоимения".

План морфологического разбора местоимения....