«Повторение правил написания большой буквы».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кисиль Лилия Николаевна

Закрепление понятия «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях. Знакомство с омонимами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_pravil_napisaniya_bolshoy_bukvy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

Тема: «Повторение правил написания большой буквы».

Цель урока: создать условия для закрепления понятия «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.

Тип урока. Закрепление полученных знаний.

Планируемые результаты: знают и применяют правописание слов с большой буквы, распознают омонимы.

Формируемые УУД:

Личностные: положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материале, осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Коммуникативные: формировать, аргументировать и отстаивать  собственное мнение в высказываниях; учитывать разные мнения; владеть устной и письменной речью.

Познавательные: воспроизводить  по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализировать, делать обобщения, выводы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1 слайд

- Сегодня мы отправимся в сказочную страну, которая вам знакома с 1 класса. Прочтите, что это за страна.

II. Минутка чистописания.

- Посмотрите на экран и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?

2 слайд   СТРАНАЗАГЛАВНЫХХБУКВ

(Разделить на слова. Их здесь три.)    3 слайд   

- Запишите. О чём надо помнить?

(Начало предложения пишу с заглавной буквы. Если предложение повествовательное, то в конце ставлю точку).

- В каком блоке будем работать?

(Блок «Правописание»)

III. Определение темы урока.

4 слайд

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв подруг.

Буква расти, не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

- Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль. (Буква расти, не сама захотела,

                            Букве поручено важное дело.)

- Сегодня мы вспомним все правила правописания заглавной буквы.

- Прочитайте ещё раз и найдите, что мы всегда должны замечать.

(Начало предложения.)

- Каждая строка стихотворения пишется с заглавной буквы, а  сколько предложений в произведении?

(6 предложений).

- Определите интонацию этих предложений.

(4 невосклицательных и 2 восклицательных предложения).

IV. Работа по теме урока.

Проблемные ситуации.

1)  5 слайд

очень любит галочка быструю скакалочку серый волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там по лесу рыщут, пищу ищут

- Даны 3 предложения. Каждому ряду надо найти начало своего предложения и записать его.

6 слайд  Контроль.

2) 7 слайд

 I в. - гончар

II в. - Вова

- От слов образуйте фамилию и запишите её. (Задание выполняется по вариантам).

- От какого имени будете образовывать фамилию? (От полного имени  Владимир)

Гончаров, Владимиров, Вовин

- Как записали? (с заглавной буквы)

- Как образовывались фамилии?

(Раньше фамилии образовывались от имени, от рода занятий, ремесла, привычек человека, его образа жизни, места проживания).

V. Физминутка.

VI. Знакомство с новым понятием – омонимы.

9 слайд

У Владимира верные друзья.

Из Владимира пришло письмо.

- Какое слово повторяется в предложениях?

(Владимир)

- Что оно означает в 1 предложении?

(Имя).

 - А во втором?

(Название города).

10 слайд  - В русском языке разные по значению, но одинаковые по написанию слова называются омонимы.

11 слайд

- Киви – нелетающая птица и фрукт.

- Ручка – принадлежность для письма и дверная ручка.

- Приведите свои примеры. (Лук, коса, кисть, ключ, нос).

VII. Продолжение работы по теме урока.

1) - На уроках литературного чтения мы читали произведения о богатырях. К какому жанру относятся эти произведения?

- Назовите, каких богатырей вы знаете.

- Муромец – это фамилия или отчество? (Высказывания детей).

12  слайд

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьёву приближается…

             

- Как же звать героя по имени-отчеству? Запишите.

13  слайд

Илья Иванович Муромец.

- Почему у него такая фамилия? (От места проживания).

2) Работа в парах. 14 слайд

Мы живём в городе ______.  Город______ находится в ______ области. Город ______ расположен на берегу _________ .

Взаимоконтроль. 15 слайд

3) – Какие крупные реки Пензенской области вы знаете?

16 слайд (Сура, Мокша, Хопёр).

4) Комментированное письмо предложения.

Дядя Фёдор и Матроскин жили  в деревне Простоквашино.

- Проверьте, правильно ли записали предложение. 16слайд

VIII. Итог урока.

- Ещё раз перечислите, когда вы будете писать заглавную букву.

17 слайд

IX. Домашнее задание (по выбору).

18 слайд

1) Я знаю пять рек: ___, ___, ___, ___, ___.

Я знаю пять городов: ___, ___, ___, ___, ___.

2) Образовать от слов имена известных сказочных героев: знание, дюйм, мальва, снег, зола, матрос, пятак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила написания большой буквы

Цели: учить писать слова с большой буквы, дать понятие термина « имя собственное», тренировать в написании словарных слов, в нахождении слов. Отвечающих на вопросы кто? Что?. Развивать речь, формирова...

Урок русского языка 2 класс АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Урок для 2 класса "Школа 2100" .Есть презентация к уроку....

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школе 2100" с использованием интерактивной доски.Цели:– развитие умения писать большую букву, разделительный ь в словах;– развитие умения вычитывать инфор...

Русский язык 1 класс. Тема: Повторение написания большой буквы и парных звонких или глухих согласных в конце слов.

: Повторить правописание словарных слов, изученных «опасных мест» (написание большой буквы, парных звонких и глухих согласных в конце слов);    Развивать умение видеть в словах «опасные...

Русский язык 1 класс. Тема: Повторение написания большой буквы и парных звонких или глухих согласных в конце слов.

: Повторить правописание словарных слов, изученных «опасных мест» (написание большой буквы, парных звонких и глухих согласных в конце слов);    Развивать умение видеть в словах «опасные...

Презентация. «Повторение правил написания большой буквы».

Закрепление понятия «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях....

конспект урока русского языка "Вспоминаем правила написания большой буквы"

план конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Начальная школа 21 век"...